Антидемпинговые меры

Эксперты приводят такие данные: в 2009 г. в мире было введено 257 заградительных мер, еще 56 можно трактовать как нарушающие интересы стран-партнеров, тогда как мер, способствующих либерализации торговли, принято в шесть раз меньше <1>.

———————————

<1> См.: Таскаева С.В. К вопросу о применении антидемпинговых пошлин во внешней торговле России и Китая // Таможенное дело. 2010. N 2.

 

Как известно, распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар за рубежом по цене ниже «нормальной» (т.е. ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера). Это один из эффективных приемов во внешней торговле, целью которого, как правило, является завоевание рынка другой страны и достижение экономических преимуществ, а также уменьшение налогов и увеличение доходов компании.

Теоретические основы антидемпингового законодательства были разработаны еще в 1921 г. Дж. Винером, однако первые единые антидемпинговые правила были сформулированы и закреплены лишь в положениях Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г. (ст. VI), а 15 апреля 1994 г. во время Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров было принято Соглашение по применению ст. VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (Антидемпинговый кодекс 1994 г.) <1>, которое и действует в настоящее время.

———————————

<1> Treaty Series. Volume 1868. N.Y. 1998. P. 201 — 225.

 

Статья VI (п. 1) ГАТТ гласит: «Договаривающиеся Стороны признают, что демпинг, состоящий в том, что товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной цены товаров, подлежит осуждению, если он причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности, созданной на территории Договаривающейся Стороны или существенно задерживает создание отечественной промышленности. Для целей данной статьи следует считать, что товар поступает на рынок импортирующей страны по цене ниже его нормальной цены, если цена товара, экспортируемого из одной страны в другую, (а) ниже сравнимой цены при обычном течении торговли на аналогичный товар, когда последний предназначается для потребления в экспортирующей стране, или (b) при отсутствии такой внутренней цены ниже, чем (i) наивысшая сравнимая цена на аналогичный товар, предназначенный для экспорта в какую-нибудь третью страну, при нормальном ведении торговли, либо (ii) стоимость производства товара в стране происхождения с добавлением в умеренных размерах расходов по продаже и прибыли. В обоих случаях делается необходимая поправка на различия в условиях продажи, различия в обложении налогами и другие различия, влияющие на сравнимость цен» <1>. Пункт 2 той же статьи устанавливает, что в целях устранения демпинга или воспрепятствования ему Договаривающаяся Сторона может налагать на любой поступающий в порядке демпинга товар антидемпинговую пошлину в размере, не превышающем демпинговую маржу по данному товару.

———————————

<1> The results of the Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations. Geneva. 1994. P. 485.

 

Таким образом, согласно ст. VI ГАТТ введение антидемпинговых пошлин детерминируется тремя взаимообусловленными факторами:

1) фактом ввоза товаров на таможенную территорию страны импорта по цене более низкой, чем их нормальная цена, сложившаяся на момент ввоза товаров в стране экспорта;

2) наличием материального ущерба или угрозы его нанесения;

3) наличием причинно-следственной связи между ввозом таких товаров, с одной стороны, и нанесением (угрозой нанесения) материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствием организации или расширению производства подобных товаров в стране импорта, с другой стороны.

Исходя из данных положений, во-первых, возможен расчет разницы (демпинговой маржи) между сравниваемой ценой — нормальной стоимостью товара — и экспортной ценой, которая соответственно определяет верхнюю границу ставки антидемпинговой пошлины. Во-вторых, на основании установления факта демпинга выявляется характер экономического ущерба, наносимый государству: доля рынка, занимаемая поставщиком демпингового товара; соотношение импортных цен на демпинговый товар и внутренних цен на аналогичный товар; влияние импорта демпингового товара на объемы производства отечественных производителей.

