Статья 25. Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами

Комментарий к статье 25 ФЗ О безопасности дорожного движения

  1. Действующая с 5 ноября 2013 г. редакция комментируемой статьи предусматривает дифференциацию транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (право на управление транспортными средствами), на следующие 10 категорий:

1) категория «A» — мотоциклы.

Согласно п. п. 2.3 — 2.4 Государственного стандарта ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определение», утв. Постановлением Госстандарта России от 7 мая 2003 г. N 139-ст:

мотоцикл — двухколесное транспортное средство, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч;

мотоцикл с коляской — трехколесное транспортное средство с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.;

2) категория «B»:

— автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

Разрешенная максимальная масса — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав (п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090);

— автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Прицеп, согласно п. 1.2 Правил дорожного движения, — это транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски;

— автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 кг.

Статья 1 Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.) термин «масса без нагрузки» определяет как массу транспортного средства без экипажа, пассажиров и груза, но с полным запасом топлива и необходимым комплектом инструментов;

3) категория «C»:

— автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;

— автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;

4) категория «D»:

— автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя;

— автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;

5) категория «BE»:

— автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки;

— автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 кг;

6) категория «CE» — автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг;

7) категория «DE» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг; сочлененные автобусы;

8) категория «Tm» — трамваи;

9) категория «Tb» — троллейбусы;

10) категория «M» — мопеды и легкие квадрициклы.

Согласно п. п. 2.1, 2.2, 2.6 ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определение»:

двухколесный мопед — это двухколесное транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см;

в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт;

трехколесный мопед — это трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см;

в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт;

в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт;

легкий квадрицикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см;

в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт;

в случае электродвигателя — номинальный максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Кроме того, дополнительно предусмотрены 6 подкатегорий транспортных средств:

1) подкатегория «A1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт;

2) подкатегория «B1» — трициклы и квадрициклы.

Согласно п. п. 2.5, 2.7 ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определение»:

трицикл — это трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч;

квадрицикл — четырехколесное транспортное средство иное, чем легкий квадрицикл, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт;

3) подкатегория «C1»:

— автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг;

— автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;

4) подкатегория «D1»:

— автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя;

— автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;

5) подкатегория «C1E» — автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 кг;

6) подкатегория «D1E» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 кг.

Ранее действующая редакция комментируемой статьи предусматривала только 6 категорий транспортных средств:

— категория «A» — мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;

— категория «B» — автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми

— категория «C» — автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением относящихся к категории «Д»;

— категория «Д» — автомобили, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест;

— категория «E» — составы транспортных средств;

— трамваи и троллейбусы.

  1. Пунктом 2 комментируемой статьи предусмотрено, что право на управление транспортными средствами предоставляется:

— лицам, сдавшим соответствующие экзамены;

— при соблюдении условий, перечисленных в ст. 26 комментируемого Закона, определяющей условия получения права на управление транспортными средствами.

Одновременно предусмотрено принятие Правительством РФ нормативного акта, устанавливающего порядок:

— проведения экзаменов на право управления транспортными средствами;

— определения состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения;

— выдачи водительских удостоверений.

Соответствующий документ в настоящее время еще не принят. Соответственно, продолжают действовать Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396.

Указанные Правила устанавливают порядок:

— сдачи гражданами квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами;

— выдачи водительских удостоверений подразделениями ГИБДД МВД РФ.

Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений предусмотрено, что экзамены сдаются в следующей последовательности:

1) теоретический экзамен;

2) практический экзамен.

Кандидат в водители, не сдавший теоретический экзамен, к практическому экзамену не допускается. Повторный экзамен, как теоретический, так и практический, назначается не ранее чем через 7 дней со дня проведения предыдущего.

Положительная оценка, полученная на теоретическом экзамене, считается действительной в течение 3 месяцев.

Практический экзамен принимается в два этапа:

— первый — на закрытой для движения других транспортных средств площадке или автодроме;

— второй — на испытательном маршруте в условиях реального дорожного движения.

Практический экзамен на получение права на управление транспортным средством категории «A» проводится только на закрытой площадке или автодроме.

