Статья 10. Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей

Комментарий к статье 10 Федерального закона — О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации

1. Настоящей статьей регламентируется пенсионное обеспечение граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф. К указанным категориям относятся граждане, пострадавшие от воздействия радиации в результате аварии, произошедшей 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской атомной станции, а также граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Статус и меры социальной поддержки, в том числе и пенсионное обеспечение указанных лиц, регламентированы Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», а также Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».

К гражданам, имеющим статус подвергшихся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в соответствии со ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» относятся:

— граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

— инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы;

— граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

— граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 — 1990 годах службу в зоне отчуждения;

— граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;

— граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;

— граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;

— граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;

— граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

— граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);

— граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;

— военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Кроме того, сразу необходимо отметить, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» действие Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяется на:

— граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957 — 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также на граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 — 1956 годах;

— граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1959 — 1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также на граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 — 1962 годах;

— граждан, эвакуированных (переселенных), а также добровольно выехавших из населенных пунктов (в том числе эвакуированных (переселенных) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также на военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированных в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с 29 сентября 1957 г. по 31 декабря 1960 г. включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также выехавшие с 1949 по 1962 год включительно из населенных пунктов (в том числе переселившиеся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

— граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности);

— граждан, проживавших в 1949 — 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр);

— граждан, проживавших в 1949 — 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр);

— граждан, добровольно выехавших на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности).

В соответствии с распоряжением Президента РСФСР от 2 ноября 1991 г. «О неотложных мерах по обеспечению радиационной безопасности на территории РСФСР» и Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 948 «О государственной регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов» начиная с 1993 г. все граждане, пострадавшие от радиационного воздействия и облучения, подлежат государственной регистрации. Регистрация указанных лиц осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по двум категориям. Критериями отнесения к первой или второй категории являются лучевые эффекты, радиационно обусловленные заболевания (первая категория), а также дозовые критерии (вторая категория).

2. Теперь следует рассмотреть категории граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов их семей, имеющих право на пенсию в системе государственного пенсионного обеспечения.

Право на пенсию в соответствии с комментируемым Законом имеют граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы.

Лучевой болезнью является нарушение состояния здоровья, возникающее в результате нахождения человека в среде повышенного фона ионизирующего излучения. При внешнем ионизирующем излучении вредоносные вещества попадают на кожу и слизистую оболочку. Внутреннее облучение способствует проникновению вредных веществ внутрь организма с воздухом, пищей, водой. Тяжесть течения лучевой болезни зависит от величины полученной дозы радиации и продолжительности нахождения в зоне ионизирующего излучения. Последствием однократного сильного излучения и однократного получения большой дозы облучения является острая лучевая болезнь, имеющая четыре степени тяжести. При полученных дозах радиации в пределах 100 — 250 рентген возникает первая (самая легкая) степень, которая сопровождается общей слабостью, повышенной утомляемостью, головокружением, тошнотой, однако указанные симптомы носят слабо выраженный характер и через несколько дней исчезают. Вторая степень лучевой болезни возникает при получении доз радиации в пределах 250 — 400 рентген. Она характеризуется головными болями, повышением температуры, слабостью, снижением аппетита, жаждой, тошнотой, кровоизлияниями, изменением состава крови и т.д. В большинстве случаев заболевание лучевой болезнью второй степени имеет благоприятный прогноз. Третья степень является следствием получения доз радиации в пределах 400 — 700 рентген и характеризуется теми же признаками, что и вторая степень, но более ярко выраженными. При современном лечении с применением эффективных препаратов прогноз благоприятный. Четвертая степень лучевой болезни — самая тяжелая, наступающая при получении доз радиации свыше 700 рентген. Чаще всего приводит к летальному исходу.

Хроническая форма лучевой болезни возникает при продолжительном и непрерывном нахождении человека в зоне радиоактивного воздействия.

Полученная доза рентгеновского излучения пагубно влияет на организм человека, приводит к изменению тканей, клеток и органов, что приводит к нарушениям на генетическом уровне у последующих поколений.

3. Право на пенсионное обеспечение в соответствии с настоящей статьей имеют граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа:

— граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

— военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

— граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

— граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.

