Статья 3. Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения

Комментарий к статье 3 ФЗ О безопасности дорожного движения

  1. Статья 3 комментируемого Закона определяет основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения. Термин «принцип» произошел от лат. principium, что в переводе означает «основа», «первоначало». Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой определяет принцип как научное или нравственное начало, основание, правило, основа, от которой не отступают <17>. Принцип — первоначало безопасности, руководящая идея дорожного движения, основное правило поведения; центральное понятие, основа системы, обобщение и распространение положения на все явления области обеспечения безопасности дорожного движения, из которой данный принцип абстрагирован.

———————————

<17> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 3-е изд., стереотип. М., 1995. С. 497.

 

  1. Абзац 2 ст. 3 комментируемого Закона закрепляет принцип приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Данный принцип соответствует ст. 2 Конституции РФ, которая рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Конституция РФ закрепляет взаимоотношение государства и личности и тем самым выводит на первое место личность человека. Уважение человека и гражданина и их защита прав являются неотъемлемым требованием конституционного строя, его обязанностью.

Закрепленные Конституцией РФ положения, связанные с отношением государства к человеку и гражданину, служат предпосылкой решения всех конкретных вопросов административно-правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является основой конституционного строя Российской Федерации и обеспечивает правовую защиту российского общества от ущемления прав человека, несоблюдения его интересов и потребностей.

Статья 18 Конституции РФ (одна из статей, открывающих гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина») указывает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В частности, в Правилах дорожного движения (п. 3.1) закреплено, что для спасения жизни и здоровья граждан водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований настоящих правил при условии обеспечения безопасности движения. Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу.

Жизнь и здоровье граждан, участвующих в дорожном движении, имеют в связи с вышеизложенным безусловный приоритет перед экономическими результатами хозяйственной деятельности. В случае нарушения данного приоритета контролирующие и надзирающие органы могут обращаться в суд.

Например: после обращения уполномоченных органов судом было установлено, что по территории района проходит федеральная автомобильная дорога общего пользования. На данной автодороге расположен объект дорожного сервиса — автозаправочная станция. Данный объект используется без согласования с Федеральным управлением автомобильных дорог, т.е. с нарушением законодательства о безопасности дорожного движения в Российской Федерации, что является недопустимым и нарушает права и интересы участников дорожного движения.

Отсутствие согласования обустройства автозаправочной станции с Федеральным управлением автомобильных дорог и невыполнение требований по оборудованию примыкающей к автомобильной дороге дороги переходно-скоростными полосами и элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения могут привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий, возникновению угрозы жизни и здоровью людей, что нарушает один из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения — приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. В связи с этим эксплуатация автозаправочной станции как объекта дорожного сервиса может быть признана недопустимой и ее деятельность может быть приостановлена до устранения нарушений (см. Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 4 апреля 2012 г. N 33-2427).

  1. Абзац 3 ст. 3 комментируемого Закона предусматривает принцип приоритета ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

Государство несет ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения в лице какого-то органа или должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Данная ответственность первостепенна по отношению к ответственности гражданина как участника дорожного движения. Государство обеспечивает ремонт дорог, установку дорожной разметки и знаков, обязанность гражданина — соблюдение Правил дорожного движения и Правил пользования автомобильными дорогами. Если на дороге образовался провал, произошла авария теплосетей, сошла снежная лавина, идет ремонт дороги и т.п., то органы, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения (ГИБДД МВД РФ, дорожные службы и т.д.), должны выставить запрещающие знаки дорожного движения или перекрыть участок дороги для транспортных средств и прохода пешеходов. Поскольку обеспечение безопасности дорожного движения является в первую очередь обязанностью государства, то и ответственность государства за обеспечение безопасности дорожного движения приоритетна перед ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

Закрепление данного приоритета связано с необходимостью осуществления адекватного контроля со стороны государства. В соответствии с этим комментируемым Законом установлены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения с тем, чтобы не допустить эксплуатацию технически неисправных и не отвечающих установленным стандартам и техническим нормам в области безопасности дорожного движения транспортных средств, а также эксплуатацию транспортных средств лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

  1. Абзац 4 ст. 3 комментируемого Закона закрепляет принцип соблюдения интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Рассмотрение данного принципа состоит из трех составляющих при обеспечении безопасности дорожного движения — гражданин — общество — государство.

Интересы граждан должны рассматриваться в неразрывной взаимосвязи с интересами государства и общества, которые состоят в незыблемости конституционного строя Российской Федерации, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного сотрудничества при обеспечении безопасности дорожного движения.

