Статья 6. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения

Комментарий к статье 6 ФЗ О безопасности дорожного движения

  1. Рассматриваемая статья посвящена вопросам распределения полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. Она конкретизирует конституционные положения, предусматривающие три уровня правового регулирования в Российской Федерации: федеральный, уровень субъектов РФ и муниципальный.

В соответствии со ст. 1 комментируемого Закона его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Согласно ст. 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Отнесение данных вопросов к совместному ведению предусматривает, что они должны быть урегулированы путем принятия федерального закона и соответствующих ему законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В связи с этим необходимо детально разграничивать полномочия федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ. В этом случае в федеральный закон включаются нормы, регулирующие правила распределения их компетенции. В комментируемом Законе такой нормой является рассматриваемая нами статья 6.

Важность данной нормы, введенной в Закон, заключается в том, что с момента принятия Конституции РФ в 1993 году и до сих пор наибольшие вопросы на практике вызывает именно разграничение полномочий между федеральным центром и регионами в сфере вопросов, отнесенных к совместной компетенции. Это связано во многом с тем, что само понятие «совместная компетенция» по-разному понимается центром и субъектами: недостаточная определенность приводит к тому, что каждый стремится получить больше полномочий и меньше обязанностей <21>. Как результат, многие свои обязанности регионы пытаются возложить на федеральный центр или местное самоуправление <22> либо стремятся осуществлять полномочия, им не присущие.

———————————

<21> См.: Самойлов С. Материалы научно-практической конференции «Реформы государственной службы и местного самоуправления: выполнение мероприятий по их реализации». Саратов, 2006.

<22> Козак Д.Н. Федеральная реформа — новый этап в гармонизации российского законодательства // Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2003. С. 9.

 

Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с этим в комментируемой статье также регулируются вопросы, связанные с определением полномочий органов местного самоуправления поселения, муниципального района и городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Данная правовая норма способствует становлению единой непротиворечивой системы правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения и однозначному определению компетенции органов власти различного уровня путем повышения эффективности их деятельности.

  1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет перечень вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации. Рассмотрим их подробнее.

2.1. Российская Федерация осуществляет формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения. Направления единой государственной политики закрепляются в программных документах, разрабатываемых и принимаемых на определенный плановый период.

В Концепции Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах», утв. распоряжением Правительства РФ от 27 октября 2012 г. N 1995-р, отмечалось, что обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию.

В целом ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации (Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 год; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351; Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. N 175; Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010 — 2015 годы)», утв. Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848 (подпрограмма «Автомобильные дороги»); Транспортная стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. N 1734-р, и др.).

Задачи сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения планируется решать за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и др., что повлечет за собой как следствие сокращение демографического и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Это согласуется с приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной и среднесрочной перспективе и позволит обеспечить:

— снижение темпов убыли населения Российской Федерации, создания условий для роста его численности;

— целевое увеличение к 2020 году валового внутреннего продукта;

— высокие стандарты благосостояния граждан России.

2.2. Таким образом, данное полномочие Российской Федерации тесно связано с полномочием по разработке и утверждению федеральных программ повышения безопасности дорожного движения и их финансовому обеспечению.

Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах» была утверждена Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2013 г. N 864. Программа содержит положения, обосновывающие целесообразность решения данной проблемы именно программно-целевым методом. Это подтверждается практикой реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах». Вместе с тем, как отмечается в документе, несмотря на эффективность ее реализации, движение на дорогах России остается небезопасным по сравнению с наиболее развитыми странами, в частности на 100 тыс. жителей в дорожно-транспортных происшествиях в России гибнут почти в 5 раз больше человек, чем в Нидерландах, и в 2 раза больше, чем в Чехии, уровень автомобилизации в которой почти в 2 раза выше российского. Применение в качестве основы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения программно-целевого метода, в частности, позволит сформировать систему приоритетных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, обоснованно и системно воздействующих на причины аварийности, а также повысить эффективность управления в области обеспечения безопасности дорожного движения на федеральном, региональном и местном уровнях и в области межведомственного и межуровневого взаимодействия и координации федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

2.3. Также в компетенцию Российской Федерации входит установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения. Основным регулирующим документом в данной области является комментируемый Закон, также вопросов безопасности дорожного движения касаются и иные федеральные законы. В соответствии с данными законами и в их исполнение федеральные органы исполнительной власти имеют право принимать собственные нормативно-правовые акты (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные документы уполномоченных органов, в частности приказы Министерства внутренних дел РФ и Министерства транспорта РФ). Федеральному законодательству должны соответствовать принимаемые по данным вопросам законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, а также муниципальные правовые акты (подробнее о правовых основах безопасности дорожного движения в Российской Федерации см. комментарий к одноименной статье 4).

