Статья 9. Организация государственного учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения

Комментарий к статье 9 ФЗ О безопасности дорожного движения

  1. Статья 9 комментируемого Закона посвящена основам построения системы государственного учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения. Данная система создается в целях организации и проведения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, является одним из инструментов данной политики.

Пункт 1 комментируемой статьи определяет перечень показателей состояния безопасности дорожного движения, учет которых ведется на территории Российской Федерации, к ним относятся количественные показатели:

— дорожно-транспортных происшествий;

— пострадавших в них граждан, транспортных средств, водителей транспортных средств;

— нарушителей Правил дорожного движения;

— административных правонарушений и уголовных преступлений в области дорожного движения;

— другие показатели, отражающие состояние безопасности дорожного движения и результаты деятельности по ее обеспечению (например, протяженность, техническое состояние автомобильных дорог и наличие на них объектов сервиса, количество зарегистрированных автомототранспортных средств и прицепов к ним, количество трамваев и троллейбусов и др.).

  1. Подробно порядок ведения государственного учета, использования учетных сведений и формирования отчетных данных в области обеспечения безопасности дорожного движения устанавливается Правительством РФ. Данный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. N 508 «О порядке государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения».

Данный документ в первую очередь определяет субъекты, ответственные за ведение государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения. Его осуществляют:

а) в отношении количества дорожно-транспортных происшествий, нарушителей Правил дорожного движения, административных правонарушений и преступлений против безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта, граждан, получивших водительские удостоверения на право управления автомототранспортными средствами, — органы внутренних дел;

б) в отношении количества пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях граждан — медицинские учреждения (независимо от формы собственности) и органы внутренних дел;

в) в отношении количества осужденных за совершение преступлений против безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта — органы юстиции;

г) в отношении протяженности, технического состояния автомобильных дорог и наличия на них объектов сервиса — органы управления автомобильными дорогами общего пользования, органы местного самоуправления, юридических и физических лиц, в ведении которых находятся автомобильные дороги;

д) в отношении количества зарегистрированных в установленном порядке ГИБДД МВД РФ автомототранспортных средств и прицепов к ним — органы внутренних дел;

е) в отношении количества трамваев и троллейбусов — юридические лица, являющиеся владельцами городского электрического транспорта.

Подробные правила учета показателей состояния безопасности дорожного движения устанавливаются соответствующими постановлениями Правительства РФ:

— Правила государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения органами внутренних дел Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 894;

— Правила учета дорожно-транспортных происшествий утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 647;

— Правила государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения по протяженности, техническому состоянию автомобильных дорог Российской Федерации и наличию на них объектов сервиса, по количеству трамваев и троллейбусов утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1998 г. N 1441.

3. Правила государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения органами внутренних дел Российской Федерации устанавливают единый порядок государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения органами внутренних дел. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения являются открытыми для опубликования.

Порядок организации учета и обобщения сведений о показателях состояния безопасности дорожного движения определяется Министерством внутренних дел РФ. Государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения ведется органами внутренних дел по специальным формам. В формы государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения включаются:

— количество дорожно-транспортных происшествий — количество зарегистрированных органами внутренних дел дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли или ранены люди, а также число погибших и раненых в них граждан (учет ведется в соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий);

— количество нарушителей Правил дорожного движения — число выявленных органами внутренних дел лиц, совершивших нарушения нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

— количество административных правонарушений в области безопасности дорожного движения — количество выявленных органами внутренних дел нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

— количество преступлений против безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта — количество зарегистрированных органами внутренних дел нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, определяемых уголовным законодательством Российской Федерации как преступления;

— количество граждан, получивших водительские удостоверения на право управления автомототранспортными средствами, — число лиц, получивших в установленном порядке водительские удостоверения на право управления автомототранспортными средствами, а также троллейбусом и трамваем;

— количество автомототранспортных средств и прицепов к ним — количество зарегистрированных в установленном порядке ГИБДД МВД РФ автомототранспортных средств и прицепов к ним.

Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения по установленным формам предоставляются органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления безвозмездно, другим юридическим и физическим лицам — на договорной основе.

4. Правила государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения по протяженности, техническому состоянию автомобильных дорог Российской Федерации и наличию на них объектов сервиса, по количеству трамваев и троллейбусов осуществляют органы управления автомобильными дорогами общего пользования, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся эти автомобильные дороги, трамваи или троллейбусы. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения также являются открытыми для опубликования. Результаты государственного учета заносятся в специальные формы учета, причем по каждой автомобильной дороге с указанием ее полного наименования и протяженности. Правила содержат подробный перечень объектов, в отношении которых ведется государственный учет.

5. Правила учета дорожно-транспортных происшествий определяют, что учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия. Учет осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий.

Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется:

— органами внутренних дел;

— владельцами транспортных средств;

— государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог.

Органы внутренних дел производят учет дорожно-транспортных происшествий на территории обслуживания. Владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств. Государственные органы управления автомобильными дорогами, владельцы ведомственных и частных дорог учитывают дорожно-транспортные происшествия, совершенные на дорогах, находящихся в их ведении.

Медицинские организации ведут учет погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях. В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.

Приказом МВД РФ от 18 июня 1996 г. N 328 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647» утверждены Карточка учета дорожно-транспортного происшествия (приложение 1) и Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел (приложение 2).

Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации утверждены Федеральной дорожной службой РФ 29 мая 1998 г. и введены в действие ее Приказом от 23 июля 1998 г. N 168. Они определяют единый порядок и формы учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, обязательные для выполнения всеми государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог (дорожными организациями). Учет и анализ данных о дорожно-транспортных происшествиях, а также работа по обеспечению безопасности движения должны проводиться дорожными организациями совместно с Государственной автомобильной инспекцией.

В числе обязанностей владельцев транспортных средств по учету дорожно-транспортных происшествий числится необходимость ежемесячно сверять с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Согласно п. 4.5 Инструкции по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел главные государственные автомобильные инспектора городов, районов (районов в городах), командиры строевых подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции не реже одного раза в месяц предоставляют владельцам транспортных средств (юридическим лицам), дорожным и коммунальным службам либо владельцам дорог возможность проведения сверки данных о дорожно-транспортных происшествиях.

За неисполнение предусмотренной обязанности может следовать административная ответственность как за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Пример: суд определил на основании акта проверки, протокола об административном правонарушении, журнала учета ДТП N 1, представленного индивидуальным предпринимателем Б. в ходе проведения проверки, что последним не проводятся ежемесячные сверки о дорожно-транспортных происшествиях с органами ГИБДД. Эти действия образуют в действиях индивидуального предпринимателя Б. состав правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Б. был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 3500 р. (подробнее см. решение Арбитражного суда Липецкой области от 16 октября 2008 г. по делу N А36-2833/2008).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code