Статья 2. Основные термины

Комментарий к статье 2 ФЗ О безопасности дорожного движения

  1. Статья 2 комментируемого Закона определяет наиболее значимые для всей сферы безопасности дорожного движения понятия. Необходимо указать на то, что закрепление и раскрытие в нормативно-правовом акте основных терминов, используемых для целей его регулирования, то есть официальное толкование отдельных норм законодательства, положительно сказывается на применении норм данного Закона на практике.

Несмотря на закрепление в ст. 2 комментируемого Закона основных терминов в области безопасности дорожного движения, мы не можем не прислушиваться к мнению ученых, высказываемому по вопросам удачности данных формулировок, возможности их уточнения. В ст. 2 комментируемого Закона закреплено 8 терминов, и все они нуждаются в комментарии. Перед авторами комментария стоит непростая задача дать неофициальное толкование приводимых основных терминов и разъяснить лицам, интересующимся проблемами безопасности дорожного движения, что именно имели в виду авторы Закона, определяя смысл того или иного понятия.

  1. Абзац 2 комментируемой статьи определяет термин «дорожное движение» — это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Промышленное производство, сельское хозяйство, торговля и другие отрасли хозяйства не могут успешно функционировать без широкой сети дорог и надежных транспортных средств. От их развития и состояния в прямой зависимости находятся развитие общества и удовлетворение потребностей его членов.

В юридической и технической литературе высказаны мнения отдельных ученых о понятии дорожного движения. Некоторые специалисты в области дорожного движения понимают и рассматривают его как сложную динамическую систему, состоящую из трех взаимосвязанных элементов: человек, транспортное средство, дорога <8>. В этом определении подчеркнут сложный характер дорожного движения, приведена его структура, и в этом смысле оно не вызывает существенных замечаний.

———————————

<8> См.: Клинковштейн Г.И. Организация дорожного движения. М.: Транспорт, 1981. С. 14.

 

Иную точку зрения высказывает И.К. Шахриманьян, он характеризует дорожное движение как «процесс пространственного перемещения транспортных средств по дорогам, в котором действия его участников регулируются специальными нормами» <9>. В этом определении примечательно указание на правовую регламентацию дорожного движения.

———————————

<9> См.: Шахриманьян И.К. Безопасность дорожного движения. М., 1986. С. 12.

 

У Р.И. Денисова своя точка зрения, которая сводится к рассмотрению дорожного движения в качестве «совокупности общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов по дорогам с помощью транспортных средств либо без них, а также в процессе управления условиями этого перемещения» <10>. В этом случае очевиден правовой аспект подхода к определению рассматриваемого феномена.

———————————

<10> См.: Денисов Р.И. Административный надзор в сфере дорожного движения. М.: ВНИИ БД МВД СССР, 1981. С. 8.

 

Не оспаривая значимость приведенных взглядов, следует заметить, что точка зрения Р.И. Денисова, по нашему мнению, является наиболее приемлемой, ибо она как бы «оживляет» все предыдущие взгляды, придает им реально функциональный характер. В ней весьма четко определены роль человека в дорожном движении, значимость его отношения к обеспечению безопасности дорожного движения, существующему транспорту и дорогам, установленным правилам дорожного движения, безопасности дорожного движения вообще.

Определение дорожного движения — это составляющая сферы обеспечения безопасности дорожного движения, которой законодатель счел необходимым дать определение в рамках указанного Закона. Это свидетельство ее повышенной практической значимости. Одновременно это вызвано и наличием, как отмечено выше, существенных различий в подходах к пониманию содержания дорожного движения в контексте обеспечения его безопасности.

Понятие «дорожное движение» получило официальное одобрение Комитетом научно-технической терминологии Академии наук СССР в 1971 году. Под дорожным движением понимается процесс движения транспортных средств по дорогам, в котором действия его участников — водителей, пешеходов и пассажиров определяются специальными правилами.

В научной литературе и трудах по проблемам обеспечения безопасности дорожного движения даются различные определения и понятия, однако благодаря закреплению данного определения в ст. 2 комментируемого Закона данные разногласия были устранены.

Как верно отметил в своей работе Б.В. Россинский, «дорожное движение включает в себя пространственное перемещение людей и грузов, в целом является не стихийным процессом, а результатом сознательной и управляемой деятельности. Необходимо подчеркнуть, что это — деятельность не разрозненных индивидуумов, а процесс функционирования единой дорожно-транспортной системы страны. Множественность участников дорожного движения свидетельствует о том, что в этом процессе соприкасаются и порой сталкиваются интересы различных людей, организаций, общества в целом. Это обусловливает необходимость управления дорожным движением как областью общественных отношений <11>.

