Унификация экономической политики

Непосредственное отношение к обеспечению свободы передвижения товаров имеют: общая торговая политика, общая сельскохозяйственная политика, политика в области конкуренции, транспортная политика, валютная политика. Очевидно, что существенным препятствием для движения товарных потоков может стать отсутствие единых или, по крайней мере, схожих правил проведения торговых операций. С тем чтобы устранить это препятствие, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества предпринималась попытка разработать Типовой проект Торгового кодекса ЕврАзЭС, целью которого было провозглашено создание благоприятных условий для эффективного удовлетворения потребностей физических и юридических лиц в товарах и услугах посредством торговли. Предполагалось, что указанный Кодекс будет способствовать решению следующих задач:

— правовому регулированию деятельности продавца (изготовителя);

— правовому регулированию отношений при осуществлении торговли, возникающих между покупателями и продавцами (изготовителями) при продаже товаров (оказании услуг);

— установлению прав покупателей на приобретение товаров (услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества покупателя и окружающей среды;

— получению достоверной рекламы и информации о товарах (услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах);

— определению механизма реализации прав покупателя.

По мнению разработчиков Проекта, Торговый кодекс призван обеспечить:

— эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, капитала и труда;

— создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики государства в интересах повышения жизненного уровня населения;

— установление унифицированных правил торговли в государствах — членах Сообщества.

Однако указанный Кодекс во многом дублировал нормы гражданского законодательства стран СНГ, которое, в свою очередь, строилось на единой платформе — на основе рекомендательного законодательного акта Содружества Независимых Государств «Гражданский кодекс. Модель», и потому его принятие было признано нецелесообразным.

Более успешными стали попытки установления единообразных правил торговли в иных межгосударственных интеграционных объединениях на постсоветском пространстве. В частности, в целях установления единого торгового режима в отношении третьих стран Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации было заключено Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами <1>, определившее порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками Таможенного союза (за исключением товаров, подлежащих экспортному контролю, вооружений и военной техники, а также иной продукции военного назначения).

———————————

<1> СЗ РФ. 2010 N 33. Ст. 4399. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 28.11.2009. N 300-ФЗ // Российская газета. 02.12.2009.

 

Весьма актуальной остается и задача совершенствования национального торгового законодательства государств — участников интеграционных объединений на постсоветском пространстве. Так, например, в Российской Федерации одним из значимых факторов, создающих барьеры для свободного вхождения товаров на российский рынок и, как следствие, препятствующих свободному обращению товаров, продукции, является поведение крупных розничных торговых сетей. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» <1> (в ред. от 23 декабря 2010 г., с изм. от 21 ноября 2011 г.) (далее — Закон N 381-ФЗ), вступивший в силу с 1 февраля 2010 г., установил ряд ограничений и обязанностей для торговых компаний, в первую очередь розничных. Указанный Федеральный закон главным образом регулирует отношения, связанные с поставками продовольственных товаров. На торговые сети и поставщиков продовольственных товаров в них Законом возложена обязанность обеспечить доступ к информации об условиях отбора контрагентов для заключения соответствующих договоров поставки и о существенных условиях таких договоров.

———————————

<1> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.

 

При заключении договора поставки продовольственных товаров разрешается единственное вознаграждение покупателю от поставщика — за количество приобретенного товара. Размер вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров, включается в цену договора, но не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Иные вознаграждения, в том числе за исполнение условий либо изменение договора, не допускаются. Определено, что в договор поставки продовольственных товаров не могут включаться условия об оказании их покупателем услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг. Такие услуги должны оказываться на основании договоров возмездного оказания этих услуг.

В порядке антимонопольного регулирования Закон N 381-ФЗ запрещает торговым сетям продовольственных товаров и их поставщикам:

1) создавать дискриминационные условия;

2) навязывать контрагенту определенные условия договора:

— о запрете заключать договоры с другими хозяйствующими субъектами;

— об ответственности за неисполнение более благоприятных по сравнению с другими хозяйствующим субъектами условий поставки;

— о раскрытии информации о договорах с другими хозяйствующими субъектами;

— о внесении платы за право поставок в торговую сеть и ее торговые объекты;

— о внесении платы за изменение ассортимента товаров;

— о наиболее благоприятной цене поставки товаров;

— о возмещении поставщиком убытков при повреждении товаров после перехода права собственности на них;

