Статья 10. Программы обеспечения безопасности дорожного движения

Глава III. ПРОГРАММЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Статья 10. Программы обеспечения безопасности дорожного движения

Комментарий к статье 10 ФЗ О безопасности дорожного движения

  1. Пунктом 1 комментируемой статьи предусмотрено, что в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения должны разрабатываться программы, направленные:

— на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий;

— на снижение ущерба от этих происшествий.

Такие программы подразделяются на три уровня:

— федеральные;

— региональные;

— местные.

Согласно п. 2 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. N 588, государственная программа — это система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

Порядок принятия государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации и муниципальных программ закреплен ст. 179 БК РФ.

Так, указанной статьей предусмотрено следующее:

— государственные программы Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации;

— государственные программы субъекта Российской Федерации утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

— муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.

Необходимо отметить, что ранее в законодательстве использовался термин «долгосрочные целевые программы (подпрограммы)» <26>.

———————————

<26> До 8 мая 2013 г. согласно ст. 179 БК РФ в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса».

 

1.1. Так, Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2013 г. N 864 утверждена Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах».

Целью указанной Федеральной целевой программы определено сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 8 тыс. человек (28,82%) по сравнению с 2012 годом.

Достижение заявленной цели предполагает использование системного подхода к установлению следующих взаимодополняющих друг друга приоритетных задач по обеспечению безопасности дорожного движения:

— создание системы пропагандистского воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;

— формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах;

— повышение культуры вождения;

— развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

— повышение требований к подготовке водителей на получение права на управление транспортными средствами и требований к автошколам, осуществляющим такую подготовку.

Задачами Федеральной целевой программы являются:

— создание системы пропаганды с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения; формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах;

— повышение культуры вождения;

— развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

— повышение требований к подготовке водителей на получение права на управление транспортными средствами и требований к автошколам, осуществляющим такую подготовку.

Задачи Программы позволят создать скоординированную систему направлений деятельности и детализирующих их мероприятий по снижению дорожно-транспортного травматизма в России, а также обеспечить:

— условия для грамотного, ответственного и безопасного поведения участников дорожного движения;

— переход от принципа функционального управления ресурсами к проектному финансированию конкретных направлений деятельности;

— активное вовлечение в реализацию мероприятий Федеральной целевой программы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и негосударственных организаций;

— сотрудничество и партнерство с участием всех заинтересованных сторон в государственном, муниципальном и частном секторах с привлечением гражданского общества.

Ожидаемыми конечными результатами реализации Федеральной целевой программы являются:

— сокращение случаев смерти в результате дорожно-транспортных происшествий, в том числе детей, к 2020 году на 8 тыс. человек (28,82%) по сравнению с 2012 годом;

— сокращение социального риска к 2020 году на 30,5% по сравнению с 2012 годом;

— сокращение транспортного риска к 2020 году на 36,7% по сравнению с 2012 годом.

1.2. Примером программы, принятой на уровне субъекта Российской Федерации, является областная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Ульяновской области в 2007 — 2013 годах», утвержденная Постановлением Правительства Ульяновской области от 8 июня 2011 г. N 26/255-П.

Целями данной областной целевой программы являются:

— обеспечение охраны жизни, здоровья граждан и их имущества, гарантии их законных прав на безопасные условия движения на дорогах;

— обеспечение экологической безопасности дорожного движения.

Условием достижения цели является решение следующих задач:

— создание комплексной системы профилактики и информационной работы с населением, направленной на формирование у участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения и негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;

— обеспечение вовлечения в профилактическую работу общественных организаций, поддержка детских и молодежных организаций и объединений, реализующих социальные проекты в сфере воспитания;

— модернизация системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, направленная на максимальный охват детей и создание условий обучения навыкам безопасного поведения участников дорожного движения на основе современных методов, технологий и оборудования;

— создание образовательной среды, обеспечивающей повышение качества подготовки кандидатов в водители транспортных средств и их готовности к участию в дорожном движении;

— повышение уровня соблюдения норм и правил в сфере дорожного движения за счет эффективной организации контрольно-надзорной деятельности, внедрения новых форм и методов надзора, широкого применения современных автоматических систем и средств, оптимизации нормативного правового регулирования;

— устранение наиболее опасных мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (ДТП), предотвращение заторов, оптимизация скоростных режимов движения на участках улично-дорожной сети, организация стоянок транспортных средств, применение современных инженерных схем организации дорожного движения, технических средств (светофоров и пр.) и автоматизированных систем управления движением, строительство искусственных дорожных неровностей;

— сокращение времени прибытия соответствующих служб на место ДТП и повышение эффективности их деятельности по оказанию первой помощи, а также медицинской помощи пострадавшим.