———————————

<11> См.: Россинский Б.В. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» с практическим комментарием. М.: Право и Закон, 1997. С. 7.

 

Проблема дорожного движения и обеспечения его безопасности имеет сложный характер. По мнению С.А.-О. Гусейнова, «наряду с правовой пропагандой и правовым принуждением важной является и задача изменения всей инфраструктуры дорожного движения (строительство дорог и автомобилей, современное дорожное движение, повышение технической и иной культуры в этой области). Что же касается правовых средств, то вся правовая работа должна вестись не столько по пути запретительства и повышения ответственности, сколько в области создания условий, максимально стимулирующих правомерное поведение участников дорожного движения. При этом необходимо создать такие условия, при которых безаварийная работа экономически выгодна и всячески поощряема» <12>.

———————————

<12> См.: Гусейнов С.А.-О. Компетенция ГАИ МВД РФ: Дис. … канд. юрид. наук. М.: Академия МВД РФ, 1996. С. 17.

 

Дорожные магистрали, дороги, улицы в России строились таким образом, что на довольно значительном протяжении нет не только подземных, но и наземных переходов, отсутствуют пешеходные переходы, велосипедные дорожки, нет достаточного количества знаков, регулирующих устройств и т.д., нет четкой организации системы постоянных постов дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД РФ и временных постов полиции. Строительство современных дорог — очень дорогое занятие, требующее огромных материальных затрат <13>.

———————————

<13> Чмырев С.Н. Государственная инспекция безопасности дорожного движения как орган управления в сфере безопасности дорожного движения: Монография. Ставрополь: СФ КА МВД России, 2004. С. 14.

 

Состояние дорог, разветвленность и их качество — это один из показателей уровня развития страны. Неудовлетворительное состояние и слабое развитие сети дорог приводят к огромным экономическим потерям, которые оцениваются астрономической цифрой. Масштабы этих потерь сопоставимы с крупнейшими катастрофами.

  1. Абзац 3 ст. 2 комментируемого Закона раскрывает термин «безопасность дорожного движения» как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

В целях улучшения положения в сфере безопасности дорожного движения на федеральном уровне Президентом РФ и Правительством РФ были приняты следующие важные документы, которые имеют непосредственное отношение к сфере безопасности дорожного движения и защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий:

— Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»;

— Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;

— Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 894 «Об утверждении Правил государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения органами внутренних дел Российской Федерации»;

— Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 100 Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах»;

— распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «Транспортная стратегия России до 2030 г.»;

— Постановление Правительства РФ от 19 августа 2013 г. N 716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения»;

— распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.»;

— распоряжение Правительства РФ от 27 октября 2012 г. N 1995-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах»;

— Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. N 864 «О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах» и т.д.

  1. Абзац 4 ст. 2 комментируемого Закона раскрывает термин «дорожно-транспортное происшествие» как событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Чтобы разобраться в таком сложном социальном явлении, как дорожно-транспортное происшествие, необходимо рассмотреть различные виды дорожно-транспортных происшествий:

1) столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством;

2) опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось;

3) наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп;

4) наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.);

5) наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.);

6) наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство;

7) наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное;

8) падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду дорожно-транспортных происшествий.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием;

9) иной вид дорожно-транспортного происшествия — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др. <14>.

———————————

<14> Приказ МВД РФ от 18 июня 1996 г. N 328 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647»; Приказ Федеральной дорожной службы России от 23 июля 1998 г. N 168 «Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации».

 

В соответствии с раскрытыми видами дорожно-транспортных происшествий необходимо наличие трех условий: транспортное средство должно двигаться; само событие должно быть связано с транспортным средством; последствия события должны соответствовать названным условиям (погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб).

Под условиями возникновения дорожно-транспортного происшествия понимается совокупность характеристик дороги, транспортных средств, водителя и окружающей среды в момент совершения дорожно-транспортного происшествия. Эти характеристики могут оставаться неизменными до и после возникновения дорожно-транспортного происшествия и не обязательно имеют с ним причинную связь.

Обстоятельства возникновения дорожно-транспортного происшествия — действия (или бездействие) участников дорожного движения, иных причастных к дорожно-транспортному происшествию лиц, а также другие события, имевшие место до момента и в процессе возникновения дорожно-транспортного происшествия. В отличие от условий, обстоятельства представляют собой описание механизма возникновения дорожно-транспортного происшествия по времени.

Причины возникновения дорожно-транспортного происшествия можно определить как совокупность условий и обстоятельств возникновения дорожно-транспортного происшествия, устранение которых сделало бы невозможным возникновение данного дорожно-транспортного происшествия. Приведенное определение соответствует мнению большинства специалистов, считающих, что к дорожно-транспортному происшествию приводит большое число одновременно возникающих факторов, а поскольку число этих факторов и динамика их изменения в цепи событий, ведущих к дорожно-транспортному происшествию, составляют различные комбинации, изучение причинных связей является сложной задачей с множеством неизвестных.