Практический экзамен проводится на транспортном средстве той категории, на право управления которой сдается экзамен.

Практический экзамен принимается, как правило, на транспортном средстве, предоставляемом образовательным учреждением, которое осуществляет подготовку кандидата в водители.

Необходимо учитывать, что комментируемой статьей введена новелла, согласно которой экзамены принимаются на транспортных средствах:

— с механической трансмиссией;

— с автоматической трансмиссией.

При этом установлено следующее правило:

— лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии;

— лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.

  1. Согласно п. 3 комментируемой статьи экзамены проводятся уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации.

Согласно п. п. 12, 13 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений прием экзаменов у граждан, выдача и замена им водительских удостоверений осуществляются ГИБДД МВД РФ:

— на территории того субъекта Российской Федерации, где гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания;

— по месту фактического проживания граждан Российской Федерации, не зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания.

Прием экзаменов осуществляется сотрудником ГИБДД не моложе 23 лет.

На экзамене могут присутствовать представители:

— образовательных учреждений, занимающихся подготовкой водителей;

— автотранспортных предприятий;

— военных комиссариатов, воинских частей;

— других организаций.

Экзаменатор должен иметь:

— высшее или среднее специальное образование;

— водительское удостоверение на право управления транспортными средствами тех категорий, по которым будет проводиться практический экзамен, за исключением категории «D», для которой достаточно наличие водительского удостоверения с разрешающей отметкой в графе «C»;

— стаж управления транспортным средством не менее 3 лет.

Комментируемой статьей предусмотрено, что экзамены могут проводиться с применением технических средств контроля теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых.

Так, действующими в настоящее время Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений установлено, что теоретический экзамен может приниматься не только путем письменного опроса по экзаменационным билетам, но также при помощи экзаменационных аппаратов или персональных электронно-вычислительных машин.

  1. Комментируемая статья предусматривает, что право на управление транспортными средствами подтверждается следующими документами:

— водительским удостоверением;

— временным разрешением на право управления транспортными средствами — в случаях, предусмотренных комментируемым Законом и КоАП РФ.

Необходимо отметить, что в настоящее время КоАП РФ не предусматривает выдачу временного разрешения на право управления транспортными средствами.

Ранее ч. 3 ст. 27.10 КоАП РФ предусматривала, что при совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, но не более чем на два месяца.

Однако указанное положение утратило силу с 1 сентября 2013 г. в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Комментируемый Закон также не содержит перечень случаев, при которых может быть выдано временное разрешение на право управления транспортным средством.

  1. Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает, что в Российской Федерации выдаются два вида водительских удостоверений:

— российские национальные водительские удостоверения;

— международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в п. 2 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений.

При этом установлено, что международные водительские удостоверения:

— выдаются на основании национальных водительских удостоверений;

— действительны только при управлении транспортными средствами, участвующими в международном дорожном движении.

  1. Пунктами 6 и 8 комментируемой статьи установлены сроки действия водительских удостоверений.

Российское национальное водительское удостоверение выдается на срок десять лет, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно п. 35 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений водительские удостоверения выдаются на срок 10 лет за исключением случаев выдачи удостоверений лицам, временно пребывающим на территории Российской Федерации и не имеющим иностранных национальных водительских удостоверений.

Последним выдача российских водительских удостоверений производится на срок действия регистрации их документов на право временного пребывания в Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Статья 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ устанавливает, что срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется следующим образом:

— сроком действия выданной визы;

— не более 90 суток — для иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

— сроком действия разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту — для иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, членов его семьи;

— не более 90 суток со дня обращения гражданина в военный комиссариат субъекта Российской Федерации с заявлением о желании проходить военную службу по контракту <30> — для иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию и поступающего на военную службу по контракту;

———————————

<30> В соответствии с Приказом Минобороны РФ от 2 апреля 2004 г. N 101 «О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту».

 

— сроком действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем — для трудящегося-мигранта и членов его семьи <31>.

———————————

<31> В соответствии со ст. 5 Соглашения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, заключенного в г. Санкт-Петербурге 19 ноября 2010 г.