2.4. Из этого полномочия Российской Федерации вытекает и следующее — установление единой системы технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Осуществлять собственно техническое регулирование посредством принятия тех или иных нормативных документов имеют право различные субъекты. Координирующая роль в создании единой системы таких документов принадлежит государству. Основным нормативным документом в данной области, решающим эту задачу, является Закон о техническом регулировании.

Согласно закрепленному в законе определению технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. В качестве примера принятого Технического регламента в рассматриваемой области можно назвать Постановление Правительства РФ от 12 октября 2005 г. N 609 «Об утверждении Технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».

2.5. Заключительным полномочием Российской Федерации, связанным с правотворчеством, является контроль за соответствием законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения Конституции РФ и федеральным законам.

Большая роль в обеспечении такой деятельности отводится Министерству юстиции РФ, которое ведет федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно Указу Президента РФ от 10 августа 2000 г. N 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» и принятому в его исполнение Постановлению Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 904 «Об утверждении положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации», Приказам Министерства юстиции РФ от 31 мая 2012 г. N 87 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации» и от 12 января 2004 г. N 5 «Об утверждении и введении в действие разъяснений по применению положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» создан федеральный банк нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации — федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Одной из целей ведения регистра является обеспечение контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства (глава 24 ГПК РФ «Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части»). Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. При этом следует учитывать, что разрешение дел о признании положений конституций и уставов субъектов Российской Федерации противоречащими федеральному закону входит в компетенцию Конституционного Суда РФ (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П).

2.6. К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится создание федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Среди органов, уполномоченных на решение задач в области обеспечения безопасности дорожного движения, находятся такие органы, как Министерство внутренних дел РФ, МЧС РФ, Минздрав РФ, Минобрнауки РФ, Минпромторг РФ, Министерство транспорта РФ, Федеральное дорожное агентство.

2.7. Следующим федеральным полномочием является организация и осуществление федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2013 г. N 716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения».

Подробнее о федеральном государственном надзоре в области обеспечения безопасности дорожного движения см. комментарий к главе V.

2.8. Также в полномочия Российской Федерации входит координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно Положению о Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. N 237, Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения. К основным задачам Комиссии относится в том числе совершенствование механизмов координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также повышение эффективности взаимодействия с заинтересованными организациями и общественными объединениями по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

Заключительным исключительным полномочием Российской Федерации является право заключения международных договоров Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, которое она реализует в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Например, таким международным договором является Конвенция о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 г.) (подробнее см. комментарий к ст. 32).

Полномочия по осуществлению деятельности по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации, осуществляют федеральные органы исполнительной власти. Обеспечение их деятельности относится к расходным обязательствам Российской Федерации, которые регулируются ст. 84 БК РФ.

  1. Из того, что в п. 1 комментируемой статьи перечислены полномочия Российской Федерации по такому предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, как обеспечение безопасности дорожного движения, следует вывод, что вопросы, которые входят в эту сферу и не отнесены к компетенции Российской Федерации, являются компетенцией субъектов Российской Федерации. Данный вывод подтверждается судебной практикой.

Пример: рассматривая вопрос о признании недействующим Постановления правительства Ленинградской области от 30 декабря 2005 г. N 348 «Об утверждении положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении в Ленинградской области», суд установил, что оспариваемые заявителями положения регионального нормативного акта относятся к вопросу обеспечения безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров. Организация мер по безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством выбора перевозчиков, способных осуществить наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на регулярных маршрутах. Пункт 1 ст. 6 комментируемого Закона не относит к компетенции Российской Федерации вопросы организации деятельности городского, пригородного и междугороднего транспорта. Следовательно, эти вопросы отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации (подробнее см. Определение Верховного Суда РФ от 17 сентября 2008 г. по делу N 33-Г08-14).

