Статья 13. Применение норм Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при назначении пенсии по случаю потери кормильца

Комментарий к статье 13 Федерального закона — О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации

1. В том случае, если у лица отсутствует право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца, указанная пенсия ему назначается в системе государственного пенсионного обеспечения, то есть в соответствии с комментируемым Законом. Вместе с тем настоящей статьей установлено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца в системе государственного пенсионного обеспечения применяются нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам; порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены комментируемым Законом.

Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца в системе государственного пенсионного обеспечения, как и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в российской Федерации», является смерть кормильца. Условия возникновения права на пенсию по случаю потери кормильца у определенного круга лиц также совпадают, так как лицами, имеющими право на пенсию по случаю потери кормильца и в системе государственного пенсионного обеспечения, так и аналогичной трудовой пенсии, могут являться только нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, находившиеся у него на иждивении при его жизни. Исключение по поводу нахождения на иждивении составляют один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца, независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на пенсию по случаю потери кормильца, и не работают.

Для указанных лиц основанием возникновения права на пенсию по случаю потери кормильца является не нахождение на иждивении, а уход за малолетними членами семьи кормильца, не достигшими 14-ти лет, и отсутствие самостоятельного заработка.

Под потерей кормильца, как в системе трудовых пенсий, так и в системе государственного пенсионного обеспечения, понимается смерть (гибель) кормильца либо его безвестное отсутствие и признание умершим.

Смерть гражданина является юридическим фактом, который должен быть подтвержден в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 64 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», основаниями для государственной регистрации смерти являются следующие документы. Во-первых, документ о смерти, выданный медицинской организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, или в случае, предусмотренном Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 50-ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике», другим уполномоченным лицом. Форма указанного документа и порядок его выдачи установлены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 26 декабря 2008 г. N 782н «Об утверждении и порядке ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти». Во-вторых, основанием для государственной регистрации смерти является вступившее в законную силу решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим. В-третьих, основанием для государственной регистрации смерти является документ, выданный компетентными органами, о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании Закона о реабилитации жертв политических репрессий. Таким документом является справка о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», смерть которого ранее не регистрировалась, форма которой утверждена совместным Приказом от 30 ноября 2010 г. Министерства юстиции РФ N 366, Федеральной службы безопасности РФ N 591, Министерства внутренних дел РФ N 818, Министерства культуры РФ N 739 «Об утверждении форм справок о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».

По общему правилу государственная регистрация смерти производится органом записи актов гражданского состояния по последнему месту жительства умершего, месту наступления смерти, месту обнаружения тела умершего, месту нахождения организации, выдавшей документ о смерти, месту жительства родителей (одного из родителей), детей, пережившего супруга или по месту нахождения суда, вынесшего решение об установлении факта смерти или объявлении лица умершим. Кроме того, если гражданин умер на судне, в поезде, в самолете или в другом транспортном средстве во время его следования, государственная регистрация смерти может быть произведена органом записи актов гражданского состояния, расположенным на территории, в пределах которой умерший был снят с транспортного средства. Если смерть наступила в экспедиции, на полярной станции или в отдаленной местности, в которой нет органов записи актов гражданского состояния, государственная регистрация смерти может быть произведена в ближайшем к фактическому месту смерти органе записи актов гражданского состояния.

Сделать устное или письменное заявление о смерти в органы записи актов гражданского состояния обязаны супруг (супруга), другие члены семьи умершего, а также любое другое лицо, присутствовавшее в момент смерти или иным образом информированное о наступлении смерти; медицинская организация или учреждение социальной защиты населения, в случае если смерть наступила в период пребывания лица в данных организации или учреждении; учреждение, исполняющее наказание, в случае если смерть осужденного наступила в период отбывания им наказания в местах лишения свободы; орган внутренних дел, в случае если смерть осужденного наступила вследствие приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни); орган дознания или следствия, в случае если проводится расследование в связи со смертью лица или по факту смерти, когда личность умершего не установлена; командир воинской части, в случае если смерть наступила в период прохождения лицом военной службы. Данное заявление должно быть представлено указанными лицами и органами в течение трех дней со дня наступления смерти или со дня обнаружения тела умершего. При обращении с заявлением о смерти паспорт умершего (при наличии) сдается в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации смерти для направления в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (по месту государственной регистрации смерти).

