Статья 3. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом

Комментарий к статье 3 Федерального закона — О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации

1. Пункт 1 настоящей статьи устанавливает круг лиц, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение относительно принадлежности к гражданству, и регламентирует, что право на пенсию в соответствии с настоящим Законом имеют граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации и при отсутствии установленных законодательством ограничений.

Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации определено как «устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей». В соответствии со ст. 5 вышеназванного Закона гражданами РФ являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на 1 июля 2002 года, то есть на день вступления в силу данного Закона, и лица, которые приобрели указанное гражданство в соответствии с законодательством, то есть по рождению; в результате приема в гражданство; в результате восстановления в гражданстве; по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве в Российской Федерации» или международным договором Российской Федерации. При этом гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Самым распространенным видом приобретения гражданства является гражданство по рождению. Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица (ст. 10 Федерального закона «О гражданстве в Российской Федерации»).

Теперь необходимо более подробно остановиться на вопросе о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства относительно государственного пенсионного обеспечения. Как следует из текста комментируемой статьи, закон не устанавливает различий в праве на государственное пенсионное обеспечение между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории РФ, что соответствует нормам статьи 62 Конституции РФ, которая гласит, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» дает понятие иностранного гражданина и лица без гражданства. Итак, иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Из приведенных определений видно, что между понятиями «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» имеется существенная разница, однако комментируемый Закон не устанавливает для иностранных граждан и лиц без гражданства каких-либо различий в правовом положении по вопросам государственного пенсионного обеспечения, так как основным моментом здесь является не принадлежность к гражданству другого государства или отсутствие гражданства вообще, а отсутствие гражданства Российской Федерации, и постоянное проживание на территории нашей страны. Для возникновения права на государственное пенсионное обеспечение постоянное проживание на территории РФ является обязательным условием и ключевым моментом, поэтому на данном вопросе необходимо остановиться подробнее. Под постоянным проживанием в данном случае понимается не просто постоянное нахождение лица на территории РФ, а определенный документально подтвержденный юридический факт постоянного проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории России.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривает как временное, так и постоянное проживание иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства считается временно проживающим в РФ при получении разрешения на временное проживание, то есть при подтверждении права временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

В период временного проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории России на основании разрешения на временное проживание право на государственное пенсионное обеспечение у иностранного гражданина или лица без гражданства отсутствует.

Подтверждением постоянного проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ является полученный в установленном порядке вид на жительство, то есть документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Вид на жительство может быть получен иностранным гражданином и лицом без гражданства при наличии установленных законодательством условий, каковыми являются проживание на территории РФ на основании разрешения на временное проживание в течение года, а также подача заявления о получении вида на жительство в Федеральную миграционную службу за 6 месяцев до истечения срока разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину или лицу без гражданства сроком на пять лет, но по окончании срока его действия срок может быть продлен еще на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Порядок получения иностранными гражданами и лицами без гражданства вида на жительства регламентирован Приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 41 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации».

Наличие оформленного надлежащим образом вида на жительства является основанием для назначения пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения.

И еще один важный предусмотренный законодательством момент. Статьей 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определены основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство, а следовательно, прекращения правоотношений, связанных с государственным пенсионным обеспечением, каковыми являются:

— выступление за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, создание иными действиями угрозы безопасности РФ или граждан Российской Федерации;

— финансирование, планирование террористических (экстремистских) актов, оказывание содействия в совершении таких актов или совершение их, а равно поддержание иными действиями терроризма и экстремизма;

— административное выдворение за пределы Российской Федерации, депортация либо передача иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, которые имели место в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче вида на жительство;

— неоднократное (два и более раза) административное выдворение за пределы Российской Федерации, депортация или передача иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, которые имели место в течение десяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче вида на жительство;

— представление поддельных или подложных документов либо сообщение о себе заведомо ложных сведений;

— наличие вступившего в законную силу приговора суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным, или за совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

— наличие непогашенной или неснятой судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

— неоднократное (два и более раза) в течение одного года привлечение к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, либо совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

— отсутствие доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;

— отсутствие по истечении трех лет со дня въезда в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— выезд из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

— нахождение за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

— признание судом недействительным брака с гражданином РФ, который послужил основанием для получения вида на жительство;

— заболевание наркоманией, неполучение сертификата об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), наличие одного из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, Перечень которых и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утвержден Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. N 188 «О Перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации».

