3. Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, налоговым органам

В соответствии с п. 2 ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые установлены законом.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках и банковской деятельности) кредитная организация и ЦБ РФ гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному законодательству.

Статьей 86 НК РФ определены основания, по которым налоговый орган вправе запрашивать у банков информацию о наличии счетов, остатках денежных средств по ним, а также выписки операций по счетам. Такими основаниями признаются проведение мероприятий налогового контроля в отношении организаций или индивидуальных предпринимателей (применительно к счетам которых у банка запрашивается соответствующая информация), осуществление налоговым органом процедуры принудительного взыскания налоговой задолженности, а также принятие решения о приостановлении операций по счетам.

В судебной практике при толковании указанных норм возникают вопросы о том, в каких случаях и какие документы налоговые органы вправе запрашивать у банка в отношении его клиента.

 

3.1. Вывод из судебной практики: Проведение налоговой проверки самого банка не является основанием для предоставления банком сведений о клиентах, составляющих банковскую тайну.

 

Судебная практика:

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 N 11515/10 по делу N А32-46798/2009-33/633

«…Согласно статье 87 Кодекса налоговые органы вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Проверка соблюдения кредитной организацией статей 60, 76, 86 Кодекса путем проведения выездной налоговой проверки законодательством о налогах и сборах не предусмотрена. Такая проверка может осуществляться другими методами, определенными законодательством.

Отказывая в удовлетворении требований банка, суд кассационной инстанции счел назначенную инспекцией проверку формой налогового контроля по проверке исполнения банком установленных Кодексом обязанностей, осуществление которого предусмотрено пунктом 15 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

Вместе с тем названным Законом налоговым органам предоставлено право контролировать выполнение кредитными организациями установленных Налоговым кодексом Российской Федерации обязанностей в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Налоговые органы вправе получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления такого контроля.

Судами установлено, что требованием от 08.10.2009 N 11/122 инспекция обязала банк представить банковские документы дня, выписки по лицевым счетам налогоплательщиков, выписки по внутреннему и внешнему корреспондентским счетам, журнал регистрации инкассовых поручений, книгу регистрации открытых (закрытых) счетов, юридические дела налогоплательщиков и юридические дела дополнительного офиса.

Статьей 86 Кодекса определены основания, при которых налоговый орган вправе запрашивать у банков информацию о наличии счетов, об остатках денежных средств по ним, а также выписки операций по счетам. К таковым основаниям этой статьей отнесены мероприятие налогового контроля в отношении организаций или индивидуальных предпринимателей (применительно к счетам которых и запрашивается у банка соответствующая информация), осуществление налоговым органом процедуры принудительного взыскания налоговой задолженности, а также принятие решения о приостановлении операций по счетам.

Таким образом, из содержания названной нормы права следует, что перечисленные выше документы могут быть запрошены налоговым органом у банка только по указанным основаниям в отношении конкретного налогоплательщика. В этом случае банк обязан предоставить соответствующую информацию налоговому органу по его мотивированному запросу. Иных случаев для запроса в банках упомянутых документов данной нормой не предусмотрено.

Поскольку основанием для выставления банку оспариваемого требования явилось решение инспекции от 25.09.2009 N 18 о назначении проверки самого банка, при этом иные надлежащие основания, подтверждающие необходимость представления банком информации о своих клиентах и связанные с целями и задачами налоговых органов, отсутствуют, требование инспекции от 08.10.2009 N 11/122 не подлежит исполнению как незаконное…»

 

3.2. Вывод из судебной практики: Налоговый орган в связи с проведением проверки налогоплательщика вправе запросить в банке документы валютного контроля в отношении этого лица, в том числе ведомости банковского контроля и паспорта сделок. Действия банка по предоставлению таких документов не являются нарушением банковской тайны.