Документом, подтверждающим факт смерти, является свидетельство о смерти, которое выдается на основании регистрации смерти в органах ЗАГС. В свидетельстве о смерти указываются: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, дата и место смерти умершего; дата составления и номер записи акта о смерти; место государственной регистрации смерти (наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация смерти); дата выдачи свидетельства о смерти. Свидетельство о смерти наряду с другими документами предъявляется в органы пенсионного обеспечения членами семьи умершего кормильца как основание назначения как трудовой пенсии по случаю потери кормильца, так и пенсии по случаю потери кормильца в системе государственного пенсионного обеспечения. Однако основанием для реализации права на данную пенсию является не только смерть кормильца, но и факт признания гражданина умершим или безвестно отсутствующим. На данном вопросе необходимо остановиться более подробно, так как в соответствии с комментируемой статьей при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, и лиц, признанных умершими по решению суда.

Статьей 42 Гражданского кодекса РФ установлено, что гражданин может быть признан безвестно отсутствующим по заявлению заинтересованных лиц при наличии следующих оснований — если в течение года он отсутствует по месту жительства и члены его семьи не имеют никаких сведений о нем и о его месте нахождения. Необходимо обратить внимание, что речь в данном случае идет именно о месте жительства, а не о месте регистрации. В случае обращения заинтересованных лиц за признанием лица безвестно отсутствующим судом принимаются во внимание следующие юридические факты — отсутствие лица в его постоянном месте жительства, длительный характер отсутствия (год и более), и отсутствие каких-либо сведений о его месте нахождения. Срок безвестного отсутствия начинает течь с момента получения последних сведений о месте нахождения лица или каких-либо известий от него самого. Если точную дату установить невозможно, то в соответствии с законом срок безвестного отсутствия следует исчислять с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем лице. Если и месяц установить невозможно, то срок исчисляется с первого января следующего года.

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая или стихийного бедствия. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для обращения его нетрудоспособных членов семьи за пенсионным обеспечением по случаю потери кормильца. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. Отмена судом решения о признании лица безвестно отсутствующим является основанием для прекращения выплаты как трудовой пенсии по случаю потери кормильца, так и пенсии по случаю потери кормильца в системе государственного пенсионного обеспечения.

В соответствии со ст. 45 ГК РФ гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев. Обстоятельствами, угрожающими смертью, в данном случае могут являться стихийные бедствия, природные катаклизмы и т.д. Под несчастным случаем понимается авиакатастрофа, крушение поезда, пожар и т.д.

Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния и выдачи свидетельства о смерти, которое наряду с другими документами является основанием назначения пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим. Отмена решения суда об объявлении гражданина умершим является основанием для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния, а также для прекращения выплаты трудовой пенсии по случаю потери кормильца и пенсии по случаю потери кормильца в системе государственного пенсионного обеспечения.

2. Круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», и на пенсию по случаю потери кормильца в системе государственного пенсионного обеспечения, в соответствии с комментируемым Законом совпадает. Необходимо напомнить, что такими лицами являются:

— дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

— один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работают;

— родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;

— дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством обязаны их содержать.

Понятия нахождения на иждивении и нетрудоспособности для получения пенсионного обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и в комментируемом Законе также совпадают. И в том и в другом случае иждивение означает полное содержание или получение помощи, которая является постоянным и основным источником средств к существованию.

Также необходимо остановиться на некоторых вопросах, касающихся иждивения и нетрудоспособности, о которых ранее не говорилось.