Кроме того, помимо вышеперечисленных случаев, вид на жительство иностранному гражданину или лицу без гражданства не выдается, срок действия ранее выданного вида на жительство не продлевается либо ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) данного лица в Российской Федерации.

2. Пунктом 2 настоящей статьи предусмотрено, что гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. Следует отметить, что аналогичная норма содержится и в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Наличие у гражданина права на получение различных видов пенсионного обеспечения — ситуация достаточно часто встречающаяся на практике. Так, при достижении общеустановленного пенсионного возраста и при наличии страхового стажа более 5 лет гражданин, имеющий право на получение пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения, имеет право и на получение трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В данном случае гражданин имеет право выбора вида пенсионного обеспечения, при котором решающую роль играет, естественно, размер пенсии. При этом за гражданином сохраняется право изменить свое решение и выбрать другой вид пенсии, Законом не установлено на этот счет никаких ограничений и гражданин может изменять вид пенсионного обеспечения неограниченное число раз по своему желанию.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет за определенными категориями граждан право на одновременное получение двух пенсий. Рассмотрим указанные категории и установленные для них виды пенсий.

Право на одновременное получение двух пенсий имеют право инвалиды вследствие военной травмы, то есть лица, получившие инвалидность вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы. В данном случае следует обратить внимание, что в части 2 ст. 15 комментируемого Закона имеется указание на то, что право на одновременное получение двух пенсий имеют только лица, получившие инвалидность вследствие военной травмы, проходившие военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. Лицам, проходившим военную службу по контракту, такое право законодательством не предоставлено.

Кроме того, к гражданам, получившим инвалидность вследствие военной травмы в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», приравниваются военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанные, призванные на специальные и поверочные сборы, направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы. Также к указанным лицам по статусу и в соответствии с законодательством приравниваются лица, получившие инвалидность вследствие военной травмы, подвергшиеся воздействию радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Все вышеперечисленные категории граждан имеют право на получение пенсии по инвалидности в соответствии со ст. 15 комментируемого Закона и трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Вопросы получения лицами данной категории двух видов пенсионного обеспечения нередко становятся предметом рассмотрения в суде.

Так, в Конституционный Суд обратился гражданин Н.О. Чернопятов с жалобой на нарушение его конституционных прав подп. 1 п. 3 ст. 3 комментируемого Закона, в соответствии с которым гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, предоставляется право на одновременное получение двух видов пенсий — пенсии по инвалидности в системе государственного пенсионного обеспечения и трудовой пенсии по старости, и подп. 1 п. 2 ст. 15 комментируемого Закона, устанавливающим размеры пенсии по инвалидности для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин и ставших инвалидами вследствие военной травмы (см. Определение Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2013 г. N 1373-О).

Гражданин Чернопятов полагает, что указанные положения, примененные в его деле судом общей юрисдикции, не соответствуют Конституции РФ, поскольку обусловливают возможность одновременного назначения двух пенсий военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, чем ограничивают его право на социальное обеспечение как лица, проходившего военную службу в звании прапорщика и в период с 3 августа 1986 по 10 января 1987 года принимавшего участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

Изучив материалы дела, Конституционный Суд РФ не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению, основываясь при этом на следующих выводах и нормах законодательства.