Ожидаемые конечные результаты реализации областной целевой программы:

1) снижение тяжести последствий ДТП;

2) снижение количества ДТП, в том числе:

— снижение ДТП, совершенных по вине водителей транспортных средств;

— снижение количества ДТП с участием пешеходов;

— снижение количества ДТП, совершенных в результате несоответствующих дорожных условий;

3) снижение детского дорожно-транспортного травматизма;

4) улучшение экологической обстановки;

5) увеличение доходной части областного бюджета за счет поступления сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, зафиксированные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

1.3. Как указывалось выше, на муниципальном уровне также принимаются программы в области обеспечения безопасности дорожного движения. Например, Постановлением администрации города Ульяновска от 23 ноября 2012 г. N 4982 утверждена муниципальная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «город Ульяновск» на 2013 — 2015 годы», которая содержит перечень, характеристики и мероприятия по развитию улично-дорожной сети муниципального образования «город Ульяновск» на период с 2013 по 2015 год, необходимые для устойчивой и эффективной работы наземной транспортной системы муниципального образования «город Ульяновск».

Целями муниципальной целевой программы являются:

— содействие экономическому и социальному развитию муниципального образования «город Ульяновск»;

— повышение уровня жизни горожан за счет совершенствования и развития улично-дорожной сети в соответствии с потребностями экономики и населения муниципального образования «город Ульяновск».

Задачами Муниципальной целевой программы в дорожном хозяйстве определены:

— формирование улично-дорожной сети на основе координируемого развития федеральных, областных и муниципальных автомобильных дорог;

— увеличение пропускной способности городских улиц и дорог путем их реконструкции или ремонта;

— обеспечение подъездов по автомобильным дорогам с усовершенствованным покрытием ко всем объектам транспортной инфраструктуры и предприятиям;

— снижение удельных показателей аварийности и негативного воздействия на окружающую среду от автомобильных дорог;

— обеспечение сохранности объектов городского дорожного хозяйства;

— улучшение транспортной сети автодорог.

Ожидаемые конечные результаты реализации Муниципальной целевой программы:

— улучшение состояния улично-дорожной сети;

— увеличение пропускной способности автомобильных дорог;

— сокращение числа погибших и раненых в результате дорожно-транспортных происшествий;

— улучшение экологической безопасности;

— повышение эффективности использования средств, выделенных на дорожное хозяйство муниципального образования «город Ульяновск».

  1. Согласно ч. 2 комментируемой статьи федеральные программы разрабатываются в соответствии с требованиями к таким программам, утверждаемыми Правительством РФ.

Согласно ст. 179 БК РФ порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно:

— нормативными правовыми актами Правительства РФ;

— нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

— муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594.

Согласно указанному Порядку федеральные целевые программы представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной, научно-технической и инновационной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных, научно-технических и инновационных проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевые программы включаются в государственные программы Российской Федерации.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках целевой программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Разработка проекта и утверждение целевой программы включают в себя следующие основные этапы:

— разработка проекта концепции целевой программы;

— принятие решения о разработке проекта целевой программы Правительством РФ и утверждение концепции целевой программы;

— разработка проекта целевой программы;

— предварительное обсуждение проекта целевой программы на заседаниях общественного совета при государственном заказчике (государственном заказчике-координаторе) целевой программы;

— согласование проекта целевой программы;

— экспертиза проекта целевой программы;

— рассмотрение проекта целевой программы на заседании Правительства РФ;

— доработка целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства РФ;

— утверждение целевой программы Правительством РФ.

В настоящее время действует также Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. N 588, который определяет правила разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, а также контроля за ходом их реализации.