— о возмещении затрат, не связанных с исполнением договора поставки и продажей партии товаров;

— о возврате нереализованных товаров; иные аналогичные по существу условия;

3) осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

Указанным Федеральным законом вводится запрет на приобретение и аренду дополнительной (в том числе новой) площади торговых объектов торговыми сетями, осуществляющими торговлю продовольственными товарами, при превышении ими доли 25% объема всех реализованных продовольственных товаров (в денежном выражении) за предыдущий финансовый год в границах отдельного субъекта Российской Федерации, муниципального района, городского округа. Для муниципальных районов и городских округов это ограничение применяется с 1 июля 2010 года.

Дополнительно к существующим в законодательстве антимонопольным нормам Законом N 381-ФЗ систематизируются и расширяются запреты органам власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления регулировать торговую деятельность путем введения незаконных предписаний, требований, ограничений, запрещений.

В целом можно констатировать, что Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» направлен на защиту производителей товаров и урегулирование деятельности ритейлеров. Об этом же свидетельствует и сложившаяся к настоящему времени судебная практика, затрагивающая вопросы применения указанного Федерального закона. Так, например, в споре Федеральной антимонопольной службы с розничными гигантами ООО «Ашан» <1> и ООО «Атак» <2>, которых антимонопольные органы обвиняли в создании дискриминационных условий на рынке продовольственных товаров через взимание премии за расширение рынков сбыта, посредством использования односторонних штрафных санкций (в размере 30% от стоимости недопоставленных товаров) за нарушение условий договоров; а также посредством осуществления деятельности по типовым договорам с заранее определенными условиями, суд принял сторону антимонопольных органов, указав в своем решении на недопустимость создания искусственных барьеров при вхождении на рынок путем навязывания услуг на рекламирование товаров в магазинах, взимания премий за расширение рынка сбыта, а также условий, позволяющих ритейлеру снижать цены в различные периоды.

———————————

<1> Торговая группа «Auchan» создана в 1961 г. Жераром Мюлье. Состоит более чем из 1,2 тысячи магазинов в 13 странах. Оборот компании в 2008 году составил 39,5 млрд. евро. На российском рынке «Auchan» работает с 2002 года, и по данным на июнь 2010 г. управляет 25 гипермаркетами «Ашан», 13 гипермаркетами формата «Ашан Сити», двумя магазинами «Ашан Сад» и двумя гипермаркетами «Радуга».

<2> Компания «АТАС» включает в себя сети супермаркетов «Атак» и «Simply Market», является самостоятельной структурой, входит в группу «Auchan». Компания развивается во Франции, Италии, Испании, Польше, России. Общий годовой оборот составляет 6,6 миллиарда евро, из него 54% компания делает за пределами Франции. «АТАС» составляет 17% товарооборота группы «Auchan». «Auchan group» планирует к 2015 году увеличить число супермаркетов «Атак» в Российской Федерации в пять раз — до 200 магазинов.

 

Принципиальное значение для формирования единого рынка товаров имеют транспорт и коммуникации. Во-первых, это способ и условие обеспечения неограниченной мобильности факторов производства, товаров и услуг, населения. Во-вторых, в современных условиях транспорт и коммуникации представляют собой отрасли стратегической значимости, от развития которых зависит эффективность и аграрной, и промышленной, и торговой политики. Для нашей страны эти факторы имеют особую значимость. Тяжелейшая проблема России — масштабы ее территории при сложности природно-климатических условий, нарастающей депопуляции страны, острейшем дефиците капиталовложений, когда природные условия, напротив, диктуют существенно повышенные по сравнению с наиболее развитыми странами удельные нормативы инвестиций. Оптимальный, наиболее короткий путь «из англичан в японцы» пролегает через территорию Российской Федерации, однако в силу неразвитости транспортной инфраструктуры на постсоветском пространстве транспортная ось Евразии постепенно переносится южнее. Поэтому во всех без исключения межгосударственных объединениях экономической интеграции, действующих на просторах бывшего Советского Союза, большое внимание уделяется мерам, направленным на формирование общего транспортного пространства и проведению единой транспортной политики <1>.

