Статья 16

Комментарий к статье 16 Федерального закона — О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам

1 — 2. В положениях ч. 1 и 2 комментируемой статьи определены последствия невыполнения лицом, замещающим государственную должность (иным лицом), предусмотренных положениями ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 9 комментируемого Закона обязанностей по представлению соответствующих сведений. Ч. 1 комментируемой статьи определяет невыполнение таких обязанностей в качестве правонарушения, а ч. 2 данной статьи предусматривает санкцию за совершение такого правонарушения.

Эти же правила закреплены в ч. 3 ст. 8.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» (статья введена Законом 2012 г. N 231-ФЗ в связи с принятием комментируемого Закона): непредставление лицами, указанными в ч. 1 данной статьи, или представление ими неполных или недостоверных сведений о своих расходах либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим освобождение лиц, указанных в ч. 1 данной статьи, от замещаемой (занимаемой) должности, увольнение в установленном порядке с государственной или муниципальной службы, из Банка России, с работы в государственной корпорации, ПФР, ФСС России, ФФОМС, иной организации, созданной Россией на основании федерального закона, с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

Как видно, приведенное положение сформулировано более удачно с точки зрения юридической техники, нежели положение ч. 1 комментируемой статьи: в ч. 1 комментируемой статьи определено, что правонарушением является только невыполнение лицом, замещающим государственную должность (иным лицом), соответствующих обязанностей, в то время как согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции» правонарушением признается непредставление таким лицом или представление неполных или недостоверных сведений о своих расходах либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Положения ч. 1 и 2 комментируемой статьи, ч. 3 ст. 8.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» закреплены по аналогии с положением ч. 9 ст. 8 названного Закона, предусматривающим последствия невыполнения лицом, замещающим государственную должность, обязанности по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Случай невыполнения или ненадлежащего выполнения данной обязанности предусмотрен в п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» в качестве основания для увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия. Логично было бы ожидать, что такое основание должно возникать и в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения лицом, замещающим государственную должность, обязанностей, предусмотренных комментируемым Законом. Однако дополнение в указанную ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» не внесено, хотя в названный Закон Законом 2012 г. N 231-ФЗ в связи с принятием комментируемого Закона включена ст. 13.2, предусматривающая увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих (занимающих) должности в Банке России, государственных корпорациях, иных организациях, созданных Россией на основании федеральных законов, в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в связи с утратой доверия.

Вместе с тем, Законом 2012 г. N 231-ФЗ внесены соответствующие изменения в иные законодательные акты, нежели Федеральный закон «О противодействии коррупции». Так, в п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <47> внесено дополнение, в результате чего установлено, что государственный гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

———————————

<47> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

 

Законом 2012 г. N 231-ФЗ внесены дополнения в положения ч. 1 ст. 81 и ч. 3 ст. 192 ТК РФ, в результате чего установлено, что к дисциплинарным взысканиям относится в том числе увольнение работника в случаях непредставления работником или представления неполных или недостоверных сведений о своих расходах либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о расходах своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

С учетом того, что такое увольнение согласно ч. 3 ст. 192 ТК РФ является мерой дисциплинарного взыскания, подлежат учету следующие разъяснения, данные в п. 52 Постановления Пленума ВС России от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (здесь и далее в ред. Постановления Пленума ВС России от 28 декабря 2006 г. N 63) <48>: увольнение по указанному основанию допускается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на соблюдение процедуры учета мнения представительного органа работника (ч. 3 ст. 193 данного Кодекса); дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ч. 4 ст. 193 данного Кодекса).

———————————

<48> РГ. N 72. 2004. 8 апреля; N 297. 2006. 31 декабря.

 

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает необходимость направления материалов, полученных в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры России в случае, если в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего государственную должность (иного лица), а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу. Такие материалы направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в трехдневный срок после завершения контроля.

При получении таких материалов Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии со ст. 17 комментируемого Закона в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход России соответствующих объектов имущества, обязательств имущественного характера, в отношении которых не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы.

4. На случай выявления в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего государственную должность (иного лица), а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей признаков преступления, административного или иного правонарушения в ч. 4 комментируемой статьи предусмотрена необходимость направления материалов, полученных в результате осуществления контроля за расходами, в государственные органы в соответствии с их компетенцией. Аналогично предыдущей части установлено, что материалы направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в трехдневный срок после завершения контроля.

Положение ч. 4 комментируемой статьи закреплено аналогично соответствующим положениям Указов Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 (п. 30 Положения, утв. данным Указом) и от 21 сентября 2009 г. N 1066 (п. 19 Положения, утв. данным Указом), но в этих Положениях не говорится об иных правонарушениях, нежели преступление и административное правонарушение. О данных Указах см. комментарий к ст. 7 Закона.

Подследственность предварительного рассмотрения уголовных дел определена положениями ст. 151 УПК РФ, в которых говорится о следователях, дознавателях Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, пограничных органов федеральной службы безопасности, ФССП России, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. Вместе с тем при обращении с сообщением о преступлении нет необходимости строгого соблюдения этих положений, поскольку в п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ (в ред. от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ <49>) предусмотрено такое решение, принимаемое органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа по результатам рассмотрения сообщения о преступлении, как решение о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 данного Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 данного Кодекса.

———————————

<49> СЗ РФ. 2008. N 49. Ст. 5724.

 

Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, определены положениями гл. 23 КоАП РФ. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотрен положениями ст. 28.3 данного Кодекса. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором регламентировано статьей 28.4 данного Кодекса. В отличие от уголовно-процессуального законодательства законодательство об административных правонарушениях передачу сообщения об административном правонарушении должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении, не предусматривает.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code