Статья 11

Комментарий к статье 11 Федерального закона — О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам

1. Комментируемая статья, во-первых, устанавливает обязанности органов, подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, возлагаемые на них при осуществлении контроля за расходами лица, замещающего государственную должность (иного лица), а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и, во-вторых, предусматривает права таких органов, подразделений и должностных лиц, предоставляемые им при осуществлении такого контроля за расходами. Сокращение «органы, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений» введено в ч. 1 ст. 7 комментируемого Закона в юридико-технических целях для обозначения государственных органов (подразделений государственных органов), подразделений и должностных лиц, указанных в ст. 6 данного Закона.

В отношении установленных в ч. 1 комментируемой статьи обязанностей органов, подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, возлагаемых на них при осуществлении контроля за расходами, необходимо отметить следующее.

Обязанность истребовать от лица, замещающего государственную должность (иного лица), сведения, предусмотренные п. 1 ч. 4 ст. 4 комментируемого Закона (п. 1).

В пункте, к которому сделана отсылка, предусмотрено, что контроль за расходами лица, замещающего государственную должность (иного лица), а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей включает в себя наряду с прочим истребование от данного лица сведений:

а) о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки;

б) об источниках получения средств, за счет которых совершена указанная сделка. Соответственно, истребование перечисленных сведений в силу рассматриваемого пункта является обязательным.

Обязанность провести с лицом, замещающим государственную должность (иным лицом), беседу в случае поступления ходатайства, предусмотренного п. 3 ч. 2 ст. 9 комментируемого Закона (п. 2).

Пункт, к которому сделана отсылка, во-первых, предусматривает право лица, замещающего государственную должность (иного лица), в связи с осуществлением контроля за расходами обращаться с ходатайством в орган, подразделение или к должностному лицу, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, о проведении с ним беседы по вопросам, связанным с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и, во-вторых, устанавливает, что такое ходатайство подлежит обязательному удовлетворению.

Исполнение рассматриваемой обязанности регламентировано ч. 1 ст. 7 комментируемого Закона, согласно которому в случае, если лицо, замещающее государственную должность (иное лицо), обратилось с таким ходатайством, то с данным лицом в течение семи рабочих дней со дня поступления ходатайства (в случае наличия уважительной причины — в срок, согласованный с данным лицом) проводится беседа, в ходе которой должны быть даны разъяснения по интересующим его вопросам.

2 — 3. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрены права органов, подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, предоставляемые им при осуществлении контроля за расходами лица, замещающего государственную должность (иного лица), а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В отношении этих прав необходимо отметить следующее.

Право проводить по своей инициативе беседу с лицом, замещающим государственную должность (иным лицом) (п. 1 ч. 2).

При поступлении ходатайства, предусмотренного п. 3 ч. 2 ст. 9 комментируемого Закона, органы, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, в соответствии с п. 2 ч. 1 комментируемой статьи обязаны провести беседу с лицом, замещающим государственную должность (иным лицом). Рассматриваемое положение, но за исключением указания на проведение беседы по своей инициативе, закреплено аналогично соответствующему положению Указа Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 (подп. «а» п. 15 Положения, утв. данным Указом). Подобное положение (также за исключением указания на проведение беседы по своей инициативе) содержится и в Указе Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1066 (подп. «а» п. 7 Положения, утв. данным Указом), но в нем предусмотрена необходимость получения согласия соответствующего должностного лица на проведение беседы. О данных Указах см. коммент. к ст. 7 Закона.

Право изучать поступившие от лица, замещающего государственную должность (иного лица), дополнительные материалы (п. 2 ч. 2).

Право лица, замещающего государственную должность (иного лица), представлять в связи с осуществлением контроля за расходами дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме предусмотрено в п. 2 ч. 2 ст. 9 комментируемого Закона. Анализ поступающих в соответствии с комментируемым Законом и Федеральным законом «О противодействии коррупции» сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, замещающего государственную должность (иного лица), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей согласно п. 1 ст. 10 комментируемого Закона является обязанностью органов, подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений. Аналогично сказанному выше следует отметить, что рассматриваемое положение также закреплено аналогично соответствующим положениям Указов Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 (подп. «б» п. 15 Положения, утв. данным Указом) и от 21 сентября 2009 г. N 1066 (подп. «б» п. 7 Положения, утв. данным Указом), но в них говорится о праве, а не об обязанности изучать представленные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Право получать от лица, замещающего государственную должность (иного лица), пояснения по представленным им сведениям и материалам (п. 3 ч. 2).

