Статья 21. Среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих

Комментарий к статье 21 Федерального закона — О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации

1. Настоящей статьей определяется порядок установления среднемесячного заработка, который берется для расчета размера пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим. Понятие «среднемесячный заработок» в широком смысле уже рассматривался ранее, в комментариях к ст. 2 комментируемого Закона, где было определено, что среднемесячный заработок — это денежное содержание, денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата и другие доходы, которые учитываются для исчисления размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданина, обратившегося за назначением этой пенсии, выраженные в денежных единицах Российской Федерации и приходившиеся на периоды службы и иной деятельности, включаемые в его выслугу или трудовой стаж. В данной же статье речь идет только о среднемесячном заработке федеральных государственных служащих, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет в соответствии с комментируемым Законом, то есть понятие среднемесячный заработок рассматривается в узком смысле.

Законом установлено, что размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Как известно, общеустановленный Законом возраст, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Однако для некоторых категорий граждан при наличии установленных законом условий предусмотрено снижение пенсионного возраста. Эти условия распространяются и на федеральных государственных служащих.

Так, если федеральный государственный служащий — мужчина ранее проработал в течение 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеет страховой стаж не менее 20 лет, то по достижении 50 лет он вправе обратиться за назначением трудовой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет в соответствии с комментируемым Законом.

Условия досрочного назначения трудовой пенсии установлены в ст. ст. 27 — 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2002 г. N 141 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», вплоть до принятия новых нормативных актов, расчет среднего заработка федеральных государственных служащих производится на основании Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 1999 г. N 1233 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1999 г. N 755 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента РФ от 16 августа 1995 г. N 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих».

В Положении об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, определен порядок расчета среднемесячного денежного содержания федерального государственного служащего, который заключается в том, что сумма полученного за 12 месяцев, предшествующих увольнению с государственной службы, денежного содержания делится на 12. Из расчетного периода, то есть из 12-ти месяцев, исключается время, когда федеральный государственный служащий не работал в связи с временной нетрудоспособностью или в соответствии с законодательством Российской Федерации освобождался от исполнения должностных обязанностей с сохранением среднего заработка. В этом случае суммы полученного пособия по временной нетрудоспособности и выплаченного среднего заработка не включаются в денежное содержание (денежное вознаграждение), исходя из которого исчисляется размер ежемесячной доплаты к пенсии. При этом среднемесячное денежное содержание (денежное вознаграждение) определяется путем деления суммы полученного в расчетном периоде денежного содержания (денежного вознаграждения) на фактически проработанные в этом периоде дни и умножается на 21 (среднемесячное число рабочих дней в году).

Размер среднемесячного денежного содержания при увольнении с федеральной государственной службы в случае замещения должности федеральной службы менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с федеральной государственной службы вследствие ликвидации федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, а также сокращение штата федеральных государственных служащих в органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, а также при увольнении с федеральной государственной службы до истечения 12 полных месяцев со дня введения федеральной государственной службы в государственном органе при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет исчисляется путем деления общей суммы денежного содержания (денежного вознаграждения) за фактически проработанные полные месяцы федеральной государственной службы на число этих месяцев.

По заявлению федерального государственного служащего из числа полных месяцев, за которые определяется среднемесячное денежное содержание (денежное вознаграждение), могут исключаться месяцы, когда федеральный государственный служащий находился в отпуске без сохранения денежного содержания (денежного вознаграждения). При этом исключенные месяцы должны заменяться другими, непосредственно предшествующими избранному периоду.

Если в расчетный период произошло повышение в централизованном порядке денежного содержания, среднемесячное денежное содержание за весь расчетный период рассчитывается с учетом повышения денежного содержания.

2. Статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регламентирован порядок оплаты труда государственных гражданских служащих. Необходимо отметить, что положения данной статьи распространяются и применяются в отношении федеральных гражданских служащих с момента вступления в силу Указа Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», то есть с 1 августа 2006 года. В соответствии с данной статьей оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание складывается из нескольких составляющих, каждая из которых имеет свою правовую основу.

