ДОХОДЫ, ОСВОБОЖДАЕМЫЕ ОТ НДФЛ. Увеличение номинальной стоимости акций

Увеличение номинальной стоимости акций

В результате конвертации акций акционерного общества в новые акции с большей номинальной стоимостью налогоплательщик становится собственником имущества большей стоимости, чем у него было до конвертации.

Разница между первоначальной и новой стоимостью имущества, принадлежащего участникам общества, подлежит обложению НДФЛ в установленном порядке.

При увеличении обществом номинальной стоимости акций за счет нераспределенной прибыли, а не в результате переоценки основных фондов (средств) положения ст. 217 НК РФ не применяются и, следовательно, доход в виде разницы между первоначальной и новой номинальной стоимостью акций общества подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях с применением ставок, предусмотренных ст. 224 НК РФ.

Отметим, что, по мнению Минфина России, датой получения дохода в виде распределенных акционеру акций с новой номинальной стоимостью является дата внесения о них соответствующих сведений в реестр акционеров (Письмо от 13.09.2013 N 03-04-06/37880).

Доходы, полученные акционерами (участниками ООО) в виде акций (долей) создаваемой в результате реорганизации компании, не подлежат обложению НДФЛ.

Поскольку п. 19 ст. 217 НК РФ не ограничивает форму реорганизации, доход в виде акций (долей) вновь создаваемой организации, распределяемых между акционерами (участниками) реорганизованной организации, не подлежит обложению НДФЛ независимо от формы реорганизации.

Напомним, что реорганизация юридического лица возможна в форме слияния, присоединения, разделения, выделения либо преобразования (п. 1 ст. 57 ГК РФ).

 

Дополнительные взносы на накопительную часть пенсии

 

Не облагаются НДФЛ взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее — Закон N 56-ФЗ) в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателем. Напомним, что речь идет о работниках, которые уплачивают дополнительные взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии и в отношении которых работодатель принял решение об уплате взносов работодателя в соответствии со ст. 8 Закона N 56-ФЗ.

Остановимся на порядке уплаты работодателем дополнительных взносов.

Итак, первоначально работник должен самостоятельно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Для этого в период с 1 октября 2008 г. по 1 октября 2013 г. работник самостоятельно либо через работодателя должен был представить в территориальное отделение ПФР заявление, составленное по форме, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 28.07.2008 N 225п.

Работник, уплачивающий дополнительные взносы в ПФР, вправе прекращать либо возобновлять уплату указанных взносов, а также определять их размер (п. 2 ст. 3 Закона N 56-ФЗ).

Работодатель, в свою очередь, вправе принять решение об уплате взносов из собственных средств в пользу тех сотрудников, которые уплачивают дополнительные страховые взносы (п. 1 ст. 8 Закона N 56-ФЗ).

Такое решение работодателя должно быть оформлено отдельным приказом либо соответствующее условие вносится в коллективный договор.

 

Пример. В организации было принято решение об уплате взносов из собственных средств в пользу тех сотрудников, которые уплачивают дополнительные страховые взносы в ПФР. Для этого издан приказ руководителя приблизительно следующего содержания:

«В целях реализации Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и дополнительного стимулирования работников приказываю:

1. Производить уплату взносов из собственных средств организации в пользу сотрудников, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

2. Ежемесячный размер дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплачиваемых за счет средств организации, установить в размере 500 руб. на каждое застрахованное лицо.

3. Главному бухгалтеру ежемесячно осуществлять перечисление дополнительных страховых взносов работодателя на накопительную часть трудовой пенсии в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в отношении уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов работодателя формировать реестр застрахованных лиц».

Организация также могла внести дополнения в коллективный договор, установив в нем дополнительные обязанности работодателя о ежемесячном перечислении за счет собственных средств дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в пользу тех застрахованных лиц, которые уплачивают дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

 

Размер взносов, уплачиваемых за счет работодателя, рассчитывается (определяется) им ежемесячно в отношении каждого застрахованного лица, в пользу которого уплачиваются эти взносы (п. 3 ст. 8 Закона N 56-ФЗ). В связи с тем что конкретной методики расчета взносов не установлено, работодатель может определить ее самостоятельно.

То есть организация может установить размер взносов как в фиксированной сумме, так и в процентах от зарплаты работника. При этом размер взносов может определяться отдельно по каждому сотруднику, может меняться из месяца в месяц. Соответственно, работодатель вместо того, чтобы единожды в приказе определить размер взносов, уплачиваемых им ежемесячно, может ежемесячно издавать приказы с указанием размеров взносов за определенный месяц.

Если работодатель планирует уплачивать дополнительные взносы в ПФР в размере, установленном в отношении каждого конкретного застрахованного работника, это также следует отразить в приказе.

При этом нужно помнить, что не подлежит обложению НДФЛ сумма взносов работодателя в пределах 12 000 руб. Если сумма взносов работодателя за год превысит 12 000 руб., сумма превышения облагается НДФЛ на общих основаниях (Письмо Минфина России от 30.12.2008 N 03-04-06-01/393).

