Статья 1. Законодательство Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению

Комментарий к статье 1 Федерального закона — О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации

1. Пункт первый настоящей статьи состоит из нескольких норм, касающихся назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Во-первых, это общая норма, устанавливающая, что данный вид пенсии назначается и выплачивается в соответствии с комментируемым Законом. Однако если пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан не регламентировано данным законом, то оно осуществляется в соответствии с другими федеральными законами.

Так, пенсионное обеспечение членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Также Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» регламентирует пенсионное обеспечение указанных категорий лиц.

Вместе с тем в ходе совершенствования законодательства в комментируемом Законе появляются нормы, регламентирующие государственное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, которое ранее устанавливалось иными нормативными актами. Так, пенсионное обеспечение космонавтов ранее осуществлялось в соответствии с Положением о пенсионном обеспечении космонавтов в Российской Федерации, утверждены Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 17 мая 1993 г. N 455 «Вопросы материального и пенсионного обеспечения космонавтов». В настоящее время Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ комментируемый Закон дополнен ст. 7.1 «Условия назначения пенсий гражданам из числа космонавтов и членам их семей», а указанное Положение регламентирует только порядок установления периодов, засчитываемых в выслугу лет при назначении пенсии за выслугу лет.

Во-вторых, Законом установлено, что изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению осуществляется исключительно путем внесения изменений и дополнений в настоящий Закон. Указанная норма является общепринятой и содержится во всех действующих и вновь принимаемых федеральных законах, касающихся всех областей нормотворческой деятельности, включая и законодательство о пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации. Она является необходимой и оправданной, предотвращает правовые ошибки в применении законодательства и нагромождение законодательных и нормативных актов, упрощает и систематизирует нормотворчество. В период действия комментируемого Закона в него неоднократно был внесен ряд изменений.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает приоритет международных договоров в правоотношениях, возникающих по поводу пенсионного обеспечения, в том числе и при назначении государственных пенсий. Данная норма является конституционной, также содержится во всех принятых и действующих Федеральных законах во всех областях правовой системы и основывается на положениях п. 4 ст. 15 Конституции РФ, которым установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Понятие международного договора дано в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», где международный договор Российской Федерации определен как международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Вопросы пенсионного обеспечения отражены во многих международных договорах. Приведем лишь некоторые и наиболее значимые из них. Статья 22 Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) гласит: «Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства». Кроме того, ст. 25 данного документа закрепляет право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Важное значение имеют международные договоры, в том числе и по вопросам пенсионного обеспечения, заключенные между Российской Федерацией и бывшими союзными республиками — ныне независимыми государствами, странами СНГ. Так, Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., заключенным между Россией, Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Молдова, установлено, что пенсионное обеспечение граждан государств — участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Данным Соглашением установлены следующие основные нормы:

— каждое государство — участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан;

— все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями;

— для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

— при переселении пенсионера в пределах государств — участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера.

Ряд международных договоров и соглашений о пенсионном обеспечении граждан и сотрудничестве в области социального обеспечения был заключен до распада СССР. Часть указанных соглашений действует и в настоящее время, и Российская Федерация выступает в них как правопреемник Союза ССР. Так, ныне действующими являются:

— Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г.;

— Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г.;

— Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г.;

— Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г. и др.

Кроме того, Российской Федерацией ратифицированы и являются действующими в настоящее время:

— Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении, подписанный представителями РФ и Испании в Мадриде 11 апреля 1994 г.;

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г.;

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г.;

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г.;

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г. и др.

3. Пунктом 3 настоящей статьи определены полномочия Правительства РФ по установлению порядка реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан в случаях, прямо предусмотренных в комментируемом Законе.

Так, в соответствии со ст. 10 настоящего Закона в компетенцию Правительства РФ входит определение условий назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а также членам их семей. В данном случае следует отметить, что пенсионное обеспечение граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, регламентировано Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Кроме того, ст. 19 комментируемого Закона установлено, что в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством РФ, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом РФ. В целях реализации данной нормы Правительством РФ было принято Постановление от 15 сентября 2003 г. N 570 «О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации», о котором будет говориться подробно в комментарии к ст. 19.

Также в соответствии с комментируемым Законом (ст. 24) к компетенции Правительства РФ относится определение органа, осуществляющего назначение, перерасчет размера, выплату и организацию доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2002 г. N 141 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсий в соответствии с комментируемым Законом (за исключением некоторых указанных в Постановлении видов пенсий) производятся территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лица, обратившегося за пенсией, в порядке, предусмотренном для установления и выплаты трудовых пенсий. Более подробно данный вопрос будет рассматриваться позднее, в комментариях к соответствующим статьям Закона.

Правительством РФ утверждаются перечень документов, необходимых для установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации, а также порядок индексации пенсии федеральных государственных гражданских служащих.

Кроме того, Правительством РФ определяется порядок издания разъяснений по применению законодательства о государственном пенсионном обеспечении.

Данная функция в целях единообразного применения законодательства возложена на Министерство здравоохранения и социального развития РФ, что закреплено в Положении о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610. В п. 5.2.74 данного нормативного документа указано, что Министерство труда и социального развития РФ дает разъяснения о порядке применения законодательства по вопросам назначения (перерасчета), выплаты и организации доставки трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установления доплаты к пенсии отдельным категориям граждан.

Необходимо отметить, что ранее, до вступления в силу Постановления Правительства от 19 июня 2012 г. N 610, разъяснения по вопросам применения пенсионного законодательства давались Министерством здравоохранения и социального развития РФ, которое впоследствии было реорганизовано в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социального развития РФ. Вместе с тем соответствующие разъяснения, данные Министерством здравоохранения и социального развития РФ, в настоящее время являются действующими нормативно-правовыми документами. Среди таких документов можно назвать Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 декабря 2006 г. N 880 «Об утверждении разъяснения о порядке применения статьи 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г. «По вопросам определения общей суммы материального обеспечения пенсионера при установлении социальных доплат» и др.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code