Первое. Вопросы регулирования правового статуса отдельных категорий граждан в части пенсионного обеспечения относятся к компетенции законодателя. Так, п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

Второе. В изъятие из общего правила, в соответствии с которым лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору (ст. 7 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п. 2 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), подп. 1 п. 3 комментируемой статьи предоставляет военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин и ставшим инвалидами вследствие военной травмы, право на одновременное получение двух пенсий.

Закрепление такого права как выходящего за рамки общеустановленного правового регулирования является льготой, предоставление которой непосредственно из Конституции РФ не вытекает. Поэтому определение круга лиц, имеющих на нее право, и условий ее предоставления является прерогативой законодателя.

Третье. Гражданам, проходившим военную службу по контракту (в том числе в качестве прапорщиков) и ставшим инвалидами вследствие военной травмы, согласно ст. ст. 16, 18 и 46 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливаемая пенсия за выслугу лет увеличивается на сумму минимального размера пенсии по инвалидности для инвалидов соответствующих групп. Указанной доплате к пенсии фактически придается значение пенсии по инвалидности, что определено ранее в Постановлении Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. N 18-П, Определении Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2007 года N 773-О-О.

Кроме того, ч. 4 ст. 7 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусматривает возможность установления гражданам, проходившим военную службу по контракту, одновременно с пенсией за выслугу лет либо пенсией по инвалидности трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости).

При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что оспариваемые заявителем положения, направленные на обеспечение повышенной социальной защиты граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин и ставших инвалидами вследствие военной травмы, нарушают конституционные права граждан, не относящихся к названной категории, в том числе лиц, проходивших военную службу в качестве прапорщиков и признанных инвалидами вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы и связанного с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Право на получение двух видов пенсионного обеспечения предоставлено участникам ВОВ. Указанные лица вправе получать пенсию в соответствии со ст. 16 комментируемого Закона и трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Право на получение двух видов пенсии имеют родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Право на получение двух пенсий для указанной категории лиц, естественно, не может восполнить для родителей гибель их ребенка, но является посильной мерой социальной и материальной поддержки. При этом право на получение двух пенсий не ставится в зависимость от причины смерти и сохраняется и в том случае, если смерть произошла по причине, не связанной с непосредственным исполнением обязанностей военной службы. Исключение составляют только случаи, когда смерть военнослужащего наступила в результате его противоправных действий. Следует отметить, что факт суицида (самоубийства) не является противоправным действием и не лишает родителей права на получение двух видов пенсионного обеспечения.

Данные лица имеют право на получение:

— пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной п. 4 ст. 15 комментируемого Закона, и трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

— пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с комментируемым Законом и социальной пенсии, за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца;

— пенсии по случаю потери кормильца в системе государственного пенсионного обеспечения (ст. 15 комментируемого Закона) и пенсии за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В-четвертых, право на получение двух видов пенсионного обеспечения предоставлено, в соответствии с комментируемой статьей, вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Для указанной категории предусмотрено получение пенсии по случаю потери кормильца, в соответствии с настоящим Законом и трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной комментируемым Законом, и социальной пенсии, за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца. Кроме того, данные лица вправе получать пенсию по случаю потери кормильца в системе государственного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 15 комментируемого Закона и пенсию за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренную Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В Законе четко указано, что право на получение двух видов пенсионного обеспечения предоставляется только вдовам военнослужащих и на вдовцов данная норма не распространяется. Поскольку в законе оговорено условие получение вдовами двух пенсий — невступление в новый брак, то при заключении нового брака право на получение второй пенсии утрачивается.

Право на одновременное получение двух пенсий предоставлено законом нетрудоспособным членам семей следующих категорий лиц:

— граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;

— граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

— граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

К нетрудоспособным членам семьи в данном случае относятся нетрудоспособные родители (независимо от нахождения их на иждивении погибшего (умершего) кормильца); дети, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся до получения среднего профессионального образования или высшего образования, но не позднее достижения ими 25-летнего возраста; супруг (супруга), если он занят уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими 14 лет, независимо от того, работает супруг или нет; супруг (супруга) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем — 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.