Этот же вывод в отношении вопросов организации деятельности городского, пригородного и междугородного транспорта был сделан в Определении Верховного Суда РФ от 13 июня 2007 г. по делу N 4-Г07-22, в отношении вопросов организации транспортного обслуживания населения — в Определении Верховного Суда РФ от 27 декабря 2006 года по делу N 7-Г06-25).

Поднимался вопрос о возможности органов исполнительной власти осуществлять превентивное правовое регулирование по предмету совместной компетенции в отсутствие принятого по данному вопросу закона субъекта Российской Федерации. В частности, Верховный Суд РФ указывал, что из требований Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», иных правовых норм федерального и регионального законодательства не следует, что по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в обязательном порядке законодательный орган субъекта Российской Федерации должен предварительно принять определенный закон и только на его основании исполнительный орган субъекта Российской Федерации может (и вправе) принять соответствующий нормативный правовой акт (подробнее см. Определение Верховного Суда РФ от 17 сентября 2008 г. по делу N 33-Г08-14).

Отметим, однако, что эти судебные постановления, как и многие другие, были приняты до внесения изменения в комментируемую статью в 2011 году. Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 192-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» была изменена формулировка комментируемой статьи, раньше указывавшая, что субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. В актуальной редакции Закона закреплены в общем виде полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Соответствующие изменения затронули и Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно действующей редакции ст. 21 которого высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в областях финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

Согласно ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, претерпевший впоследствии несколько редакций, был принят для того, чтобы сложившаяся к моменту его принятия практика распределения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами посредством заключения договоров не нарушала действующее законодательство и имела бы положительное действие <23>. Основные принципы разделения полномочий между органами власти субъектов и федерации закреплены в нем в ст. 26.1. Термин «полномочия» определяется в ней через понятия «права», «обязанности», «ответственность».

———————————

<23> См.: Умнова И.А. Конституционные основы российского федерализма. М., 2000. С. 113 — 115; Лысенко В.Н. Разделение власти и опыт Российской Федерации // Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997. С. 183 — 187.

 

Согласно названной статье полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации. Федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также должны соответствовать другим требованиям, установленным Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ.

Комментируемая статья в соответствии с данными требованиями определяет полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения и называет источники их финансирования.

Эти полномочия в общем определяются через осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.

Согласно комментируемому Закону обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Для раскрытия остальных терминов следует обратиться к Закону об автомобильных дорогах:

дорожная деятельность — это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

Сфера полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ ограничена осуществлением мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах исключительно регионального или межмуниципального значения.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (например, см. Постановление Правительства Вологодской области от 14 января 2013 г. N 13 «Об автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся на территории Вологодской области»). В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

В комментируемой статье указанные полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ конкретизированы путем непосредственного указания следующих мероприятий (при этом данный перечень не является исключительным):

— принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Правила установления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам установлены ст. 30 Закона об автомобильных дорогах и ст. 14 комментируемого Закона. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (см., например, Постановление Правительства МО от 11 марта 2012 г. N 264/8 «Об утверждении Порядка осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Московской области, а также по автомобильным дорогам местного значения на территории Московской области»).

В качестве примера реализации данного полномочия региональными исполнительными органами власти приведем Приказ Министерства транспорта Красноярского края от 15 марта 2012 г. N 4/28, которым были установлены временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края в 2012 году;

— осуществление мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

По данному направлению, выделенному отдельно в целях акцентирования внимания на его важности, региональные власти разрабатывают и принимают целевые программы, а также осуществляют иные мероприятия (см. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 21 июня 2007 г. N 242 «О республиканской целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Калмыкия в 2008 — 2012 годах», письмо Минобразования Нижегородской области от 16 мая 2013 г. N 316-01-100-1423/13 «О проведении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма» и др.);

— участие в организации подготовки и переподготовки водителей транспортных средств.