В то же время эффективность и справедливость практики применения антидемпинговых пошлин как одного из средств регулирования процессов передвижения товаров отнюдь не бесспорны. В частности, при существующем порядке расчета нормальной стоимости товара страны, относимые к категории стран «с государственно-регулируемой экономикой», не получают возможности активно проникать на внешний рынок за счет более эффективного осуществления процесса производства, ибо их товары сравниваются с аналогами, произведенными в странах с рыночной экономикой <1>. Представляется, что именно этим обстоятельством обусловлен тот факт, что Россия традиционно попадает в первую десятку стран, в отношении которых чаще всего инициируются антидемпинговые расследования.

———————————

<1> См.: Bermann G.A., Davey W.J., Fox E.M. 1998. Supplement to Cases and Materials on European Community Law. 1998. P. 213.

 

Отметим также, что практика применения антидемпинговых пошлин не способствует развитию нормальной международной конкуренции, поскольку производители новых импортных товаров из-за угрозы обвинения в демпинге не могут реализовывать на международном рынке свою продукцию по более низким ценам для привлечения потребителей и формирования спроса как необходимого условия при освоении любого внутреннего рынка.

Тем не менее в мировой торговле антидемпинговые меры применяются достаточно широко, что объясняется их «предметной» направленностью и эффективностью, достаточно хорошо проработанным механизмом расследований, а также тем, что они могут применяться на выборочной основе против конкретного экспортера в отличие от других мер, непосредственно влияющих на торговые потоки.

В рамках межгосударственных интеграционных объединений на постсоветском пространстве применение антидемпинговых мер регламентируется Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам, заключенным Правительством Республики Беларусь, Правительствами Республики Казахстан и Российской Федерации 25 января 2008 г. <1>, а также Соглашением о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода, заключенным правительствами государств — членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в г. Санкт-Петербурге 19 ноября 2010 г. <2>, и решениями Комиссии Таможенного союза о мерах по защите отдельных категорий производителей (производителей отдельных категорий товаров), принятыми в соответствии с указанными Соглашениями.

———————————

<1> СЗ РФ. 2010. N 42. Ст. 5299. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 22.12.2008 N 252-ФЗ.

<2> Бюллетень международных договоров. 2011. N 6. С. 10 — 17.

 

Так, в соответствии с Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае если по результатам расследования, проводимого определенным Комиссией Таможенного союза органом, установлено, что импорт такого товара на единую таможенную территорию Таможенного союза причиняет материальный ущерб отрасли экономики союзных государств, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств — членов Таможенного союза. Период расследования устанавливается равным, как правило, 12 месяцам, предшествующим дате подачи заявления о проведении расследования, но в любом случае этот период не должен быть менее 6 месяцев. На единой таможенной территории Таможенного союза в настоящее время проводятся 6 таких расследований (табл. 2).

Товар рассматривается как предмет демпингового импорта, если экспортная цена такого товара ниже его нормальной стоимости. При этом нормальная стоимость товара определяется проводящим расследование органом на основе цен аналогичного товара при его продаже в период расследования на внутреннем рынке экспортирующего иностранного государства покупателям, не являющимся связанными лицами с производителями и экспортерами — резидентами такого иностранного государства, при обычном ходе торговли для использования на таможенной территории экспортирующего иностранного государства в конкурентных условиях.

Для целей определения нормальной стоимости могут учитываться цены аналогичного товара при его продаже покупателям, являющимся связанными лицами с производителями и экспортерами — резидентами такого иностранного государства, в случае если будет установлено, что указанная связь не влияет на ценовую политику иностранного производителя и (или) экспортера.