Главные составляющие национальной безопасности Российской Федерации (экономическая, политическая, экологическая, демографическая и т.д.) рассматриваются на основе фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Показателями устойчивого развития называют критерии и индикаторы, с помощью которых оценивается уровень развития того или иного географического региона (города, страны, региона, континента, всего мирового сообщества), прогнозируется его будущее состояние (экономическое, политическое, экологическое, демографическое и т.д.), делаются выводы об устойчивости этого состояния. Показатели служат базой для планирования деятельности в направлении устойчивого развития, разработки политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Основными причинами нарушений комментируемого Закона являются системные недостатки и упущения при осуществлении уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления функций и мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на дорогах, оказании государственных услуг и управлении государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, что сказывается на аварийности и качестве обеспечения безопасности дорожного движения.

Для реализации соблюдения интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения важна деятельность органов государственной власти, которые наделены правом осуществлять контрольные и надзорные полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения. Например, ГИБДД МВД РФ осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения. Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.

  1. Абзац 5 ст. 3 комментируемого Закона определяет принцип программно-целевого подхода к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Данный принцип реализуется путем разработки и принятия федеральных, региональных и местных программ, направленных на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.

Эффективность решения проблем по обеспечению безопасности дорожного движения программно-целевыми методами подтверждается положительным опытом реализации Федеральных целевых программ «Повышение безопасности дорожного движения» в 2006 — 2012 годах и в 2013 — 2020 годах <18>. Цели повышения уровня безопасности транспортной системы, сокращения темпов роста количества дорожно-транспортных происшествий, а также снижения тяжести их последствий, числа пострадавших и погибших в них обозначены и в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. N 1734-р. Задачи указанной Стратегии предлагают стратегические ориентиры в решении проблем безопасности всей транспортной системы России, в то время как Программа направлена на решение на тактическом уровне одной из задач указанной Стратегии — повышения безопасности дорожного движения.

———————————

<18> Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах» утверждена Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2013 г. N 864.

 

В этой связи использование программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для дальнейшего развития существующей системы безопасности дорожного движения с целью обеспечения ее соответствия требованиям национальной безопасности.

Дальнейшего развития требует институциональное обеспечение реализации комплексных мер по повышению безопасности дорожного движения в целях:

— обеспечения баланса понимания обществом опасности дорожного движения, возможностей и мер государства по обеспечению безопасного движения на дорогах;

— расширения использования возможности влияния законодательства Российской Федерации и иных мер воздействия на агрессивное и противоправное поведение участников дорожного движения;

— урегулирования вопросов реализации организационно-правовых и организационно-технических функций в сфере организации движения транспортных средств и пешеходов;

— приведения элементов дорожно-транспортной инфраструктуры в соответствие с нормативными требованиями в части безопасности дорожного движения;

— системной проработки механизмов вовлечения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в софинансирование и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и механизмов их экономической заинтересованности в достижении результата;

— дальнейшей детальной разработки инструментов синхронизации системы программных мероприятий органов управления на федеральном, региональном и местном уровнях;

— развития системы показателей и индикаторов деятельности по повышению безопасности дорожного движения для органов управления на федеральном, региональном и местном уровнях.

Эффективное продолжение решения существующих проблем возможно только в условиях пролонгации применения в качестве основы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения программно-целевого метода посредством принятия и последующей реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах», поскольку это позволяет:

— установить единые цели и задачи деятельности по повышению безопасности дорожного движения до 2020 года;

— сформировать систему приоритетных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, обоснованно и системно воздействующих на причины аварийности;

— повысить эффективность управления в области обеспечения безопасности дорожного движения на федеральном, региональном и местном уровнях, а также в области межведомственного и межуровневого взаимодействия и координации федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

— концентрировать ресурсы государства на реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

— применять принципы бюджетного планирования, ориентированного на результат.

Использование программно-целевого метода позволит создать условия и предпосылки для максимально эффективного использования финансовых ресурсов в соответствии с приоритетами государственной политики в области развития обеспечения безопасности дорожного движения.

В целях реализации программно-целевым методом комплекса мероприятий по совершенствованию системы обеспечения безопасности дорожного движения также предусматривается формирование централизованных механизмов их координации и системы индикаторов и показателей изменений в области обеспечения безопасности дорожного движения, что должно обеспечить контроль за реализацией мероприятий.

С учетом изложенного, а также с целью обеспечения преемственности Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах» и федеральных целевых программ, реализованных в предшествующие периоды, использование в 2013 — 2020 годах программно-целевого метода является наиболее целесообразным для качественного обновления и создания в Российской Федерации системы в области обеспечения безопасности дорожного движения, адекватной требованиям национальной безопасности.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code