Обеспечение свободы движения товаров

Свобода передвижения товаров практически с самого первого дня провозглашалась одним из приоритетных направлений развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве. И если Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., ратифицированное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 <1>, говорило о развитии «равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области… экономики» в целом, то иные международные правовые акты, регулирующие интеграционные процессы на постсоветском пространстве, включая Соглашение стран СНГ 1994 г. о создании зоны свободной торговли, Договор 1999 г. о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, Соглашение 2003 г. о формировании Единого экономического пространства, Договор 2007 г. о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза и иные, среди целей, которые должны быть достигнуты в ходе интеграции, назвали именно устранение препятствий для свободного движения товаров. Ведь открытие национального рынка при определенных условиях может стать мощным стимулом для улучшения качества товаров и, как следствие, иметь большое значение как для экономического, так и для социального развития страны.

———————————

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. N 51. Ст. 1798.

 

Анализируя акты межгосударственных объединений экономической интеграции, регламентирующие вопросы свободы передвижения товаров, нельзя не согласиться с мнением С.Ю. Кашкина <1>, который указывает на то, что, употребляя термин «свобода», мы должны понимать, что он означает. В узком значении каждая из свобод (свобода передвижения товаров, свобода передвижения людей, свобода передвижения (предоставления) услуг и свобода передвижения капитала) означает определенное субъективное право физических лиц, являющихся гражданами государств — членов соответствующего интеграционного объединения, и юридических лиц, зарегистрированных на территории таких государств, а также в некоторых случаях и иностранцев. Например, свобода передвижения товаров в своем узком значении означает право любого из этих лиц свободно и беспрепятственно перемещать товары между государствами-членами. В более широком смысле термин «свобода» означает не только собственно свободу осуществлять те или иные действия, но и весь комплекс прав и обязанностей, связанных с такой свободой и закрепленных в нормативных актах соответствующих межгосударственных интеграционных объединений, государств — членов этих объединений, а также в решениях судебных органов.

———————————

<1> Право Европейского союза / Кашкин С.Ю. и др.; Отв. ред. Кашкин С.Ю. М., 2008. С. 152 — 158; Право Европейского союза / Под ред. Кашкина С.Ю. М., 2003. С. 426.

 

Международные правовые акты, определяющие динамику и направленность интеграционных процессов на постсоветском пространстве, среди приоритетных направлений деятельности по обеспечению свободы передвижения товаров называют:

1) запрещение как экспортных, так и импортных таможенных пошлин и любых эквивалентных им мер, а также количественных ограничений между государствами-членами. С.Ю. Кашкин отмечает, что обычно именно это и называется свободой передвижения товаров <1>;

———————————

<1> Право Европейского союза / С.Ю. Кашкин и др.; Отв. ред. Кашкин С.Ю. М., 2008. С. 153.

 

2) принятие общего таможенного тарифа, т.е. единой системы регулирования экспортно-импортных отношений с третьими странами;

3) запрещение дискриминационного внутригосударственного налогообложения;

4) запрещение количественных ограничений и мер с равнозначным эффектом.

Рассмотрим некоторые из этих направлений более подробно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code