Пункт 1 ч. 2 ст. 9 комментируемого Закона предусматривает право лица, замещающего государственную должность (иного лица), давать пояснения в письменной форме:

а) в связи с истребованием сведений, предусмотренных п. 1 ч. 4 ст. 4 данного Закона;

б) в ходе проверки достоверности и полноты сведений, предусмотренных ч. 1 ст. 3 и п. 1 ч. 4 ст. 4 данного Закона, и по ее результатам;

в) об источниках получения средств, за счет которых им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена сделка, указанная в подп. «а» п. 1 ч. 4 ст. 4 данного Закона. Аналогично сказанному выше следует отметить, что рассматриваемое положение также закреплено аналогично соответствующим положениям Указов Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 (подп. «в» п. 15 Положения, утв. данным Указом) и от 21 сентября 2009 г. N 1066 (подп. «в» п. 7 Положения, утв. данным Указом).

Право направлять в установленном порядке запросы в органы прокуратуры России, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации об имеющейся у них информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, замещающего государственную должность (иного лица), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также об источниках получения расходуемых средств (п. 4 ч. 2).

В рассматриваемом пункте Президенту РФ делегировано полномочие по определению полномочий органов, подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, в части направления указанных запросов.

В ч. 3 комментируемой статьи закреплены обязанности руководителей органов и организаций, получивших указанный запрос, организовать его исполнение и предоставить запрашиваемую информацию. Как указано при этом, исполнение запроса осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а предоставление запрашиваемой информации осуществляется в установленном порядке.

Аналогично сказанному выше следует отметить, что рассматриваемые положения также закреплены аналогично соответствующим положениям Указов Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 (подп. «г» п. 15 и п. 20 Положения, утв. данным Указом) и от 21 сентября 2009 г. N 1066 (подп. «г» п. 7 и п. 9 Положения, утв. данным Указом). Как предусмотрено Указами Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 (п. 21 Положения, утв. данным Указом) и от 21 сентября 2009 г. N 1066 (п. 10 Положения, утв. данным Указом), государственные органы и организации, их должностные лица обязаны исполнить запрос в срок, указанный в нем; при этом срок исполнения запроса не должен превышать 30 дней со дня его поступления в соответствующий государственный орган или организацию; в исключительных случаях срок исполнения запроса может быть продлен до 60 дней с согласия должностного лица, направившего запрос.

Указом Президента РФ 2013 г. N 309 утвержден Перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции. Названным Указом установлено (п. 19), что запросы в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о представлении в соответствии с ч. 5 ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», ст. 7.1 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» и Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сведений об операциях, счетах и вкладах физических лиц, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о содержании правоустанавливающих документов, обобщенных сведений о правах отдельных лиц на имеющиеся или имевшиеся у них объекты недвижимости, а также запросы о представлении выписок, содержащих сведения о переходе прав на объекты недвижимости, направляют должностные лица, включенные в названный Перечень.

Указом Президента РФ 2013 г. N 309 также утверждено Положение о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции, что обусловлено включением Законом 2012 г. N 231-ФЗ в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (наименование в ред. от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ) <42> ст. 8.1 «Предоставление уполномоченным органом информации в целях противодействия коррупции».

———————————

<42> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3418; 2002. N 44. Ст. 4296.

 

Право наводить справки у физических лиц и получать от них с их согласия информацию (п. 5 ч. 2).

При работе над законопроектом, принятым в качестве комментируемого Закона, Правовым управлением Аппарата Государственной Думы справедливо отмечалось, что согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» «наведение справок» относится к оперативно-розыскным мероприятиям, проводимым органами, уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности, исчерпывающий перечень которых приведен в ст. 13 названного Закона. Однако данное замечание учтено не было. Аналогично сказанному выше следует отметить, что рассматриваемое положение также закреплено аналогично соответствующим положениям Указов Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 (подп. «д» п. 15 Положения, утв. данным Указом) и от 21 сентября 2009 г. N 1066 (подп. «д» п. 7 Положения, утв. данным Указом).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code