Причинная связь между развывшимся заболеванием, результатом которого является наступление инвалидности, и воздействием радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС устанавливается межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.

Центральный межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и их профессионального характера создан на основании Приказа Минздрава СССР от 28 сентября 1988 г. N 731 «Об организации Центрального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и их профессионального характера» на базе Всесоюзного научного центра радиационной медицины АМН.

Действие указанного Совета осуществляется в соответствии с Положением о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21 апреля 2005 г. N 289. Более подробно данный вопрос будет рассматриваться в комментариях к ст. 12 комментируемого Закона, где говорится о порядке установления инвалидности.

Причина инвалидности с формулировкой «заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» устанавливается гражданам при наличии удостоверения, подтверждающего статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Причина инвалидности с формулировкой «заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» устанавливается бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Причина инвалидности с формулировкой «заболевание связано с аварией на ПО «Маяк» устанавливается гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, в порядке, установленном Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча». Документом, подтверждающим статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, является удостоверение единого образца, порядок оформления и выдачи которого утвержден Приказом МЧС России от 24 апреля 2000 г. N 229 «Об утверждении Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

Основанием для установления причины инвалидности с формулировкой «заболевание связано с аварией на ПО «Маяк» является наличие удостоверения, подтверждающего статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи имеющихся заболеваний и инвалидности с последствиями воздействия радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Причина инвалидности с формулировкой «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ПО «Маяк» устанавливается бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, на основании удостоверения, подтверждающего данный статус, и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи имеющихся заболеваний и инвалидности с последствиями воздействия радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

4. Следующей категорией граждан из числа пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии в комментируемой статьей, являются граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения и занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения, то есть проводившие эвакуационные работы и находящиеся на самой Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах, в течение первого года после аварии. К указанной категории также относятся военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению работ в зоне отчуждения, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в первый год после аварии, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, сотрудники органов внутренних дел, проходившие в указанный период службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений, получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.

В соответствии с Приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 8 декабря 2006 г. N 727/831/165н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» всем вышеперечисленным гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии в зоне отчуждения, выдается специальное удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, подтверждающее право указанных лиц на льготы.

Документами, подтверждающими участие в работах в зоне отчуждения, могут являться командировочное удостоверение, справка о работе, запись в трудовой книжке, отметки в военном билете и т.д. с датами прибытия и убытия.

Участие в работах по объекту «Укрытие» в 1988 — 1990 годах подтверждается выпиской из приказа по воинской части о направлении на выполнение служебных обязанностей в указанный период, выпиской из журналов выдачи дозиметров и контроля доз по проходу на объект «Укрытие»; выпиской из наряда допуска на проведение работ на объекте «Укрытие»; пропуском для прохода на объект «Укрытие» для ведения соответствующих работ с определенным шифром, указывающим на время пребывания на объекте. Под работами в 1988 — 1990 годах по объекту «Укрытие» понимаются все работы внутри защитного сооружения 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС независимо от времени пребывания в нем и полученной дозовой нагрузки, а также практическое несение боевой службы военнослужащими внутренних войск по охране объекта «Укрытие», работы по контролю за несением службы, уровнем дозовых нагрузок на постах и проверке инженерно-технических средств охраны объекта «Укрытие» по периметру.

5. Кроме того, в соответствии с комментируемой статьей к категориям граждан, имеющим право на пенсионное обеспечение в соответствии с настоящим Законом, относятся граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения, а именно граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития; граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение; граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом; граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы; граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне); граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, а также нетрудоспособные члены семей в случае смерти граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и граждан, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

К нетрудоспособным членам семьи в данном случае законодательством отнесены:

— нетрудоспособные родители независимо от нахождения их на иждивении погибшего (умершего) кормильца;

— дети, не достигшие возраста 18 лет, а также обучающиеся дети до получения среднего профессионального образования или высшего образования, но не долее достижения ими 25-летнего возраста;

— супруг (жена, муж), если он занят уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими 14 лет, независимо от того, работает супруг или нет;

— супруг (жена, муж) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности;

— дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли общеустановленного законом пенсионного возраста, который составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

Также в комментируемой статье имеется указание на то, что право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с настоящим Законом имеют граждане, пострадавшие в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также нетрудоспособные члены их семей. Как мы видим, данное определение носит достаточно общий характер, требующий конкретизации.