В случае прекращения трудовых правоотношений и (или) правоотношений по соответствующим гражданско-правовым договорам с застрахованным лицом уплата взносов работодателя в пользу данного застрахованного лица прекращается со дня прекращения указанных правоотношений.

Взносы работодателя включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц, в пользу которых уплачены такие взносы.

Еще раз обращаем внимание на то, что работодатель может осуществлять дополнительные страховые взносы в пользу только тех работников, которые сами уплачивают дополнительные страховые взносы (ст. 8 Закона N 56-ФЗ).

При этом работник может производить уплату своих дополнительных страховых взносов самостоятельно, а может поручить работодателю удерживать эти взносы из его доходов (зарплаты) и перечислять в ПФР.

Работодатель, получивший от работника заявление об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии либо об изменении размера уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, осуществляет исчисление, удержание и перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения соответствующего заявления.

Прекращение либо возобновление уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии также осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления.

Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя перечисляются работодателем в бюджет ПФР в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ в отношении уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (п. 1 ст. 9 Закона N 56-ФЗ).

Перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя осуществляется работодателем единым платежом и оформляется отдельным платежным поручением.

Работодатель одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии формирует реестр застрахованных лиц. В указанном реестре должны содержаться следующие сведения:

1) общая сумма перечисляемых средств, включающая в себя:

а) сумму всех перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии застрахованных лиц (то есть тех, которые удерживаются и уплачиваются из доходов работников по их заявлениям);

б) сумму всех уплачиваемых взносов работодателя (в случае их уплаты);

2) номер платежного поручения и дата его исполнения;

3) страховой номер индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица;

4) фамилия, имя и отчество каждого застрахованного лица;

5) сумма перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии каждого застрахованного лица;

6) сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу каждого застрахованного лица (в случае их уплаты).

Сведения, указанные в п. 1, подлежат заверению кредитной организацией, через которую осуществлялось перечисление дополнительных страховых взносов.

Реестры застрахованных лиц представляются работодателем в территориальный орган ПФР не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого перечислялись дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и уплачивались взносы работодателя.

Форма реестра застрахованных лиц и Порядок его представления утверждены Постановлением Правления ПФР от 12.11.2008 N 322п.

Работодатели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе путем реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанное выше количество, представляют реестры застрахованных лиц в территориальный орган ПФР в электронной форме.

 

Расходы на уплату процентов по займам и кредитам

 

Не облагаются НДФЛ суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (п. 40 ст. 217 НК РФ).

К расходам на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль относятся расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда (п. 24.1 ст. 255 НК РФ).

Таким образом, суммы, выплачиваемые организацией своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам), полученным на приобретение (строительство) жилья, освобождаются от НДФЛ в пределах сумм, включаемых в состав расходов на оплату труда при исчислении налога на прибыль (то есть в пределах 3% суммы расходов на оплату труда).

Суммы, выплачиваемые организацией на возмещение процентов по кредитам (займам), в размере, превышающем 3% суммы расходов на оплату труда, подлежат обложению НДФЛ.

Отметим, что первоначально было установлено ограниченное время действия этой льготы. Предполагалось, что она будет действовать только до 1 января 2012 г. Однако с 1 января 2012 г. правило, устанавливающее временное ограничение данной нормы, утратило силу.

Поэтому норма, установленная п. 40 ст. 217 НК РФ, продолжает действовать и в настоящее время действует бессрочно (Письмо ФНС России от 20.12.2011 N ЕД-3-3/4214@).

При применении п. 40 ст. 217 НК РФ, по мнению Минфина России, важное значение имеет то, каким образом организация производит возмещение работнику расходов на уплату процентов: выплачивает эти суммы работнику или перечисляет средства непосредственно банку.

Данной нормой предусмотрено освобождение от налогообложения сумм возмещения организацией затрат, фактически понесенных ее работником.

В случае уплаты организацией за работника процентов по займу (кредиту) непосредственно банку норма п. 40 ст. 217 НК РФ не применяется, поскольку возмещение работнику сумм ранее уплаченных им процентов не производится. Поэтому, по мнению финансистов, учитывая положения пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ, в случае перечисления средств непосредственно банку у работника образуется доход в натуральной форме в виде оплаты за него организацией процентов по займу (кредиту), подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц (Письмо Минфина России от 29.12.2010 N 03-04-06/6-322).

Не имеет значения, с кем у работника заключен договор — с банком (кредитный договор) или с организацией (договор займа). Если речь идет о договоре займа, то заем может быть получен как в организации, в которой он работает, так и в любой другой. Возможна ситуация, когда организация-работодатель предоставляет своему работнику заем на приобретение жилья, а впоследствии принимает решение возместить работнику расходы на уплату процентов по этому займу.

Кроме того, кредит (заем) может быть предоставлен иностранным банком (организацией).

Необходимым условием для освобождения выплачиваемых организацией сумм от НДФЛ является целевое назначение кредита (займа). Он должен быть взят на приобретение (строительство) жилого помещения.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).

