Статья 8

Комментарий к статье 8 Федерального закона — О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам

1. В комментируемой статье определен правовой режим сведений, представляемых в соответствии с комментируемым Законом. Ч. 1 данной статьи относит сведения, предусмотренные положениями ч. 1 ст. 3 и п. 1 ч. 4 ст. 4 комментируемого Закона и представленные в соответствии с данным Законом, к информации ограниченного доступа. На случай, если федеральным законом такие сведения отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, рассматриваемая часть устанавливает, что такие сведения подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Данные положения в точности аналогичны положениям ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» (в ред. Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ), касающимся сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с ч. 1 указанной статьи.

Ограничение доступа к информации регламентировано ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <35>, согласно ч. 1 которой ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Как установлено в ч. 2 указанной статьи, обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

———————————

<35> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.

 

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности, регулирует Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» <36>, что и определено в его преамбуле (в ред. от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ <37>). Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен в ст. 5 названного Закона РФ, в том числе: в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне <38>.

———————————

<36> РГ. N 182. 1993. 21 сентября.

<37> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.

<38> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775.

 

Законом 2012 г. N 231-ФЗ в связи с принятием комментируемого Закона изложен полностью в новой редакции п. 6 ст. 102 «Налоговая тайна» части первой НК РФ. Данный пункт в новой редакции предусматривает следующее: положения названной статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, поступившие в государственные органы, органы местного самоуправления или организации в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции; доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, органах местного самоуправления или организациях, в которые такие сведения поступили в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов, органов местного самоуправления или организаций.

2. В ч. 2 комментируемой статьи установлены запреты использования сведений, предусмотренных положениями ч. 1 ст. 3 и п. 1 ч. 4 ст. 4 комментируемого Закона и представленных в соответствии с ним: во-первых, для установления либо определения платежеспособности лица, представившего такие сведения, а также платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; во-вторых, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений, религиозных и иных организаций либо в пользу физических лиц. Данные запреты в точности аналогичны запретам, установленным в ч. 4 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» (в ред. от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ) в отношении использования сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с ч. 1 указанной статьи.

3. Часть 3 комментируемой статьи указывает на ответственность, во-первых, лиц, виновных в разглашении сведений, предусмотренных положениями ч. 1 ст. 3 и п. 1 ч. 4 ст. 4 комментируемого Закона и представленных в соответствии с ним, и, во-вторых, лиц, виновных в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами. Данное положение в точности аналогично положению ч. 5 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» (в ред. от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ), касающемуся сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с ч. 1 указанной статьи.

Нарушение требований Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» согласно ч. 1 ст. 17 того же Закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. КоАП РФ содержит гл. 13 «Административные правонарушения в области связи и информации», в ст. 13.11 которой предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), а в ст. 13.14 — за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Ст. 183 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, а ст. 283 данного Кодекса — за разглашение государственной тайны.

4. В положениях ч. 4 комментируемой статьи в отношении представленных в соответствии с комментируемым Законом сведений об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход лица, замещающего государственную должность (иного лица), и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, предусмотрено, что данные сведения: во-первых, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Банка России, государственных корпораций, ПФР, ФСС России, ФФОМС, иных организаций, созданных Россией на основании федеральных законов; во-вторых, подлежат предоставлению для опубликования средствам массовой информации.

При этом предусмотрено, что такие размещение и предоставление указанных сведений осуществляются в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России, а также установлено, что при размещении и предоставлении указанных сведений должны соблюдаться законодательства Российской Федерации о государственной тайне и о защите персональных данных. Основным актом законодательства Российской Федерации о государственной тайне является Закон РФ «О государственной тайне», о котором говорилось выше. Основным актом законодательства РФ о защите персональных данных является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» <39>, в п. 1 ст. 3 которого (в ред. от 25 июля 2011 г. N 261-ФЗ <40>) определено, что персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

———————————

<39> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3451.

<40> СЗ РФ. 2011. N 31. Ст. 4701.

 

Положения ч. 4 комментируемой статьи, которые продублированы в ч. 4 ст. 8.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» (статья введена Законом 2012 г. N 231-ФЗ в связи с принятием комментируемого Закона), закреплены по аналогии с ч. 6 ст. 8 названного Закона, в которой (в ред. того же Закона 2012 г. N 231-ФЗ) предусмотрено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, указанными в п. 4 ч. 1 указанной статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Банка России, государственных корпораций, ПФР, ФСС России, ФФОМС, иных организаций, создаваемых Россией на основании федеральных законов, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Банка России. На основании изложенной части Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 561 утвержден Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования <41>.

———————————

<41> СЗ РФ. 2009. N 21. Ст. 2546.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code