Статья 30. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения

Глава V. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Статья 30. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения

Комментарий к статье 30 ФЗ О безопасности дорожного движения

  1. Статья 30 комментируемого Закона посвящена вопросам организации и осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.

Необходимо отметить, что отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно ст. 2 указанного Закона государственный контроль (надзор) — это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Федеральный государственный контроль (надзор) — деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации.

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет цели федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, то есть конкретные конечные результаты, на достижение которых направлена такая деятельность.

Итак, данный вид надзора осуществляется в целях обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (обязательные требования).

  1. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в отношении:

1) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей:

— осуществляющих деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств;

— выполняющих работы и предоставляющих услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

2) граждан — участников дорожного движения.

2.1. Итак, первая категория поднадзорных субъектов — это юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств.

Согласно ст. 2 комментируемого Закона дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя:

— одну или несколько проезжих частей;

— трамвайные пути;

— тротуары;

— обочины;

— разделительные полосы.

Согласно ст. 3 Закона об автомобильных дорогах автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя:

— земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги;

— расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы);

— дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог).

Согласно техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 827 и вступающему в силу с 1 января 2015 года, автомобильная дорога — это комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения.

Транспортное средство согласно ст. 2 комментируемого Закона, а также ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» — это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Согласно п. 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720, эксплуатация транспортного средства — это стадия жизненного цикла транспортного средства, включающая промежуток времени, когда транспортное средство используется по назначению, с момента его приобретения для использования по назначению до момента утилизации.

В соответствии со ст. 2 Закона об автомобильных дорогах и согласно техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» эксплуатация автомобильной дороги — это комплекс мероприятий по текущему ремонту и содержанию автомобильной дороги, выполняемый в целях обеспечения ее сохранности для безопасного использования автомобильной дороги по ее прямому назначению.

2.2. Вторая категория поднадзорных субъектов — это юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.

Согласно п. 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720 <33>, техническое обслуживание транспортного средства — это совокупность регламентированных изготовителем действий, осуществляемых с установленной периодичностью для поддержания работоспособности транспортного средства или его компонентов при эксплуатации, с целью снижения риска возникновения отказов и неисправностей.

———————————

<33> С 1 января 2015 г. утрачивает силу согласно решению Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877, которым утвержден технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

 

Согласно Методическим рекомендациям по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ) (утв. Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта Минтранса России 12 октября 2004 г., Российским федеральным центром судебной экспертизы при Минюсте России 20 октября 2004 г., Экспертно-криминалистическим центром МВД России 18 октября 2004 г., НПСО «Объединение транспортных экспертов» 20 октября 2004 г.) ремонт — это комплекс операций по техническому воздействию на транспортное средство, выполняемых по потребности, для устранения повреждений, отказов и неисправностей с целью восстановления его работоспособности.

Ремонт транспортных средств включает следующие основные виды работ: уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, разборочно-сборочные, шиноремонтные, медницкие, жестяницкие, сварочные, кузнечно-рессорные, слесарно-механические, электромонтажные, столярные, арматурные, обойные, малярные.

Различают следующие виды ремонта:

— текущий ремонт (замена или восстановление сменных деталей);

— средний ремонт (частичная разборка устройства и его восстановление);

— капитальный ремонт (полная разборка устройства с заменой всех изношенных частей).

Техническое обслуживание — это комплекс операций по техническому воздействию на транспортное средство для предупреждения отказов и неисправностей.

Техническое обслуживание является регламентным видом работ и выполняется принудительно (в плановом порядке).

В состав технического обслуживания транспортных средств входят следующие основные виды работ: уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные, заправочные и очистительные.

2.3. Наконец, третья категория поднадзорных субъектов — это граждане — участники дорожного движения. Согласно ст. 2 комментируемого Закона участник дорожного движения — это лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве:

— водителя транспортного средства;

— пешехода;

— пассажира транспортного средства.

Определения данных понятий закреплены в Правилах дорожного движения РФ, утв. Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, согласно которым:

водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению;

пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него);

пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

  1. Пунктом 2 комментируемой статьи определено, что федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется:

— уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (согласно их компетенции);

— в порядке, установленном Правительством РФ.

Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2013 г. N 716 и устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.

