Статья 2. Основные понятия, используемые в целях настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 2 Федерального закона — О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации

1. В настоящей статье дается разъяснение некоторых понятий, применяемых в комментируемом Законе. Статьи, носящие понятийный характер, содержатся во многих федеральных законах. Это значительно упрощает структуру других статей Закона и их восприятие, так как текст Закона не загромождается одинаковыми формулировками.

Так, пенсия по государственному пенсионному обеспечению определена как ежемесячная государственная денежная выплата, назначаемая в соответствии с комментируемым Законом и предоставляемая гражданам как компенсация утраченного заработка, дохода или как компенсация вреда, причиненного здоровью в определенных настоящим Законом случаях. В роли компенсации утраченного заработка, дохода пенсия по государственному пенсионному обеспечению выступает при увольнении гражданина с федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), при выходе на пенсию за выслугу лет граждан из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава. Компенсацией вреда, причиненного здоровью, пенсия по государственному пенсионному обеспечению является при нанесении вреда здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Иные понятия, содержащиеся в данной статье, разъясняют субъектный состав государственного пенсионного обеспечения, то есть категории граждан, имеющих право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а также механизм назначения и исчисления размера данного вида пенсии.

2. Федеральные государственные гражданские служащие — граждане, замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих. Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы в Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Понятие государственной службы Российской Федерации дано в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», где данный вид службы определен как профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 «О государственных должностях Российской Федерации».

В систему государственной службы входят государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба. В свою очередь, государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ. Федеральная государственная гражданская служба — это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Именно федеральные государственные гражданские служащие являются субъектами правоотношений по государственному пенсионному обеспечению.

С понятием «федеральные государственные гражданские служащие» тесно связаны такие понятия, как стаж государственной гражданской службы и должностной оклад.

Стаж государственной гражданской службы — это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии. В соответствии со ст. 54 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» стаж государственной гражданской службы РФ для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим устанавливается в соответствии с комментируемым Законом, а именно со ст. 19, в комментариях к которой данный вопрос будет рассмотрен более подробно.

Под должностным окладом понимаются месячный оклад федерального государственного гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы, должностной оклад федерального государственного служащего, устанавливаемые указами Президента Российской Федерации.

3. Понятие «военнослужащие» в контексте комментируемой статьи носит расширительное толкование и применяется только относительно правоотношений, возникающих в связи с государственным пенсионным обеспечением.

В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба является особым видом федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

В контексте же комментируемой статьи военнослужащими являются граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

4. Понятие «участник Великой Отечественной войны», применяемое в настоящем Законе, напротив, носит более узкий характер и расширительному толкованию не подлежит. Применительно к правоотношениям, возникающим по поводу государственного пенсионного обеспечения, к участникам ВОВ относятся:

— военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период ВОВ или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период ВОВ на временно оккупированных территориях СССР;

— военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период ВОВ службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

— лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период ВОВ штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

— сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период ВОВ специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;

— работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период ВОВ на положение лиц, состоящих в рядах Красной армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период ВОВ в действующую армию;

— военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период ВОВ, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период ВОВ, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года;

— лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период ВОВ на территориях других государств;

— лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период ВОВ 1941 — 1945 годов.

Следует отметить, что в данный перечень не включены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, хотя в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» указанная категория лиц имеет статус участников ВОВ.

5. Под гражданами, пострадавшими в результате радиационных или техногенных катастроф, понимаются граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в результате других радиационных или техногенных катастроф — аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также радиационных аварий и катастроф, которые могут произойти в дальнейшем.

Условия пенсионного обеспечения лиц, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, установлены Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Действие данного Закона также распространяется на граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также на граждан из подразделений особого риска.

Одним из основных условий назначения пенсии указанным лицам является снижение общеустановленного пенсионного возраста, который в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» составляет 60 лет для мужчин и 55 — для женщин. Для граждан, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, и приравненным к ним лицам пенсионный возраст снижен на 10 лет и составляет 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин. Указанным гражданам предоставлено право выбора вида пенсионного обеспечения: они могут получать пенсию в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а при наличии не менее 5 лет страхового стажа — в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Порядок пенсионного обеспечения различных категорий лиц, пострадавших от воздействия радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, регламентирован разделом IV Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Кроме того, пенсионное обеспечение указанных лиц, имеющих страховой стаж не менее пяти лет, может по их желанию осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а не имеющих страхового стажа или имеющих страховой стаж менее пяти лет — в соответствии с комментируемым Законом. Более подробно о назначении пенсии по государственному пенсионному обеспечению лиц, пострадавших в результате радиационных аварий и техногенных катастроф, и членов их семей будет говориться в комментариях к ст. 10 комментируемого Закона.

6. Нетрудоспособными гражданами относительно правоотношений, возникающих при назначении государственного пенсионного обеспечения, являются следующие категории лиц:

1) инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;

2) дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей или дети умершей матери, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории РФ, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами РФ, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Организациями, осуществляющими образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», являются образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. Под образовательной организацией понимается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Также организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Обучение лица подтверждается справкой об обучении, выданной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Особо следует оговорить тот факт, что если по заявлению обучающегося ему предоставляется академический отпуск, то он фактически остается студентом или учащимся и, следовательно, сохраняет право на государственное пенсионное обеспечение.

Необходимо обратить особое внимание на то, что к нетрудоспособным лицам относятся лица, обучающиеся только на очной форме обучения. При смене формы обучения на очно-заочную или заочную право на государственное пенсионное обеспечение считается утраченным. Если лицо обучается в образовательной организации, расположенной за пределами Российской Федерации, то право на государственное пенсионное обеспечение может быть реализовано только в том случае, если лицу было выдано направление на получение образования за границей в соответствии с международными договорами РФ, что должно быть отражено в документе (справке), подтверждающем получение образования в образовательной организации за границей;

3) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины). Коренными малочисленными народами Севера являются народы, проживающие в районах Севера, на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями;

4) граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть не имеющие 5-ти лет страхового стажа.

7. Под трудовым стажем в правоотношениях, возникающих по вопросам государственного пенсионного обеспечения, понимается учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Страховым стажем является учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Так, в страховой стаж засчитываются периоды работы и иной деятельности, выполнявшиеся на территории РФ лицами, застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования, а также периоды работы и иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Более подробно вопросы трудового стажа будут рассмотрены в комментариях к ст. 20 настоящего Закона.

И еще одно понятие, требующее разъяснений, — это понятие среднемесячного заработка, который представляет собой денежное содержание, денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату и другие доходы, которые учитываются для исчисления размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданина, обратившегося за назначением этой пенсии, выраженные в рублях и приходившиеся на периоды службы и иной деятельности, включаемые в его выслугу или трудовой стаж.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code