Статья 22. Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой

Глава V. НАЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИИ, ПЕРЕРАСЧЕТ ЕЕ РАЗМЕРА И ПЕРЕВОД С ОДНОГО ВИДА ПЕНСИИ НА ДРУГОЙ, ИНДЕКСАЦИЯ, ВЫПЛАТА И ДОСТАВКА ПЕНСИЙ

Статья 22. Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой

Комментарий к статье 22 Федерального закона — О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации

1. По общему правилу назначение пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина, поданному в том числе в форме электронного документа. Норма о возможности подачи заявления в форме электронного документа действует с 1 июля 2012 г. в соответствии с изменениями, внесенными в комментируемую статью Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Порядок подачи заявления в форме электронного документа регламентирован, в частности Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2011 г. N 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов». Данным нормативно-правовым документом установлено, что заявления и иные документы, необходимые для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, представляемые в форме электронных документов, в том числе заявления о назначении пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения, перерасчете ее размера и перевода с одного вида пенсии на другой, оформляются в соответствии с требованиями к форматам заявлений и иных документов, установленными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; подписываются в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» и статей 21.1 и 21.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; представляются в органы и организации, предоставляющие государственные и (или) муниципальные услуги, с использованием электронных носителей и (или) информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет, лично или через законного представителя при посещении органа или организации, посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (без использования электронных носителей) либо иным способом, позволяющим передать в электронном виде заявления и иные документы.

Некоторые из приведенных выше понятий, такие как «Единый портал государственных и муниципальных услуг» и «электронная подпись», связанных с подачей заявления в электронном виде, требуют дополнительных разъяснений.

Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает:

1) доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг;

2) доступность для копирования и заполнения в электронной форме запроса и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги;

3) возможность подачи заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги;

4) возможность получения заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

5) возможность получения заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий результатов предоставления государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, когда такое получение запрещено федеральным законом;

6) возможность оплаты заявителем с использованием электронных средств платежа предоставления государственных и муниципальных услуг, и уплаты иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, представление информации об уплате которых допускается с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, если иное не предусмотрено федеральными законами;

7) реализацию иных функций, которые вправе определить Правительство РФ.

Под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Для создания электронной подписи используется уникальная последовательность символов — ключ электронной подписи.

2. Процедура обращения за назначением пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим) регламентирована Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Действие указанных Правил распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсию и имеющих место жительства на территории Российской Федерации.

Письменное заявление о назначении пенсии подается в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ по месту жительства, лицом, имеющим право на пенсию или его законным представителем. Если гражданин не имеет подтвержденного регистрацией места жительства на территории РФ, то заявление о назначении пенсии подается в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту пребывания. Если не имеется регистрации по месту жительства, а также не определено место пребывания, то заявление о назначении пенсии подается в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту фактического проживания или фактического нахождения.

Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Граждане, которые находятся в местах лишения свободы, могут обратиться за назначением пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения.

Если пенсия должна быть назначена несовершеннолетнему или недееспособному лицу, то заявление о назначении пенсии подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.

В том случае, если законным представителем несовершеннолетнего или недееспособного лица является соответствующее учреждение, в котором несовершеннолетнее или недееспособное лицо пребывает, заявление подается в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту нахождения этого учреждения.

Несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе обратиться за назначением пенсии самостоятельно.

В некоторых случаях заявление и необходимые для назначения пенсии документы могут быть отправлены заказным почтовым отправлением.

Без предоставления заявления производится назначение пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее получавшим социальную пенсию по инвалидности, предусмотренную для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, а также получателям социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 — для мужчин и 60 лет — для женщин, являвшимися получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Социальная пенсия указанным гражданам назначается на основании документов, имеющихся в Пенсионном фонде РФ и документов, поступивших из федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. В течение 10 дней со дня назначения указанным гражданам социальной пенсии, Пенсионный фонд РФ направляет гражданину уведомление о назначении ему социальной пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения.

В соответствии с комментируемой нормой обращение в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, с заявлением, в том числе в форме электронного документа, о назначении пенсии, ее перерасчете или о переводе с одного вида пенсии на другой может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию. Обращение за перерасчетом размера пенсии или с заявлением о переводе с одного вида пенсии на другой какими-либо сроками не ограничено.

Необходимо обратить внимание, что предусмотренный настоящей нормой перевод с одного вида пенсии на другой означает изменение вида пенсии только в рамках системы государственного пенсионного обеспечения и не предусматривает перевод с пенсии, назначенной в соответствии с иными законодательными актами, на пенсию в системе государственного пенсионного обеспечения. В данном случае существует отличие от норм Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который предусматривает как перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством РФ, к примеру, с пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения, на трудовую пенсию. В соответствии с комментируемой нормой может быть осуществлен только перевод с одного вида пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения на другой.

Следует обратить особое внимание на то, что перевод с одного вида пенсии на другой в рамках настоящего Закона возможен только в том случае, если гражданин, желающий изменить вид государственного пенсионного обеспечения, имеет право на назначение обоих видов социальной пенсии, но в соответствии со ст. 3 комментируемого Закона, не имеет право на получение двух видов пенсии одновременно.

К примеру, гражданин в возрасте 65 лет приобрел право на получение социальной пенсии по старости. В 67 лет, в соответствии с заключением медико-социальной экспертизы, он признан инвалидом I группы, то есть приобрел право на получение социальной пенсии по инвалидности. В данном случае, поскольку данный гражданин имеет право на получение социальной пенсии по старости и социальной пенсии по инвалидности, но не имеет право на получение двух видов пенсионного обеспечения одновременно, ему предоставлено право выбрать тот вид пенсии, который является большим по размеру. В данном случае экономически выгодно выбрать социальную пенсию по инвалидности.

Перерасчет размера пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения производится в следующих случаях:

— в связи с изменением группы инвалидности;

— в связи с изменением причины инвалидности;

— в связи с изменением количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера;

— в связи с изменением категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца;

— в связи с изменением условий назначения социальной пенсии.

Данный перечень юридических фактов, за которыми следует перерасчет пенсии, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В случае наступления иных, не указанных в перечне фактов должен быть произведен не перерасчет пенсии, а иное процессуальное действие. Так, к примеру, при переезде гражданина в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности, расчет его пенсии должен быть произведен с учетом районного коэффициента, установленного в районе или местности по его новому месту проживания. Однако, как известно, Законом не предусмотрен перерасчет пенсии в связи с установлением районного коэффициента. Какое же действие необходимо провести в данном случае? Представляется, что должен быть произведен не перерасчет, а пересчет размера пенсии, но с применением сроков, установленных для перерасчета ст. 23 комментируемого Закона, о котором будет говориться в дальнейшем.

Основаниями для перерасчета размера пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих являются увеличение после назначения пенсии за выслугу лет продолжительности стажа государственной гражданской службы, с учетом которого определяется размер пенсии за выслугу лет, а также замещение должности федеральной государственной гражданской службы, после назначения пенсии за выслугу лет, не менее 12 полных месяцев с более высоким должностным окладом, а следовательно, с более высоким среднемесячным заработком.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code