Статья 7. Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим

Глава II. УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Статья 7. Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим

Комментарий к статье 7 Федерального закона — О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации

1. Настоящей статьей устанавливается порядок пенсионного обеспечения для федеральных государственных гражданских служащих.

Осуществление федеральной государственной гражданской службы регламентировано Федеральным закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статья 3 которого определяет государственную гражданскую службу Российской Федерации как вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ.

Должности федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, а должности государственной гражданской службы субъектов РФ — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Замещать должности федеральной государственной гражданской службы граждане РФ имеют право по достижении 18-ти лет при условии владения государственным языком РФ, то есть русским языком, и соответствия установленным законом квалификационным требованиям. Предельный возраст нахождения на федеральной государственной гражданской службе составляет 60 лет. По достижении предельного возраста пребывания на гражданской службе срок гражданской службы может быть продлен с согласия служащего и по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, — до окончания срока полномочий указанного лица. Федеральному гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению Президента Российской Федерации, но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет. Порядок продления срока федеральной государственной гражданской службы регламентирован Указом Президента РФ от 2 февраля 2013 г. N 87 «Вопросы федеральной государственной гражданской службы».

2. Комментируемой статьей установлены обязательные условия для назначения федеральному государственному служащему пенсии за выслугу лет. Такими обязательными условиями являются, во-первых, наличие стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет, во-вторых, увольнение с государственной гражданской службы по указанным в законе основаниям и, в третьих, замещение должности федеральной государственной гражданской службы в течение не менее 12-ти полных месяцев.

Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, утвержден Указом Президента РФ от 17 декабря 2002 г. N 1413 «Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих». Более подробно о данном нормативном документе, а также о стаже государственной гражданской службы будет говориться в комментариях к ст. 19 комментируемого Закона.

Следует отметить, что комментируемая статья непосредственно связана с основаниями прекращения или расторжения служебного контракта, установленными Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Так, пенсия за выслугу лет при наличии вышеперечисленных условий может быть назначена федеральному гражданскому служащему при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по следующим основаниям:

— прекращение служебного контракта по соглашению сторон (в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Служебный контракт — это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы, которым устанавливаются права и обязанности сторон. Служебный контракт может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон служебного контракта с одновременным освобождением гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы;

— истечение срока действия срочного служебного контракта (в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Срочный служебный контракт, как видно из названия, заключается на определенный срок — на время выполнения определенного задания или на период замещения временно отсутствующего государственного гражданского служащего, за которым в соответствии с законом сохраняется должность гражданской службы. По истечении срока действия срочного служебного контракта служебный контракт расторгается, то есть его действие прекращается, о чем государственный служащий должен быть письменно уведомлен не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы. Срочный служебный контракт, заключенный на время выполнения определенного задания, расторгается по завершении выполнения этого задания, и гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. Срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы;

— расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственный гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели;

— прекращение служебного контракта в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Об изменениях существенных условий служебного контракта государственный гражданский служащий должен быть уведомлен письменно за 2 месяца до введения указанных изменений. В том случае, если гражданский служащий не согласен с изменениями, он выражает свое несогласие в письменной форме и контракт может быть прекращен по данному основанию;

— прекращение служебного контракта в связи с отказом гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— прекращение служебного контракта в связи с отказом гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом (в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— расторжение служебного контракта по инициативе нанимателя в связи с несоответствием государственного гражданского служащего занимаемой должности по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, либо вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, либо вследствие утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79 «О государственной гражданской службе», а также Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— расторжение служебного контракта в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе и упразднением государственного органа (в соответствии с подп. 8.2 и 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— прекращение служебного контракта в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда (в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— прекращение служебного контракта в связи с избранием или назначением гражданского служащего на государственную должность или муниципальную должность либо избранием гражданского служащего на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе (в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— прекращение служебного контракта в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ (в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— прекращение служебного контракта в связи с признанием гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением (в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— прекращение служебного контракта в связи с признанием гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу (в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— прекращение служебного контракта в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе — 60 лет, за исключением случаев, когда в соответствии с частью 1 статьи 25.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» срок гражданской службы гражданскому служащему продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе (в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Также необходимо напомнить, что при прекращении служебного контракта по любому из вышеуказанных оснований право на пенсию по выслуге лет у государственного гражданского служащего возникает при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.