Нетрудоспособность детей умершего кормильца, не достигших восемнадцатилетнего возраста, предопределена законом и никаких дополнительных доказательств не требует. Даже в случае наличия самостоятельного заработка или вступления в брак несовершеннолетние дети умершего кормильца сохраняют право на пенсию по случаю потери кормильца. Условие нахождения на иждивении для получения пенсии по случаю потери кормильца для его несовершеннолетних детей законодательством также не установлено. Однако существует исключение из общего правила, которое связано с эмансипацией несовершеннолетнего. Данное понятие — категория гражданского права. В соответствии со ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего. Решение о признании несовершеннолетнего эмансипированным, а следовательно, полностью дееспособным обратной силы не имеет. Независимо от прекращения трудовых отношений или занятия предпринимательской деятельностью у несовершеннолетнего полная дееспособность сохраняется. Лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, получившие в соответствии с законом полную дееспособность в результате эмансипации, не вправе обращаться за назначением пенсии по случаю потери кормильца, однако в том случае, если данная пенсия была назначена до приобретения лицом полной дееспособности, она будет выплачиваться до истечения назначенного первоначально срока.

И еще один вопрос требует особого внимания, так как часто вызывает трудности при установлении права на пенсию по случаю потери кормильца как в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так и по комментируемому Закону. Этот вопрос об установлении происхождения ребенка от данных родителей. Для разрешения данного вопроса необходимо обратиться к семейному законодательству. Статья 47 Семейного кодекса РФ указывает, что права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Под происхождением в прямом смысле понимается биологическое, то есть кровное происхождение от определенной женщины и определенного мужчины. Вместе с тем лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей рождений. Установленный законом порядок происхождения детей заключается в государственной регистрации рождения ребенка, которая производится органами записи актов гражданского состояния (ЗАГС). На основании государственной регистрации рождения ребенка выдается свидетельство о рождении ребенка, которое является подтверждением происхождения ребенка от указанных в нем родителей или одного родителя.

Происхождение ребенка от матери, то есть подтверждение материнства обычно сложности не вызывает, так как устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинской организации, а в случае рождения ребенка вне медицинской организации — на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств.

Если ребенок родился от лиц, состоящих между собой в зарегистрированном браке, а также у лиц в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания брака недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное. Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке.

Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребенка; в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав — по заявлению отца ребенка с согласия органа опеки и попечительства, при отсутствии такого согласия — по решению суда.

При наличии обстоятельств, дающих основания предполагать, что подача совместного заявления об установлении отцовства может оказаться после рождения ребенка невозможной или затруднительной, родители будущего ребенка, не состоящие между собой в браке, вправе подать такое заявление в орган записи актов гражданского состояния во время беременности матери. Запись о родителях ребенка производится после рождения ребенка.

Установление отцовства в отношении лица, достигшего возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), допускается только с его согласия, а если оно признано недееспособным, — с согласия его опекуна или органа опеки и попечительства.

Если ребенок родился у матери, не состоящей в браке, отсутствует совместное заявление о внесении в свидетельство о рождении ребенка сведений об отце, а также нет решения суда об установлении отцовства, то фамилия ребенка записывается по фамилии матери, а имя и отчество — по ее желанию.

В случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребенка, происхождение ребенка от конкретного лица (отцовство) устанавливается в судебном порядке по заявлению одного из родителей, опекуна (попечителя) ребенка или по заявлению лица, на иждивении которого находится ребенок, а также по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия. При этом суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица.

Также необходимо остановиться на вопросе права на пенсию по случаю потери кормильца для находящегося на иждивении пережившего супруга относительно вступления супруга в новый брак. Заключение брака, так же как и рождение и смерть, является актом гражданского состояния, который регистрируется в органах ЗАГС. На основании записи о государственной регистрации брака выдается свидетельство о браке.

К зарегистрированным бракам приравнены браки, заключенные по религиозным обрядам до 20 декабря 1917 г., браки, заключенные на территориях, не входивших в состав СССР в тот же период времени, а также заключенные за границей. Кроме того, гражданские браки, возникшие до 8 июля 1944 года, приравнены по правовым последствиям к зарегистрированным бракам в том случае, если они продолжались до смерти одного из супругов и установлены судом. Также, на основании ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления ЗАГСов, приравниваются к актам гражданского состояния в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством и не требуют последующей государственной регистрации.

В том случае, если после назначения пенсии по случаю потери кормильца переживший супруг (супруга) вступил в новый брак, за ним сохраняется право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Если же новый брак заключен до реализации права на получение пенсии, то право на получение пенсии по случаю потери кормильца отсутствует.

