Статья 25. Порядок индексации пенсий

Комментарий к статье 25 Федерального закона — О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации

1. Настоящей статьей определен порядок индексации пенсий в системе государственного пенсионного обеспечения, а именно пенсий за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, пенсий военнослужащим и членам их семей, пенсий участников ВОВ, социальных пенсий, пенсий граждан из числа космонавтов и членов их семей и т.д. Порядок индексации указанных видов пенсий различен. Индексация пенсий в широком смысле — это одна из разновидностей перерасчета пенсий, которая осуществляется в целях компенсации снижения покупательной способности пенсии в связи с инфляцией. Для проведения индексации подача заявления в Пенсионный фонд РФ не требуется, так как она проводится в централизованном порядке и ее размер зависит от категории пенсионера, которому назначена пенсия.

Пенсии федеральных государственных гражданских служащих индексируются при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных гражданских служащих.

Правила индексации пенсий федеральных государственных служащих утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2005 г. N 346 «Об индексации пенсий федеральных государственных служащих».

В соответствии с вышеуказанными Правилами пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих индексируются в следующем порядке:

— при централизованном повышении должностных окладов федеральных государственных служащих — на индекс повышения должностных окладов, а при централизованном дифференцированном повышении (установлении) должностных окладов федеральных государственных служащих — на средневзвешенный индекс повышения должностных окладов, утверждаемый Правительством РФ по представлению Министерства труда и социальной защиты РФ совместно с Министерством финансов РФ;

— при централизованном повышении иных денежных выплат, входящих в соответствии с законодательством РФ в состав денежного содержания федеральных государственных служащих, — на средневзвешенный индекс повышения одной или нескольких таких выплат, утверждаемый Правительством РФ по представлению Министерства труда и социальной защиты РФ совместно с Министерством финансов РФ.

Следует заметить особенность индексации размера пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим, которая заключается в том, что индексируется не непосредственно сам размер пенсии, а размер среднемесячного заработка федерального государственного служащего, из которого исчислялась пенсия, последовательно, на соответствующие индексы, а затем исходя из размера проиндексированного среднемесячного заработка определяется размер пенсии. Индексация пенсий производится со дня повышения в централизованном порядке денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих.

В соответствии с законодательством при индексации пенсии с применением индекса повышения должностных окладов или средневзвешенного индекса повышения должностных окладов размер проиндексированного среднемесячного заработка, из которого определяется размер пенсии, не может превышать 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), примененного при исчислении размера пенсии и проиндексированного с применением указанных индексов повышения должностных окладов, при последовательном применении всех предшествующих индексов повышения должностных окладов.

При индексации пенсии с применением средневзвешенного индекса повышения одной или нескольких денежных выплат, входящих в состав денежного содержания федеральных государственных служащих, размер проиндексированного среднемесячного заработка, из которого определяется размер пенсии, не может превышать 2,3 должностного оклада, примененного при исчислении размера пенсии по состоянию на день, с которого производится индексация по данному основанию.

Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, где требуются дополнительные материальные и физиологические затраты, размеры проиндексированных пенсий увеличиваются в установленном порядке на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания граждан в указанных районах (местностях).

Конституционность Правил индексации пенсий федеральных государственных служащих, в частности положения о том, что размер проиндексированного среднемесячного заработка, из которого определяется размер пенсии, не может превышать 2,3 должностного оклада, примененного при исчислении размера пенсии по состоянию на день, с которого производится индексация по данному основанию, достаточно часто является предметом судебных споров.

Так, с заявлением о признании недействующим вышеуказанного положения в Верховный Суд РФ обратился гражданин Б. Свое заявление Б. обосновал тем, что данное положение противоречит Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также комментируемому Закону и нарушает его право на пенсионное обеспечение (индексацию пенсии за выслугу лет). (см. подробно решение Верховного Суда РФ от 4 марта 2008 г. N ГКПИ07-1612).

Верховный Суд РФ, рассмотрев данную жалобу, оставил ее без удовлетворения. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 июня 2008 г. N КАС08-210 настоящее решение оставлено без изменения.

