ДОХОДЫ, ОСВОБОЖДАЕМЫЕ ОТ НДФЛ. Компенсации за «вредность»

Не облагаются НДФЛ в силу п. 3 ст. 217 НК РФ компенсационные выплаты, производимые работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Конституционный Суд РФ в Определении от 07.02.2013 N 135-О отметил, что в Трудовом кодексе РФ для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотрен комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе сокращенная продолжительность рабочего времени (ч. 1 ст. 92 ТК РФ), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117 ТК РФ) и повышенная оплата труда (ч. 1 ст. 146 и ст. 147 ТК РФ).

Закрепление таких мер в законе обусловлено стремлением государства предоставить указанной категории работников дополнительные возможности по оздоровлению и восстановлению работоспособности, то есть преследует конституционно значимую цель охраны здоровья граждан.

 

Доплаты и компенсации за работу с вредными (опасными) условиями труда

У работодателей часто возникает вопрос: подпадает ли под действие этого пункта доплата работникам за тяжелые и вредные условия труда?

Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами (ст. 147 ТК РФ).

В то же время ни Трудовой кодекс, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты, которая по своей сути должна предполагать не выплату вознаграждения за труд, а компенсацию расходов, возникающих вследствие причинения ущерба, либо иных расходов (затрат) работника.

Поэтому доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций, они направлены на повышение размера оплаты труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, как это предусмотрено ст. 147 ТК РФ. Соответственно, такие доплаты не освобождаются от обложения НДФЛ (Письма Минфина России от 19.06.2009 N 03-04-06-02/46, от 21.08.2007 N 03-04-07-02/40).

Вместе с тем работник, который занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором (ст. 219 ТК РФ).

В силу ст. 164 ТК РФ компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда до 2014 г. служили результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т.д.). Напомним, что до 2014 г. такая аттестация проводилась в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.

С 1 января 2014 г. действует новый порядок: вместо аттестации рабочих мест работодатели должны проводить специальную оценку условий труда. Регулирует проведение спецоценки Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ).

Отметим, что, если была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ (в соответствии с действовавшим в тот период законодательством), специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 названного Закона. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Законом N 426-ФЗ, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Иными словами, если до 1 января 2014 г. работодатель провел аттестацию рабочих мест по условиям труда, спецоценку условий труда в отношении упомянутых рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения такой аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ). Завершить спецоценку необходимо не позднее чем 31 декабря 2018 г. (ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).

Таким образом, основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда с 2014 г. могут служить как результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которой не истек, так и результаты специальной оценки условий труда. Следовательно, компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, выплачиваемые работодателем в дополнение к повышенной оплате труда, не подлежат обложению НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ (Письма ФНС России от 06.09.2011 N ЕД-4-3/14453@, Минфина России от 06.08.2010 N 03-04-06/6-165, от 10.12.2009 N 03-04-06-02/89).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code