Если на момент смерти лица брак был расторгнут в установленном законом порядке, то право на пенсию по случаю потери кормильца у бывшего супруга отсутствует.

Также при назначении пенсии по случаю потери кормильца в системе государственного пенсионного обеспечения применяются нормы назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца, касающиеся назначения пенсии нетрудоспособным родителям и пережившему супругу, не вступившему в новый брак, если они независимо от времени, прошедшего после смерти кормильца, утратили источник средств к существованию. Под нетрудоспособностью в данном случае понимается достижение лицом общеустановленного законом пенсионного возраста, который, как известно, составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, либо признание лица инвалидом. Право на пенсию по случаю потери кормильца в данном случае может быть реализовано независимо от продолжительности времени, прошедшего с момента смерти кормильца до утраты родителями или пережившим супругом источника средств к существованию или наступления нетрудоспособности у указанных лиц.

3. Нормы, установленные Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», касающиеся права на пенсию по случаю потери кормильца усыновителей и родителей, усыновленных и родных детей, применяются при назначении пенсии по случаю потери кормильца в системе государственного пенсионного обеспечения. Основанием для установления равенства в правах для указанных категорий граждан является норма семейного законодательства, устанавливающая, что усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники — по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Данное положение закреплено в ст. 137 СК РФ.

Порядок усыновления (удочерения) ребенка регламентирован нормами гражданско-процессуального законодательства. Заявление об усыновлении и все предусмотренные ст. 271 ГПК РФ документы подаются в районный суд по месту нахождения усыновляемого ребенка и рассматриваются судом в закрытом судебном заседании.

При удовлетворении просьбы об усыновлении суд признает ребенка усыновленным конкретными лицами или лицом и указывает в решении суда все данные об усыновленном и усыновителях, необходимые для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния. С момента вступления решения суда об усыновлении в законную силу возникают взаимные права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка. Вместе с тем усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим биологическим родителям. Из данного правила имеются исключения, которые касаются в том числе и получения пенсии по случаю потери кормильца. Так, ст. 138 СК РФ установлено, что ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении. В том случае, если родители ребенка умерли после его усыновления и право на пенсию по случаю потери кормильца у ребенка ранее отсутствовало, ребенок не приобретает право на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца. Также право на пенсию по случаю потери кормильца отсутствует, если усыновление ребенка имело место после достижения им восемнадцатилетнего возраста и ранее у него не имелось права на пенсионное обеспечение.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает право отчима и мачехи на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца — пасынка или падчерицы наравне с родными отцом и матерью по случаю потери кормильца — сына или дочери. Условием для наличия права на пенсию является содержание пасынка или падчерицы не менее пяти лет. Также пасынок и падчерица имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи. Указанная норма распространяется и на правила пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца в системе государственного пенсионного обеспечения в соответствии с комментируемым Законом.

Для более полного понимания проблемы необходимо уточнить понятия «пасынок», «падчерица», «отчим», «мачеха» и привести определения, данные в толковом словаре В.И. Даля. Так, Даль пишет:

«Пасынок — не родной одному из супругов сын; так сын от первого брака, приведенный ко второму браку, будет второму супругу пасынок». «Мачехой названа другая жена отца, неродная мать, отцова жена, детям прежнего брака».

Как видно, формулировки и имущественных правоотношений в связи с установлением указанных статусов представляют определенную сложность. Понятно, что основанием возникновения статусов «пасынок», «падчерица», «отчим» и «мачеха» является заключение брака между двумя лицами, у которых (либо у одного из них) имеется ребенок или дети. Аналогично, и основанием возникновения имущественных и неимущественных прав и обязанностей является заключенный в установленном законом порядке брак между родным отцом детей и женщиной, которая будет являться для данных детей мачехой и, аналогично, брак между родной матерью детей и мужчиной, который будет являться для них отчимом. Если брак является гражданским и не зарегистрирован в органах ЗАГС, то никаких имущественных правоотношений возникнуть не может. Не возникает пенсионных прав и в том случае, если брак зарегистрирован, но продолжался менее 5 лет.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code