Исходя из статистики в 80 — 90% случаев причины связаны с человеком, в оставшихся 10 — 20% — носят техногенный характер.

Такое разделение основано на предположении, что участник дорожного движения должен приспосабливаться к любой ситуации, возникающей на дороге, компенсировать сбои, происходящие в системе водитель — автомобиль — дорога. Однако процесс исследования причин будет более эффективным, если выяснять, почему человек действует ошибочно при данных обстоятельствах и в данной ситуации. При таком подходе часто могут быть выявлены причины (устранимые) в системе организации движения, организации перевозок, конструкции автомобиля и т.д. <15>.

———————————

<15> См.: Методическое пособие по курсу подготовки специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте / Под общ. ред. директора Государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта И.А. Венгерова. М., 2000.

 

  1. Абзац 5 ст. 2 комментируемого Закона раскрывает термин «обеспечение безопасности дорожного движения» как деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В соответствии с пп. 13 — 15 Правил дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:

— содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;

— информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;

— принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.

По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.

Соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают:

— проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения;

— проекты строительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений;

— установку в непосредственной близости от дороги киосков, транспарантов, плакатов, рекламных щитов и тому подобного, ухудшающих видимость или затрудняющих движение пешеходов;

— маршруты движения и расположение мест остановки маршрутных транспортных средств;

— проведение на дорогах массовых, спортивных и иных мероприятий;

— внесение изменений в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения;

— перевозку тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов;

— движение автопоездов общей длиной более 20 м или автопоездов с двумя и более прицепами;

— программы подготовки специалистов по безопасности дорожного движения, инструкторов по вождению и водителей;

— перечень дорог, на которых запрещается учебная езда;

— производство любых работ на дороге, создающих помехи движению транспортных средств или пешеходов.

К основным направлениям деятельности юридических лиц различных организационно-правовых форм по обеспечению безопасности дорожного движения относят:

— осуществление деятельности по организации дорожного движения, материальное и финансовое обеспечение мероприятий по безопасности дорожного движения;

— организация подготовки водителей транспортных средств и обучение граждан правилам и требованиям безопасности движения;

— проведение мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;

— осуществление обязательной сертификации или декларирования соответствия транспортных средств, а также составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств;

— лицензирование отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— проведение социально ориентированной политики в области страхования на транспорте;

— осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения <16>.

———————————

<16> См.: Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей и др. М.: Проспект, 2012.

 

Выполнение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения не только предупреждает человеческие несчастья, но и имеет важное экономическое значение. Повышение уровня безопасности влечет снижение прямых потерь, вызываемых аварийностью, а также создает условия для движения с более высокими скоростями, роста производительности труда на автомобильном транспорте.

  1. Абзац 6 ст. 2 комментируемого Закона под термином «участник дорожного движения» предлагает понимать лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.

В п. 1.2 Правил дорожного движения приводятся понятия водителя, пешехода и пассажира.

6.1. Исходя из понятия «водитель», можно выделить два вида водителей:

1) лицо, управляющее любым транспортным средством, а также обучающее вождению. Фактически водителем признается любое лицо, севшее за руль транспортного средства. К нему предъявляются определенные требования, в частности:

— о прохождении медицинского освидетельствования и наличии медицинской справки установленного образца о годности к управлению транспортными средствами соответствующих категорий;

— о прохождении подготовки или переподготовки на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и получении документа о прохождении подготовки (переподготовки) в образовательных учреждениях;

— о достижении возраста и в необходимых случаях — стажа управления, необходимого для управления транспортным средством;

— о сдаче экзаменов на право управления каким-либо видом транспортного средства и получении соответствующего удостоверения и т.д.

Лицо, обучающее вождению, должно иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории;

2) погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. Управлять гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет.

6.2. «Пешеход» — это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

К пешеходам также можно приравнять, например, лиц, катающихся на лыжах, коньках, самокатах, сноубордах, детей, катающихся на трехколесных велосипедах или детских автомобилях на тротуаре. Относится к пешеходам и водитель, вышедший из транспортного средства.

6.3. Пассажиром транспортного средства является физическое лицо, находящееся в салоне транспортного средства или вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне) и на нем. Такие случаи предусматривает, например, перевозка пассажира на мотоцикле в коляске (если таковая имеется) и на дополнительном сиденье, которое может быть оборудовано позади водителя мотоцикла. Пассажиром транспортного средства считается также физическое лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Одно и то же лицо не может быть одновременно и пешеходом, и водителем.