К жилым помещениям относятся:

— жилой дом, часть жилого дома;

— квартира, часть квартиры;

— комната.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Займы (кредиты), полученные на иные цели (на приобретение автомобиля, на неотложные нужды и т.д.), права на льготу по НДФЛ не дают.

 

Обратите внимание! В п. 40 ст. 217 и п. 24.1 ст. 255 НК РФ нет указаний на то, что жилая недвижимость должна быть приобретена (построена) обязательно на территории РФ. Поэтому при приобретении работником жилой недвижимости на территории иностранного государства правила, установленные п. 40 ст. 217 НК РФ, должны применяться без каких-либо ограничений.

 

Чтобы работодатель имел возможность не удерживать НДФЛ с сумм, выплачиваемых в возмещение затрат на уплату процентов по кредиту (займу), работник должен представить в бухгалтерию организации следующие документы:

— копию кредитного договора (договора займа);

— документы, подтверждающие приобретение (строительство) жилой недвижимости (копию свидетельства о праве собственности, копию договора купли-продажи недвижимости, копии документов, подтверждающих приобретение строительных материалов (при строительстве жилья));

— документы, подтверждающие фактическую уплату процентов (в случае, если работник сам уплачивает проценты, а организация возмещает ему фактически уплаченные суммы).

При применении данной льготы также необходимо иметь в виду, что не облагаются НДФЛ суммы, выплачиваемые организацией в возмещение расходов по процентам только своим работникам. Поэтому кредитный договор (договор займа) должен быть оформлен на имя работника.

Отметим, что работодатели, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН), не могут воспользоваться льготой, установленной п. 40 ст. 217 НК РФ, поскольку они не являются плательщиками налога на прибыль.

Можно предположить, что налоговые органы на практике займут именно такую позицию. Поэтому применение нормы п. 40 ст. 217 НК РФ работодателями, применяющими специальные налоговые режимы, чревато спорами с налоговыми органами.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ).

Кроме того, положениями гл. 26.2 НК РФ для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, учет каких-либо расходов при определении налоговой базы не предусмотрен.

На основании этих норм Минфин России делает вывод, что к суммам, выплачиваемым работнику на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, п. 40 ст. 217 НК РФ не применяется, и указанные суммы подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке (Письма Минфина России от 02.07.2012 N 03-04-05/6-821, от 02.07.2012 N 03-04-06/9-190).

 

Выплаты добровольцам

 

С 1 января 2012 г. не облагаются НДФЛ выплаты, производимые добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых являются безвозмездное выполнение работ, оказание услуг, на возмещение расходов добровольцев, связанных с исполнением таких договоров, на наем жилого помещения, на проезд к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно, на питание (за исключением расходов на питание в сумме, превышающей размеры суточных, предусмотренных п. 3 ст. 217 НК РФ), на оплату средств индивидуальной защиты, на уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование, связанное с риском для здоровья добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности (п. 3.1 ст. 217 НК РФ).

С 1 января 2013 г. освобождаются от обложения НДФЛ доходы в натуральной форме в виде форменной одежды и вещевого имущества, полученные добровольцами, волонтерами в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых являются безвозмездное выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон о благотворительной деятельности) и Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Обращаем внимание, что в соответствии со ст. 1 Закона о благотворительной деятельности добровольная деятельность граждан по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки признается благотворительной деятельностью. При этом добровольцами признаются физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Условия осуществления добровольцем благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя (п. 1 ст. 7.1 Закона о благотворительной деятельности).

Благополучателями признаются лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев (ст. 5 Закона о благотворительной деятельности).

Отметим, что благотворительная деятельность осуществляется в следующих целях:

— социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

— подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

— оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

— содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

— содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

— содействия защите материнства, детства и отцовства;

— содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

— содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

— содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

— охраны окружающей среды и защиты животных;

— охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;

— подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

— социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

— оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

— содействия добровольческой деятельности;

— участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;

— содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;

— поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;

— содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;

— содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан (ст. 2 Закона о благотворительной деятельности).

Минфин России обращает внимание, что при применении освобождения от налогообложения, предусмотренного п. 3.1 ст. 217 НК РФ, необходимо иметь в виду, что между юридическим лицом и добровольцем должен быть заключен гражданско-правовой договор и при этом предметом такого договора должно являться безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в рамках благотворительной деятельности этого юридического лица. Также необходимо принимать во внимание цели благотворительной деятельности. Поэтому, если организация заключает с физическим лицом договор, по которому предусматривается бескорыстное выполнение этим лицом работ или услуг в целях освобождения от обложения НДФЛ расходов добровольцев, необходимо принимать во внимание цели выполнения данных работ (оказания услуг) (Письмо Минфина России от 31.10.2013 N 03-04-06/46618).

Отметим, что данная льгота не распространяется на возмещение расходов, производимое работникам организации (Письмо Минфина России от 08.11.2013 N 03-04-06/47861).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code