 

Судебная практика:

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 31.03.2009 N 16896/08 по делу N А33-17492/2007

«…Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району города Красноярска (далее — инспекция) 30.08.2007 направила в адрес филиала открытого акционерного общества «БАНК УРАЛСИБ» в городе Красноярске (далее — банк «УРАЛСИБ», банк) требование от 02.07.2007 N 346 о представлении в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) ведомостей банковского контроля, содержащих информацию об операциях по контрактам; паспортов сделок (основных и дополнительных листов), содержащих информацию об операциях по контрактам, касающихся деятельности открытого акционерного общества «Красноярский завод холодильников «Бирюса», в связи с проведением выездной налоговой проверки.

Письмом от 17.09.2007 N 703-7112 банк «УРАЛСИБ» отказал в представлении затребованных документов по тому мотиву, что в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Кодекса банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), а ведомость банковского контроля и паспорта сделок являются документами валютного контроля и согласно действующему законодательству налоговым органам не представляются.

В соответствии с пунктом 15 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставляется право контролировать выполнение кредитными организациями установленных Кодексом обязанностей в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Налоговые органы вправе получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления такого контроля.

Исходя из статьи 93.1 Кодекса, регламентирующей порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать данную информацию у участников сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 129.1 Кодекса неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

Ответственность банка как кредитного учреждения, установленная главой 18 Кодекса, не исключает возможности привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 129.1 Кодекса, как любого юридического лица, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в соответствии со статьей 93.1 Кодекса.

Таким образом, вывод судов о том, что банки не подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной статьей 129.1 Кодекса, противоречит положениям, установленным статьей 93.1 Кодекса.

При названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене…»

 

3.3. Вывод из судебной практики: Предоставление банком налоговому органу сведений о хозяйственных операциях, совершенных контрагентом проверяемого налогоплательщика в рамках определенной сделки с последним, не является нарушением банковской тайны.

 

Судебная практика:

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.09.2010 по делу N А33-916/2010

«…Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в отношении налогоплательщика произведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 2006 — 2007 года.

В ходе проверки налоговым органом в кредитные учреждения направлены запросы о предоставлении выписки (выписок) по операциям на счете (счетах) организации в отношении контрагентов налогоплательщика: ООО «Кобус», ООО «Сибирь Респект Трейдинг», ООО «Континент Сибирь», ООО «Снабкомплект», ООО «Снабкомплект», а также письма о предоставлении сведений по операциям ООО «Континент Сибирь» по приобретению векселей.

Полагая, что действия налогового органа по сбору, хранению и использованию полученной информации об операциях на расчетных счетах контрагентов налогоплательщика, а также информации закрепленной в объяснениях руководителей контрагентов и протоколах осмотра по юридическим адресам контрагентов нарушают права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, оно обратилось с заявлением о признании данных действий незаконными и об обязании налогового органа устранить нарушения прав заявителя.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Указанным положениям Налогового кодекса Российской Федерации корреспондирует пункт 3 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ), в соответствии с которым налоговым органам предоставляется право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, определяемых Кодексом.

Арбитражными судами установлено, что налоговая инспекция направила запрос в кредитное учреждение о предоставлении справок по операциям и счетам контрагентов налогоплательщика в рамках проведения выездной налоговой проверки общества и в целях установления факта осуществления реальных хозяйственных операций между обществом и указанными контрагентами.

Следовательно, налоговая инспекция в пределах установленной вышеуказанными нормативными правовыми актами компетенции осуществила указанные действия в рамках мероприятий налогового контроля…»

 

Аналогичная судебная практика:

Восточно-Сибирский округ

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.09.2010 по делу N А33-2557/2010

«…Как усматривается из материалов дела и было установлено судами первой и апелляционной инстанций, в отношении налогоплательщика произведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 11.01.2006 по 31.12.2008, по результатам проверки составлен акт N 42 от 30.09.2009.

В ходе проверки налоговым органом в кредитные учреждения направлены запросы о предоставлении выписки (выписок) по операциям на счете (счетах) организации в отношении контрагентов налогоплательщика.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Согласно пункту 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Указанным положениям Налогового кодекса Российской Федерации корреспондирует пункт 3 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ), в соответствии с которым налоговым органам предоставляется право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, определяемых Кодексом.