3. Кроме того, при определенных основаниях прекращения служебного контракта право на получение пенсии за выслугу лет возникает у государственных гражданских служащих, если на момент освобождения от должности государственной гражданской службы они имеют право на трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности, а также непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.

Такими основаниями в соответствии с Законом являются:

— соглашение сторон служебного контракта (п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— истечение срока действия срочного служебного контракта (п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»);

— расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— расторжение служебного контракта вследствие недостаточной квалификации государственного гражданского служащего, подтвержденной результатами аттестации (подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе — 60 лет, за исключением случаев, когда срок гражданской службы гражданскому служащему продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе (п. 4 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

4. Также Законом установлено, что при прекращении или расторжении служебного контракта по ряду установленных законом оснований право на получение пенсии за выслугу лет у государственных гражданских служащих возникает, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев. Такое условие является обязательным для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим при прекращении или расторжении служебного контракта по следующим основаниям:

— истечение срока служебного контракта (в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», но только в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»);

— отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом (в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— прекращение служебного контракта по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (по подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— расторжение служебного контракта в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе либо упразднением государственного органа (в соответствии с подп. 8.2 и 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— прекращение служебного контракта в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда (в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— прекращение служебного контракта в связи с избранием или назначением гражданского служащего на государственную должность или муниципальную должность либо избранием гражданского служащего на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе (в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— прекращение служебного контракта в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— прекращение служебного контракта в связи с признанием гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением (по п. 2 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— прекращение служебного контракта в связи с признанием гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу (по п. 3 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Кроме того, Федеральным законом от 3 мая 2011 г. N 94-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», вступившим в силу с 17 мая 2011 г., настоящая статья дополнена еще одним основанием приобретения федеральными государственными служащими права на получение пенсии за выслугу лет в системе государственного пенсионного обеспечения. Так, при наличии стажа государственной гражданской службы продолжительностью не менее 25 лет и при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с расторжением служебного контракта по инициативе гражданского служащего (в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») до приобретения права на трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у федеральных государственных гражданских служащих возникает право на пенсию за выслугу лет в системе государственного пенсионного обеспечения, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

5. Пенсия за выслугу лет устанавливается государственным гражданским служащим к трудовой пенсии по старости или к трудовой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Данное право на получение одновременно двух видов пенсии, в частности трудовой пенсии по старости или инвалидности и пенсии за выслугу лет, регламентировано в ст. 4 данного Федерального закона, в которой указано, что в случаях, предусмотренных комментируемым Законом, допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Выплачивается пенсия за выслугу лет одновременно с трудовой пенсией по старости или по инвалидности. Назначение, перерасчет и выплата пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим производятся Пенсионным фондом РФ.

Необходимо обратить внимание, что комментируемым Законом установлены некоторые ограничения в получении государственными гражданскими служащими пенсии за выслугу лет. В чем же заключаются данные ограничения? В отличие от иных видов пенсий, назначаемых в соответствии с настоящим Законом, выплата пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим не производится в период нахождения гражданина на государственной службе. Исполнение иных трудовых обязанностей (работа по найму, индивидуальное предпринимательство и т.д.) на выплату пенсии за выслугу лет не влияет. Пенсия за выслугу лет может быть назначена государственному гражданскому служащему исключительно после прекращения служебного контракта и увольнения с государственной службы. Если гражданин уволился с государственной службы и пенсия за выслугу лет ему была назначена, но он вновь поступает на государственную службу, то выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается и возобновляется только после очередного увольнения гражданина с должности государственной службы, со дня, следующего за днем увольнения с указанной службы или освобождения от указанных должностей гражданина, обратившегося с заявлением о ее возобновлении.

Гражданин, получающий пенсию за выслугу лет и назначенный на государственную должность гражданской службы, обязан в течение пяти дней сообщить об этом в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ, где принимается решение о приостановлении выплаты. После увольнения с государственной гражданской службы гражданин обращается в Пенсионный Фонд РФ с письменным заявлением о возобновлении выплаты и копией приказа об освобождении от должности государственной гражданской службы. В течение 14 дней со дня регистрации указанного заявления Пенсионный фонд РФ принимает решение о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет. Выплата пенсии за выслугу лет возобновляется на прежних условиях.

6. Порядок обращения федеральных государственных гражданских служащих за назначением пенсии за выслугу лет, правила ее выплаты и перерасчета регламентированы Постановлением Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. N 44 «Об утверждении Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты», которое вступило в силу с 1 октября 2003 г. и действует по настоящее время с некоторыми изменениями и дополнениями.

