Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения

Глава VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения

Комментарий к статье 31 ФЗ О безопасности дорожного движения

Комментируемой статьей предусмотрено, что нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке следующие виды ответственности:

— дисциплинарную;

— административную;

— уголовную;

— иную.

1. Дисциплинарная ответственность

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право привлекать работников к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном данным Кодексом, а также иными федеральными законами.

Статьей 192 ТК РФ установлено, что работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Трудовым кодексом предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий:

— замечание;

— выговор;

— увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Статьей 189 ТК РФ предусмотрено, что для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, устанавливаемые федеральными законами.

Так, ст. 4 Федерального закона от 8 марта 2011 г. N 35-ФЗ «Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии» предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником эксплуатирующей организации по его вине возложенных на него трудовых (должностных) обязанностей, работодатель наряду с дисциплинарными взысканиями, предусмотренными ТК РФ, имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

— строгий выговор;

— предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности или выполняемой работе;

— расторжение трудового договора за однократное совершение одного из нарушений, предусмотренных ст. 61 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», в случае если последствия такого нарушения создают угрозу для безопасной работы эксплуатирующей организации и представляют опасность для жизни и здоровья граждан и окружающей среды.

Общий порядок применения дисциплинарных взысканий закреплен в ст. 193 ТК РФ, согласно которой до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

2. Административная ответственность.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 1.1 КоАП РФ предусмотрено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 1.7 КоАП РФ, посвященной вопросам действия законодательства об административных правонарушениях во времени, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

При этом закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Напротив, закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Статья 2.3 КоАП РФ определяет возраст, по достижении которого наступает административная ответственность. По общему правилу административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет, однако комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав предоставлено право освободить от административной ответственности лицо, совершившее административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет. Однако в этом случае к указанному лицу должны быть применены меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

В настоящее время ст. 18 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» предусматривает, что районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних могут применять к несовершеннолетним следующие меры воздействия:

— обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему;

— вынести предупреждение;

— объявить выговор или строгий выговор;

— возложить на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает 1/2 МРОТ, или возложить обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий 1/2 МРОТ и др.

Статьей 2.4 КоАП РФ установлены особенности административной ответственности должностных лиц, согласно которой административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Статьей 2.5 КоАП РФ установлены особенности административной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания.

Данные лица за совершение административных правонарушений могут нести либо дисциплинарную ответственность (общее правило), либо административную ответственность на общих основаниях (специальное исключение).

Так, п. 54 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495, определяет, что дисциплинарное взыскание является установленной государством мерой ответственности за дисциплинарный проступок, совершенный военнослужащим, и применяется в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков. Так, к военнослужащему могут применяться такие виды дисциплинарных взысканий, как выговор, строгий выговор, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег, лишение нагрудного знака отличника и др.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

По общему правилу нормы об административной ответственности касаются как физического, так и юридического лица. Исключения могут быть прямо установлены в статьях разделов I, III, IV, V КоАП, а также следовать из смысла статей Особенной части КоАП РФ.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Виды административных наказаний закреплены в ст. 3.2 КоАП РФ, которой установлено, что за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

— предупреждение;

— административный штраф;

— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

— лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

— административный арест;

— административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

— дисквалификация;

— административное приостановление деятельности;

— обязательные работы.

Глава 12 КоАП РФ посвящена административным правонарушениям в области дорожного движения. В настоящее время в данной главе содержится 34 действующие статьи, закрепляющие конкретные составы административных правонарушений, например:

— ст. 12.5 «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена»;

— ст. 12.21 «Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки»;

— ст. 12.21.1 «Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов»;

— ст. 12.21.2 «Нарушение правил перевозки опасных грузов»;

— ст. 12.24 «Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего»;

— ст. 12.33 «Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений»;

— ст. 12.34 «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений»;

— ст. 12.37 «Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и др.

3. Уголовная ответственность

Согласно ст. 1 УК РФ уголовное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ.

Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, согласно ст. 10 УК РФ имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Согласно ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. При этом не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ.

В соответствии со ст. 20 УК РФ уголовной ответственности по общему правилу подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Однако за отдельные преступления, перечисленные в ч. 2 указанной статьи, подлежат уголовной ответственности лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта сосредоточены в главе 27 УК РФ. Например, соответствующие составы предусматривают:

— ст. 263.1 «Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах»;

— ст. 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»;

— ст. 266 «Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями»;

— ст. 267 «Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения»;

— ст. 268 «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта».

  1. К «иной ответственности», упоминаемой комментируемой статьей, относится гражданско-правовая ответственность.

Нормы об основаниях и механизме наступления такой ответственности закреплены в ГК РФ, в первую очередь в главе 59, посвященной обязательствам вследствие причинения вреда.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Однако законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Так, согласно ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. При этом работниками признаются:

— граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта),

— граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, —

если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

Хозяйственные товарищества и производственные кооперативы возмещают вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлении последними предпринимательской, производственной или иной деятельности товарищества или кооператива.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. В то же время законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Так, ст. 1079 ГК РФ предусмотрено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе сюда относится использование транспортных средств, механизмов), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

Статья 1082 ГК РФ предусматривает следующие способы возмещения вреда:

— возмещение вреда в натуре, то есть предоставление вещи того же рода и качества, исправление поврежденной вещи;

— возмещение причиненных убытков.

Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются:

реальный ущерб, то есть расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества;

упущенная выгода, то есть неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code