Арбитражными судами установлено, что налоговая инспекция направила запрос в кредитное учреждение о предоставлении справок по операциям и счетам контрагентов налогоплательщика — ООО «Альтернатива», «Артег», «Бонус Плюс», «Борус», «Интерстрой», «Кобус», «Мензот», «Ника», «Онтара», «Пегас», «Ромус», «Слим», «Туим», «Фобос», «Фактория», «Эльбрус» в рамках проведения выездной налоговой проверки общества и в целях установления факта осуществления реальных хозяйственных операций между обществом и указанными контрагентами.

Следовательно, налоговая инспекция в пределах установленной вышеуказанными нормативными правовыми актами компетенции осуществила указанные действия в рамках мероприятий налогового контроля…»

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.09.2010 по делу N А33-659/2010

«…Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам исполнения и соблюдения законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2006 по 31.12.2008.

27.01.2009 налоговой инспекцией направлен запрос N 11-33/00970дсп в ФКБ «Юниаструм банк» в г. Красноярске о предоставлении справок по операциям и счетам контрагента общества — ООО «ТрансКом».

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Указанным положением Налогового кодекса Российской Федерации корреспондирует пункт 3 статьи 7 Закона «О налоговых органах Российской Федерации» (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ), в соответствии с которым налоговым органам предоставляется право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, определяемых Кодексом.

Как следует из материалов дела, налоговая инспекция в ходе проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика направила запрос от 27.01.2009 N 11-33/00970дсп в ФКБ «Юниаструм банк» в г. Красноярске о предоставлении справок по операциям и счетам контрагента общества — общества с ограниченной ответственностью «ТрансКом» (далее — ООО «ТрансКом»).

Согласно мотивировочной части спорного запроса о предоставлении справок по операциям на счетах ООО «ТрансКом» он направлен налоговой инспекцией в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», в связи с проведением выездной налоговой проверки организации.

Из акта выездной налоговой проверки от 30.09.2009 N 42, решения от 10.12.2009 N 46 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения следует, что выездная налоговая проверка проводилась в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ника». Доказательств проведения мероприятий налогового контроля в отношении ООО «ТрансКом» налоговой инспекцией в материалы дела не представлено.

Арбитражным судом установлено, что налоговая инспекция направила запрос в кредитное учреждение о предоставлении справок по операциям и счетам контрагента налогоплательщика — ООО «ТрансКом» в рамках проведения выездной налоговой проверки общества и в целях установления факта осуществления реальных хозяйственных операций между обществом и указанным контрагентом.

Следовательно, налоговая инспекция в пределах установленной вышеуказанными нормативными правовыми актами компетенции осуществила указанные действия в рамках мероприятий налогового контроля…»

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.09.2010 по делу N А33-535/2010

«…Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам исполнения и соблюдения законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов за период с 09.02.2007 по 31.12.2008.

В ходе проведения выездной налоговой проверки налоговой инспекцией в качестве мероприятий налогового контроля проведены встречные налоговые проверки контрагентов общества, в ходе которых направлены поручения об истребовании у кредитных организаций документов о деятельности контрагентов налогоплательщика — ООО «ИнвестСтрой», ООО «МегаСтрой», ООО «ПК-Проект», касающихся деятельности ООО «Стройинвест», направлены в кредитные учреждения запросы о предоставлении выписки (выписок) по операциям на счете (счетах) организации в отношении указанных контрагентов налогоплательщика.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Указанным положением Налогового кодекса Российской Федерации корреспондирует пункт 3 статьи 7 Закона «О налоговых органах Российской Федерации» (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ), в соответствии с которым налоговым органам предоставляется право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, определяемых Кодексом.

Как следует из материалов дела, налоговая инспекция в ходе проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика направила запросы в кредитные учреждения о предоставлении справок по операциям и счетам контрагентов общества — ООО «ИнвестСтрой», ООО «МегаСтрой», ООО «ПК-Проект».