В Постановлении указано, что данные Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, порядок ее назначения и выплаты распространяются на лиц, замещавших государственные должности федеральных государственных служащих, предусмотренные Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, при наличии условий, дающих право на пенсию за выслугу лет, предусмотренных комментируемой статьей. Для назначения пенсии за выслугу лет федеральный служащий подает в кадровую службу федерального органа, в котором он находился на государственной службе, письменное заявление по установленной форме, которое регистрируется в день его подачи.

К заявлению должны быть приложены документы, необходимые для назначения пенсии за выслугу лет:

— представление руководителя федерального органа, в котором федеральный служащий замещал должность перед увольнением;

— справка о должностях, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет;

— справка о размере среднемесячного заработка федерального служащего за последние 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с федеральной службы;

— копия приказа (распоряжения) об увольнении из федерального органа;

— копия трудовой книжки;

— документы, подтверждающие периоды, включаемые в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет (копия военного билета, подлинник решения о зачете в стаж государственной службы иных периодов работы (службы), другие документы, подтверждающие стаж государственной службы (работы).

После изучения всех документов, установления их подлинности кадровая служба соответствующего федерального органа оформляет справку о размере среднего заработка, справку о периодах замещения должностей государственной службы, имеющих значение для назначения пенсии за выслугу лет, а также представление о назначении пенсии за выслугу лет по определенной форме. Все данные документы должны быть составлены и направлены в Пенсионный фонд РФ в течение месяца после регистрации заявления федерального государственного гражданского служащего о назначении пенсии за выслугу лет.

Получив указанные документы, Пенсионный фонд РФ осуществляет проверку их полноты и достоверности, при необходимости запрашивает от федеральных органов и федеральных служащих недостающие документы, подтверждающие стаж государственной службы (работы), после чего принимает решение о назначении пенсии за выслугу лет либо об отказе в ее назначении. О принятом решении заявитель должен быть извещен в письменной форме в течение пяти дней со дня принятия решения.

Назначение пенсии за выслугу лет производится с 1-го числа месяца, в котором федеральный служащий обратился за ней, но не ранее дня, следующего за днем освобождения от должности федеральной службы и назначения (досрочного оформления) трудовой пенсии по старости (инвалидности).

Оформление документов по выплате осуществляется в порядке, установленном для выплаты трудовой пенсии. Расходы по доставке и пересылке пенсии за выслугу лет федеральных служащих осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Основаниями для перерасчета пенсии за выслугу лет являются изменение размера трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также изменение размера денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Решение о перерасчете размера пенсии за выслугу лет принимается Пенсионным Фондом РФ. О принятом решении гражданин, которому производится перерасчет пенсии, уведомляется в письменном виде.

7. В соответствии с частью 4 комментируемой статьи условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

Так, к примеру, в Ленинградской области вопросы пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих урегулирован Областным законом Ленинградской области от 5 июля 2010 г. N 34-оз «О пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Ленинградской области и должности государственной гражданской службы Ленинградской области».

Положение о том, пенсии за выслугу лет назначаются государственным гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным служащим в соответствии с нормативными и правовыми актами субъектов РФ, нередко порождает судебные споры.

Так, гражданин Н.А. Дунаев, замещавший государственную должность государственной службы в Избирательной комиссии Ленинградской области и уволившийся со службы в связи с выходом на пенсию, обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой о том, что перерасчет пенсии за выслугу лет, произведенный ему на основании Закона Ленинградской области от 20 марта 2006 года N 14-оз «О внесении изменений в Областной закон «О пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Ленинградской области», произведен в нарушение его конституционных прав (подробно см. Определение Конституционного Суда РФ от 21 октября 2008 г. N 643-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дунаева Николая Алексеевича на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 2 Закона Ленинградской области «О внесении изменений в Областной закон «О пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Ленинградской области»).

Жалоба гражданина Дунаева не была принята Конституционным Судом РФ к рассмотрению на том основании, что комментируемая статья регламентирует пенсионное обеспечение за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Что же касается государственных служащих субъектов РФ, то, как уже говорилось ранее, условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов РФ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Рассматривая вопрос о правовой природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов РФ и о допустимости уменьшения субъектом Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов РФ пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта РФ, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается. Следовательно, законодатель субъекта РФ вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте РФ, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат, и само по себе это не противоречит Конституции и комментируемому Закону.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code