До 1 января 2002 года, то есть до вступления в силу комментируемого Закона, пенсионное обеспечение лиц, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф, регулировалось рядом законодательных актов и нормативных документов, каковыми являлись:

— Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

— Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

— Федеральный закон от 19 августа 1995 г. N 149-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (в настоящее время утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»);

— Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».

Как уже говорилось ранее, действие «чернобыльского» Закона распространяется на лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также на граждан из подразделений особого риска. При этом пенсионное обеспечение указанных категорий граждан регламентируется Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и комментируемым Законом. Лицам же, пострадавшим в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и членам их семей пенсия устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и комментируемым Законом. В самом же Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» имеется лишь указание на снижение на 10 лет пенсионного возраста при назначении пенсии по старости указанным лицам.

6. Комментируемой статьей регламентированы нормы установления пенсии по старости, по инвалидности, а также по случаю потери кормильца для членов семей лиц, пострадавших от воздействия радиации в результате радиационных и техногенных аварий. В данном случае основополагающими критериями являются отнесение граждан к той или иной категории, возраст и наличие трудового стажа, а также продолжительность нахождения или проживания в зонах радиоактивного загрязнения.

Так, гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, а также гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения, пенсия по старости назначается со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, то есть по достижении мужчинами возраста 55 лет и женщинами возраста 50 лет при обязательном условии наличия трудового стажа продолжительностью не менее 5 лет. При этом необходимо напомнить, что под трудовым стажем понимается учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». К таким периодам относятся:

— периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ;

— периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, в случае добровольной уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» или в случаях, установленных законодательством или международными договорами;

— период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

— период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

— период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

— период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

— период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

— период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

— период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

— период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности.

Порядок снижения пенсионного возраста граждан, проживающих в зонах радиоактивного загрязнения, регламентирован ст. ст. 32 — 35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также комментируемой статьей.

Гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет, то есть мужчинам — по достижении 50 лет и женщинам — по достижении возраста 45 лет при наличии трудового стажа не менее пяти лет.

Гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного законом пенсионного возраста на 10 лет независимо от продолжительности пребывания в зоне отчуждения при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Соответственно, для указанных лиц возраст, дающий право на назначение пенсии по старости, составляет 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин.

Гражданам, переселенным из зоны отселения, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности, при наличии не менее 5 лет трудового стажа. К примеру, мужчина в течение 8 лет (с 26 апреля 1986 по 1994 год) проживал в зоне отселения. Его возраст, дающий право на получение пенсии по возрасту, составит 53 года (60 лет минус 3 года и минус 4 года).

Гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного законом пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности. К примеру, женщина проживала в зоне проживания с правом на отселение в течение 6 лет (в период с 26 апреля 1986 года по 1992 год). Ее возраст, дающий право на назначение пенсии по старости, составит 51 год (общеустановленный пенсионный возраст для женщин — 55 лет минус 2 года и минус 2 года — по 1 году за каждые три полных года проживания в зоне проживания с правом на отселение).

Гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории проживания с правом на отселение, но не более чем на три года в общей сложности. К примеру, женщина проживала в зоне проживания с льготным социально экономическим статусом в течение 8 лет (в период с 26 апреля 1986 г. по 1994 год). Ее возраст, дающий право на назначение пенсии по старости, составит 52 года (общеустановленный пенсионный возраст для женщин — 55 лет минус 1 год и минус 2 года — по 1 году за каждые четыре полных года проживания в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом).

Гражданам, постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы на территории зоны отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности. К примеру, мужчина проживал в зоне отселения до переселения на другое место жительства в течение двух лет (в период с 26 апреля 1986 г. по 1988 год). Его возраст, дающий право на назначение пенсии по старости, составит 56 лет (общеустановленный пенсионный возраст для мужчин — 60 лет минус 3 года и минус 1 год — по полгода за каждый полный год проживания в зоне отселения).

