Правотворчество в условиях развития интеграционных процессов: соотношение международных и внутригосударственных норм

Научное исследование проблем гармонизации законодательства государств — членов Таможенного союза необходимо начинать с того, что само понятие «гармонизация законодательства» сравнительно недавно вошло в инструментарий международного права. Вообще же понятие «гармония» — стройная, соразмерная согласованность целого и входящих в него частей, больше свойственно музыке, сфере искусства, архитектуры <1>. В процессе же гармонизации законодательства очевидно стремление к непротиворечивой, согласованной, соединенной в единое целое гармонии законодательства различных государств, обобщение их законодательных подходов и определение единой линии международного сотрудничества, которая, как правило, выражается в форме международного договора, закрепляющего согласованные подходы государств по какому-либо важному предмету сотрудничества. Как отмечает Н.Г. Доронина, «гармонизация законодательства является способом международно-договорной унификации права, основанным на обязательстве государства при разработке национального законодательства следовать определенному направлению (принципу) правового регулирования, сформулированному в международном соглашении» <2>. Трудности гармонизации на международном уровне заключаются в том, что уже на предшествующем международному уровню гармонизации — национальном уровне, добиться согласованности, стройности, как минимум непротиворечивости в системе права и в наиболее его формализованной части, в законодательстве даже одного государства — задача достаточно сложная.

———————————

<1> См.: Бачило И.Л. Проблемы гармонизации в законодательстве // Журнал российского права. 2000. N 8.

<2> Доронина Н.Г. Унификация и гармонизация права в условиях международной интеграции // Журнал российского права. 1998. N 6.

 

На наш взгляд, можно говорить о том, что постепенно на постсоветском пространстве накапливается опыт гармонизации законодательства тех государств, которые объединяются в различные межгосударственные интеграционные объединения. Так, можно говорить об определенных этапах гармонизации законодательства России и Беларуси как членов Союзного государства, России, Белоруссии и Казахстана как участников уже трехстороннего межгосударственного объединения — Таможенного союза. Определенные сдвиги в направлении гармонизации законодательства государств — членов имеются и в рамках других межгосударственных объединений с участием России — ЕврАзЭС и СНГ.

При этом гармонизация законодательства государств — членов ЕврАзЭС и Таможенного союза является обязательным этапом формирования и перехода к Единому экономическому пространству. Формирующаяся международная договорная база как ЕврАзЭС, так и Таможенного союза, и уже принятые международные договоры в ряде случаев специально направлены на достижение гармонизации законодательств государств — членов данных межгосударственных интеграционных объединений в определенных важных сферах международного сотрудничества. В частности, одним из наиболее ярких примеров гармонизации законодательства государств — членов ЕврАзЭС и Таможенного союза является международная договорная база в области технического регулирования.

Очевидно, что вопросы гармонизации национальных законодательств государств — членов ЕврАзЭС приобретают особую актуальность по мере усиления интеграции в рамках данной международной организации. По мнению В.Д. Ипатова, гармонизация законодательств государств — членов Сообщества представляет собой согласование общих подходов и концепций, совместную разработку правовых принципов и выработку совместных решений по актуальным для всех государств проблемам. Целью такой работы является установление согласованности, стройности и, как минимум, непротиворечивости регулирования отношений в различных сферах жизни государств — членов ЕврАзЭС. Для этого необходимо придерживаться согласованности правового регулирования, синхронности принятия актов законодательства, последовательности проведения работ по гармонизации законодательства государств — членов Сообщества. При этом отказ от специфики национальных правовых традиций, отражающих разнообразие и уникальность организации жизни в разных государствах, не является ни целью, ни условием гармонизации законодательства <1>.

———————————

<1> См.: Ипатов В.Д. Проблемы и перспективы гармонизации национальных законодательств на современном этапе. Евразийская интеграция: экономика, право, политика // Международный научно-аналитический журнал. 2010. N 8. С. 143.

 

Действительно, осуществление гармонизации и унификации законодательства для государств — членов ЕврАзЭС и Таможенного союза не является самоцелью, скорее гармонизацию и унификацию следует рассматривать как меры, необходимые для эффективной реализации целей интеграции и для Сообщества, и для Таможенного союза, т.е. для достижения построения единого экономического пространства.

Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве содержит отдельную гл. V, посвященную сближению и унификации законодательства. Статья 56 Договора устанавливает, что Стороны принимают согласованные меры по сближению и унификации законодательных и иных правовых актов Сторон (далее — меры по гармонизации законодательства), которые оказывают непосредственное воздействие на выполнение Сторонами положений настоящего Договора. Эта норма определяет три важных фактора, характеризующих природу процесса гармонизации законодательства.

Во-первых, меры по гармонизации являются мерами согласованного характера, что предполагает их осуществление на основе, в порядке и в пределах, устанавливаемых международными соглашениями, заключаемыми между государствами — членами ЕврАзЭС. Согласованность означает также, что процесс гармонизации законодательства должен носить планомерный характер, базироваться на исполнении заключаемых международных договоров, направленных на достижение фундаментальных целей и задач сотрудничества.