———————————

<1> См., напр.: Соглашение о принципах формирования общего транспортного пространства и взаимодействия государств — участников Содружества Независимых Государств в области транспортной политики от 9 октября 1997 г. // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1997. N 3. С. 38 — 42; Соглашение о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств — участников СНГ от 20.11.2009 // Бюллетень международных договоров. 2011. N 4. С. 13 — 18; Соглашение о проведении согласованной политики по формированию и развитию транспортных коридоров Евразийского экономического сообщества от 24.03.2005 // Бюллетень международных договоров. 2008. N 8. С. 3 — 6; и др.

 

Не менее значимую роль в развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве играет и политика в области сельского хозяйства. Этому можно дать целый ряд объяснений.

Во-первых, сельское хозяйство является стратегической отраслью экономики, а самообеспечение продовольствием представляет собой страховую меру на случай войн, экономических блокад, экономических кризисов, природных катаклизмов.

Во-вторых, спрос на продукцию сельского хозяйства отличается низкой эластичностью как по цене, так и по доходу. В силу этого экономическая интеграция в производстве продовольствия приносит выгоды производителям сельскохозяйственной продукции экспортирующей страны и убытки товаропроизводителям страны-импортера.

В-третьих, сельское хозяйство зависит от природных условий, лимитирующих объем производства и создающих неравные условия для фермеров разных природных зон и местностей. Так, например, в Российской Федерации свыше 70% сельскохозяйственных угодий располагается в зоне рискованного земледелия. Кроме того, капитал, инвестированный в землю, не так просто переориентировать на производство другого вида продукта. Поворотом ключа или ручки или переналаживанием программы станка засеянное пшеницей поле не заставишь приносить рожь или картофель.

В-четвертых, сельское хозяйство оказывает непосредственное влияние на среду обитания человека, на всю социоэкосистему, нередко видоизменяя или даже ухудшая ее.

В-пятых, сельское хозяйство не только крупный поставщик продукции, но и не менее важный потребитель товаров и услуг, а также потребитель экономических ресурсов. Таким образом, сельское хозяйство влияет на структуру и динамику промышленного производства. С другой стороны, цены на продукцию сельского хозяйства непосредственно влияют и на стоимость рабочей силы, что имеет большое значение с точки зрения экономического и социального развития бывших советских республик.

В-шестых, в силу того, что сельскохозяйственные продукты производятся в мире в самых разных климатических условиях, цены на многие виды товаров сильно дифференцированы и неустойчивы.

В силу названных обстоятельств сельское хозяйство традиционно воспринимается как один из наиболее чувствительных секторов с точки зрения развития интеграционных процессов.

Так, например, действующее Соглашение ВТО по сельскому хозяйству, являясь результатом сложного компромисса между двумя группами государств — стран так называемой Кернской группы (в нее входят 15 стран), которые выступают за максимальную либерализацию торговли продукцией сельского хозяйства и сокращение государственной поддержки сельского хозяйства, и стран, придерживающихся многофункциональной концепции развития сельского хозяйства (прежде всего, страны ЕС, Швейцария, Япония), которые, признавая необходимость либерализации в сельском хозяйстве, полагают, что она должна идти постепенно и «малыми шагами», предусматривает принятие обязательств по трем основным направлениям: доступу на рынок, экспортному субсидированию и государственной поддержке. При этом разрешенный уровень государственной поддержки сельского хозяйства различается по каждой стране и рассчитывается, исходя из уровня субсидирования за трехлетний базовый период, предшествовавший вступлению страны в ВТО. В сфере доступа на внутренний рынок речь идет об отмене всех количественных ограничений-квот, скрытых барьеров во внешней торговле (государственных мер, мешающих максимально свободному проникновению импортных товаров на рынок страны-экспортера). Запрещается любая дискриминация импортных товаров. Уменьшению и поэтапному сокращению подлежат экспортные субсидии.

В то же время право ВТО не запрещает тарифные квоты, когда импорт ниже определенного объема облагается льготной, небольшой пошлиной, а сверх этого уровня — крайне высокой, вплоть до запретительной. Таким образом обстоят дела, например, в Европейском союзе: нормальный доступ на его сельскохозяйственный рынок уже давно распределен между узким кругом стран.