Во-первых, в состав денежного содержания включается месячный оклад денежного содержания, который, в свою очередь, состоит из месячного оклада, установленного в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы. Размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и окладов в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы установлены Указом Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».

Во-вторых, в состав денежного содержания включаются дополнительные выплаты, а именно:

— ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада. Размер надбавки по группам должностей гражданской службы также установлен Указом Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»;

— ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, которая в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» составляет: при стаже федеральной государственной службы от 1 года до 5 лет — 10%, от 5 до 10 лет — 15%, от 10 до 15 лет — 20% и свыше 15 лет — 30%. Исчисление стажа государственной гражданской службы РФ для установления государственным гражданским служащим РФ ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ, определение продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размер поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу РФ регламентированы Указом Президента РФ от 19 ноября 2007 г. N 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации»;

— ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Порядок установления данной надбавки установлен Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны»;

— премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

— ежемесячные денежные поощрения; единовременные выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Для всех вышеуказанных составляющих денежного содержания федеральных государственных служащих применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного федеральному государственному гражданскому служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исключения составляют предусмотренные законом размер среднемесячного заработка, в том числе сохраненного в соответствии с законодательством РФ, из которого производится исчисление пенсии за выслугу лет федеральному государственному гражданскому служащему, если данный размер заработка определяется с учетом денежного содержания (оплаты труда), установленного в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», не может превышать в соответствующем периоде 2,8 должностного оклада, установленного Президентом РФ после 1 августа 2006 г. по соответствующей должности федеральной государственной гражданской службы.

В целях реализации данной нормы Указом Президента РФ от 19 ноября 2009 г. N 1311 утвержден Перечень соответствия отдельных государственных должностей федеральной государственной службы и государственных должностей федеральных государственных служащих должностям федеральной государственной гражданской службы применительно к должностным окладам, по которым исчисляется размер пенсии за выслугу лет.

В данном Перечне указаны наименования государственных должностей федеральной государственной службы, государственных должностей федеральных государственных служащих и соответствующие им наименования должностей федеральной государственной гражданской службы применительно к должностным окладам, по которым исчисляется размер пенсии за выслугу лет.

4. В целях реализации норм, установленных комментируемой статьей, и в соответствии с настоящим Законом, Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 818 «Об утверждении Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» были утверждены Правила определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, действие которых распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Правилами определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, так же как и ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», дан перечень выплат, из которых складывается денежное содержание гражданских служащих. Это:

— месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы;

— месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином федеральной государственной гражданской службы;

— ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе;

— ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы;

— ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

— ежемесячное денежное поощрение;

— премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

— единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;

— другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В том случае, если денежное содержание гражданских служащих в соответствии с Указом Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, устанавливается в виде единого денежного вознаграждения, составляющими денежного содержания являются:

— денежное вознаграждение;

— ежемесячное денежное поощрение;

— премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

— другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Следует обратить особое внимание на то, что за периоды, когда за гражданским служащим в соответствии с законодательством сохраняется денежное содержание по замещаемой им должности, для расчета среднемесячного заработка берется указанное денежное содержание в полном объеме.

Периодами, когда за федеральным государственным служащим сохраняется денежное содержание, являются:

— нахождение в основном и дополнительном оплачиваемом отпуске,

— нахождение в служебной командировке;

— период прохождения квалификационной подготовки и повышения квалификации;

— период урегулирования конфликтов интересов. Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам. В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы;

— период проведения служебной проверки. Причины и порядок проведения служебной проверки регламентированы ст. 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего, с целью определить, допущены ли гражданским служащим проступки и нарушения, за которые к нему могут быть применены предусмотренные дисциплинарные взыскания. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы;

— период безвестного отсутствия федерального гражданского служащего (до признания его безвестно отсутствующим или умершим по решению суда).

