Статья 22. Требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации

Комментарий к статье 22 ФЗ О безопасности дорожного движения

  1. Согласно п. 1 комментируемой статьи деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

В настоящее время технические средства и конструкции, применяемые при организации дорожного движения, закреплены в национальных (государственных) стандартах и сводах правил.

Согласно ст. 2 Закона о техническом регулировании национальный стандарт — стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации; стандарт — это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Так, на уровне Российской Федерации действует утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 г. N 120-ст национальный стандарт ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

ГОСТ Р 52289-2004 устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения. В частности, в ГОСТ Р 52289-2004 определяются следующие термины:

техническое средство организации дорожного движения — дорожный знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство;

знак дорожный — устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения (далее — движения) о дорожных условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктов и других объектов;

разметка дорожная — линии, стрелы и другие обозначения на проезжей части, дорожных сооружениях и элементах дорожного оборудования, служащие средством зрительного ориентирования участников дорожного движения или информирующие их об ограничениях и режимах движения;

светофор дорожный — светосигнальное устройство для регулирования движения;

ограждение дорожное — устройство, предназначенное для предотвращения съезда транспортного средства с обочины и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение);

направляющее устройство — сигнальный столбик, тумба, направляющий островок, островок безопасности, предназначенные для зрительного ориентирования.

Применяется также государственный стандарт ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утв. Постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 г. N 221, который устанавливает:

— перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов;

— требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования ГОСТ Р 50597-93 являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В настоящее время ГОСТ Р 50597-93 распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.

Автомобильные дороги, дороги и улицы городов и других населенных пунктов по их транспортно-эксплуатационным характеристикам объединены в три группы:

— группа А — автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авт./сут.; в городах и населенных пунктах — магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения;

— группа Б — автомобильные дороги с интенсивностью движения от 1000 до 3000 авт./сут.; в городах и населенных пунктах — магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения и районного значения;

— группа В — автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 авт./сут.; в городах и населенных пунктах — улицы и дороги местного значения.

Установленные ГОСТ Р 50597-93 требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

Также действует национальный стандарт ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», утв. Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 г. N 121-ст, который устанавливает:

— группы, изображения, размеры дорожных знаков, предназначенных для установки на улицах и дорогах с целью информирования участников дорожного движения об условиях и режимах движения;

— технические требования к знакам и применяемым для их изготовления материалам, методам испытаний.

ГОСТ Р 52290-2004 также устанавливает требования к световозвращающим материалам для знаков.

Кроме перечисленных выше, действуют также действуют следующие государственные стандарты:

— национальный стандарт ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 г. N 109-ст);

— ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19 августа 1988 г. N 2957);

— ГОСТ 25458-82 «Опоры деревянные дорожных знаков. Технические условия» (введен в действие Постановлением Госстроя СССР от 14 сентября 1982 г. N 214);

— ГОСТ 25459-82 «Опоры железобетонные дорожных знаков. Технические условия» (введен Постановлением Госстроя СССР от 14 сентября 1982 г. N 215);

— ГОСТ 25869-90 «Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие технические требования» (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 12 марта 1990 г. N 395);

— ГОСТ 30413-96 «Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием» (введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 21 апреля 1997 г. N 18-5).

В соответствии с Законом о техническом регулировании свод правил — это документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.

В области обеспечения безопасности дорожного движения действуют следующие своды правил:

— Свод правил СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85» (утв. Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. N 266);

— Свод правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010 г. N 820);

— Свод правил СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85» (утв. Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. N 272).

  1. Комментируемая статья закрепляет запрет на возможность внесения изменений в организацию дорожного движения в целях повышения пропускной способности дорог или для других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного движения. При этом согласно п. 3 комментируемой статьи изменение организации движения транспортных средств и пешеходов в неотложных случаях при возникновении реальной угрозы безопасности дорожного движения должно осуществляться только:

— уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации;

— должностными лицами дорожных и коммунальных служб с последующим уведомлением органов внутренних дел Российской Федерации.

Распоряжения указанных лиц обязательны для всех участников дорожного движения.

Согласно пп. 20 и 21 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлены в том числе следующие права:

— временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения;

— временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии;

— требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения;

— ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог.

Право осуществлять указанные действия предоставляется специально уполномоченным сотрудникам полиции.

Порядок введения временных ограничений или прекращения движения, вводимых в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения, определен Порядком осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 12 августа 2011 г. N 211.

В соответствии с данным Порядком временные ограничения или прекращение движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения вводятся:

— при аварийных ситуациях на автомобильных дорогах (дорожно-транспортные происшествия, технологические аварии);

— при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог.

Временные ограничения или прекращение движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения вводятся незамедлительно без принятия акта о введении ограничения путем установки соответствующих дорожных знаков или иных технических средств организации дорожного движения, а также распорядительно-регулировочными действиями.

О введенных ограничениях или прекращении движения информируются организации, осуществляющие содержание соответствующих участков автомобильных дорог, и органы управления государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Временные ограничения или прекращение движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения осуществляются посредством:

— прекращения движения на участке автомобильной дороги и обеспечения объезда по автомобильным дорогам общего пользования;

— ограничения движения по отдельным полосам автомобильной дороги;

— устройства временной объездной дороги;

— организации реверсивного или одностороннего движения;

— прекращения движения в течение времени, необходимого для устранения (ликвидации) причины, вызвавшей данную ситуацию, если иное невозможно;

— ограничения движения для транспортных средств (с грузом или без груза), общая масса и (или) нагрузка на ось, а также габаритные параметры которых превышают временно установленные значения указанных весовых и габаритных параметров на период устранения (ликвидации) причины, вызвавшей данную ситуацию;

— обустройства участков автомобильных дорог соответствующими дорожными знаками или иными техническими средствами организации дорожного движения, предусмотренными Правилами дорожного движения.

Срок временных ограничений или прекращения движения при предупреждении чрезвычайных ситуаций, чрезвычайной ситуации, ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется периодом времени, необходимым для устранения (ликвидации) причины, вызвавшей данную ситуацию.

  1. Пунктом 4 комментируемой статьи установлено, что единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством РФ.

Действующие Правила дорожного движения РФ утверждены Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090.

Как указано в п. 1.1 Правил дорожного движения, они устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Правила дорожного движения содержат 24 раздела, закрепляющих требования в отдельных направлениях организации дорожного движения.

Кроме того, Правила дорожного движения устанавливают положения, касающиеся:

— дорожных знаков (приложение N 1);

— дорожной разметки и ее характеристик (приложение N 2).

Согласно Правилам дорожного движения участники дорожного движения обязаны:

— знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки;

— выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Кроме того, участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. В связи с данным требованием запрещается:

— повреждать или загрязнять покрытие дорог;

— снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения;

— оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.

Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.

Пункт 1.4 Правил дорожного движения воспроизводит норму п. 5 комментируемой статьи, согласно которой на дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

Лица, нарушившие Правила дорожного движения, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Необходимо отметить, что Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2013 г. N 881 в Правила дорожного движения Российской Федерации были внесены изменения, устанавливающие особенности организации дорожного движения в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Указанными изменениями были закреплены следующие особенности:

— введены положения, определяющие приоритет транспортных средств Олимпийских и Паралимпийских игр;

— введены специальные дорожные знаки Олимпийских и Паралимпийских игр;

— введена специальная дорожная разметка Олимпийских и Паралимпийских игр.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code