Согласно указанному Положению федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами — участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (обязательных требований).

Данный вид федерального государственного надзора осуществляется посредством:

— организации и проведения проверок поднадзорных лиц;

— принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

— систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Федеральный надзор осуществляется Министерством внутренних дел РФ и его территориальными органами.

Подпунктом 20 п. 12 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248, предусмотрено, что МВД России организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения в Российской Федерации, а также специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно Типовому положению о территориальном органе Министерства внутренних дел РФ по субъекту Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 249, территориальными органами МВД России на региональном уровне являются:

— министерства внутренних дел по республикам;

— главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации.

Территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов.

Положения о территориальных органах, а также перечни органов внутренних дел, подразделений и организаций, подчиненных территориальным органам, утверждаются Министром внутренних дел.

Подпунктом 15 п. 13 Типового положения предусмотрено, что территориальный орган осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ (Госавтоинспекция), что предусмотрено Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711.

В соответствии с п. 11 указанного Положения на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:

— к строительству и реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;

— к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;

— к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;

— к изменению конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним;

— к перевозкам в пределах компетенции Госавтоинспекции тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов.

Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется посредством:

— организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ;

— осуществления иных полномочий, возложенных на органы внутренних дел для осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Об организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей речь пойдет ниже. В качестве примера иных полномочий можно привести следующие обязанности, закрепленные в п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения:

— принятие квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами, трамваями и троллейбусами, выдача водительских удостоверений, а также согласование программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов;

— выдача заключений соискателям лицензий на осуществление образовательной деятельности (при подготовке водителей автомототранспортных средств) о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям;

— регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним;

— организация и проведение государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним;

— регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;

— осуществление производства по делам об административных правонарушениях;

— осуществление государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения и др.

Результаты федерального надзора, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц, размещаются на официальном сайте Министерства внутренних дел РФ в сети Интернет. Так, на сайте МВД России размещена Статистическая информация «Информация об осуществлении государственного контроля (надзора)» <34>.

———————————

<34> URL: http://mvd.ru/opendata/od16 (дата обращения: 23.11.2013).

 

  1. Как уже указывалось выше, отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.

Согласно п. 10 ч. 4 ст. 1 данного Закона особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении некоторых видов государственного контроля (надзора), в том числе федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.

Пункт 3 комментируемой статьи определяет, что особенности организации и проведения проверок в рамках федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения установлены п. п. 4 — 8 данной статьи, а именно:

— п. 4 посвящен предмету проверки;

— п. 5 посвящен основаниям для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок;

— п. 6 посвящен основаниям для проведения внеплановой проверки;

— п. 7 посвящен порядку извещения органа прокуратуры о проводимой проверке;

— п. 8 посвящен предварительному уведомлению о проведении проверки.

  1. Пункт 4 комментируемой статьи определяет предмет проверки как соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности обязательных требований.

Следует отметить, что Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ различает содержание предмета проверок в зависимости от вида такой проверки — плановой либо внеплановой.

Так, ст. 9 указанного Закона к предмету плановой проверки относит:

— соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

— соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

В свою очередь, ст. 10 этого же Закона в предмет внеплановой проверки включает:

— соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

— выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;

— проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— проведение мероприятий по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Согласно Положению о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2013 г. N 716, предметом проверок, проводимых в рамках данного вида надзора, является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями следующих обязательных требований:

— к строительству и реконструкции автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта;

— к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при капитальном ремонте и государственного надзора за обеспечением сохранности дорог федерального значения), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;

— к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;

— к изменению конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним;

— к перевозкам пассажиров и грузов, в том числе тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении федерального государственного транспортного надзора);

— Правил дорожного движения.

  1. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Согласно п. 5 комментируемой статьи основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

— государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

— окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

— начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по федеральному государственному транспортному надзору уведомлением о начале осуществления деятельности, указанной в п. п. 6 и 7 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.

По общему же правилу, установленному в ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

— государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

— окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

— начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Рассмотрим каждое из перечисленных событий подробнее.

6.1. Государственная регистрация юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров — Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно статье 1 указанного Закона под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (государственная регистрация) понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с федеральным законом.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, является Федеральная налоговая служба (ФНС России) (согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506).