Согласно мотивировочным частям спорных запросов о предоставлении справок по операциям на счетах ООО «ИнвестСтрой», ООО «МегаСтрой», ООО «ПК-Проект» они направлены налоговой инспекцией в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», в связи с проведением выездной налоговой проверки организации.

Арбитражным судом установлено, что налоговая инспекция направила запросы в кредитные учреждения о предоставлении справок по операциям и счетам контрагентов налогоплательщика — ООО «ИнвестСтрой», ООО «МегаСтрой», ООО «ПК-Проект» в рамках проведения выездной налоговой проверки общества и в целях установления факта осуществления реальных хозяйственных операций между обществом и указанным контрагентом.

Следовательно, налоговая инспекция в пределах установленной вышеуказанными нормативными правовыми актами компетенции осуществила указанные действия в рамках мероприятий налогового контроля…»

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.09.2010 по делу N А33-2077/2010

«…В ходе проверки налоговой инспекцией проведены мероприятия налогового контроля в виде направления в кредитные учреждения запросов о предоставлении выписки (выписок) по операциям на счете (счетах) организации в отношении контрагентов налогоплательщика: общества с ограниченной ответственностью «Лима», общества с ограниченной ответственностью «ВестКомпани», общества с ограниченной ответственностью «Техстройресурс», «Торговый дом Силум», закрытого акционерного общества «Премьер», закрытого акционерного общества «Гарант», общества с ограниченной ответственностью СК «Гранд», общества с ограниченной ответственностью «КрасТехПром», общества с ограниченной ответственностью «Бонус-Плюс», общества с ограниченной ответственностью «Гарант-10», ИП Волкова Е.Н., общества с ограниченной ответственностью «Онтара», общества с ограниченной ответственностью СК «Подрядчик», общества с ограниченной ответственностью «Кобус», общества с ограниченной ответственностью «Эрика».

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Указанным положением Налогового кодекса Российской Федерации корреспондирует пункт 3 статьи 7 Закона «О налоговых органах Российской Федерации» (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ), в соответствии с которым налоговым органам предоставляется право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, определяемых Кодексом.

Согласно мотивировочным частям спорных запросов о предоставлении справок по операциям на счетах контрагентов общества они направлены налоговой инспекцией в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», в связи с проведением выездной налоговой проверки организации.

Арбитражным судом установлено, что налоговая инспекция направила запросы в кредитные учреждения о предоставлении справок по операциям и счетам контрагентов налогоплательщика в рамках проведения выездной налоговой проверки общества и в целях установления факта осуществления реальных хозяйственных операций между обществом и указанными контрагентами.

Следовательно, налоговая инспекция в пределах установленной вышеуказанными нормативными правовыми актами компетенции осуществила указанные действия в рамках мероприятий налогового контроля…»

 

Западно-Сибирский округ

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.05.2011 по делу N А45-17090/2010

«…Согласно пункту 15 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставлено право контролировать выполнение кредитными организациями установленных НК РФ обязанностей в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным Банком Российской Федерации. Налоговые органы вправе получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления такого контроля.

Исходя из статьи 93.1 НК РФ, регламентирующей порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать данную информацию у участников сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Судами установлено, что Инспекцией в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО «Вира» направлено в адрес Банка требование от 12.03.2010 N 4492 о представлении документов (информации) об истребовании у Банка документов в отношении ООО «БАС», а именно: договор на открытие счета; карточки образцов подписи, лиц имеющих право подписи банковских документов; договор на расчетно-кассовое обслуживание с изменениями и дополнениями; договор об обслуживании клиента с использованием системы «Банк-Клиент Онлайн»; сведения о телефонном номере, через который ООО «БАС» производилось соединение с системой «Банк-Клиент Онлайн»: доверенность уполномоченных лиц на совершение всех действий, связанных с обслуживанием в Банке (подписание договоров, получение сведений об открытии счетов и другие); иные договора, заключенные ООО «БАС» с Банком.