 

Водительские удостоверения, выданные до введения в действие Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, действительны до истечения указанного в них срока. Если срок действия водительского удостоверения не указан, оно действительно в течение 10 лет со дня выдачи.

Международное водительское удостоверение выдается на срок до трех лет, но не более чем на срок действия российского национального водительского удостоверения.

Аналогично согласно п. 37 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений международное водительское удостоверение выдается на срок 3 года, но не более срока действия национального водительского удостоверения.

  1. В соответствии с п. 7 комментируемой статьи российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами определенной категории, подтверждает также право на управление транспортными средствами соответствующей подкатегории (подкатегорий):

1) категории «A» — подкатегории «A1″и подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа;

2) категории «B» — подкатегории «B1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа);

3) категории «C» — подкатегории «C1»;

4) категории «D» — подкатегории «D1»;

5) категории «CE» — подкатегории «C1E».

6) категории «DE» — подкатегории «D1E».

Право на управление транспортными средствами категории «M» подтверждает российское национальное водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортными средствами, подтверждающие право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в комментируемом Законе.

  1. Пунктом 10 комментируемой статьи установлено, что образцы российских национальных водительских удостоверений и образцы международных водительских удостоверений утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Согласно п. 3 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений образцы водительских удостоверений разрабатываются и утверждаются Министерством внутренних дел РФ.

В настоящее время действуют следующие нормативные акты Министерства внутренних дел РФ:

1) Приказ МВД РФ от 13 мая 2009 г. N 365 «О введении в действие водительского удостоверения», которым утверждено описание образца водительского удостоверения»;

2) Приказ МВД РФ от 18 апреля 2011 г. N 206 «О введении в действие международного водительского удостоверения», которым утверждено описание образца международного водительского удостоверения.

Международное водительское удостоверение соответствует описанию и размерам образца международного водительского удостоверения, предусмотренного Конвенцией о дорожном движении от 8 ноября 1968 г.

Необходимо отметить, что водительские удостоверения, соответствующие образцам бланков, установленным ранее действовавшим Приказом МВД России от 19 февраля 1999 г. N 120 «Об утверждении образцов водительских удостоверений», действительны до окончания указанного в них срока действия.

Международные водительские удостоверения, выданные на бланках, изготовленных в соответствии с образцом, утвержденным ранее Приказом МВД России от 28 сентября 1998 г. N 603, также действительны до окончания указанного в них срока действия.

  1. В соответствии с п. 11 комментируемой статьи в случае, если в водительском удостоверении указаны ограничения допуска к управлению транспортными средствами, данное водительское удостоверение признается действительным при условии соблюдения указанных в нем ограничений.

В соответствии с требованиями оформления водительского удостоверения при его выдаче, утвержденными Приказом МВД России от 13 мая 2009 г. N 365:

— имеющиеся ограничения в действии удостоверения в отношении соответствующих категорий транспортных средств указываются в разделе 12 водительского удостоверения;

— общие ограничения в действии удостоверения в отношении всех категорий транспортных средств указываются в разделе 14 водительского удостоверения.

Согласно требованиям оформления международного водительского удостоверения при его выдаче, утвержденным Приказом МВД России от 18 апреля 2011 г. N 206, на внутренней странице второго листа обложки удостоверения, отпечатанной на французском языке, в разделе «Restrictions a l’utilisation» указывается перевод на английский язык внесенных в национальное водительское удостоверение ограничений права на управление транспортными средствами (например, «Must wear corrective lenses»).

  1. В соответствии с п. 12 комментируемой статьи лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами:

— на основании российских национальных водительских удостоверений;

— на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений (при отсутствии российских национальных водительских удостоверений).

При этом должны соблюдаться ограничения, указанные в п. 13 комментируемой статьи.

В комментируемой статье, по-видимому, под лицами имеются в виду иностранные граждане и лица без гражданства.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

При этом по общему правилу понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства».

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ также раскрывает следующие понятия:

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

  1. Пункт 13 комментируемой статьи запрещает управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ определяет трудовую деятельность иностранного гражданина как работу иностранного гражданина в Российской Федерации на основании:

— трудового договора;

— гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Согласно ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Статья 2 ГК РФ определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Однако необходимо учитывать, что данный запрет вступает в силу с 9 мая 2014 г.

