Статья 4

Комментарий к статье 4 Федерального закона — О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам

1. В комментируемой статье предусмотрены основания для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего государственную должность (иного лица), а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также определено содержание такого контроля.

В качестве основания для принятия такого решения ч. 1 данной статьи определяет наличие достаточной информации о том, что лицом, замещающим государственную должность (иным лицом), его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки. При работе над законопроектом, принятым в качестве комментируемого Закона, справедливо указывалось на недостаточную определенность понятия «достаточная информация». Однако данное замечание так и не было учтено при принятии данного Закона.

Часть 1 комментируемой статьи также определяет исчерпывающий перечень субъектов, которыми может быть представлена такая информация:

1) правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления, работники (сотрудники) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, Банка России, государственной корпорации, ПФР, ФСС России, ФФОМС, иной организации, созданной Россией на основании федеральных законов, организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

2) постоянно действующие руководящие органы политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями. Под общероссийским общественным объединением согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» <26> понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства;

———————————

<26> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

 

3) Общественная палата РФ;

4) общероссийские средства массовой информации. Определение понятий таких средств массовой информации следует из положений законодательства РФ о выборах и референдумах. Так, из положений п. 5 ст. 47 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ) <27> следует, что: общероссийские организации телерадиовещания — это организации телерадиовещания, имеющие лицензию на вещание на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации, а также организации телерадиовещания, осуществляющие выпуск средств массовой информации (теле-, радиопрограмм), распространяемых на основании договора иными организациями телерадиовещания на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации; общероссийские периодические печатные издания — это издания, зарегистрированные для распространения на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации.

———————————

<27> СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3104.

 

При этом в ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что соответствующая информация представляется в установленном порядке. Единственное прямо установленное требование — информация должна быть оформлена в письменном виде.

Содержащаяся в ч. 1 комментируемой статьи регламентация закреплена аналогично соответствующим положениям Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» <28>, а также Указов Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 (п. 10 Положения, утв. данным Указом) и от 21 сентября 2009 г. N 1066 (п. 4 Положения, утв. данным Указом). О данных Указах см. коммент. к ст. 7 Закона.

———————————

<28> www.pravo.gov.ru. 2011. 22 ноября.

 

Принятие решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего государственную должность (иного лица), а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей регламентировано положениями ст. 5 комментируемого Закона.

2. В части 2 комментируемой статьи установлено, что не может служить основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих государственные должности (иных лиц), а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей информация анонимного характера, т.е. информация, не позволяющая установить субъекта, ее направившего. Данное положение закреплено аналогично соответствующим положениям Указов Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 (п. 11 Положения, утв. данным Указом в ред. Указа Президента РФ от 13 марта 2012 г. N 297 <29>) и от 21 сентября 2009 г. N 1066 (п. 5 Положения, утв. данным Указом в ред. Указа Президента РФ от 13 марта 2012 г. N 297). О данных Указах см. коммент. к ст. 7 Закона.

———————————

<29> www.pravo.gov.ru. 2012. 13 марта.

 

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает необходимость уведомления органов и организаций (их должностных лиц), политических партий и общественных объединений, Общественной палаты РФ и средств массовой информации, которые предоставили информацию, которая может являться основанием для осуществления контроля за расходами, о принятом решении, т.е. о решении об осуществлении контроля за расходами. Уведомление осуществляется соответственно должностным лицом, определяемым Президентом РФ, руководителем федерального государственного органа либо уполномоченным им должностным лицом, высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо уполномоченным им должностным лицом, Председателем Банка России либо уполномоченным им должностным лицом, руководителем государственной корпорации, ПФР, ФСС России, ФФОМС или иной организации, созданной Россией на основании федеральных законов, либо уполномоченным им должностным лицом. Требований к форме и содержанию такого уведомлению не установлено, но представляется очевидным, что уведомление должно быть осуществлено в документарной форме — в форме письменного документа или в форме электронного документа.

4. В положениях ч. 4 комментируемой статьи определены последовательные процедуры, составляющие контроль за расходами лица, замещающего государственную должность (иного лица), а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей:

1) истребование от лица, замещающего государственную должность (иного лица), сведений, во-первых, о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и, во-вторых, об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, указанная в подп. «а» настоящего пункта.

Обязанность лица, замещающего государственную должность (иного лица), представлять указанные сведения при осуществлении контроля за расходами закреплена в ч. 1 ст. 9 комментируемого Закона. П. 7 Указа Президента РФ 2013 г. N 310 установлено, что сведения, предусмотренные п. 1 ч. 4 комментируемой статьи, представляются в течение 15 рабочих дней с даты их истребования в соответствии с ч. 1 ст. 9 комментируемого Закона.

К положениям п. 1 ч. 4 комментируемой статьи, а также к положению ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона подразумевается отсылка в ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» (статья введена Законом 2012 г. N 231-ФЗ в связи с принятием комментируемого Закона), устанавливающей, что лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Банка России, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены комментируемым Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России;

2) проверка достоверности и полноты сведений, предусмотренных положениями ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона и п. 1 ч. 4 комментируемой статьи.

Такая проверка согласно ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона осуществляется органами, подразделениями или должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений, в порядке, устанавливаемом Президентом РФ, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, о предоставлении имеющейся у них информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, представившего такие сведения, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

3) определение соответствия расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) их общему доходу.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в соответствии с ч. 3 ст. 16 комментируемого Закона в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры России.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code