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации Банк мотивировал тем, что налоговый орган вправе запрашивать только те документы и информацию, которые имеют непосредственное отношение к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Материалами дела подтверждается, что требование от 12.03.2010 N 4492 о представлении документов (информации) не содержит указания на конкретную сделку, относительно которой истребуется информация, не содержит сведений относительно каких мероприятий налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации). Сведений о том, что ООО «БАС» является контрагентом проверяемого налогоплательщика ООО «Вира», имеет какие-либо финансово-хозяйственные отношения с ООО «Вира», требование не содержит.

В соответствии со статьей 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» запрошенные налоговым органом у Банка документы, как содержащие сведения о клиенте и его счетах, являются банковской тайной. Банк гарантирует тайну банковского счета и сведений о клиенте.

Вывод суда апелляционной инстанции о том, что в рамках статьи 93.1 НК РФ при проведении налоговой проверки налоговому органу предоставлено право истребовать у третьих лиц не любые документы, а лишь документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, обоснован.

Судами отмечено, что требование Инспекции о предоставлении документов (информации) от 12.03.2010 не содержало сведений о том, что ООО «БАС» является контрагентом проверяемого налогоплательщика ООО «Вира», имеет какие-либо финансово-хозяйственные отношения с ООО «Вира», указанные документы не отражают наличие расчетно-денежных отношений между ООО «Вира» и клиентом Банка — ООО «БАС».

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что Банк не обязан был выполнять оговоренное требование налогового органа, следовательно, необоснованно привлечен налоговым органом к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ…»

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.07.2009 N Ф04-3976/2009(10033-А27-41) по делу N А27-17947/2008-6

«…Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области в связи с проведением выездной налоговой проверки общества с ограниченной ответственностью «Гратис» направлено в адрес Инспекции поручение от 06.03.2008 N 475 об истребовании у Кузбасского филиала открытого акционерного общества «УРСА Банк» договора, заключенного между УРСА Банк и обществом с ограниченной ответственностью «Старт» по открытию расчетного счета N 40702810108120000603, копии карточки образцов подписей и оттиска печати, документов, подтверждающих полномочия лиц, указанных в карточке, а также информации о том, как был открыт расчетный счет ООО «Старт» (по доверенности или лично), если по доверенности, то указать учреждение нотариальной конторы и фамилию, имя, отчество нотариуса, проводившего оформление доверенности.

Письмом от 26.03.2008 N 1549/51 Кузбасский филиал ОАО «УРСА Банк» отказал налоговому органу в исполнении указанного требования, поскольку выездная налоговая проверка проводится в отношении ООО «Гратис», а запрашиваются копии документов и информация, касающиеся деятельности ООО «Старт».

Исходя из статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать данную информацию у участников сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Суды первой и апелляционной инстанций, исследуя представленные в материалы дела доказательства, установили, что требование от 17.03.2008 N 16-33-19/015918 о предоставлении документов (информации) не содержит указаний на конкретную сделку, относительно которой истребуется информация. Поручение от 06.03.2008 N 475 об истребовании документов (информации), на основании которого в адрес УРСА Банк выставлено требование от 17.03.2008 N 16-33-19/015918, не содержит информации о предоставлении документов (информации) в связи с проведением в отношении ООО «Гратис» выездной налоговой проверки…»

 

Северо-Западный округ

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.08.2010 по делу N А56-73208/2009

«…Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, установили, что требование Инспекции от 19.08.2009 N 13/20137 о представлении Банком документов (информации) в отношении ООО «Торговый Дом «АЗОТ» не содержит указаний на конкретную сделку, в отношении которой истребована информация. В поручении от 14.08.2009 N 4091, на основании которого в адрес Банка выставлено названное требование, указано, что документы запрашиваются в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО «Техноснаб». Данных о том, что ООО «Торговый Дом «АЗОТ» — клиент Банка является контрагентом проверяемого налогоплательщика, имеет какие-либо финансово-хозяйственные отношения с ООО «Техноснаб», поручение не содержит. Нет таких сведений и в направленном Банку требовании.