В соответствии с п. 14 комментируемой статьи лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на территории Российской Федерации:

— на основании международного водительского удостоверения;

— при условии, если такое водительского удостоверение предъявляется вместе с национальным водительским удостоверением.

Данное требование также вступает в силу с 9 мая 2014 г.

  1. Согласно ст. 1189 ГК РФ иностранное право подлежит применению в Российской Федерации независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право. Исключением являются случаи, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом.

В случае, когда применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, если не доказано иное.

Согласно п. 15 комментируемой статьи национальное водительское удостоверение, выданное в иностранном государстве, не являющемся совместно с Российской Федерацией участником международных договоров в области обеспечения безопасности дорожного движения, признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации на основе взаимности.

При этом необходимым условием для применения принципа взаимности является факт предъявления такого удостоверения вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.

Согласно ст. ст. 35, 36 и 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 г. N 4462-1, свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой:

— нотариусы, занимающиеся частной практикой;

— нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах;

— должностные лица консульских учреждений Российской Федерации.

При свидетельствовании верности перевода документов с одного языка на другой совершаются удостоверительные надписи.

В соответствии со ст. 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.

Согласно п. 5 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 15 марта 2000 г. N 91, удостоверительные надписи заверяются подписью нотариуса с приложением его печати. Текст удостоверительной надписи может быть напечатан или ясно написан от руки, подчистки не допускаются, приписки и иные исправления оговариваются нотариусом и подтверждаются его подписью с приложением печати. Для совершения удостоверительной надписи могут применяться штампы с текстом соответствующей надписи.

Предъявление такого перевода не требуется, если в данном водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами:

— совпадающими по написанию с буквами русского алфавита;

— совпадающими по написанию с буквами латинского алфавита.

  1. Пунктом 9 комментируемой статьи установлен запрет на выдачу российских национальных и международных водительских удостоверений взамен утраченных (похищенных) иностранных национальных и международных водительских удостоверений, выданных в других государствах.

Согласно п. 16 комментируемой статьи иностранные национальные и международные водительские удостоверения признаются действительными для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации по достижении владельцами указанных водительских удостоверений возраста, предусмотренного ст. 26 комментируемого Закона для соответствующих категорий и подкатегорий транспортных средств.

Пунктом 18 комментируемой статьи установлено правило, согласно которому иностранные национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.

С 9 мая 2014 г. Правительство РФ наделяется полномочиями по установлению порядка обмена иностранных национальных и международных водительских удостоверений на российские национальные и международные водительские удостоверения.

  1. В соответствии с п. 17 комментируемой статьи в случаях участия транспортного средства в международном движении не применяются следующие положения ст. 25 комментируемого Закона:

— п. 13, то есть запрет на управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами;

— п. 16, то есть условие действительности иностранных национальных и международных водительских удостоверений для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации по достижении владельцами указанных водительских удостоверений возраста, предусмотренного ст. 26 комментируемого Закона для соответствующих категорий и подкатегорий транспортных средств.

Согласно п. «b» ст. 1 Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.) транспортное средство считается находящимся в международном движении по территории какого-либо государства, если оно:

— принадлежит физическому или юридическому лицу, имеющему обычное местожительство вне этого государства;

— не зарегистрировано в этом государстве;

— временно ввезено в него.

Однако каждая Договаривающаяся сторона вправе не считать находящимся в международном движении любое транспортное средство, которое оставалось на ее территории более одного года без значительного перерыва, продолжительность которого может устанавливаться этой Договаривающейся стороной.

Состав транспортных средств считается находящимся в международном движении, если по крайней мере одно из транспортных средств состава отвечает этому определению.

  1. К транспортным средствам категорий «B», «C» и подкатегории «C1» приравниваются самоходные шасси транспортных средств, используемых для перевозки грузов и относящихся к соответствующим категориям и подкатегории.

