Статья 1

Комментарий к статье 1 Федерального закона — О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам

Комментируемая статья называет цели комментируемого Закона, а также определяет предмет регулирования комментируемого Закона, т.е. определяет общественные отношения, урегулированные нормами данного Закона, которые в силу этого являются правовыми отношениями.

В качестве целей Закона в комментируемой статье названо противодействие коррупции, тем самым обозначено, что данный Закон входит в правовую основу противодействия коррупции. Основным актом такой правовой основы является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» <12>, которым согласно его преамбуле устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В связи с принятием комментируемого Закона Законом 2012 г. N 231-ФЗ внесен ряд изменений в Федеральный закон «О противодействии коррупции», в том числе введена ст. 8.1 «Представление сведений о расходах», положения которой отсылают к комментируемому Закону (об этом подробнее сказано ниже).

———————————

<12> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6228.

 

Согласно определениям, данным в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции»:

— коррупция — это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;

— противодействие коррупции — это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В сформулированном в комментируемой статье предмете регулирования Закона можно выделить две части, первая из которых носит декларативный характер. Речь идет об указании на то, что данный Закон устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки. При этом в юридико-технических целях для обозначения названного вида контроля введено сокращение «контроль за расходами».

Вторая часть предмета регулирования Закона сформулирована более конкретно:

— определение категорий лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами (ст. 2);

— определение порядка осуществления контроля за расходами (ст. 3 — 15);

— определение механизма обращения в доход России имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы (ч. 3 ст. 16 и ст. 17).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code