Статья 21. Мероприятия по организации дорожного движения

Комментарий к статье 21 ФЗ О безопасности дорожного движения

  1. Согласно п. 1 комментируемой статьи мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях:

— повышения безопасности дорожного движения;

— повышения пропускной способности дорог.

Напомним, что согласно ст. 2 комментируемого Закона организация дорожного движения — это комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Такие мероприятия осуществляются собственниками или иными владельцами автомобильных дорог, которыми могут являться:

— федеральные органы исполнительной власти;

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

— органы местного самоуправления;

— юридические и физические лица.

Указанная норма согласуется с положениями ст. 15 Закона об автомобильных дорогах, согласно которой осуществление дорожной деятельности обеспечивается следующими субъектами:

— в отношении автомобильных дорог федерального значения — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», этой компанией;

— в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения — уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

— в отношении автомобильных дорог местного значения — уполномоченными органами местного самоуправления;

— в отношении частных автомобильных дорог — физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.

Так, согласно Положению о Федеральном дорожном агентстве, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 374, Росавтодор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.

Росавтодор организует:

— учет показателей состояния безопасности дорожного движения по протяженности, техническому состоянию автомобильных дорог и наличию на них объектов дорожного сервиса;

— информирование участников дорожного движения о наличии объектов сервиса и безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог, а также издание совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации атласа автомобильно-дорожной сети Российской Федерации.

Также данное агентство осуществляет:

— определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями;

— введение периодов временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения с целью обеспечения безопасности дорожного движения;

— мероприятия, направленные на обеспечение безопасности движения на участках автомобильных дорог общего пользования федерального значения при проведении работ по их строительству, реконструкции, ремонту и содержанию;

— выдачу специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе в международном сообщении.

Что касается уровня субъектов Российской Федерации, то например, согласно Положению о Министерстве строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта, утв. Постановлением Правительства Ульяновской области от 2 октября 2013 г. N 454-П, данное Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим управление в сфере транспорта и дорожного хозяйства.

В области дорожного хозяйства данное Министерство осуществляет:

— расчет, начисление и взимание платы в счет возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Ульяновской области, по которым проходит маршрут движения транспортного средства;

— выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случаях, если маршрут (часть маршрута) проходит по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах Ульяновской области и указанный маршрут (часть маршрута) не проходит по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог;

— иные полномочия, отнесенные федеральными законами, законами Ульяновской области к полномочиям исполнительных органов государственной власти Ульяновской области.

К иным полномочиям можно отнести принятие акта о введении ограничения движения в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 22 марта 2012 г. N 129-П.

  1. Согласно ст. 1 ГрК РФ парковка (парковочное место) — это специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Законом об автомобильных дорогах.

Согласно ст. 12 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

— принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, и о прекращении такого использования;

— установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения;

— установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения;

— определение методики расчета и максимального размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Согласно ст. 13 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

— принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования;

— установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

— установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

— определение методики расчета и максимального размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

Так, Постановлением администрации города Ульяновска от 18 апреля 2013 г. N 1678 утвержден Порядок создания и использования парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования «Город Ульяновск», регулирующий процедуру создания и использования парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения данного муниципального образования. Указанный порядок содержит нормы, которые определяют порядок:

— создания парковки;

— прекращения использования на платной основе парковки;

— использования парковки.

  1. Пунктом 2 комментируемой статьи предусмотрено, что разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

В соответствии со ст. 14 Закона об автомобильных дорогах планирование дорожной деятельности осуществляется на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в том числе в соответствии с ГрК РФ.

ГрК РФ определяет территориальное планирование как планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Согласно ст. 10 ГрК РФ документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации, в том числе в области федерального транспорта (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения.

Схемы территориального планирования Российской Федерации содержат:

— положения о территориальном планировании;

— карты планируемого размещения объектов федерального значения.

В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, указываются:

— сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения;

— их основные характеристики;

— их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта);

— характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

К схемам территориального планирования Российской Федерации прилагаются материалы по их обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Указанные карты составляются применительно к территории, в отношении которой разрабатывается схема территориального планирования Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2006 г. N 680 утверждено Положение о составе схем территориального планирования Российской Федерации, согласно которому схемы территориального планирования являются основанием для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений при планировании мероприятий по социально-экономическому развитию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных нужд и о переводе земель из одной категории в другую.

Положение о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 марта 2008 г. N 198. Данное Положение определяет:

— порядок подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации (за исключением проекта схемы территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства);

— состав и порядок деятельности согласительных комиссий при согласовании проекта схемы;

— порядок внесения изменений в утвержденную схему территориального планирования Российской Федерации.

Так, распоряжением Правительства РФ от 19 марта 2013 г. N 384-р утверждена схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения.

Разделом «Автомобильные дороги» предусматривается повышение доступности дорожной сети для населения, начало формирования сети автомагистралей и скоростных дорог по направлениям международных транспортных коридоров, строительство и реконструкция автомобильных дорог в районах Сибири и Дальнего Востока, обеспечивающих освоение природных ресурсов и связь населенных пунктов с опорной транспортной сетью, а также строительство обходов крупнейших городов.

Согласно ст. 14 ГрК РФ документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации. Подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.

Подготовка схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации может осуществляться применительно:

— ко всей территории субъекта Российской Федерации;

— к частям территории субъекта Российской Федерации.

Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат:

— положения о территориальном планировании;

— карты планируемого размещения объектов регионального значения.

Указанные документы могут относиться в том числе к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.

В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, указываются:

— сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения;

— их основные характеристики;

— их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта);

— характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

Статьей 15 ГрК РФ предусмотрено, что схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации до ее утверждения подлежит обязательному согласованию:

— с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

— с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с субъектом Российской Федерации, обеспечившим подготовку проекта схемы территориального планирования;

— с органами местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлены предложения по территориальному планированию.

Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2007 г. N 178 утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, которое определяет:

— порядок согласования проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов г. Москвы и Санкт-Петербурга;

— состав и порядок деятельности согласительных комиссий при согласовании этих документов.

Статья 18 ГрК РФ к документам территориального планирования муниципальных образований относит:

— схемы территориального планирования муниципальных районов;

— генеральные планы поселений;

— генеральные планы городских округов.

Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, устанавливаются:

— состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований;

— порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы;

— состав, порядок подготовки планов реализации таких документов.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2012 г. N 69 утвержден Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании документов территориального планирования муниципальных образований.

В соответствии со ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях:

— обеспечения устойчивого развития территорий;

— выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов);

— установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства;

— границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Материалы по обоснованию проекта планировки территории в графической форме содержат в том числе:

— схему расположения элемента планировочной структуры;

— схему использования территории в период подготовки проекта планировки территории;

— схему организации улично-дорожной сети, которая может включать схему размещения парковок (парковочных мест), и схему движения транспорта на соответствующей территории.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code