Статья 20. Трудовой стаж

Комментарий к статье 20 Федерального закона — О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации

1. Наличие трудового стажа является обязательным условием возникновения права на пенсионное обеспечение в соответствии с комментируемым Законом для некоторых категорий граждан. К примеру, как уже говорилось ранее, пенсия по старости в системе государственного пенсионного обеспечения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, назначается по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.

Под трудовым стажем в соответствии со ст. 2 комментируемого Закона понимается учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

На данном понятии необходимо остановиться более подробно.

До проведения пенсионной реформы, то есть до вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», комментируемого Закона и других законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих пенсионное обеспечение, основополагающим понятием для назначения пенсии являлся общий трудовой стаж. Так, ст. 89 Закона от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» определяла, что в общий трудовой стаж включается «любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве».

Впервые понятие страхового трудового стажа было дано в Федеральном законе от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», где страховой стаж определен как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачиваются страховые взносы. Кроме того, в Федеральном законе от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» дано понятие страхового трудового стажа как суммарной продолжительности времени уплаты страховых взносов. Вместе с тем в указанных Законах были даны только определения страхового стажа, а вопросы его исчисления и учета регламентированы не были, что приводило к тому, что на практике пенсионного обеспечения продолжал применяться трудовой стаж и правила его исчисления, установленные Законом РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Впервые все вопросы, касающиеся правил учета и исчисления страхового стажа, были рассмотрены и конкретизированы в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», где, во-первых, страховой стаж определен как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы или иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, и, во-вторых, определены иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.

Страховой стаж предполагает прежде всего непосредственное занятие трудовой деятельностью, то есть работу по трудовому договору. При этом вид трудового договора (бессрочный, срочный, заключенный на сезонную или надомную работу и т.д.) значения не имеет. Понятие трудового договора дается в трудовом законодательстве, а именно в ст. 56 Трудового кодекса РФ, где трудовой договор определен как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Под иной трудовой деятельностью подразумевается широкий спектр деятельности — занятие индивидуальным предпринимательством, выполнение работ или оказание услуг по гражданско-правовому договору, деятельность частных детективов, частных адвокатов, частных врачей и т.д. Основополагающим критерием в данном случае является уплата страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования, следовательно, уплата страховых взносов — первое условие начисления страхового стажа. Вторым условием, устанавливаемым Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», является выполнение работ по трудовому договору или осуществление иной деятельности на территории Российской Федерации.

Периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае добровольной уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Ранее действующее пенсионное законодательство, а именно, Закон от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», предусматривало включение в общий трудовой стаж работу по найму за границей, что было обусловлено международной солидарностью трудящихся союзных республик, входящих в состав Советского Союза и равенством пенсионных прав трудящихся на всей территории СССР. После распада Союза все бывшие союзные республики приобрели статус самостоятельных иностранных государств со своим законодательством и со своими нормами пенсионного обеспечения. Теперь все вопросы, касающиеся назначения пенсий гражданам, прибывшим из других государств, или имеющим стаж работы на территории других государств, регламентируются международными договорами и соглашениями.

Так, в ст. 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (заключенного между Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной) указано, что пенсионное обеспечение граждан государств — участников СНГ и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. И далее, в ст. 6: «Для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения».

Говоря о международных соглашениях, необходимо отметить, что на основании вышеуказанного Соглашения также заключено Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников Содружества Независимых Государств, а также Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих пограничных войск государств — участников Содружества Независимых Государств и Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах — участниках Содружества Независимых Государств.

Для граждан, прибывших в Россию из государств, входивших ранее в состав СССР, но не являющихся участниками Соглашения, пенсионное обеспечение осуществляется на общих основаниях с другими иностранными гражданами. Однако им учитывается весь трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до распада Союза, до 1 декабря 1991 г.

2. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж, наряду с периодами трудовой деятельности, засчитываются и иные перечисленные в данной статье периоды. Указанные иные периоды засчитываются также в трудовой стаж, имеющий значение для реализации права на получение пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения, поскольку комментируемая статья устанавливает норму о применении периодов, засчитываемых в страховой стаж к трудовому стажу.

Итак, в страховой стаж наравне с периодами работы или иной деятельности засчитываются следующие периоды:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Необходимо обратить внимание, что периоды военной службы засчитываются в страховой стаж, а следовательно, учитываются для исчисления трудового стажа в соответствии с комментируемой статьей по фактической продолжительности. Льготное исчисление продолжительности службы, которое играет роль при льготном пенсионном обеспечении, в данном случае не учитывается. Периоды прохождения военной службы и другой приравненной к ней службы подтверждается военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы;

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Говоря о данном периоде, необходимо обратиться к нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в соответствии с которым обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

а) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;

б) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

в) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

г) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

д) священнослужители;

е) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду;

ж) адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (частные нотариусы, частные детективы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера — в случае добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в случаях:

— утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения;

— необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;

— карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольную образовательную организацию, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным;

— осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;

— долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных организациях, расположенных на территории РФ, непосредственно после стационарного лечения.