В рамках Таможенного союза, объединившего Россию, Белоруссию и Казахстан, предпринимаются значительные усилия, направленные на гармонизацию аграрной политики союзных государств. С этой целью принято Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 9 декабря 2010 г. <1>, которое в соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2011 г. N 9 вступило в силу 1 января 2012 г. Предметом указанного Соглашения является установление правил осуществления государственной поддержки производителей сельскохозяйственных товаров, под которой понимается «финансовое содействие, оказываемое правительством или иным государственным органом союзного государства или местного самоуправления производителям сельскохозяйственных товаров напрямую либо через уполномоченного ими агента» (ст. 2). Указанные меры по степени искажающего воздействия на торговлю подразделяются на следующие виды:

———————————

<1> Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 11.07.2011 N 177-ФЗ // СЗ РФ. 2011. N 29. Ст. 4268.

 

1. Меры, не оказывающие искажающего воздействия на взаимную торговлю государств Сторон сельскохозяйственными товарами (меры, не оказывающие искажающего воздействия на торговлю). К таковым относятся:

невостребованные доходы, под которыми понимается окончательный или временный отказ от получения причитающихся обязательных платежей в бюджет государства Стороны;

государственные программы предоставления услуг общего характера. Такие программы могут осуществляться по следующим направлениям:

— научные исследования, в том числе общего характера, исследования в связи с программами охраны окружающей среды и исследовательские программы по конкретным товарам;

— борьба с вредителями растений и болезнями животных, включая общие меры борьбы с вредителями растений и болезнями животных, а также меры безопасности, относящиеся к конкретному товару (например, системы раннего предупреждения, карантин, уничтожение);

— общая и специальная подготовка кадров;

— распространение информации, консультативные услуги, включая предоставление средств для облегчения передачи информации и результатов исследований производителям и потребителям;

— инспекционные услуги, включая общие инспекционные услуги и проверку отдельных сельскохозяйственных товаров для целей здравоохранения, безопасности, стандартизации и сортировки по качеству;

— услуги по маркетингу и продвижению сельскохозяйственных товаров, включая маркетинговую информацию, консультации и продвижение конкретных сельскохозяйственных товаров (исключая расходы на неконкретные цели, которые могут быть использованы продавцами для снижения цен реализации сельскохозяйственных товаров или предоставления прямых экономических льгот покупателям);

— услуги, связанные с инфраструктурой, включая электроснабжение, дороги и другие пути сообщения, рыночное и портовое оборудование, водоснабжение, плотины и дренажные системы, а также работы по созданию инфраструктуры в сочетании с программами по охране окружающей среды. В этом случае средства должны направляться только на закупку оборудования или строительство капитальных сооружений или общедоступных объектов общего пользования. На покрытие эксплуатационных затрат и компенсацию прибыли, недополученной в результате обслуживания льготных категорий потребителей, средства государственной поддержки направляться не могут;

создание государственных резервов для обеспечения продовольственной безопасности, под которыми понимается накопление и хранение запасов продовольствия в объемах, определяемых программой по обеспечению продовольственной безопасности государства Стороны. Закупки продовольствия должны производиться по текущим рыночным ценам, а продажи из продовольственных резервов по ценам не ниже, чем текущие внутренние рыночные цены на конкретный товар соответствующего качества;

внутренняя продовольственная помощь нуждающейся части населения, осуществляемая в форме прямых поставок продовольствия или предоставления средств для приобретения ими продовольствия по рыночным или субсидируемым ценам;

прямые выплаты производителям. Такие выплаты, как и иные меры государственной поддержки сельского хозяйства, относящиеся к категории не оказывающих искажающего воздействия на взаимную торговлю государств Сторон, должны осуществляться за счет бюджетных средств, а не средств потребителей. Кроме того, следствием осуществления таких выплат не должно являться поддержание цен производителей;

«несвязанная» поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая в случае их соответствия критериям, установленным законодательством государств Сторон. Оказание такой поддержки не должно зависеть от вида или объема продукции, произведенной производителем, внутренних или мировых цен на такую продукцию, а также от факторов производства;

финансовое участие органов государственной власти государств Сторон в программах страхования и обеспечения безопасности доходов производителей сельскохозяйственной продукции;

выплаты, осуществляемые напрямую либо путем финансового участия органов государственной власти государств Сторон или уполномоченных ими организаций в программах страхования урожая, в порядке помощи при стихийных бедствиях;

содействие структурным изменениям посредством программ, побуждающих производителей прекратить свою деятельность. Содействие структурным изменениям посредством программ по прекращению использования ресурсов;

содействие структурным изменениям посредством стимулирования инвестиций;

выплаты по программам охраны окружающей среды, осуществление которых обусловливается участием производителя сельскохозяйственной продукции в государственной программе, направленной на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;

выплаты по программам региональной помощи.