Поскольку судами установлено, что Банк отказался исполнить требование Инспекции о представлении банковских документов, касающихся деятельности ООО «Торговый Дом «АЗОТ», на том основании, что выездная налоговая проверка проводилась в отношении ООО «Техноснаб», а Инспекция не доказала, что запрошенные документы касаются деятельности проверяемого налогоплательщика, кассационная инстанция считает правильным вывод судов о необоснованном привлечении налоговым органом Банка к ответственности по пункту 2 статьи 129.1 НК РФ…»

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.08.2010 по делу N А56-73201/2009

«…Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, установили, что требование Инспекции от 19.08.2009 N 13/20019 о представлении Банком документов (информации) в отношении ООО «Нефтеснаб», ООО «МакТехСтрой» и ООО «Ойлсервис» не содержит указаний на конкретную сделку, в отношении которой истребована информация. В поручении Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве от 12.08.2009 N 14-14/082812@, на основании которого в адрес Банка выставлено названное требование, указано, что документы запрашиваются в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО «ТД «Топливное обеспечение аэропортов». Данных о том, что ООО «Нефтеснаб», ООО «МакТехСтрой» и ООО «Ойлсервис» — клиенты Банка — являются контрагентом проверяемого налогоплательщика, имеют какие-либо финансово-хозяйственные отношения с ООО «ТД «Топливное обеспечение аэропортов», поручение не содержит. Нет таких сведений и в направленном Банку требовании.

В рассматриваемом случае судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается недоказанность Инспекцией того, что запрошенные документы касаются деятельности проверяемого Управлением Федеральной налоговой службы по городу Москве налогоплательщика. Более того, ООО «МакТехСтрой» и ООО «Ойлсервис» являются контрагентами поставщиков организации, в отношении которой проводятся мероприятия дополнительного налогового контроля, то есть никаких сведений об ООО «ТД «Топливное обеспечение аэропортов» там и не могло быть. Также Инспекцией не доказана и повторность нарушения, допущенного Банком (в материалах дела решения от 19.01.2010 нет).

Правовой режим банковской тайны регламентирован также статьей 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с положением которой банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

При указанных обстоятельствах кассационная инстанция считает правильными выводы судов о необоснованном привлечении налоговым органом Банка к ответственности по пункту 2 статьи 129.1 НК РФ…»

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2010 по делу N А56-50380/2009

«…Из материалов дела следует и судами установлено, что требование от 11.03.2009 N 13/04594 о представлении документов в отношении ООО «ИНТЕЛРОС» не содержит указаний на конкретную сделку, относительно которой истребуется информация. В поручении от 03.03.2009 об истребовании документов (информации), на основании которого в адрес Банка выставлено названное требование, указано, что документы запрашиваются в связи с проведением камеральной налоговой проверки ООО «Компания Альянс».

Сведения о том, что клиент Банка (ООО «ИНТЕЛРОС») является контрагентом проверяемого налогоплательщика, ни поручение от 03.03.2009, ни требование от 11.03.2009 N 13/04594 не содержат.

Кроме того, в оспариваемом решении Инспекция также не привела каких-либо доказательств в подтверждение того, что ООО «ИНТЕЛРОС» является контрагентом ООО «Компания Альянс» и истребованные документы касаются деятельности проверяемого налогоплательщика и влияют на его обязанность по уплате налогов.

С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о недоказанности налоговым органом, что запрошенные у Банка документы касаются деятельности проверяемого налогоплательщика…»

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2010 по делу N А56-28828/2009

«…Из материалов дела следует, что Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10 в связи с проведением выездной налоговой проверки открытого акционерного общества «Хабаровский судостроительный завод» (далее — ОАО «Хабаровский судостроительный завод») направила в адрес Инспекции поручение от 16.12.2008 N 16-12/778 (т. 1, л. 10 — 11) об истребовании у Хабаровского филиала ОАО АКБ «Банк Москвы» копий документов клиента Банка — общества с ограниченной ответственностью «НордЮкон» (далее — ООО «НордЮкон»).

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.03.2009 N 16896/08 определена правовая позиция, в соответствии с которой банк, как любое юридическое лицо, располагающее документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, в соответствии со статьей 93.1 НК РФ, подлежит привлечению к ответственности, установленной статьей 129.1 НК РФ.