Согласно п. 5.3 Положения именно ФНС России осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ предусматривает ведение следующих реестров:

— Единый государственный реестр юридических лиц;

— Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

6.2. Окончание проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Срок проведения каждой из документарных и выездных проверок согласно ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ не может превышать двадцать рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать:

— пятьдесят часов для малого предприятия;

— пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем органа государственного контроля (надзора):

— не более чем на двадцать рабочих дней;

— в отношении малых предприятий, микропредприятий — не более чем на пятнадцать часов.

Такое продление возможно в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводящего выездную плановую проверку.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В указанном распоряжении (приказе) в обязательном порядке указываются даты начала и окончания проведения проверки. Указанная дата фиксируется в п. 7 типовой формы распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

6.3. Начало осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора).

Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством РФ перечнем работ и услуг в составе видов деятельности, указанных в ч. 2 ст. 8 упомянутого Закона.

Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг.

Перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представляется уведомление, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».

В соответствии с утвержденной данным Постановлением формой в уведомлении указывается на начало осуществления соответствующего вида (видов) предпринимательской деятельности с конкретной даты.

  1. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи основанием для проведения внеплановой проверки является:

— истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

— поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

— наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

7.1. Итак, первым основанием проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

Статья 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ предусматривает, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю:

— об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;

— о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Одновременно на указанных должностных лиц возлагается обязанность по принятию мер по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также мер по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ предписания об устранении выявленных нарушений прикладываются к акту проверки, составляемому по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора). В журнале учета проверок осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая в том числе сведения о выявленных нарушениях и выданных предписаниях.

7.2. Вторым основанием проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного надзора:

— обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

— информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления;

— информации из средств массовой информации.

При этом обращения от перечисленных источников должны содержать информацию о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения:

1) создают угрозу:

а) причинения вреда:

— жизни, здоровью людей;

— окружающей среде;

— безопасности государства;

— имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу;

б) возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) влекут:

а) причинение такого вреда;

б) возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» здоровье — это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма. Заболевание — это возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма.

Под вредом, причиненным здоровью человека, согласно Правилам определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды.

Вред, причиненный здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести (тяжкий вред, средней тяжести вред и легкий вред):

— на основании квалифицирующих признаков, предусмотренных указанными Правилами;

— в соответствии с медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24 апреля 2008 г. N 194н.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда — это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, а вред окружающей среде — негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Пунктом 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537, национальная безопасность определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. В свою очередь, угроза национальной безопасности — это прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Статьей 130 ГК РФ предусмотрено разделение имущества на 2 вида:

— недвижимое имущество (недвижимые вещи, недвижимость);

— движимое имущество.

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет чрезвычайную ситуацию как обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно п. 3.1.1 Государственного стандарта ГОСТ Р 22.0.05-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 362) техногенная чрезвычайная ситуация — это состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Техногенные чрезвычайные ситуации различают:

— по месту их возникновения;

— по характеру основных поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Авария — это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

Крупная авария, как правило, с человеческими жертвами, является катастрофой.

Необходимо учитывать, что согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления:

— не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля;

— не содержащие сведений о фактах, указанных в ч. 2 данной статьи.

Данные положения в полной мере распространяются и на государственный федеральный надзор в сфере безопасности дорожного движения.

7.3. Следующим основанием проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный:

— в соответствии с поручением Президента РФ;

— в соответствии с поручением Правительства РФ;

— на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Указом Президента РФ от 28 марта 2011 г. N 352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации» утвержден Порядок исполнения поручений и указаний Президента РФ. Указанным Порядком установлено, что поручения Президента РФ даются в целях реализации его конституционных полномочий.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов и высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации несут персональную ответственность за своевременное и надлежащее исполнение поручений и указаний Президента РФ.

Поручения Президента РФ:

1) содержатся:

— в указах и распоряжениях Президента РФ.

Статьей 90 Конституции РФ предусмотрено, что Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам;

— в директивах Президента РФ;

2) оформляются в установленном порядке на бланках со словом «Поручение».

Поручения Президента РФ могут оформляться в виде перечней поручений Президента РФ.