Важно отметить, что в соответствии с законодательством пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования. Период получения пособия по временной нетрудоспособности, включаемый в страховой стаж, а, следовательно, и в трудовой стаж для реализации права на государственное пенсионное обеспечение, должен быть подтвержден справкой, выданной работодателем и документом территориального органа Фонда социального страхования о периоде выплаты указанного пособия;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Говоря о периоде ухода за ребенком, включаемым в страховой, а следовательно, и в трудовой стаж, нужно обратить внимание на то, что право на получение отпуска по уходу за ребенком наравне с матерью ребенка предоставлено его отцу, бабушке, дедушке, усыновителю, опекуну, то есть лицу, который фактически осуществляет уход за ребенком, однако данный период включается в страховой стаж только матери или отцу. Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности для включения данного периода в страховой, а следовательно, и в трудовой стаж для реализации права на государственное пенсионное обеспечение, подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им определенного возраста, — свидетельством о рождении, паспортом, свидетельством о браке, справкой с места жительства о совместном проживании, справкой о предоставлении работодателем отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и т.д.;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства. В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня его обращения в службу занятости и предоставления необходимых, предусмотренных законом документов, — паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, трудовой книжки, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для лиц, впервые ищущих работу или ранее не работавших, не имеющих профессии (специальности), — паспорта и документа об образовании.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. При получении статуса безработного гражданину гарантируется выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах. Период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства подтверждается справкой органа государственной службы занятости по установленной законом форме;

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке. Данная норма включена в законодательство совершенно обоснованно, хотя на первый взгляд кажется, что она не имеет большого практического значения. Однако на самом деле факты необоснованного привлечения лиц к уголовной ответственности и их незаконное содержание под стражей не являются единичными, хотя они в большой степени дискредитируют работу правоохранительных органов и органов прокуратуры. Причины наличия данных фактов различны — от недостаточного опыта молодых сотрудников до коррупции, имеющей место в правоохранительной системе. Кроме того, вследствие политических репрессий в различные исторические периоды жизни нашей страны незаконно осужденными и репрессированными оказалось огромное количество граждан нашей страны. Для всех указанных лиц реабилитация, то есть восстановление в гражданских и социальных правах имеет огромное значение.

Институт реабилитации в России долгое время не получал необходимого развития, то есть не был законодательно закреплен. Только в 1981 году был издан Указ Президиума ВС СССР от 18 мая 1981 г. «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей», в соответствии с которым ущерб, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается государством в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Вместе с тем и в указанном нормативном документе институт реабилитации не был раскрыт в полном объеме, так как в нем не регламентировались вопросы возмещения морального вреда.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ понятие реабилитации было раскрыто полностью, так как предусматривало, что право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.

Кроме того, говоря о реабилитации, нельзя не назвать Закон РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», целью которого является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Для того чтобы периоды содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и в ссылке были засчитаны в страховой, а следовательно, и в трудовой стаж для реализации права на государственное пенсионное обеспечение, данные факты должны быть подтверждены документами о сроке содержания в следственном изоляторе временного содержания, в исправительном учреждении, а также документами, подтверждающими необоснованность уголовного преследования лица;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет. Основным условием включения данного периода в страховой, а, следовательно, и в трудовой стаж для назначения пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения, является осуществление ухода только трудоспособным лицом. Верхний предел трудоспособного возраста по общему правилу определяется установленным законом возрастом, дающим право на получение трудовой пенсии по старости, предусмотренным Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Для определения нижнего предела трудоспособного возраста необходимо обратиться к трудовому законодательству, а именно к ст. 63 Трудового кодекса РФ. Данной нормой установлено, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

В случаях получения общего образования либо продолжения получения общего образования трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получающим общее образование, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы. Из данной нормы применительно к зачету периода ухода в страховой и в трудовой стаж для реализации права на государственное пенсионное обеспечение можно сделать вывод о том, что безвозмездный уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, может осуществляться лицами с 14 лет и старше, и время ухода будет засчитываться им в страховой стаж, независимо от совместного проживания и наличия родственных отношений;

7) период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, должен быть подтвержден соответствующими документами — во-первых, решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, за которым осуществляется уход; во-вторых, документами, подтверждающими нуждаемость лица в уходе, — акт освидетельствования инвалида или ребенка-инвалида учреждением медико-социальной экспертизы, паспорт или иной документ, подтверждающий достижение лицом возраста 80-ти лет;

8) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства. Данный период включается в страховой, а следовательно, и в трудовой стаж для реализации права на государственное пенсионное обеспечение, но не более пяти лет в общей сложности. Указанный период может быть подтвержден справкой органов исполнительной власти района или местности, где военнослужащий проходил военную службу, об отсутствии возможности трудоустройства супруги (супруга) военнослужащего, трудовой книжкой;

9) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, но не более пяти лет в общей сложности. Перечень международных организаций, супругам работников которых при установлении трудовых пенсий в страховой стаж засчитывается период проживания за границей в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 885.

Все вышеперечисленные периоды, учитываемые при подсчете страхового стажа и трудового стажа для реализации права на государственное пенсионное обеспечение, в соответствии с комментируемым Законом засчитываются в страховой стаж при наличии условия, которое заключается в том, что указанным периодам должны в обязательном порядке предшествовать или за ними должны следовать периоды работы или иной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, указанные в ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code