Такие меры, не оказывающие искажающего воздействия на торговлю между союзными государствами, могут применяться участниками Соглашения без ограничений.

2. Меры, в наибольшей степени оказывающие искажающее воздействие на торговлю государств Сторон сельскохозяйственными товарами (меры, в наибольшей степени оказывающие искажающее воздействие на торговлю). К таковым относятся:

— меры государственной поддержки сельского хозяйства, предоставление которых увязано в качестве единственного или одного из нескольких условий с результатами вывоза сельскохозяйственного товара с территории государства Стороны, предоставляющей эту меру государственной поддержки сельского хозяйства, на территорию государства любой другой Стороны, осуществленного или возможного в будущем, например, предоставление государственной поддержки сельскохозяйственным товарам в зависимости от их включения в продукцию, предназначенную для вывоза на территорию другого государства-участника Соглашения, или осуществление субсидирующим органом прямых выплат (включая платежи в натуральном выражении) конкретным производителям сельскохозяйственных товаров в зависимости от результатов вывоза таких товаров <1>;

———————————

<1> Иллюстративный перечень мер государственной поддержки сельского хозяйства, в наибольшей степени оказывающих искажающее воздействие на торговлю, приведен в приложении 4 к Соглашению.

 

— меры государственной поддержки сельского хозяйства, предоставление которых увязано в качестве единственного или одного из нескольких условий с использованием сельскохозяйственных товаров, происходящих исключительно с территории государства Стороны, оказывающей такую государственную поддержку сельского хозяйства, при производстве сельскохозяйственных товаров на территории государства этой Стороны.

Такие меры, согласно ст. 5 Соглашения, применяться союзными государствами не должны.

3. Меры, оказывающие искажающее воздействие на взаимную торговлю государств — участников Таможенного союза сельскохозяйственными товарами (далее — меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю). К этой категории отнесены меры, которые не попадают ни в первую, ни во вторую категорию. Совокупный объем государственной поддержки сельского хозяйства, оказываемой в рамках применения таких мер, в годовом исчислении не должен превышать 10% от валовой стоимости произведенных сельскохозяйственных товаров.

После присоединения государства, являющегося членом Таможенного союза, к ВТО уровень мер, оказывающих искажающее воздействие на торговлю, устанавливается в пределах обязательства такого государства в ВТО <1>.

———————————

<1> Для России, в частности, это означает разрешенный уровень поддержки в размере 9 млрд. долларов США (что более чем в 2 раза превышает уровень, который был бы разрешен России в соответствии со стандартными правилами). Затем разрешенный уровень поддержки будет постепенно сокращаться, а с 2018 г. будет «связан» на нынешнем уровне. Кроме того, Россия подтвердила, что после присоединения к ВТО (как и в настоящее время) не будут использоваться экспортные субсидии в сельском хозяйстве. См.: Официальный сайт Минэкономразвития России: http://www.economy.gov.ru.

 

В Российской Федерации вопросы государственной поддержки сельского хозяйства регламентируются Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» <1> (в ред. от 28 февраля 2012 г.) и законодательством субъектов Российской Федерации <2>. Статьей 7 указанного Федерального закона установлены следующие основные направления государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий:

———————————

<1> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 27.

<2> Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2010 N 406-ФЗ). Ст. 26.3 // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

 

1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;

3) развитие племенного животноводства;

4) развитие элитного семеноводства;

5) обеспечение производства продукции животноводства;

6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;

7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;

8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;

9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;

10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

11) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

Законом также предусмотрена государственная поддержка кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей; сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой; государственная поддержка мероприятий по повышению плодородия земель, охране сельскохозяйственных земель; государственные закупочные интервенции, товарные интервенции для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Таким образом, практически все меры государственной поддержки сельского хозяйства, предусмотренные законодательством Российской Федерации, не относятся к мерам, в наибольшей степени оказывающим искажающее воздействие на торговлю. Несмотря на это, представляется целесообразным отразить в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» установленные Соглашением особенности применения мер государственной поддержки сельского хозяйства каждой из трех категорий:

