Статья 9

Комментарий к статье 9 Федерального закона — О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам

1. Комментируемая статья, во-первых, закрепляет обязанность лица, замещающего государственную должность (иного лица), возлагаемую на него в связи с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и, во-вторых, предусматривает права лица, замещающего государственную должность (иного лица), предоставляемые ему при осуществлении такого контроля за расходами.

В ч. 1 комментируемой статьи закреплена единственная такая обязанность лица, замещающего государственную должность (иного лица), — представлять сведения, предусмотренные положениями п. 1 ч. 4 ст. 4 комментируемого Закона. В пункте, к которому сделана отсылка, предусмотрено, что контроль за расходами лица, замещающего государственную должность (иного лица), а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей включает в себя наряду с прочим истребование от данного лица сведений:

а) о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки;

б) об источниках получения средств, за счет которых совершена указанная сделка.

Положение п. 1 ч. 1 ст. 11 комментируемого Закона устанавливает обязанность органов, подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, при осуществлении контроля за расходами лица, замещающего государственную должность (иного лица), истребовать от данного лица сведения, предусмотренные указанными положениями п. 1 ч. 4 ст. 4 данного Закона.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает права лица, замещающего государственную должность (иного лица), предоставляемые ему при осуществлении контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В отношении этих прав необходимо отметить следующее.

Право давать соответствующие пояснения в письменной форме (п. 1).

При этом непосредственно предусмотрена возможность дачи пояснений:

а) в связи с истребованием сведений, предусмотренных положениями п. 1 ч. 4 ст. 4 комментируемого Закона;

б) в ходе проверки достоверности и полноты сведений, предусмотренных положениями ч. 1 ст. 3 и п. 1 ч. 4 ст. 4 данного Закона, и по ее результатам;

в) об источниках получения средств, за счет которых им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена сделка, указанная в подп. «а» п. 1 ч. 4 ст. 4 данного Закона.

В п. 3 ч. 2 ст. 11 комментируемого Закона предусмотрено право органов, подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, при осуществлении контроля за расходами получать от лица, замещающего государственную должность (иного лица), пояснения по представленным им сведениям и материалам. Рассматриваемые положения закреплены аналогично соответствующим положениям Указов Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 (подп. «а» п. 24 Положения, утв. данным Указом) и от 21 сентября 2009 г. N 1066 (подп. «а» п. 13 Положения, утв. данным Указом), но в этих положениях говорится о праве давать пояснения в письменной форме в ходе проверки, по вопросам, затрагиваемым в ходе беседы, и по результатам проверки. О данных Указах см. комментарий к ст. 7 Закона.

Право представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме (п. 2).

Соответственно, п. 2 ч. 2 ст. 11 комментируемого Закона предусматривает право органов, подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, при осуществлении контроля за расходами изучать дополнительные материалы, поступившие от лица, замещающего государственную должность (иного лица). Как говорилось выше, в п. 3 указанной статьи предусмотрено право таких органов, подразделений и должностных лиц получать от данного лица пояснения по представленным им сведениям и материалам. Аналогично сказанному выше следует отметить, что рассматриваемые положения также закреплены аналогично соответствующим положениям Указов Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 (подп. «б» п. 24 Положения, утв. данным Указом) и от 21 сентября 2009 г. N 1066 (подп. «б» п. 13 Положения, утв. данным Указом).

Право обращаться с ходатайством в орган, подразделение или к должностному лицу, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, о проведении с ним беседы по вопросам, связанным с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п. 3).

При этом установлено, что такое ходатайство подлежит обязательному удовлетворению. Соответственно, в п. 2 ч. 1 ст. 11 комментируемого Закона закреплено, что в случае поступления ходатайства органы, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, обязаны провести беседу с лицом, замещающим государственную должность (иным лицом). Исполнение этой обязанности регламентировано ч. 1 ст. 7 данного Закона, согласно которому в случае, если лицо, замещающее государственную должность (иное лицо), обратилось с таким ходатайством, то с данным лицом в течение семи рабочих дней со дня поступления ходатайства (в случае наличия уважительной причины — в срок, согласованный с данным лицом) проводится беседа, в ходе которой должны быть даны разъяснения по интересующим его вопросам. Аналогично сказанному выше следует отметить, что рассматриваемые положения также закреплены аналогично соответствующим положениям Указов Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 (подп. «в» п. 24 Положения, утв. данным Указом) и от 21 сентября 2009 г. N 1066 (подп. «в» п. 13 Положения, утв. данным Указом).

3. В положениях ч. 3 комментируемой статьи предусмотрена и регламентирована процедура отстранения лица, замещающего государственную должность (иного лица), на период осуществления контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей от замещаемой (занимаемой) должности: данная процедура не является обязательной, применяется по усмотрению лица, принявшего решение об осуществлении контроля за расходами, и осуществляется в установленном порядке; срок отстранения от замещаемой (занимаемой) должности по общему правилу не должен превышать 60 дней со дня принятия решения об осуществлении контроля за расходами; указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами; на период отстранения от замещаемой (занимаемой) должности денежное содержание (заработная плата) по замещаемой (занимаемой) должности сохраняется.

Данная регламентация закреплена в точности аналогично соответствующим положениям Указов Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 (п. 26 Положения, утв. данным Указом) и от 21 сентября 2009 г. N 1066 (п. 15 Положения, утв. данным Указом). О данных Указах см. комментарий к ст. 7 Закона.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code