Согласно п. 3 указанного Порядка государственная программа включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти. Подпрограммы направлены на достижение целей и решение задач в рамках государственной программы.

Разработка и реализация государственной программы осуществляются федеральным органом исполнительной власти либо иным главным распорядителем средств федерального бюджета, определенным Правительством РФ в качестве ответственного исполнителя государственной программы, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными главными распорядителями средств федерального бюджета — соисполнителями государственной программы и (или) участниками государственной программы.

Государственная программа подлежит общественному обсуждению и предварительному обсуждению на заседаниях общественных советов ответственных исполнителей и утверждается актом Правительства РФ.

Государственные программы разрабатываются исходя из:

— положений концепций долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период;

— федеральных законов;

— решений Президента РФ и Правительства РФ.

Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что государственная программа должна содержать:

— паспорт государственной программы;

— паспорта подпрограмм;

— паспорта федеральных целевых программ;

— приоритеты и цели государственной политики, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере;

— перечень и характеристики основных мероприятий государственной программы и ведомственных целевых программ с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов;

— основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) ожидаемых результатов государственной программы с указанием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов;

— перечень и сведения о целевых индикаторах и показателях государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с целевыми индикаторами и показателями государственной программы;

— информацию по финансовому обеспечению государственной программы за счет средств федерального бюджета (с расшифровкой по главным распорядителям средств федерального бюджета, федеральным целевым программам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации государственной программы).

Разработка государственных программ осуществляется на основании перечня государственных программ, утверждаемого Правительством РФ, содержащего наименования государственных программ и их ответственных исполнителей.

Проект государственной программы подлежит обязательному согласованию с Министерством экономического развития РФ и Министерством финансов РФ, которые также осуществляют оценку проекта государственной программы.

Кроме того, проект государственной программы подлежит обязательному предварительному обсуждению на заседаниях общественного совета при ответственном исполнителе.

  1. Пунктом 3 комментируемой статьи предусмотрено, что федеральные, региональные и местные программы обеспечения безопасности дорожного движения финансируются за счет средств:

— соответствующих бюджетов;

— внебюджетных источников.

Данная норма согласуется с положениями ст. 179 БК РФ, согласно п. 3 которой объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Так, общий объем финансирования Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах» составляет 32422,872 млн. рублей, в том числе:

1) за счет средств федерального бюджета — 17193,032 млн. рублей, из них:

— научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — 933,34 млн. рублей;

— капитальные вложения — 8047,239 млн. рублей;

— прочие нужды — 8212,453 млн. рублей;

2) за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации — 14162,38 млн. рублей, из них:

— капитальные вложения — 10393,077 млн. рублей;

— прочие нужды — 3769,303 млн. рублей;

— за счет средств внебюджетных источников — 1067,46 млн. рублей, из них:

— капитальные вложения — 486,226 млн. рублей;

— прочие нужды — 581,234 млн. рублей

Финансирование мероприятий Федеральной целевой программы осуществляется за счет:

— средств федерального бюджета;

— средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

— внебюджетных источников.

Объемы финансирования Федеральной целевой программы за счет средств федерального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период исходя из реальных возможностей.

В Федеральном законе от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в 2013 году на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы предусмотрено 1851000,0 тыс. рублей.

Предполагаемый объем финансирования областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Ульяновской области в 2007 — 2013 годах» составляет 614,016 млн. рублей, из них:

— за счет средств федерального бюджета — 178,4805 млн. рублей;

— областного бюджета Ульяновской области — 358,891 млн. рублей;

— местных бюджетов — 76,6445 млн. рублей.

В Законе Ульяновской области от 30 ноября 2012 г. N 181-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» на финансирование областной целевой программы предусмотрено на 2013 год 46092,6 тыс. рублей.

Общий объем финансирования муниципальной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «город Ульяновск» на 2013 — 2015 годы» составляет за счет средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» 1370,4 млн. руб. Согласно решению Ульяновской городской Думы от 28 ноября 2012 г. N 193 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» на 2013 год на финансирование мероприятий Муниципальной целевой программы предусмотрены средства в размере 5199,7 тыс. руб.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code