1) установить исчерпывающий перечень мер, в наибольшей степени оказывающих искажающее воздействие на торговлю в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, применение которых в отношении торговли со странами — участницами этих интеграционных объединений следует запретить;

2) закрепить механизм реализации установленных Соглашением ограничений на применение мер, оказывающих искажающее воздействие на торговлю (не более 10% от валовой стоимости производственных сельскохозяйственных товаров). Очевидно, что общий объем государственной поддержки, оказываемой за счет применения таких мер, должен распределяться между отдельными видами таких, а также между различными субъектами Российской Федерации, поскольку в Российской Федерации, в отличие от иных государств — членов Таможенного союза, поддержка сельскохозяйственного производства может осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации <1>. Одним из возможных путей решения этой проблемы может стать:

———————————

<1> Статья 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

 

а) наделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, — Министерства сельского хозяйства Российской Федерации — полномочиями по определению допустимых (возможных) масштабов каждой из мер государственной поддержки, оказывающих искажающее воздействие на торговлю.

Также установленные Соглашением ограничения применения мер, оказывающих искажающее воздействие на торговлю, должны учитываться и при разработке и реализации Государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, разрабатываемых на пятилетний период в соответствии с нормами ст. 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»;

б) установление для каждого субъекта Российской Федерации максимально допустимого уровня государственной поддержки, исходя из исторически сложившегося уровня поддержки с учетом перспектив развития сельскохозяйственного производства и прогноза возможностей региональных бюджетов.

Нуждается в соответствующей корректировке и законодательство субъектов Российской Федерации, регламентирующее вопросы государственной поддержки сельского хозяйства.

При этом основой для действенной системы мониторинга и контроля за государственной поддержкой сельского хозяйства на федеральном и региональном уровне может стать изменение функциональной бюджетной классификации Российской Федерации <1>.

———————————

<1> См.: Комендантов С.В. Проблемы законодательного обеспечения вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию // Международное публичное и частное право. 2005. N 4.

 

Не менее значимым направлением реализации Соглашения является реализация принципа транспарентности оказания государственной поддержки сельского хозяйства. В частности, ст. 7 Соглашения обязывает Стороны уведомлять друг друга в письменной форме обо всех планируемых в очередном году программах предоставления государственной поддержки сельского хозяйства. Это накладывает дополнительные обязательства как на Российскую Федерацию, которая должна предоставлять необходимую информацию союзным государствам, так и на субъекты Российской Федерации, которые должны будут предоставлять информацию обо всех мерах государственной поддержки сельского хозяйства в соответствии с установленной Соглашением классификацией мер на основе главного критерия — искажающего влияния на торговлю.

Рассматривая унификацию экономической политики государств — участников интеграционных объединений на постсоветском пространстве с позиций обеспечения свободы движения товаров, отметим еще два момента.

1. Одним из обязательных условий формирования и развития единого рынка товаров является обеспечение свободного движения капиталов, поскольку именно свободное перемещение капитала в границах всего регионального экономического образования ускоряет адаптацию национальных хозяйств к единым (общим) требованиям (интересам), способствуя активному включению их в региональное разделение труда, интенсифицируя воспроизводство, формируя новый технологический базис. Как фактор производства капитал отличается наибольшей мобильностью, что проявляется в постоянной миграции (или готовности к миграции) и самого капитала, и клиентской массы и неизбежно ведет к обострению конкуренции между странами внутри сообщества не только на рынке капитала, но и на всех других рынках.

Что же включает в себя свободное передвижение капитала? Прежде всего это инвестирование капитала из одной страны — члена сообщества в другую без каких-либо ограничений. Другая составляющая этого принципа — свобода кредитования и денежных переводов; третья — создание единого рынка капитала, что предполагает единую валютную систему с единой денежной валютой <1>. Названные составляющие — это как бы каркас принципа, векторы работы в каждом из направлений, предусматривающие конкретные шаги по гармонизации всех его составляющих.

———————————

<1> Вопросы формирования на постсоветском пространстве единого финансового рынка рассматриваются в кн.: Международно-правовые аспекты реализации интересов Российской Федерации в связи с формированием Единого экономического пространства: Науч. изд. М., 2012.