 

Таблица 2

 

Антидемпинговые расследования, проводимые на единой

таможенной территории Таможенного союза

 

Товар Страна-

экспортер

Вид расследования Уведомления органов, проводящих расследования
Металлопрокат с полимерным покрытием Китайская Народная Республика Антидемпинговое Уведомление Минпромторга России «О начале антидемпингового расследования в отношении металлопроката с полимерным покрытием, происходящего из Китайской Народной Республики и ввозимого на единую таможенную территорию Таможенного союза» (опубликовано 11 февраля 2011 г.)
Нержавеющие трубы Все страны Повторное специальное защитное Уведомление Минпромторга России «О начале повторного специального защитного расследования в отношении импорта нержавеющих труб на единую таможенную территорию Таможенного союза» (опубликовано 31 августа 2011 г.)
Графитированные электроды Все страны Специальное защитное Уведомление Минпромторга России «О начале специального защитного расследования в отношении импорта графитированных электродов на единую таможенную территорию Таможенного союза» (опубликовано 31 августа 2011 г.)
Графитированные электроды Индия Антидемпинговое Уведомление Минпромторга России «О начале антидемпингового расследования в отношении графитированных электродов, происходящих из Индии и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза» (опубликовано 31 августа 2011 г.)
Легкие коммерческие автомобили Германия, Италия, Польша, Турция Антидемпинговое Уведомление Минпромторга России «О начале антидемпингового расследования в отношении легких коммерческих автомобилей, происходящих из Германии, Италии, Польши и Турции и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза» (опубликовано 16 ноября 2011 г.)
Холоднодеформированные бесшовные трубы из нержавеющей стали Китайская Народная Республика Антидемпинговое Уведомление Минпромторга России «О начале антидемпингового расследования в отношении холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза» (опубликовано 25 ноября 2011 г.)

 

Источник: Официальный сайт Комиссии Таможенного союза.

 

Объем продажи аналогичного товара при обычном ходе торговли на рынке экспортирующего иностранного государства рассматривается как достаточный для определения нормальной стоимости товара, если этот объем составляет не менее 5% от общего объема экспорта товара на единую таможенную территорию Таможенного союза из экспортирующего иностранного государства. Более низкий объем продажи аналогичного товара при обычном ходе торговли считается приемлемым для определения нормальной стоимости товара, если имеются доказательства того, что такой объем является достаточным для обеспечения надлежащего сопоставления экспортной цены товара с ценой аналогичного товара при обычном ходе торговли.

При определении нормальной стоимости товара ценой товара при его продажах покупателям на внутреннем рынке экспортирующего иностранного государства является средневзвешенная цена, по которой аналогичный товар продавался покупателям в течение периода расследования, или цена товара по каждой отдельной его продаже покупателям в рамках этого периода. Продажа аналогичного товара на рынке экспортирующего иностранного государства или из экспортирующего иностранного государства в другое иностранное государство по ценам ниже себестоимости производства единицы аналогичного товара с учетом административных, торговых и общих издержек может не учитываться при определении нормальной стоимости товара только в том случае, если проводящий расследование орган при проведении расследования установит, что такая продажа аналогичного товара осуществляется в период расследования в значительном объеме и по ценам, которые не обеспечивают возмещение всех издержек за этот период.

В случае если цена аналогичного товара, которая в момент его продажи ниже себестоимости производства единицы аналогичного товара с учетом административных, торговых и общих издержек, превышает средневзвешенную себестоимость производства единицы товара с учетом административных, торговых и общих издержек в период расследования, такая цена рассматривается как обеспечивающая возмещение всех издержек в течение периода расследования.

Продажа аналогичного товара по ценам ниже себестоимости производства единицы аналогичного товара с учетом административных, торговых и общих издержек считается осуществляемой в значительном объеме в случае, если средневзвешенная цена аналогичного товара по сделкам, учитываемым при определении нормальной стоимости товара, ниже средневзвешенной себестоимости производства единицы аналогичного товара с учетом административных, торговых и общих издержек и объем продажи по ценам ниже такой себестоимости составляет не менее 20% объема продажи по сделкам, учитываемым при определении нормальной стоимости товара.

Себестоимость производства единицы товара с учетом административных, торговых и общих издержек рассчитывается на основе данных, представленных экспортером или производителем товара, при условии, что такие данные соответствуют общепринятым принципам и правилам бухгалтерского учета и отчетности в экспортирующем иностранном государстве и полностью отражают издержки, связанные с производством и продажей товара.