Гражданам, занятым на работах в зоне отселения, не проживающим в этой зоне, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год работы на территории зоны отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности. К примеру, женщина работала в зоне отселения в течение двух лет (в период с 26 апреля 1986 г. по 1988 год). Ее возраст, дающий право на назначение пенсии по старости, составит 51 год (общеустановленный пенсионный возраст для женщин — 55 лет минус 3 года и минус 1 год — по полгода за каждый полный год работы в зоне отселения).

Гражданам, выехавшим в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания на территории проживания с правом на отселение до выезда на новое место жительства, но не более чем на 5 лет в общей сложности. К примеру, мужчина проживал в зоне проживания с правом на отселение до переезда на новое место жительства в течение 6 лет (в период с 26 апреля 1986 г. по 1992 год). Его возраст, дающий право на назначение пенсии по старости, составит 56 лет (общеустановленный пенсионный возраст для мужчин — 60 лет минус 2 года и минус 2 года — по 1 году за каждые три полных года проживания в зоне проживания с правом на отселение).

Определенную сложность представляет вопрос о суммировании дополнительных величин уменьшения пенсионного возраста при определении возраста выхода на пенсию граждан, проживающих в зоне радиоактивного загрязнения, при изменении ее границ. Ответ на данный вопрос дан в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 7 декабря 2011 года.

Так, к примеру, как уже было указано ранее, в соответствии со ст. 33 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, предусмотрено уменьшение общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности, а ст. 34 данного Закона — для граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Как видно из содержания указанных статей, в них предусмотрены две величины снижения пенсионного возраста — первоначальная и дополнительная, а также предельная величина уменьшения названного возраста. При этом ни в Законе РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ни в комментируемой статье отсутствуют нормы, предусматривающие порядок назначения пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста с учетом времени проживания в определенной зоне радиоактивного загрязнения, если ее границы изменялись.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет. Поэтому граждане, проживающие в зоне радиоактивного загрязнения, границы которой изменялись, имеют периоды проживания в разных зонах радиоактивного загрязнения, что не может не учитываться при решении вопроса о назначении пенсии с уменьшением возраста.

Право на назначение пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. При этом дополнительные величины снижения пенсионного возраста при определении возраста выхода на пенсию граждан, проживающих в зоне радиоактивного загрязнения, границы которой изменялись, могут суммироваться. Однако при таком суммировании полученная величина снижения пенсионного возраста не должна превышать предельную величину, установленную соответствующей нормой закона.

Необходимо напомнить, что для всех вышеуказанных категорий граждан обязательным условием для назначения пенсии по старости является наличие не менее пяти лет трудового стажа.

Гражданам, получившим инвалидность вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, независимо от наличия трудового стажа, назначается пенсия по инвалидности. Указанным лицам по их желанию вместо пенсии по инвалидности может быть назначена пенсия по старости в системе государственного пенсионного обеспечения при наличии не менее пяти лет трудового стажа со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет, то есть соответственно при достижении возраста 50 лет — мужчинам и 45 лет — женщинам. Также ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что граждане, получившие инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы, вправе получать трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Более подробно данный вопрос будет рассматриваться в комментариях к ст. 12 комментируемого Закона.

Члены семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца независимо от трудового стажа умершего кормильца. Члены семьи иных категорий лиц, пострадавших от воздействия радиации в результате радиационных и техногенных катастроф, имеют право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Право на получение пенсии по случаю потери кормильца предоставлено, как уже говорилось ранее, следующим членам семьи умершего кормильца:

— нетрудоспособным родителям независимо от нахождения их на иждивении погибшего (умершего) кормильца;

— детям, не достигшим возраста 18 лет, а также обучающимся детям до получения среднего профессионального образования или высшего образования, но не долее достижения ими 25-летнего возраста;

— супругу (жене, мужу), если он занят уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими 14 лет, независимо от того, работает супруг или нет;

— супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.

Следует отметить, что все виды пенсии, о которых говорилось в настоящей статье, выплачиваются в полном объеме независимо от занятия пенсионером трудовой деятельностью.