До принятия Федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих осуществляется в соответствии с комментируемым Законом, а Правила индексации пенсии для лиц данной категории определены настоящей статьей, в соответствии с которой было принято Постановление Правительства РФ от 31 мая 2005 г. N 346 «Об индексации пенсий федеральных государственных служащих». Механизм индексации пенсий федеральных государственных служащих, как уже говорилось ранее, предусматривает, что индексация пенсии производится путем индексации размера среднемесячного заработка федерального государственного служащего, из которого исчислялась пенсия, на соответствующие индексы и последующего определения размера пенсии исходя из размера проиндексированного среднемесячного заработка.

Размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих зависит от продолжительности стажа государственной службы (выслуги) и от его среднемесячного заработка. При наличии стажа не менее 15 лет пенсия назначается в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего.

Размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию.

При этом законодатель установил, что размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности федеральной государственной службы. Именно данный пункт и оспаривается заявителем.

Однако пункт 5 Правил индексации пенсий федеральных государственных служащих предусматривает, что при индексации с применением средневзвешенного индекса повышения денежных выплат, входящих в соответствии с законодательством Российской Федерации в состав денежного содержания, размер проиндексированного среднемесячного заработка, из которого определяется размер пенсии, не может превышать 2,3 должностного оклада, примененного при исчислении размера пенсии. В соответствии с оспариваемым пунктом Правил определяется размер пенсии при индексации, основанием для которой послужило повышение денежных выплат, входящих в состав денежного содержания. Данная норма полностью соответствует положениям комментируемой статьи Закона, следовательно, доводы заявителя об имеющихся противоречиях являются несостоятельными.

Данный механизм индексации направлен на повышение уровня пенсионного обеспечения тех лиц, чьи пенсии исчислены из среднемесячного заработка, размер которого не достиг предельного размера (2,3 должностного оклада), за счет его увеличения на соответствующий индекс. Ранее уже были перечислены выплаты, входящие в состав денежного содержания федеральных государственных служащих и предусмотренные ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Такими выплатами являются должностной оклад, оклад за классный чин, а также ежемесячные и иные дополнительные выплаты. В соответствии с Правилами индексации пенсий федеральных государственных служащих индексация размера пенсии может происходить при централизованном повышении любой из выплат, составляющих денежное содержание федерального государственного служащего, следовательно, ссылки заявителя о противоречии пункта 5 Правил индексации пенсий федеральных государственных служащих статье 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» являются необоснованными.

2. Пенсии военнослужащих и членов их семей, проходивших военную службу и иную приравненную к ней службу по контракту, индексируются в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Необходимо напомнить, что действие указанного Закона распространяется на следующие категории:

— лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы РФ, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством РФ, и семьи этих лиц;

— лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц;

— лиц рядового и начальствующего составов, проходивших службу в органах внутренних дел РФ, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц;

— лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и их семей — при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают;

— на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы РФ, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР, и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, на лиц рядового и начальствующего составов, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе, и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах — бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей.

В соответствии со ст. 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсии вышеперечисленным категориям военнослужащих и членам их семей подлежат пересмотру, во-первых, одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, и, во-вторых, с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия.

На составляющих денежного довольствия военнослужащих, которые учитываются при исчислении пенсии, необходимо остановиться несколько подробнее.

Так, для исчисления пенсии учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

Вторым способом индексации размеров пенсий военнослужащим, применяемым к некоторым категориям пенсионеров, является увеличение размера пенсии в зависимости от увеличения ее расчетного размера. При этом за расчетный размер принимается размер социальных пенсий для нетрудоспособных лиц, установленный в ст. 18 комментируемого Закона. Однако в Законе РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», сам по себе термин «индексация» не применяется, а говорится об увеличении пенсий, повышении пенсий и установлении надбавок к пенсиям. Практически все данные понятия несут одинаковое смысловое значение.