Материалами дела подтверждается, что требование от 25.12.2008 N 13/24320 о предоставлении документов (информации) в отношении ООО «НордЮкон» не содержит указаний на конкретную сделку, относительно которой истребуется информация. В поручении от 16.12.2008 об истребовании документов (информации), на основании которого в адрес Банка выставлено названное требование, указано, что документы запрашиваются в связи с проведением выездной налоговой проверки ОАО «Хабаровский судостроительный завод». Сведений о том, что клиент Банка (ООО «НордЮкон») является контрагентом проверяемого налогоплательщика, имеет какие-либо финансово-хозяйственные отношения с ОАО «Хабаровский судостроительный завод», поручение не содержит. Не приведены эти данные и в направленном Банку требовании. ОАО АКБ «Банк Москвы» в возражениях на акт от 27.01.2009 N 13-08/2 (л.д. 16 — 17) ссылалось на то, что у него запрошены документы (информация) в отношении не проверяемого налогоплательщика; эти документы не отражают наличие расчетно-денежных отношений между ОАО «Хабаровский судостроительный завод» и клиентом Банка. Однако Инспекция в оспариваемом решении не привела каких-либо доказательств в подтверждение того, что ООО «НордЮкон» является контрагентом ОАО «Хабаровский судостроительный завод» и истребованные документы касаются деятельности проверяемого налогоплательщика.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что налоговый орган не обосновал должным образом, что запрошенные у Банка документы касаются деятельности проверяемого налогоплательщика…»

 

3.4. Вывод из судебной практики: Если банк предоставляет налоговому органу договор на открытие банковского счета и карточку с образцами подписей и оттиском печати в связи с проведением мероприятий налогового контроля, это не является нарушением банковской тайны.

 

Судебная практика:

 

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.02.2009 N Ф03-28/2009 по делу N А51-6927/200837-185

«…Как следует из материалов дела, на основании поручения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому об истребовании документов (информации) от 10.01.2008 N 11-14/132 инспекцией в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) в адрес банка выставлено требование от 14.02.2008 N 14-09/003671 о предоставлении договора на открытие расчетных счетов ООО Рестракт»; карточки с образцами подписи и оттиска печати ООО «Рестракт» в связи с проведением дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении указанного общества.

Письмом от 21.02.2008 N 671-ю банк отказал налоговому органу в предоставлении документов со ссылкой на статью 857 Гражданского кодекса РФ и статью 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон N 395-1).

На основании пункта 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Согласно пункту 5 названной статьи лицо, получившее требование о предоставлении документов (информации) исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Пункт 6 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ также предусматривает, что отказ от предоставления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, отказ банка в предоставлении налоговому органу документов, истребуемых для целей налогового контроля, направлен против контрольных функций налогового органа…»

 

Аналогичная судебная практика:

Дальневосточный округ

 

Примечание: В приведенном ниже Постановлении суд также счел обоснованным требование налогового органа о предоставлении выписки по операциям на расчетных счетах налогоплательщика.

 

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.02.2009 N Ф03-29/2009 по делу N А51-6926/200837-186

«…Как следует из материалов дела, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому в связи с проведением дополнительных мероприятий налогового контроля ООО «Артис» направила в адрес Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока поручение от 10.01.2008 N 11-14/134 об истребовании у ООО «Примтеркомбанк» договора на открытие расчетного счета, карточки образцов подписей, выписки по операциям на расчетных счетах за 2005 год.