6.4. В абзаце 6 ст. 2 комментируемого Закона и Правилах дорожного движения не говорится о других участниках дорожного движения, однако они существуют: к ним относятся регулировщики (военные инспекторы или сотрудники полиции), рабочие, осуществляющие ремонтные работы на транспортных магистралях, техническое обслуживание средств регулирования движения транспортных средств, лиц, производящих на дороге аварийные работы, и другие лица. Со стороны этих лиц должны быть приняты соответствующие меры безопасности: например, иметь специальное светоотражающее снаряжение, предусмотренное для обязательного ношения при осуществлении надзора за дорожным движением, включить аварийную световую сигнализацию и (или) установить знак аварийной остановки, выставить переносные предупреждающие знаки и ограждения и т.п.

Итак, под другими участниками дорожного движения понимаются должностные лица транспортных, дорожных, коммунальных и иных предприятий и организаций, рабочие, производящие на дороге какую-либо работу, а также любые лица, действия которых могут повлиять на установленный порядок дорожного движения.

  1. Абзац 7 ст. 2 комментируемого Закона раскрывает значение термина «организация дорожного движения» — это комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Под организацией дорожного движения можно понимать деятельность по обеспечению скоростного режима на дорогах, подготовке и воспитанию участников дорожного движения, совершенствованию транспортных средств, инженерно-технических мероприятий и осуществлению контроля и надзора за безопасностью дорожного движения. Порядок осуществления такой деятельности закреплен в ряде документов, например, к ним относятся:

— Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения»;

— Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720 «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств»;

— распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. N 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации»;

— Приказ Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. N 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств»;

— Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»;

— письмо Минздрава РФ от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»;

— Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утв. Постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 г. N 221;

— Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», утв. Постановлением Госстандарта России от 1 февраля 2001 г. N 47-ст;

— Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», утв. Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 г. N 121-ст, и др.

Например, ГОСТ Р 52290-2004 устанавливает группы, изображения, размеры дорожных знаков, предназначенных для установки на улицах и дорогах с целью информирования участников дорожного движения об условиях и режимах движения, а также технические требования к знакам и применяемым для их изготовления материалам, методам испытаний.

  1. Абзац 8 ст. 2 комментируемого Закона раскрывает термин «дорога» — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

В комментируемом Законе закрепляется общий термин «дорога», включающий в себе все типы дорог, независимо от мест их расположения и назначения. Общим термином «дорога» охватываются не только специально обустроенные, но и также пригодные и используемые для дорожного движения полосы земли, например дороги промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий, проселочные дороги, переправы в зимний период года, горные дороги и т.д.

В ст. 3 Закона об автомобильных дорогах закрепляется понятие автомобильной дороги — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В п. 2 Постановления Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. N 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» указывается на то, что автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на следующие классы:

а) автомагистраль;

б) скоростная автомобильная дорога;

в) обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога).

Автомобильные дороги (внегородские), городские улицы и дороги проектируют и строят в соответствии с различными нормами. Как правило, в Российской Федерации при проектировании автомобильных дорог руководствуются нормами свода правил СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85» (утв. Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. N 266), а при проектировании улично-дорожной сети в городах и других населенных пунктах — свода правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010 г. N 820). Эти нормы содержат параметры, характеризующие улицы и дороги как инженерные сооружения.

  1. Абзац 9 ст. 2 комментируемого Закона определяет значение термина «транспортное средство» — это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Рассматриваемый термин охватывает любые виды транспортных средств, предназначенных для перевозки людей и грузов по дорогам, причем как механические, так и немеханические транспортные средства. Данный термин в комментируемом Законе используется в тех случаях, когда то или иное требование относится ко всем видам транспортных средств. Из анализа нормативно-правовых актов следует, что к транспортным средствам относятся: автомобиль, автобус, грузовой автомобиль, мотоцикл, мотороллер, мотоколяска, мототехника (мокики, квадроциклы, трициклы и другая колесная техника на их основе), механические транспортные средства, приводимые в движение двигателем (снегоходы, минитракторы и самоходные машины для сельскохозяйственных, дорожных, мелиоративных, строительных и иных работ), мопед, велосипед с подвесным мотором, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных, а также прицеп (полуприцеп и прицеп-роспуск), не оборудованный двигателем и предназначенный для движения в составе с механическим транспортным средством.

Транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в соответствии с законодательством Российской Федерации. Находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру.

Термин «транспортное средство», используемый в целях комментируемого Закона, необходимо отличать от термина «транспортное средство», закрепленного в п. 11 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Согласно данному Закону транспортные средства — это воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code