Некоторые меры нетарифного регулирования

Рассматривая различные аспекты осуществления деятельности, направленной на обеспечение свободы передвижения товаров, следует отметить, что за последние два десятилетия в международной торговле наметилось увеличение числа случаев применения иностранными государствами с целью защиты уязвимых отраслей национальной экономики мер нетарифного регулирования (запретов, ограничений и стимулов). По оценкам экспертов учрежденной в 1964 г. в качестве постоянного межправительственного органа Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), по общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония и Европейский союз <1>.

———————————

<1> Приводится по: Трошкина Т.Н. Соотношение экономических и административных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».

 

Несмотря на широкую распространенность мер нетарифного регулирования, единого понимания, что же представляют собой средства (инструменты) нетарифного регулирования, каковы их роль и место в регулировании процессов передвижения товаров, сегодня не существует. Так, например, Г.В. Матвиенко <1>, основываясь на нормах Таможенного кодекса Российской Федерации <2>, полагал, что нетарифные запреты и ограничения являются составной частью таможенного регулирования. О.Ю. Бакаева и Н.В. Галицкая <3> рассматривают нетарифное регулирование как самостоятельный метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности, наряду с таможенно-тарифным регулированием, установлением запретов и ограничений на внешнюю торговлю услугами и интеллектуальной собственностью и введением мер экономического и административного характера, способствующих или препятствующих развитию отдельных направлений внешнеторговой деятельности. Этой же позиции, базирующейся на нормах Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» <4> (в ред. от 6 декабря 2011 г.), придерживается и Т.Н. Трошкина, предлагая раскрывать понятие нетарифного регулирования не через институциональную, а через функциональную составляющую механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включая внешнюю торговлю товарами <5>. В научной, официальной и нормативно-правовой литературе для обозначения средств (инструментов) нетарифного регулирования используются термины: «нетарифные ограничения», «нетарифные меры», «нетарифные препятствия» и даже «нетарифные барьеры». При этом различные авторы — международные организации, межгосударственные объединения, национальные государства, юридические лица и др. — вкладывают в эти понятия различное содержание. Это приводит к «размытости» понятия нетарифных мер, нечеткости в определении границ нетарифного метода регулирования.

———————————

<1> Матвиенко Г.В. Нетарифные меры и режимные льготы в таможенном праве // Финансовое право. 2008. N 9.

<2> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 31. Ст. 1224. С момента вступления в силу ТК ТС нормы Таможенного кодекса РФ применяются в части, не противоречащей ТК ТС.

<3> См.: Бакаева О.Ю., Галицкая Н.В. Международно-правовые основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности // Международное публичное и частное право. 2005. N 5.

<4> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

<5> См.: Трошкина Т.Н. Соотношение экономических и административных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс». Она же. Система мер нетарифного регулирования международной торговли: понятие и сущность // Налоги. 2009. N 4.

 

Такая ситуация обусловлена тем, что исторически формирование инструментария регулирования международной торговли шло по пути выделения мер таможенно-тарифного регулирования из всего конгломерата инструментов, с помощью которых осуществлялось регулирование внешней торговли. Как следствие, меры нетарифного регулирования в самом общем виде трактуются как любые меры (инструменты) воздействия государства на внешнюю торговлю товарами, которые не относятся к практике взимания ввозных (импортных) и вывозных (экспортных) таможенных пошлин.

Международная торговая практика и деятельность различных международных организаций, включая ВТО, ЮНКТАД и межгосударственные интеграционные объединения, действующие на постсоветском пространстве, также не внесли желаемой ясности в определение нетарифного регулирования — в документах ГАТТ, в частности, нетарифные меры определяются как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному ходу международной торговли». Классификационная схема, разработанная Секретариатом ГАТТ в начале 70-х гг., к настоящему времени насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер и объединяет их в 5 основных категорий:

1) ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях (субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, система размещения государственных заказов, меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков, и пр.);

2) таможенные и иные административные формальности (усложненная процедура таможенного оформления, а также методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к необходимой для оформления документации);

3) технические барьеры в торговле (стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции);

4) количественные и сходные с ними административные меры (импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения);

5) ограничения экономического характера (налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение) <1>.

———————————

<1> Приводится по: Щербина Г.П., Свинухов В.Г. Классификация мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности России // Право и экономика. 2001. N 8, 9.

 

Такой же «эмпирический» подход к выделению мер нетарифного регулирования реализуется в настоящее время и на постсоветском пространстве. Так, Соглашение правительств государств — участников СНГ о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза от 22 октября 1997 г. <1> относит к мерам нетарифного регулирования:

———————————

<1> СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1431. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 06.01.1999 N 15-ФЗ // СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 242.

 

а) государственную монополию на экспорт и (или) импорт отдельных товаров;

б) экспортный контроль;

в) количественные ограничения экспорта и (или) импорта;

г) запреты или ограничения экспорта и (или) импорта;

д) участие в выполнении международных экономических санкций;

е) технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования;

ж) контроль за качеством ввозимых товаров.

ТК ТС устанавливает иное соотношение между понятиями «запреты и ограничения», с одной стороны, и «меры нетарифного регулирования» — с другой. Под запретами и ограничениями указанный акт коммунитарного (интеграционного) права (пп. 8 п. 1 ст. 4) понимает «комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий:

— меры нетарифного регулирования;

— меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов;

— особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами;

— меры экспортного контроля, в т.ч. в отношении продукции военного назначения;

— меры технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза, Евразийской экономической комиссии и нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза.

Термин «меры нетарифного регулирования» определен в пп. 17 п. 1 ст. 4 ТК ТС и означает комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза.

На этой же терминологической — а значит, и принципиальной — основе построены и Соглашение между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 г. <1>, и Соглашение Правительств государств — членов Евразийского экономического сообщества о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 г. <2>. При этом международными правовыми актами Таможенного союза, ратифицированными Российской Федерацией в установленном порядке, устанавливается широкий круг мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами. Товары, в отношении которых применяются предусмотренные этими соглашениями меры регулирования, включены в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками Таможенного союза.

———————————

<1> Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 22.12.2008 N 255-ФЗ // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6210.

<2> Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 28.11.2009 N 304-ФЗ // СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5754.

 

Единый перечень и Положения о применении ограничений утверждены п. 2 решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 19 (в ред. решения Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2011 г. N 17) <1>. Комиссией Таможенного союза принято решение о том, что с 1 января 2010 г. Правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации применяют в торговле с третьими странами запреты и ограничения к товарам, включенным в Единый перечень, в соответствии с Положениями о применении ограничений. При этом согласно п. 9 решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 19 лицензирование и количественные ограничения Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация во взаимной торговле не применяют.

———————————

<1> Таможенный вестник. 2009. N 24.

 

В целом можно констатировать, что в сфере нетарифного регулирования деятельности, связанной с передвижением товаров по единой таможенной территории Таможенного союза и за ее пределами, как и в иных сферах, существует несогласованность норм международных правовых актов различных межгосударственных интеграционных объединений, действующих на постсоветском пространстве.

Рассмотрим подробнее две категории мер нетарифного регулирования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code