Письмом от 21.02.2008 N 671-10 банк в предоставлении документов отказал со ссылкой на статью 857 Гражданского кодекса РФ и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

На основании пункта 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Согласно пункту 5 названной статьи лицо, получившее требование о предоставлении документов (информации) исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Пункт 6 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ также предусматривает, что отказ от предоставления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, отказ банка в предоставлении налоговому органу документов, истребуемых для целей налогового контроля, направлен против контрольных функций налогового органа…»

 

Северо-Западный округ

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.08.2009 по делу N А56-41691/2008

«…Из материалов дела видно, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу (далее — Инспекция N 26) в связи с проведением мероприятий налогового контроля в отношении ООО «Техлен» и ООО «Никельтрейд» направила в адрес Инспекции поручения от 25.06.2008 об истребовании у Общества копий договоров, карточек с образцами подписей и оттиски печатей, доверенности и иные документы, касающиеся деятельности этих юридических лиц. Инспекция на основании названных поручений в порядке статьи 93.1 НК РФ направила Обществу требования от 27.06.2008 N 14-07-14/06880 и 14-07-14/06857 с предложением представить в налоговый орган указанные документы.

Общество в письмах от 23.07.2008 N 044-08/3963 и 044-08/3964 сообщило Инспекции о том, что запрашиваемые документы не относятся к той информации, которую оно обязано представлять налоговому органу.

На основании статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Согласно пункту 2 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам и их должностным лицам исключительно в случаях и порядке, предусмотренных законом.

В силу пункта 7 статьи 93.1 НК РФ приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ утвержден Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов. Основаниями для истребования налоговыми органами документов в порядке статьи 93.1 НК РФ являются проведение налоговой проверки, дополнительные мероприятия налогового контроля, необходимость получения информации о конкретной сделке вне рамок проведения налоговых проверок.

Следовательно, если налоговый орган действует в пределах предоставленных ему полномочий, он вправе в установленном законом порядке истребовать у банков необходимые документы (информацию), в том числе и содержащие сведения, которые относятся к банковской тайне.

Поэтому довод Общества о том, что требования налогового органа о представлении документов (информации) противоречат содержанию статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», обязывающей банки не разглашать сведения, составляющие банковскую тайну, обоснованно признан судом необоснованным…»

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.04.2009 по делу N А56-33797/2008

«…Из материалов дела видно и судами установлено, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области (далее — МИФНС N 2 по Тверской области), Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 в связи с проведением камеральных налоговых проверок ООО «Старорусский мясной двор», ОАО НПК «Северная Заря» и мероприятий налогового контроля в отношении ООО «Аполло» и ООО «Кассандра» направили в адрес Инспекции поручения от 14.02.2008, от 03.03.2008 и от 15.05.2008 об истребовании у Общества копий договоров, карточек с образцами подписей и оттиски печатей, доверенности и иные документы, касающиеся деятельности этих юридических лиц. Инспекция на основании названных поручений в порядке статьи 93.1 НК РФ направила Обществу требования от 22.02.2008 N 14-07-14/01732, от 13.03.2008 N 14-07-14/02448 и 14-07-14/02454, от 20.05.2008 N 14-07-14/05458 с предложением представить в налоговый орган указанные документы.

Общество в письмах от 06.03.2008 N 111-08/1117, от 24.03.2008 N 042-04/844 и 042-04/845 и от 02.06.2008 N 111-08/2988 сообщило Инспекции о том, что запрашиваемые документы не относятся к той информации, которую оно обязано представлять налоговому органу.

Инспекция в связи с неисполнением Обществом ее требований составила акт от 12.08.2008 и приняла решение от 05.09.2008 N 14-31/64 о привлечении его к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 129.1 НК РФ за неправомерное несообщение сведений налоговому органу в виде взыскания 3000 руб. штрафа.

Согласно пункту 2 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам и их должностным лицам исключительно в случаях и порядке, предусмотренных законом.

В силу пункта 7 статьи 93.1 НК РФ приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ утвержден Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов. Основаниями для истребования налоговыми органами документов в порядке статьи 93.1 НК РФ являются проведение налоговой проверки, дополнительные мероприятия налогового контроля, необходимость получения информации о конкретной сделке вне рамок проведения налоговых проверок.

Следовательно, если налоговый орган действует в пределах предоставленных ему полномочий, он вправе в установленном законом порядке истребовать у банков необходимые документы (информацию), в том числе и содержащие сведения, которые относятся к банковской тайне…»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code