Как уже говорилось ранее, для расчета среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего в качестве расчетного периода берутся последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения федеральным служащим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом из расчетного периода исключаются время нахождения федерального государственного гражданского служащего в отпусках без сохранения денежного содержания, в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также период временной нетрудоспособности. В период нахождения в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также в период временной нетрудоспособности федеральному государственному служащему выплачиваются пособия в системе обязательного социального страхования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и суммы указанных пособий при расчете среднемесячного заработка не учитываются.

Если в расчетном периоде федеральный государственный гражданский служащий не находился в отпуске без сохранения денежного содержания, в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также ему не выплачивалось пособие по временной нетрудоспособности, то размер среднемесячного заработка определяется путем деления общей суммы денежного содержания и других включенных в него выплат, начисленных в расчетом периоде, на 12.

Если же в расчетном периоде федеральный государственный служащий использовал отпуск без сохранения содержания, находился в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком или получал пособие по временной нетрудоспособности, то размер среднемесячного заработка определяется путем деления общей суммы полученного за указанный период денежного содержания на количество фактически отработанных дней в расчетном периоде и умножения на среднемесячное число рабочих дней в году, которое составляет 21. При этом премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, а также другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами и аналогичные выплаты гражданских служащих, денежное содержание которых устанавливается в виде единого денежного вознаграждения, учитываются при определении среднемесячного заработка в размере одной двенадцатой фактически начисленных в этом периоде выплат.

В том случае, если в течение всего расчетного периода федеральный государственный гражданский служащий находился в отпусках без сохранения денежного содержания, в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, или на весь расчетный период пришелся период его временной нетрудоспособности, а также если в расчетном периоде по иным причинам отсутствуют фактически отработанные дни, то исчисление среднемесячного заработка производится по выбору гражданского служащего — либо путем замещения расчетного периода предшествующим этому равным расчетным периодом, либо путем деления суммы фактически начисленного за неполный расчетный период денежного содержания на количество фактически отработанных дней в расчетном периоде и умножения на 21.

В том случае, если в течение расчетного периода федеральный государственный гражданский служащий работал в разных федеральных государственных органах, то есть менял место государственной службы, то исчисление среднемесячного заработка производится путем суммирования начисленного денежного содержания и других выплат в соответствии с замещаемыми должностями федеральной государственной гражданской службы за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения им возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и деления общей суммы денежного содержания и других выплат, начисленных в расчетом периоде, на 12.

При централизованном повышении (индексации) в расчетном периоде денежного содержания (денежного вознаграждения) учитываемые при исчислении среднемесячного заработка выплаты, за исключением установленных в фиксированном размере, рассчитываются с учетом соответствующего повышения (индексации), в том числе за часть расчетного периода, предшествующую дате повышения (индексации).

В том случае, если федеральный государственный служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами Российской Федерации, его среднемесячный заработок определяется исходя из денежного содержания, устанавливаемого в рублях в соответствии с законодательством РФ.

Законом установлено, что размер среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного гражданскому служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством РФ. Если в течение расчетного периода федеральный государственный гражданский служащий замещал должности, по которым установлены различные должностные оклады (денежное вознаграждение), то размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), определяемого путем суммирования размеров установленных гражданскому служащему в каждом месяце расчетного периода должностных окладов (денежного вознаграждения) и деления полученной суммы на 12. Кроме того, если в течение расчетного периода федеральный государственный гражданский служащий работал на условиях неполного служебного (рабочего) времени, среднемесячный заработок не может превышать 2,8 фактически получаемого в расчетном периоде должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), в том числе при централизованном повышении (индексации) в расчетном периоде денежного содержания (денежного вознаграждения).

По отдельным должностям гражданской службы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. На федеральных гражданских служащих, которым установлен особый порядок оплаты труда, порядок определения среднемесячного заработка, установленный Правилами определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, не распространяется. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, утверждается соответственно указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code