 

В настоящее время в межгосударственных интеграционных объединениях на постсоветском пространстве предпринимаются значительные усилия по формированию механизмов обеспечения свободы движения капиталов. Так, например, в целях развития взаимовыгодного сотрудничества в финансовом секторе и гармонизации законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в банковской сфере, на валютном рынке, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования правительствами указанных государств было принято Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала от 9 декабря 2010 г. <1>

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 11.07.2011 N 175-ФЗ // СЗ РФ. 2011. N 29. Ст. 4266.

 

В соответствии с указанным Соглашением в банковской сфере осуществляются следующие меры:

— гармонизация законодательства Сторон по вопросу создания и приобретения долей (акций) в уставном капитале кредитных организаций инвесторами Сторон;

— гармонизация подходов к регулированию рисков на финансовом рынке в соответствии с международными стандартами;

— организация обмена информацией между уполномоченными органами Сторон по вопросам регулирования и развития банковской сферы.

На валютном рынке:

— организация обмена информацией между уполномоченными органами Сторон по вопросам регулирования и развития валютного рынка;

— создание эффективной инфраструктуры для проведения конверсионных операций с национальными валютами Сторон в целях расширения их использования во внешнеторговых платежах и расчетах;

— гармонизация принципов и правил установления обменных курсов национальных валют Сторон.

На рынке ценных бумаг:

— организация обмена информацией между уполномоченными органами Сторон по вопросам регулирования рынка ценных бумаг и иных финансовых инструментов;

— гармонизация законодательства Сторон в области регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

— гармонизация требований к процедуре эмиссии (порядку выпуска) ценных бумаг эмитентов Сторон;

— гармонизация требований законодательства Сторон к размещению и обращению ценных бумаг иностранных эмитентов на национальных рынках.

В сфере страхования:

— организация обмена информацией между уполномоченными органами Сторон по вопросам регулирования страхового рынка;

— гармонизация страхового законодательства Сторон, а также требований и подходов к страховому надзору и регулированию страховой деятельности с учетом положений международных правил и стандартов;

— сотрудничество в области сближения регулятивных норм в сфере обязательного страхования, перестрахования, посреднической деятельности при осуществлении страхования;

— согласование единых требований по защите прав и интересов потребителей страховых услуг;

— согласование единых принципов и подходов к определению платежеспособности и финансовой устойчивости страховых (перестраховочных) организаций.

Соглашением предусматривается поэтапное проведение гармонизации законодательства союзных государств до 31 декабря 2013 г.

Первый этап предусматривает организацию обмена информацией между уполномоченными органами сторон в банковской сфере, на валютном рынке, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования, по обеспечению транспарентности деятельности участников финансового рынка, на постоянной основе.

Второй этап предусматривает гармонизацию законодательства сторон в вышеназванных сферах с учетом положений международных правил и стандартов, в том числе гармонизацию лицензионных требований к участникам финансового рынка, надзорных требований и порядка осуществления надзора за участниками финансового рынка, а также обеспечение возможности размещения и обращения ценных бумаг эмитентов сторон на всей территории Единого экономического пространства при условии регистрации эмиссии (выпуска) ценных бумаг регулирующим органом государства регистрации эмитента.

Реализация Соглашения способствует разработке согласованных подходов к решению вопросов функционирования финансовых рынков союзных государств и развития Единого экономического пространства, в том числе на основе принципов их взаимодействия по вопросам функционирования финансовых рынков, создания необходимых организационно-правовых условий на национальном и межгосударственном уровне для развития интеграционных процессов в финансовой сфере.

Регулирование взаимоотношений государств — участников Соглашения в финансовой сфере предполагается осуществлять путем:

— гармонизации законодательства в финансовой сфере;

— организации обмена информацией между уполномоченными органами по вопросам регулирования и развития финансовой сферы;

— согласования позиций по урегулированию рисков на финансовом рынке в соответствии с международными стандартами;

— создания эффективной инфраструктуры для проведения конверсионных операций с национальными валютами государств — членов Таможенного союза в целях расширения их использования при осуществлении внешнеторговых платежей и расчетов;

— обеспечения возможности размещения и обращения ценных бумаг эмитентов союзных государств на всей территории Единого экономического пространства при условии регистрации эмиссии (выпуска) ценных бумаг регулирующим органом государства регистрации эмитента;

— согласования единых требований по защите прав и интересов потребителей страховых услуг;

— согласования единых принципов определения платежеспособности и финансовой устойчивости страховых (перестраховочных) организаций.