7. В зависимости от интенсивности радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС территории радиоактивного загрязнения были разделены на следующие зоны:

— зона отчуждения;

— зона отселения;

— зона проживания с правом на отселение;

— зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Для каждой зоны Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлен свой социально-экономический статус. Кроме того, режимы загрязненных территории, порядок жизнедеятельности, хозяйственной деятельности и природопользования на указанных территориях определены Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1992 г. N 1008 «О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Границы зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.

Зона отчуждения Чернобыльской АЭС — территория, находящаяся в радиусе тридцати километров вокруг Чернобыльской атомной электростанции (в 1986 — 1987 годах — 30-километровая зона, с 1988 до 1991 года — зона отселения), с административным центром в городе Чернобыль. Наиболее радиоактивно загрязненной территорией являлась и является до настоящего времени территория промышленной площадки, на которой непосредственно расположена Чернобыльская атомная электростанция. Это открытый радиоактивный источник. По оценкам ученых, на данный момент на территории Чернобыльской зоны отчуждения общая активность радиоактивных веществ составляет около 220 кКюри. В соответствии с Нормами радиационной безопасности население, проживающее на момент аварии на территории зоны отчуждения, в течение 1986 и 1987 годов было эвакуировано в незагрязненные районы.

В настоящее время, несмотря на то что с момента аварии прошло более 25 лет, постоянное проживание в зоне отчуждения строго запрещено. Нахождение в зоне людей строго ограничивается по времени и дозовым нагрузкам, работы производятся в условиях строгого соблюдения радиационной безопасности. На территории зоны отчуждения действует специальный режим природопользования. Запрещены все виды лесопользования, заготовка сена, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственного и технологического сырья, охота, рыбная ловля, прогон и выпас домашних животных, добыча и переработка всех видов полезных ископаемых, проведение любых видов работ, связанных с нарушением почвенного покрова, без специального разрешения местных органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и органов местной администрации.

Зона отселения Чернобыльской АЭС — территория, находящаяся вне 30-километровой зоны (279 населенных пунктов и 90 тысяч жителей), на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0,1 Ки/кв. км. Граждане, проживающие на территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5,0 мЗв (0,5 бэр), подлежат обязательному отселению. На территориях, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0,1 Ки/кв. км, граждане вправе на основании представляемой им объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о выезде на другое место жительства.

Зона проживания с правом на отселение Чернобыльской АЭС (788 населенных пунктов, 347 тысяч жителей — территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км). Граждане, проживающие на территории зоны проживания с правом на отселение, вправе на основе получаемой объективной информации об уровне радиоактивного загрязнения окружающей среды самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на территории зоны или переселении на другое место жительства. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1992 г. N 1008 «О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на территории зоны проживания с правом на отселение хозяйственная или иная деятельность не ограничивается при условии постоянного контроля за состоянием окружающей среды.

Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом Чернобыльской АЭС (6594 населенных пункта и населением 2249 тысяч человек) — территории с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки\кв. км и среднегодовой эквивалентной дозой облучения населения до 1 мЗв (0,1 бэр)).

На данной территории каких-либо ограничений по хозяйственной деятельности и проживанию населения не предусмотрено. Однако постоянно осуществляются радиоэкологический мониторинг и радиационный контроль атмосферного воздуха, воды, земельных и лесных угодий, продуктов питания и питьевой воды.

8. Вопросы пенсионного обеспечения лиц, пострадавших в результате радиационных аварий и техногенных катастроф, нередко представляют определенную сложность, так как, помимо комментируемого Закона, как уже говорилось ранее, регламентируются, в частности, Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Интересным представляется следующее дело.

Так, в Конституционный Суд РФ обратился гражданин Н.Н. Полевой, 1954 г. рождения, являющийся инвалидом III группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из числа военнообязанных, выполнявших работы по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, и отнесенный в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к инвалидам вследствие военной травмы. В своей жалобе заявитель просит Конституционный Суд РФ признать не соответствующим Конституции РФ положение части 3 комментируемой статьи, в соответствии с которой пенсия по инвалидности назначается гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в случае признания гражданина инвалидом I, II и III группы, независимо от продолжительности трудового стажа. Вместо пенсии по инвалидности указанные граждане могут получать пенсию по старости по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет (подробно см. Определение Конституционного Суда РФ от 25 января 2007 г. N 19-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Полевого Николая Николаевича на нарушение его конституционных прав положением статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code