Статья 5. Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Статья 5. Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения

Комментарий к статье 5 ФЗ О безопасности дорожного движения

Статья 5 комментируемого Закона декларирует основные направления обеспечения безопасности дорожного движения, составляющие государственную политику в области обеспечения безопасности дорожного движения.

  1. Государство осуществляет свою деятельность через совокупность уполномоченных органов, обладающих соответствующей компетенцией. В связи с этим первоначальной задачей, решение которой необходимо для обеспечения возможности ведения государственной политики в области безопасности дорожного движения, является определение уполномоченных органов, а также наделение их компетенцией.

Согласно абзацу 2 комментируемой статьи государство устанавливает полномочия и ответственность Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области безопасности дорожного движения, а согласно абзацу 3 — координирует их деятельность, а также деятельность общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.

Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения установлены в ст. 6 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 6).

Координацию деятельности органов исполнительной власти, а также других лиц государство осуществляет также посредством деятельности специально уполномоченных органов. В частности, Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения (Положение о Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. N 237). К основным задачам Комиссии относятся:

а) обеспечение согласованных действий федеральных органов исполнительной власти по разработке и реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;

б) разработка основных направлений совершенствования правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения;

в) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по разработке проектов и реализации федеральных программ повышения безопасности дорожного движения;

г) совершенствование механизмов координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также повышение эффективности взаимодействия с заинтересованными организациями и общественными объединениями по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

  1. Далее комментируемая статья определяет направления государственного регулирования в области безопасности дорожного движения, очерчивая сферы такого регулирования применительно к комментируемому Закону, сюда относится регулирование деятельности:

— на автомобильном транспорте;

— на городском наземном электрическом транспорте;

— в дорожном хозяйстве.

Согласно Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» к данному транспорту относятся: автобусы, трамваи, троллейбусы, легковые автомобили, грузовые автомобили, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов.

Закон об автомобильных дорогах дает определение таких понятий, имеющих отношение к дорожному хозяйству, как:

автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

дорожная деятельность — деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Далее обратимся непосредственно к понятию «государственное регулирование«. Здесь представляет интерес его соотношение с понятием «государственное управление». Согласно Л.Л. Попову, государственное управление является практической реализацией исполнительной власти и представляет собой регулирующую деятельность. Он пишет, что «общая теория управления и теория государственного управления характеризуют регулирование как непременный элемент управленческой деятельности или одну из общих управленческих функций. <…> Следовательно, не управление является частью регулирования, а наоборот, регулирование есть часть управления, т.е. его функция. Значение ее, несомненно, так как суть регулирования состоит в упорядочении, налаживании, в направлении движения и развития, в подчинении определенному порядку, в установлении правильного взаимодействия, в создании условий нормальной работы. <…> По смыслу своего содержания регулирование осуществляется главным образом путем установления наиболее общих правил управления (программ), которыми должны руководствоваться участники управленческих отношений, корректировки этих правил в связи с изменениями ситуации в сфере управления (внесение в них изменений и дополнений), устранение условий, нарушающих нормальный ход управления (контроль и его последствия). Соответственно, в административно-правовом аспекте оно проявляется как нормативное регулирование, осуществляемое полномочными субъектами исполнительной власти в определенных для них сферах деятельности» <19>.

———————————

<19> Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2002.

 

  1. В частности, нормативное регулирование, как указано в абзаце 5 комментируемой статьи, осуществляется путем разработки и утверждения в установленном порядке нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, как законодательных, так и подзаконных, в том числе технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Здесь законодатель делает акцент на актах технического регулирования. Согласно Закону о техническом регулировании техническое регулирование — это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Технический регламент — это документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Свод правил — документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.

  1. Следующим направлением деятельности государства по обеспечению безопасности дорожного движения является осуществление деятельности по организации дорожного движения.

Согласно ст. 2 комментируемого Закона организация дорожного движения представляет собой комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах (см. комментарий к ст. 2).

  1. Другим направлением является материальное и финансовое обеспечение мероприятий по безопасности дорожного движения.

Финансирование производится преимущественным образом в рамках целевой программы (Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах», утверждена Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2013 г. N 864). Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Комплекс мероприятий Программы формируется и финансируется по статьям расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальные вложения и прочие нужды по направлениям Программы.

Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период исходя из реальных возможностей.

В последнее время, непосредственно перед окончательным утверждением, активно обсуждались вопросы финансирования данной Программы, связанные со значительным его сокращением. В условиях общего сокращения бюджетных расходов оно составило 32 миллиарда рублей (17 миллиардов рублей из федерального бюджета и 14 миллиардов рублей из регионального соответственно). Таким образом, ассигнования на дорожную безопасность были сокращены почти в три раза относительно планируемых (в Концепции Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах» планировалось выделить на финансирование программы только из федерального бюджета около 49 миллиардов рублей, а общий объем финансирования должен был составить 99 миллиардов рублей). Данный уровень финансирования новой семилетней программы оказался при этом ниже затрат на аналогичную Программу в период с 2006 по 2012 годы. Также критике при этом подвергается и целевой показатель по смертности на дорогах в новой целевой программе (4,17 погибших на 10 тысяч автомобилей), который, по словам специалистов, значительно выше уровня развитых стран (не более 1 погибшего на 10 тысяч машин) <20>.

———————————

<20> Подробнее см.: Российское правительство сократило расходы на дорожную безопасность // Лента.ру. 23 сентября 2013 г. URL: http://lenta.ru/news/2013/09/23/cheap/ (дата обращения: 25.09.2013).

 

  1. Далее в статье идет речь о таком важном направлении деятельности государства в области обеспечения безопасности дорожного движения, как организация подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения.

В рамках данного направления в настоящее время перед государством стоит задача по повышению требований к подготовке водителей на получение права на управление транспортными средствами и требований к автошколам, осуществляющим такую подготовку (Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах»).

В приложении N 2 Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах» приведены мероприятия Программы, направленные на развитие системы предупреждения опасного поведения участников дорожного движения. Деятельность в рамках направления по развитию системы предупреждения опасного поведения участников дорожного движения предусматривает, в частности, формирование знаний и навыков по безопасному дорожному движению, информирование о ситуациях, потенциально приводящих к дорожно-транспортным происшествиям, повышение культуры на дорогах, совершенствование и развитие систем подготовки водителей транспортных средств.

Относительно обучения граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах см. ст. 29 и комментарий к ней.

  1. Кроме того, в сферу важнейших интересов государства входит проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения. Это направление деятельности является одним из важнейших для выполнения задачи сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения.

В приложении N 6 Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах» приведены мероприятия Программы, направленные на развитие системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Деятельность в рамках направления по развитию системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях предусматривает обеспечение оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обеспечение территориальной доступности медицинских учреждений, повышение уровня координации служб, участвующих в оказании помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, внедрение новых технологий в сферу оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

  1. В Российской Федерации проводятся обязательная сертификация либо декларирование соответствия транспортных средств, а также составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств.

Порядок их осуществления регламентируется в общем виде Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ.

Подтверждение соответствия — это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия, о котором идет речь в комментируемой статье, осуществляется в формах:

— принятия декларации о соответствии (декларирования соответствия);

— обязательной сертификации.

Декларирование соответствия при этом является формой подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов, а сертификация — формой осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

  1. Государство также осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основным документом, регулирующим отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, является Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно данному Закону в число видов деятельности, подлежащих лицензированию, входит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

  1. Одним из инструментов обеспечения безопасности дорожного движения должно являться страхование на транспорте. Согласно комментируемому Закону в данной области должна проводиться социально ориентированная политика, то есть приоритет должен отдаваться не хозяйственной выгоде, а правам и интересам граждан Российской Федерации, вопросам защиты их жизни и здоровья.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлены Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Также здесь нельзя не отметить вступивший в силу с 1 января 2013 г. Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», установивший обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном), а также устанавливает порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном.

  1. В заключение законодатель указывает на такое направление государственной деятельности, как осуществление федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечивающего исполнение установленных требований хозяйствующими субъектами.

Согласно Федеральному закону от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Согласно Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» федеральный государственный контроль (надзор) — это деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации.

Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2013 г. N 716.

Согласно Указу Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» Министерство внутренних дел РФ организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения в Российской Федерации, а также специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Эти полномочия реализуются должностными лицами Министерства на основании Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185.

Подробнее о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения см. комментарий к главе V.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code