Кроме того, предполагается осуществить сближение позиций государств — участников Соглашения по вопросам унификации лицензионных требований к участникам финансового рынка, надзорных требований и порядка осуществления надзора за участниками финансового рынка.

Для реализации указанных целей предполагается заключение соответствующих международных договоров.

Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2011 г. N 9 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала введено в действие с 1 января 2012 г.

2. Анализируя опыт европейской интеграции, Ю.Д. Ильин <1> отмечает, что она проводилась в интересах определенных групп товаропроизводителей и продавцов, прежде всего крупных, за счет населения. «Формулировки Римского договора, — подчеркивает он, — точны, ясны и недискриминационны… Однако в данном контексте недискриминационность носит негативный характер. Как раз и надо было бы поставить мелкий и средний бизнес в несколько особое, облегченное положение. А когда формально все равны, в конце концов выигрывает сильнейший». В конституирующих актах межгосударственных интеграционных объединений, как создаваемых, так и функционирующих на постсоветском пространстве, интересы малого и среднего бизнеса также не нашли отражения. Более того, одним из приоритетных направлений дальнейшего развития процессов Евразийской экономической интеграции признано «формирование согласованной промышленной, транспортной, энергетической и аграрной политики, углубление производственной кооперации, включая возможное создание совместных транснациональных корпораций (выделено нами. — Авт.)» <2>. В рамках СНГ создание ТНК также рассматривалось как одна из важнейший составляющих эффективного механизм экономической интеграции. «На глобальном уровне транснациональные корпорации способны служить проводниками геоэкономических интересов СНГ в третьих странах, — полагает Ю.Г. Павленко. — Экономика стран СНГ без таких компаний обречена быть не субъектом, а объектом общемировых экономических отношений» <3>. В целях создания адекватной региональной правовой базы, регулирующей деятельность ТНК на пространстве СНГ, рядом стран Содружества была принята Конвенция о транснациональных корпорациях от 6 марта 1998 г. <4>, определившая правовой статус, цели, порядок создания и деятельности таких компаний. В частности, основной целью создания ТНК было провозглашено стремление обеспечить благоприятные условия для поддержания и развития производственной кооперации между предприятиями государств-участников, а также проведение активной промышленной политики, углубление интеграции и привлечение инвестиций. В то же время исследователи отмечают наличие в тексте Конвенции явных признаков административного насаждения ТНК «сверху», для укрепления не столько межотраслевых, сколько межгосударственных связей, и обусловленную этим невысокую эффективность и указанного международного правового акта, и деятельности, обеспечивающей создание и функционирование ТНК.

———————————

<1> См.: Ильин Ю.Д. Лекции по истории и праву Европейского союза. М., 2002.

<2> Декларация о Евразийской экономической интеграции. Принята Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 18.11.2011 // СПС «КонсультантПлюс».

<3> Павленко Ю.Г. Некоторые уроки и перспективы экономического сотрудничества стран СНГ // Интернет-портал СНГ: http://www.ecis.info/page.php?id=2714.

<4> Содружество: информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1998. N 1. С. 20 — 25.

 

В этих условиях, как представляется, особую актуальность приобретает создание инструментов, которые позволили бы осуществлять межгосударственную интеграцию в интересах не только (и не столько) крупного космополитического бизнеса, но всех национальных товаропроизводителей.

Подводя итог проведенному анализу, еще раз отметим, что свободное передвижение товаров и, в более широком смысле, гармонизация экономического развития государств — участников интеграционных объединений является основополагающим элементом интеграции бывших советских республик и построения на просторах бывшего Советского Союза Единого экономического пространства. Реализация данного принципа требует общей регуляторной среды, а также запрета на сооружение тарифных или нетарифных ограничений.

Во всех интеграционных объединениях, созданных и функционирующих на постсоветском пространстве, предпринимаются значительные усилия по формированию таких регуляторов. Причем наиболее динамично процесс формирования правовой базы, обеспечивающей свободу движения товаров, развивается в Таможенном союзе. Вместе с тем ускоренные темпы создания этого межгосударственного объединения экономической интеграции приводят к определенной недоработанности соответствующих актов коммунитарного права и недостаточной взвешенности закладываемых в них мер, что существенно снижает их эффективность и замедляет развитие интеграционных процессов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code