Такое участие может осуществляться посредством финансирования из регионального бюджета мероприятий по переподготовке водителей транспортных средств (например, см. Постановление Правительства Камчатского края от 20 июня 2012 г. N 274-П «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), реализующим профессиональные образовательные программы по подготовке водителей транспортных средств категории «D», по переподготовке водителей транспортных средств категории «В» на категорию «D», категории «C» на категорию «D»); мероприятия по совершенствованию системы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств включаются в региональные целевые программы (например, см. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 21 июня 2007 г. N 242 «О республиканской целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Калмыкия в 2008 — 2012 годах»);

информирование граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Данная обязанность обычно возлагается на специально уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ в области транспорта, например Департамент транспорта Краснодарского края, Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области и др. Соответствующие мероприятия включаются в специальные целевые региональные программы (например, см. Постановление Администрации Тамбовской области от 17 декабря 2012 г. N 1598 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Тамбовской области на 2013 — 2020 годы»).

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, которые регулируются ст. 85 БК РФ.

  1. Текст п. 4 комментируемой статьи был значительно изменен Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 192-ФЗ. В актуальной редакции нормы данного пункта статьи закрепляют полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения и источники их финансирования.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Как мы уже отмечали в начале комментария к настоящей статье, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относятся к вопросам местного значения.

Комментируемая статья в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ отдельно называет полномочия органов местного самоуправления поселения, муниципального района и городского округа.

Поселение представляет собой городское поселение (город или поселок) или сельское поселение (один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов). Муниципальный район охватывает собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией. Городской округ является городским поселением, которое не входит в состав муниципального района.

Полномочия органов местного самоуправления указанных муниципальных образований в целом схожи, они осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения при осуществлении дорожной деятельности в соответствии с закрепленной за ними территорией:

— органы местного самоуправления поселения осуществляют данные мероприятия на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения;

— органы местного самоуправления муниципального района — на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;

— органы местного самоуправления городского округа — на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа.

Согласно Закону об автомобильных дорогах:

автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог;

автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог;

автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования (см., например, Постановление администрации г. Кемерово от 19 сентября 2013 г. N 2881 «О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения города Кемерово» и др.).

Далее законодатель конкретизирует названные полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований, включая в них:

1) принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения для всех типов муниципальных образований в соответствии с закрепленной за ними территорией.

Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Примерами реализации данного полномочия являются следующие акты, принятые органами местного самоуправления: распоряжение администрации города Красноярска от 28 июня 2012 г. N 839-Ж «О временном прекращении движения транспортных средств на период проведения спортивного мероприятия»; распоряжение администрации города Красноярска от 30 мая 2012 г. N 830-Ж «О временном прекращении движения транспортных средств на период проведения детского карнавала «Город детства» и др.;

2) участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма для муниципального района и городского округа в соответствии с закрепленной за ними территорией.

По данному вопросу принимаются муниципальные целевые программы. Например, перечень мероприятий, направленных на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, содержат следующие программы: муниципальная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения на территории муниципального района «Сысольский» (2013 — 2015 годы)» (утв. Постановлением администрации муниципального района «Сысольский» от 26 августа 2013 г. N 8/717), долгосрочная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения и снижение дорожно-транспортного травматизма в муниципальном образовании город Мурманск» на 2013 — 2016 годы» (утв. Постановлением администрации города Мурманска от 27 сентября 2012 г. N 2341), муниципальная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения на территории муниципального района «Ижемский» (2013 — 2015 годы)» (утв. Постановлением администрации муниципального района «Ижемский» от 19 февраля 2013 г. N 116) и многие другие.

Также указанные муниципальные целевые программы предусматривают осуществление иных мер, в частности:

— проведение мероприятий, направленных на повышение правового сознания, предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;

— осуществление организационно-планировочных и инженерных мер, направленных на совершенствование улично-дорожной сети и организацию движения транспортных средств и пешеходов;

— строительство муниципальной специализированной стоянки для задержанных транспортных средств.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований, регулированию которых посвящена ст. 86 БК РФ.

  1. Комментируемая статья предусматривает также, что федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения. Аналогично и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения. Данные положения согласуются с нормами Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, регулирующими передачу полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Заключение административного договора между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по наделению государственными полномочиями является одной из разновидностей договорного способа разделения полномочий по вопросам совместной компетенции на основе Конституции 1993 г. (вторым способом является административный) <24>.

———————————

<24> Подробнее см.: Манохин В.М. Организация правотворческой деятельности в субъектах Российской Федерации. Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2002.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code