Статья 32. Международные договоры Российской Федерации

Глава VII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 32. Международные договоры Российской Федерации

Комментарий к статье 32 ФЗ О безопасности дорожного движения

  1. Комментируемая статья определяет правила разрешения правовых коллизий между положениями комментируемого Закона и положениями международных договоров в случае их возникновения. Она гласит, что в случае установления международными договорами Российской Федерации иных правил, чем предусмотрено комментируемым Законом, применению подлежат правила международного договора. Данная норма полностью соответствует положениям Конституции РФ и Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Часть 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ дополняет эти положения указанием на то, что положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.

В соответствии с указанными положениями Верховный Суд РФ акцентировал внимание на том, что суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации (см. п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»). Более подробные рекомендации по применению судами общей юрисдикции международных договоров Российской Федерации даны в Постановлении Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ».

Согласно ст. 3 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями:

— от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры);

— от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры);

— от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).

  1. Основным межгосударственным договором в области безопасности дорожного движения является Конвенция о дорожном движении (вместе с «Техническими условиями, касающимися автомобилей и прицепов»), заключенная в г. Вене 8 ноября 1968 г. Конвенция была ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г., Российская Федерация является стороной данного международного договора в качестве государства — продолжателя СССР. Европейским соглашением, дополняющим Конвенцию о дорожном движении, от 1 мая 1971 г. в данный документ внесены изменения, вступившие в силу, в том числе для СССР с 7 июня 1979 г. Далее в Конвенцию были внесены поправки от 28 сентября 2004 г., вступившие в силу для Российской Федерации с 28 марта 2006 г.

Положениями настоящей Конвенции определены правила дорожного движения (глава II), которым по существу должны соответствовать правила дорожного движения, действующие на территории государств, подписавших Конвенцию; то же относится к определенным Конвенцией правилам, касающимся технических условий, которым должны отвечать автомобили и прицепы (Приложение 5). Конвенцией определены требования для допуска к международному движению автомобилей и прицепов (глава III) и требования к водителям (главы III и IV), а также другие положения.

Интересно, что в российской судебной практике имеются случаи, когда осуществлялись попытки применения норм международного договора к спорным правоотношениям по инициативе лица, обращающегося за защитой своих интересов.

Пример: К. обратился в Саянский городской суд с жалобой, в которой оспаривал законность постановления мирового судьи, которым был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ. Жалоба была подана после вступления в силу Федерального закона от 23 июля 2010 г. N 169-ФЗ «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», которым было признано утратившим силу примечание к ст. 27.12 КоАП РФ, устанавливающее максимально допустимый уровень алкоголя в крови водителя, в период действия так называемого «нулевого промилле». Заявитель ссылался на то, что п. 5 ст. 8 Конвенции о дорожном движении в отношении максимально допустимого уровня содержания алкоголя в крови и в выдыхаемом воздухе установлены иные нормы, которые и должны быть применены (предусмотрены максимально допускаемый уровень содержания алкоголя в крови до 0,5 г/л, в выдыхаемом воздухе до 0,25 мг/л). Однако Конвенция о дорожном движении не содержит запрета на установление национальным законодательством более строгих ограничений. В связи с этим суд указал на несостоятельность доводов К., поскольку внутреннее законодательство РФ на момент рассмотрения дела не предусматривало возможности управления транспортными средствами с каким бы то ни было уровнем содержания алкоголя в крови или выдыхаемом воздухе. Согласно ст. 19 комментируемого Закона запрещается эксплуатация транспортных средств лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Также суд указал, что Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 169-ФЗ был принят после ратификации Конвенции о дорожном движении и с учетом ее положений (см. подробнее решение Саянского городского суда (Иркутская область) от 18 мая 2011 г. по делу N 12-25/2011).

  1. Правительством РФ заключен ряд межправительственных международных договоров в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, перечислим их:

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Словении о международном автомобильном сообщении от 7 сентября 1998 г.;

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о международном автомобильном сообщении от 19 мая 2000 г.;

— Протокол о применении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о международном автомобильном сообщении от 19 мая 2000 г.;

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о международном автомобильном сообщении от 22 мая 2001 г.;

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о международном автомобильном сообщении от 11 июля 2001 г.;

— Протокол о применении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о международном автомобильном сообщении от 11 июля 2001 г.;

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о международном автомобильном сообщении от 16 апреля 2002 г.;

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Советом Министров Боснии и Герцеговины о международном автомобильном сообщении от 8 сентября 2004 г.;

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики о международном автомобильном сообщении от 25 января 2005 г.;

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о международном автомобильном сообщении от 20 июня 2005 г.;

— Протокол о применении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о международном автомобильном сообщении от 20 июня 2005 г.;

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о международном автомобильном сообщении от 23 марта 2011 г. <35>.

———————————

<35> Международные договоры и соглашения // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: http://mvd.ru/documents/m_soglasch (дата обращения: 24.11.2013).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code