Статья 13

Комментарий к статье 13 Федерального закона — О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам

1. Комментируемая статья регламентирует оформление и направление результатов осуществления контроля за расходами лица, замещающего государственную должность (иного лица), а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В части 1 данной статьи установлена необходимость составления доклада о результатах осуществления контроля за расходами. Такой доклад представляется органом, подразделением или должностным лицом, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений, лицу, принявшему решение об осуществлении контроля за расходами. Каких-либо требований к содержанию и оформлению такого доклада не установлено. Положение ч. 1 комментируемой статьи закреплено аналогично соответствующим положениям Указов Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 (п. 27 Положения, утв. данным Указом) и от 21 сентября 2009 г. N 1066 (п. 16 Положения, утв. данным Указом). О данных Указах см. комментарий к ст. 7 Закона.

2 — 4. Положения ч. 2 и 3 комментируемой статьи предусматривают действия, осуществляемые лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего государственную должность (иного лица), а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, по результатам рассмотрения результатов, полученных в ходе осуществления контроля за расходами. В отношении таких действий необходимо отметить следующее.

Направление соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов предложения рассмотреть результаты, полученные в ходе осуществления контроля за расходами, на ее заседании (ч. 2).

Часть 2 комментируемой статьи предусматривает возможность рассмотрения результатов, полученных в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего государственную должность (иного лица), а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Предложение такой соответствующей комиссии рассмотреть результаты, полученные в ходе осуществления контроля за расходами, на ее заседании направляет лицо, принявшее решение об осуществлении контроля за расходами.

В п. 8 Указа Президента РФ 2013 г. N 310 установлено, что результаты осуществления контроля за расходами лиц, указанных в ч. 1 ст. 2 комментируемого Закона, рассматриваются на заседаниях президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции в соответствии с Положением о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан, утв. Указом Президента РФ от 25 февраля 2011 г. N 233 «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции» <45>, или на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Положениям о таких комиссиях, утв. Указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» <46>, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными актами Банка России, ПФР, ФСС России, ФФОМС и локальными нормативными актами государственной корпорации (компании), иной организации, созданной на основании федеральных законов.

———————————

<45> СЗ РФ. 2011. N 9. Ст. 1223.

<46> СЗ РФ. 2010. N 27. Ст. 3446.

 

Указом Президента РФ 2013 г. N 309 внесены соответствующие изменения в названное Положение, утв. Указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821. В частности:

п. 16 Положения дополнен подп. «г», предусматривающим, что основанием для проведения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (обозначается в названном Положении как «комиссия») является представление руководителем государственного органа материалов проверки, свидетельствующих о представлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона;

Положение дополнено п. 25.1, устанавливающим, что по итогам рассмотрения указанного вопроса комиссия принимает одно из следующих решений:

а) признать, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона, являются достоверными и полными;

б) признать, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона, являются недостоверными и (или) неполными. В последнем случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к государственному служащему конкретную меру ответственности и (или) направить материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры и (или) иные государственные органы в соответствии с их компетенцией. При наличии к тому оснований комиссия может принять и иное решение. Основания и мотивы принятия такого решения должны быть отражены в протоколе заседания комиссии.

Информирование о результатах осуществления контроля за расходами соответствующего должностного лица, уполномоченного на принятие решения о применении к лицу, замещающему государственную должность (иному лицу), мер юридической ответственности (п. 1 ч. 3).

Такими должностными лицами являются соответственно Президент РФ, Председатель Правительства РФ, руководитель федерального государственного органа, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководители других государственных органов, Председатель Банка России, руководитель государственной корпорации, ПФР, ФСС России, ФФОМС, иной организации, созданной Россией на основании федеральных законов, или организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. Как предусмотрено в рассматриваемом пункте, информирование о результатах осуществления контроля за расходами осуществляется в установленном порядке. Иных требований к такому информированию не установлено, но представляется очевидным, что информация подлежит направлению в документарной форме — в форме письменного документа или в форме электронного документа.

Последствия невыполнения лицом, замещающим государственную должность (иным лицом), предусмотренных положениями ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 9 комментируемого Закона обязанностей по представлению соответствующих сведений определены положениями ч. 1 и 2 ст. 16 данного Закона. Положение ч. 3 указанной статьи 16 комментируемого Закона предусматривает последствие выявления в ходе осуществления контроля за расходами обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, а положение ч. 4 этой же статьи — последствие выявления в ходе осуществления контроля за расходами признаков преступления, административного или иного правонарушения.

Внесение в случае необходимости предложения о применении к лицу, замещающему государственную должность (иному лицу), мер юридической ответственности и (или) о направлении материалов, полученных в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры и (или) иные государственные органы в соответствии с их компетенцией (п. 2 ч. 3).

Часть 4 комментируемой статьи предусматривает право соответствующего должностного лица, уполномоченного на принятие решения о применении к лицу, замещающему государственную должность (иному лицу), мер юридической ответственности при принятии такого решения учесть в пределах своей компетенции рекомендации соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. При этом непосредственно перечислены такие должностные лица — Президент РФ, Председатель Правительства РФ, руководитель федерального государственного органа, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководитель другого государственного органа, Председатель Банка России, руководитель государственной корпорации, ПФР, ФСС России, ФФОМС, иной организации, созданной Россией на основании федеральных законов, или организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code