Установление надбавок с применением расчетного размера пенсии предусмотрено Законом в зависимости от категории пенсионера. Так, надбавки устанавливаются пенсионерам, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80-летнего возраста, неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, участникам и ветеранам ВОВ и участникам боевых действий, лицам, имеющим особые заслуги перед государством (Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, лица, награждение орденами Славы трех степеней, Трудовой славы трех степеней и «За службу Родине в Вооруженных Силах» трех степеней, чемпионы Олимпийских Игр и т.д.), лицам, пострадавшим от политических репрессий, лицам, находившимся в блокадном Ленинграде, лицам, пребывавшим в детском возрасте в местах принудительного содержания в период Второй мировой войны, получившим ранения в детском возрасте в годы ВОВ и т.д.

3. Социальные пенсии в соответствии с Законом индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициенты индексации социальных пенсий определяются Правительством Российской Федерации.

С 1 апреля 2013 г. была произведена индексации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2013 г. N 281 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2013 г. социальных пенсий», которым был утвержден коэффициент индексации в размере 1,0181.

До 2010 года, когда базовая часть трудовой пенсии являлась отдельной частью пенсии, она индексировалась вместе с социальной пенсией. С 1 января 2010 года, когда базовая часть трудовой пенсии перешла в ее страховую часть в форме фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, социальная пенсия индексируется отдельно и по иным правилам, которые установлены в комментируемой статье.

Ранее, до внесения изменений в комментируемую статью Федеральным законом от 28 марта 2011 г. N 43-ФЗ «О внесении изменений в статью 25 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», вступившим в силу с 30 марта 2011 г., индексация социальных пенсий производилась ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста цен на товары и услуги за прошедший год. В случае если за данный период темпы роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации превышали темпы роста цен на товары и услуги, то с 1 июля производилась дополнительная индексация указанных социальных пенсий на разницу между годовым индексом роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации и годовым индексом роста цен на товары и услуги.

Прожиточный минимум по социально-демографическим группам населения устанавливается Правительством РФ.

Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2013 г. N 958 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2013 г. «величина прожиточного минимума для пенсионеров во II квартале 2013 г. составляет 6043 рубля. В целом на душу населения величина прожиточного минимума в указанном периоде составляет 7372 рубля, для трудоспособного населения — 7941 рубль, для детей — 7104 рубля.

Для сравнения динамики роста приведем данные о прожиточном минимуме за предыдущее время.

Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 545 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2013 г.» в указанном периоде установлены следующие величины прожиточного минимума — на душу населения 7095 рублей, для трудоспособного населения — 7633 рубля, для пенсионеров — 5828 рублей, для детей — 6859 рублей.

Правовая основа для определения прожиточного минимума в РФ и его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты установлена Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Указанным Законом прожиточный минимум определен как стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина — это необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.

Целью установления прожиточного минимума в целом по Российской Федерации является оценка уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснование устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также определение устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирование федерального бюджета и др. Прожиточный минимум устанавливается как на федеральном, так и на региональном уровне. Целью установления величины прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации является оценка уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ; оказание необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; формирование бюджетов субъектов Российской Федерации и др.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2013 г. На федеральном уровне потребительская корзина разрабатывается с участием Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в субъектах Российской Федерации — с участием комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.

4. При индексации социальных пенсий индексируются пенсии военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и пенсии членов их семей, пенсии участников ВОВ, пенсии граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», пенсии граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и пенсии членов их семей, пенсии граждан из числа работников летно-испытательного состава.

Пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей индексируются в случае повышения денежного довольствия (заработка), получаемого в соответствии с Положением о материальном обеспечении космонавтов в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 17 мая 1993 г. N 455 «Вопросы материального и пенсионного обеспечения космонавтов». Индексация пенсий граждан из числа космонавтов и членов их семей осуществляется с даты, с которой произошло повышение указанного денежного довольствия (заработка).

В случае если повышение денежного довольствия (заработка) в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря) не производилось, пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей пересчитываются с 1 января следующего года в размере, равном суммарному размеру индексации размера социальной пенсии, произведенной в прошедшем году.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code