При проведении расследования должны учитываться все имеющиеся в распоряжении органа, проводящего расследование, доказательства правильности распределения издержек производства, административных, торговых и общих издержек, включая данные, представленные экспортером или производителем товара, являющегося объектом расследования, при условии, что такое распределение издержек обычно практикуется таким экспортером или производителем товара, в частности, в отношении установления соответствующего периода амортизации, отчислений на капиталовложения и покрытие других издержек на развитие производства.

Издержки производства, административные, торговые и общие издержки корректируются с учетом разовых расходов, связанных с развитием производства, или обстоятельств, при которых на издержки в период расследования оказывают воздействие операции, осуществляемые в период организации производства. Такие корректировки должны отражать издержки на конец периода организации производства, а в случае если период организации производства превышает период расследования — за наиболее поздний этап организации производства, приходящийся на период проведения расследования.

Суммарные количественные показатели административных, торговых и общих издержек и прибыли, характерные для данной отрасли экономики, определяются на основе фактических данных о производстве и продаже аналогичного товара при обычном ходе торговли, представляемых экспортером или производителем товара, являющегося предметом демпингового импорта.

Если такие суммарные количественные показатели нельзя определить указанным образом, они могут быть определены на основе:

— фактических сумм, полученных и израсходованных экспортером или производителем товара, являющегося объектом расследования, в связи с производством и продажей той же категории товара на рынке экспортирующего иностранного государства;

— средневзвешенных фактических сумм, полученных и израсходованных в связи с производством и продажей аналогичного товара на рынке экспортирующего иностранного государства другими экспортерами или производителями такого товара;

— иного метода при условии, что определенная таким образом сумма прибыли не превышает прибыль, обычно получаемую другими экспортерами или производителями той же категории товара при его продаже на рынке экспортирующего иностранного государства.

В случае демпингового импорта из экспортирующего иностранного государства, в котором цены на рынке регулируются непосредственно государством или существует государственная монополия внешней торговли, нормальная стоимость товара может определяться на основе цены или рассчитанной стоимости аналогичного товара в подходящем иностранном государстве (сравнимом для целей расследования с указанным экспортирующим иностранным государством) либо цены аналогичного товара при его поставках из такого иностранного государства в другие иностранные государства, в том числе на единую таможенную территорию Таможенного союза.

В случае если определение нормальной стоимости товара в соответствии с положениями настоящего пункта не представляется возможным, нормальная стоимость товара может определяться на основе цены, уплаченной или подлежащей уплате за аналогичный товар на единой таможенной территории государств Сторон и скорректированной с учетом прибыли.

По результатам расследования Комиссией Таможенного союза может быть принято решение о введении и применении антидемпинговой пошлины в размере и на срок, достаточные для устранения ущерба отрасли экономики союзных государств, но не выше размера рассчитанной демпинговой маржи; срок действия антидемпинговой меры не должен превышать 5 лет. Комиссия Таможенного союза устанавливает индивидуальный размер ставки антидемпинговой пошлины в отношении товара, поставляемого каждым экспортером или производителем товара, являющегося предметом демпингового импорта, для которого была рассчитана индивидуальная демпинговая маржа. Кроме установления индивидуального размера ставки антидемпинговой пошлины, Комиссия устанавливает единую ставку антидемпинговой пошлины на товар, поставляемый всеми другими экспортерами или производителями товара из экспортирующего иностранного государства, для которых не была рассчитана индивидуальная демпинговая маржа, на основе наивысшей демпинговой маржи, рассчитанной в ходе расследования.

Действие антидемпинговой меры продлевается Комиссией Таможенного союза в случае, если по результатам повторного расследования в связи с истечением срока действия антидемпинговой меры органом, проводящим расследования, будет установлена возможность возобновления либо продолжения демпингового импорта и причинения ущерба отрасли экономики союзных государств.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code