Во-вторых, из содержания указанной статьи следует, что процесс гармонизации законодательства должен заключаться в сближении и унификации. Вместе с тем термины «гармонизация», «унификация», «сближение» являются сложными юридическими понятиями, чье значение обретает специфические оттенки в рамках правовых систем тех или иных региональных интеграционных объединений. Однако, как правило, всегда подчеркивается, что унификация права в широком смысле этого понятия заключается не в том, чтобы снять различия в правовом регулировании аналогичных отношений в праве отдельных государств, создав единообразные нормы права, а в том, чтобы снять препятствия на пути международного сотрудничества и связанного с ним развития регулируемых национальным правом отношений.

В-третьих, стороны определяют в качестве предмета гармонизации законодательство, связанное с исполнением ими обязательств, вытекающих из Договора. Тем самым очерчиваются области общественных отношений, имеющие наиболее существенное значение для функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства <1>.

———————————

<1> См. доклад «Евразийское экономическое сообщество: правовые проблемы формирования общего рынка и перспективы интеграции правовых систем». Евразийский научно-исследовательский центр. Екатеринбург, 17 — 19.05.2007.

 

Следует отметить, что в настоящее время Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г., Договором о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядка их разработки, принятия и реализации и решениями органов ЕврАзЭС от 18 июля 2004 г. предусмотрены механизмы, способствующие гармонизации национальных законодательств государств — членов ЕврАзЭС. К таким механизмам можно отнести <1>:

———————————

<1> См. подробнее: Ипатов В.Д. Проблемы и перспективы гармонизации национальных законодательств на современном этапе. Евразийская интеграция: экономика, право, политика // Международный научно-аналитический журнал. 2010. N 8. С. 144.

 

— международные договоры, заключенные в рамках ЕврАзЭС;

— решения органов ЕврАзЭС;

— собственную инициативу государств — членов ЕврАзЭС;

— Основы законодательства ЕврАзЭС;

— типовые проекты законодательных актов, на основе которых государства — члены ЕврАзЭС разрабатывают акты национального законодательства;

— рекомендации по гармонизации (сближению, унификации) законодательств государств-членов, предложения по синхронизации процедур принятия законодательных актов в парламентах Сообщества.

Для построения интегрированного евразийского экономического пространства особое значение имеет согласование национальных законодательств государств — участников ЕврАзЭС и Таможенного союза. Так, например, в Соглашении о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства от 26 октября 1999 г. определены отрасли законодательства, в которых государства-участники будут проводить «гармонизацию (сближение, унификацию)». На наш взгляд, с международно-правовой точки зрения, с такой формулировкой данной нормы Соглашения нельзя согласиться. Понятия «гармонизация», «сближение», «унификация» не тождественные юридические категории. Гармонизация представляет собой процесс целенаправленного сближения отраслей национального законодательства, утверждения общих институтов и норм, устранения противоречий. Сближение законодательств близко понятию «гармонизация». Унификация означает введение в правовые системы государств — участников межгосударственного объединения единообразных норм. Представляется, что основным средством осуществления унификации являются международные договоры. Таким образом, в международном договоре целесообразно отделять друг от друга понятия «гармонизация», «сближение», «унификация» и вырабатывать соответствующие подходы, направленные на гармонизацию, сближение и унификацию национальных законодательств.

Терминам «гармонизация», «сближение», «унификация» даются определения в Предложениях по совершенствованию организационно-правового механизма реализации правовых актов Евразийского экономического сообщества <1>, которые по сути приняты с целью выполнения отдельных положений Соглашения о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства от 26 октября 1999 г. Однако указанные предложения содержат некоторые юридические неточности, что также может отразиться на выполнении правовых актов Евразийского экономического сообщества.

———————————

<1> Официальный сайт Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС: http://www.ipaeurasec.org/docs/?data=docs_3.

 

Важное значение для построения интеграции имеет решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 26 февраля 2002 г. N 39 «О Положении о порядке согласования проектов решений правительств государств — членов Евразийского экономического сообщества по вопросам регулирования внешнеторговой деятельности и порядке их принятия» <1>. Данное Положение устанавливает, что решение правительства государства — члена Евразийского экономического сообщества по вопросам регулирования внешнеторговой деятельности принимается после его согласования с правительствами других государств — членов ЕврАзЭС за исключением специально оговоренных случаев. Согласованию подлежат проекты решений правительств государств — членов ЕврАзЭС по следующим вопросам:

———————————

<1> В указанный документ внесены изменения в соответствии с Межгоссовета ЕврАзЭС от 28.10.2003 N 140.

 

— установления (изменения) ставок ввозных таможенных пошлин с учетом ст. 8 Соглашения об Общем таможенном тарифе государств — участников Таможенного союза от 17 февраля 2000 г.;

— установления количественных ограничений, а также других мер нетарифного регулирования экспорта и импорта товаров. К согласованию могут предлагаться проекты решений правительств и по другим вопросам, связанным с регулированием внешнеторговой деятельности государств — членов ЕврАзЭС.

На наш взгляд, рассматриваемое Положение имеет несомненно позитивный эффект для построения интегрированного евразийского экономического пространства. Однако его влияние на развитие интеграционных процессов будет, на наш взгляд, более существенным, если Положение будет содержать более широкий круг внутригосударственных вопросов, которые непосредственно затрагивают сотрудничество государств в рамках Евразийского экономического сообщества. С учетом динамичного развития Таможенного союза государствам — участникам Таможенного союза также возможно разработать подобный международно-правовой акт, касающийся согласования решений, готовящихся правительствами государств — членов Таможенного союза и затрагивающих компетенцию Таможенного союза.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code