Указанные лица вправе получать пенсию по случаю потери кормильца, установленную в соответствии с комментируемым Законом, и трудовую пенсия по старости (трудовую пенсию по инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с комментируемым Законом и социальную пенсию, за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца.

Право на одновременное получение двух пенсий предоставлено гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» в соответствии с решением Исполкома Ленинградского городского совета народных депутатов от 23 января 1989 г. N 5 «Об учреждении знака «Жителю блокадного Ленинграда». Указанные лица могут получать пенсию по инвалидности, предусмотренную комментируемым Законом, и трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Право на получение двух видов пенсионного обеспечения предоставлено членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей. Данные лица вправе получать пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную комментируемым Законом, и любой иной вид пенсии, установленной в соответствии с законодательством, за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца.

Вопрос о наличии права на получение двух видов пенсионного обеспечения граждан, относящихся к вышеуказанным категориям, нередко становится предметом рассмотрения в судах, в том числе в Конституционном Суде РФ.

Так, в Конституционный Суд РФ обратился гражданин В.А. Мамчиц, который в своей жалобе оспаривает конституционность положений части 3 комментируемой статьи в части установленных законом категорий лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий, а также положений ч. 1 ст. 9 и ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона, определяющих право участников ВОВ на пенсию по инвалидности в соответствии с данным Федеральным законом и ее размеры (подробно см. Определение Конституционного Суда РФ от 19 марта 2009 г. N 313-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мамчица Валентина Андреевича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 3, пунктом 1 статьи 9, пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Жалоба гражданина В.А. Мамчица заключалась в том, что, по его мнению, оспариваемые им нормы противоречат Конституции РФ, так как неправомерно лишают бывших несовершеннолетних узников фашизма права на одновременное получение двух пенсий. Конституционный Суд РФ не нашел оснований для принятия ее к рассмотрению, обосновав свое решение следующими выводами. Во-первых, Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление льгот в сфере пенсионного обеспечения и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя. Об этом прямо указано в части 2 ст. 39 Конституции РФ. Законодатель установил, что по общему правилу лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору. Об этом мы уже говорили в комментариях к настоящей статье. Категории граждан, поименованные выше, имеющие право на одновременное получение двух видов пенсионного обеспечения, являются исключениями из общего правила. В их число законодатель не включил бывших несовершеннолетних узников фашизма, следовательно, на данную категорию льготы на получение двух пенсий не распространяются.

Само же по себе установление льготного порядка реализации права на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан, включая предоставление возможности получения одновременно двух пенсий, не затрагивает прав тех лиц, которые не отнесены законодателем к числу пользующихся такой льготой, и не может оцениваться как нарушающее положения Конституции РФ.

4. В соответствии с п. 4 настоящей статьи пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения устанавливаются и выплачиваются независимо от получения накопительной части трудовой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Как известно, накопительная часть трудовой пенсии является одной из двух составляющих частей трудовой пенсии и ее размер находится в прямой зависимости от суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо на финансирование данной части пенсии, а также размера инвестиционного дохода, то есть пенсионных накоплений.

Федеральные государственные гражданские служащие, которым назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с комментируемым Законом и которые имеют не менее пяти лет страхового стажа, по их заявлению, по достижении общеустановленного законом пенсионного возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную, имеют право на получение доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее чем 12 полных месяцев работы и иной деятельности.

Военнослужащие, кроме проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, при наличии пяти лет страхового стажа и общеустановленного законом для назначения трудовой пенсии по старости пенсионного возраста могут получать одновременно пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности, назначенную в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховую часть трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), установленной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Граждане из числа космонавтов при наличии пяти лет страхового стажа и общеустановленного законом для назначения трудовой пенсии по старости пенсионного возраста имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с комментируемым Законом и страховой части трудовой пенсии по старости, за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.

Граждане из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной комментируемым Законом и доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией и перерасчетом, производимым по правилам, установленным Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code