Согласно п. 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720, самоходное шасси — это шасси транспортного средства категории N, оснащенное кабиной и двигателем, которое может быть допущено к участию в дорожном движении с ограничениями.

В соответствии с ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определение» категория N — это механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов:

— категория N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т;

— категория N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т;

— категория N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 т.

  1. Классификация транспортных средств и их самоходных шасси, перечисленных в настоящей статье, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определение» выделяет следующие основные категории транспортных средств:

1) категория L — механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес, и квадрициклы;

2) категория M — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров;

3) категория N — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов;

4) категория O — прицепы (включая полуприцепы);

5) категория T — сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы;

6) категория G — транспортные средства повышенной проходимости.

В свою очередь каждая категория включает в себя еще несколько категорий.

Категория L:

— категория L1 — двухколесный мопед;

— категория L2 — трехколесный мопед;

— категория L3 — мотоцикл;

— категория L4 — мотоцикл с коляской;

— категория L5 — трицикл;

— категория L6 — легкий квадрицикл;

— категория L7 — квадрицикл;

Категория M:

— категория M1 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения;

— категория M2 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;

— категория M3 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.

Транспортные средства категорий M2 и M3 относятся к одному или более из трех классов (I, II, III) по ГОСТ Р 41.36-2004 (Правила ЕЭК ООН N 36) «Единообразные предписания, касающиеся сертификации пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 9 марта 2004 г. N 125-ст) и ГОСТ Р 41.107-99 (Правила ЕЭК ООН N 107) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двухэтажных пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции» (утв. Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184):

— класс I — транспортные средства, конструкцией которых предусмотрены зоны для стоящих пассажиров, обеспечивающие возможность пассажирообмена;

— класс II — транспортные средства, сконструированные для перевозки главным образом сидящих пассажиров, в которых может предусматриваться перевозка стоящих пассажиров, находящихся в проходах и/или в зонах, не превосходящих по своей площади пространства, необходимого для размещения двух двойных сидений;

— класс III — транспортные средства, сконструированные исключительно для перевозки сидящих пассажиров.

Транспортные средства категорий M2 и M3 также относятся к одному к одному из двух классов (A, B) по ГОСТ Р 41.52-2005 (Правила ЕЭК ООН N 52) «Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств малой вместимости категорий M2 и M3 в отношении их общей конструкции» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 29 декабря 2005 г. N 459-ст):

— класс A — транспортные средства, конструкцией которых предусмотрена перевозка стоящих пассажиров. Транспортное средство этого класса имеет сиденья, но может также предусматривать перевозку стоящих пассажиров;

— класс B — транспортные средства, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров. Транспортное средство этого класса не имеет оборудования, предназначенного для стоящих пассажиров.

Категория N:

— категория N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т;

— категория N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т;

— категория N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 т.

Категория O:

— категория O1 — прицепы, максимальная масса которых не более 0,75 т;

— категория O2 — прицепы, максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т;

— категория O3 — прицепы, максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т;

— категория O4 — прицепы, максимальная масса которых более 10 т.

Кроме того, прицепы категорий O2 — O4 относят к одному из следующих трех типов:

— полуприцеп — буксируемое транспортное средство, ось или оси которого расположены позади центра масс транспортного средства (при равномерной загрузке) и которое оборудовано сцепным устройством, позволяющим передавать горизонтальную и вертикальную нагрузки на буксирующее транспортное средство;

— полный прицеп — буксируемое транспортное средство, имеющее не менее двух осей и оборудованное буксирным устройством, которое может перемещаться вертикально (по отношению к прицепу) и служит для поворота передней оси или передних осей, но не передает какой-либо значительной статической нагрузки на буксирующее транспортное средство;

— прицеп с центральной осью — буксируемое транспортное средство, оборудованное буксирным устройством, которое не может перемещаться вертикально (по отношению к прицепу), и ось или оси которого расположены вблизи центра масс транспортного средства (при равномерной загрузке) так, что на буксирующее транспортное средство передается только незначительная статическая вертикальная нагрузка, не превышающая либо 10% величины, соответствующей максимальной массе прицепа, либо 10 кН (в зависимости от того, какая из этих величин меньше).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code