В поручении и перечне поручений Президента РФ должен быть указан срок, необходимый для его надлежащего исполнения.

Согласно п. 46 Регламента Правительства РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260, поручения Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей) даются с целью организации исполнения:

— федеральных законов;

— указов и распоряжений Президента РФ;

— поручений и указаний Президента РФ Правительству.

Кроме того, поручения могут содержаться:

— в актах Правительства;

— в протоколах заседаний Правительства;

— в протоколах координационных и совещательных органов Правительства, возглавляемых Председателем Правительства или одним из заместителей Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей), заместителем Председателя Правительства — руководителем Аппарата Правительства;

— в протоколах проведенных Председателем Правительства и его заместителями совещаний;

— в резолюциях.

Исполнение перечисленных поручений организуется федеральными министрами, руководителями федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство, и руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым адресованы поручения.

Поручения доводятся до исполнителей:

— содержащиеся в актах Правительства — путем направления им копии акта;

— содержащиеся в протоколах заседаний Правительства — путем направления им выписки из протокола заседания;

— содержащиеся в протоколах проводимых Председателем Правительства или заместителями Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей) совещаний и в резолюциях по рассмотренным ими документам — путем направления им протокола совещания, или выписки из него, или оформленной в установленном порядке резолюции.

В поручении, как правило, устанавливается срок (календарная дата) его исполнения, а если срок исполнения поручения превышает 1 месяц, — то и сроки представления докладов о ходе его исполнения. Если в качестве срока исполнения установлен период времени, началом его считается дата подписания поручения.

В случае если в тексте поручения вместо даты исполнения или периода времени имеется указание «срочно», поручение подлежит исполнению в 3-дневный срок. Указание «оперативно» предусматривает 10-дневный срок исполнения поручения. В других случаях, если срок исполнения не указан, поручение подлежит исполнению в срок до 1 месяца, считая от даты подписания поручения.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Согласно ст. 27 указанного Закона при осуществлении возложенных на него функций прокурор:

— рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

— разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

— принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

— использует полномочия, предусмотренные ст. 22 данного Закона.

Статьей 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 установлено, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

  1. Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает норму, согласно которой внеплановая выездная проверка по такому основанию, как поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований может быть проведена органом государственного надзора незамедлительно.

По общему правилу, закрепленному в ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по таким основаниям, как поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, а также из средств массовой информации о фактах:

— возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства и причинения такого вреда;

— возникновения угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и непосредственно таких ситуаций —

органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Пункт 7 ст. 30 комментируемого Закона закрепляет особенности проведения проверок по указанным основаниям, предоставляя право органам надзора проводить внеплановые выездные проверки по указанным основаниям незамедлительно.

При этом требуется извещение органа прокуратуры в порядке, установленном ч. 12 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ. Указанной нормой установлено, что в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю.

Извещение органов прокуратуры осуществляется посредством направления заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.

Типовая форма такого заявления утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей утвержден Приказом Генерального прокурора РФ от 27 марта 2009 г. N 93.

Согласно данному Порядку согласование проведения внеплановых выездных проверок органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля производится по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

— прокурорами (заместителями прокуроров) субъектов Российской Федерации — в отношении проверок, проводимых центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти, межрегиональными (окружными) территориальными органами и региональными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также региональными органами контроля (надзора) субъектов Российской Федерации;

— прокурорами (заместителями прокуроров) городов, районов и иных территориальных прокуратур — в отношении проверок, проводимых соответственно городскими, районными либо иными территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и региональных органов контроля (надзора) субъектов Российской Федерации, а также органами муниципального контроля;

— военными, транспортными и иными специализированными прокурорами (их заместителями) — в соответствии с установленной компетенцией и закрепленными предметами ведения.

В случае отсутствия основания для согласования проведения внеплановой проверки прокурор принимает меры по недопущению нарушения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

  1. Согласно п. 8 комментируемой статьи предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце третьем п. 6 настоящей статьи, не допускается.

Частью 17 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ установлена менее категоричная норма, а именно указывается, что уведомление в данном случае не требуется.

По общему правилу, закрепленному в ч. 16 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Однако данная норма не распространяется на внеплановые проверки, основанием проведения которых является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах, перечисленных в абзаце третьем п. 6 настоящей статьи.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code