Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 1 ФЗ О безопасности дорожного движения

1. Пункт 1 рассматриваемой статьи декларирует, что комментируемый Закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Следует отметить, что данное положение более характерно для содержания преамбулы к Федеральному закону, которая в данном случае отсутствует, хоть и включено законодателем в статью, посвященную задачам комментируемого Закона.

Согласно ст. 4 комментируемого Закона правовые основы безопасности дорожного движения в Российской Федерации определяются не только им, но и другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Среди других нормативных актов, которые имеют отношение к сфере обеспечения безопасности дорожного движения и взаимосвязаны с задачами комментируемого Закона, можно назвать:

кодексы Российской Федерации: УК РФ, ГК РФ, КоАП РФ;

федеральные законы: Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»; Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»; Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Закон об автомобильных дорогах;

указы Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», которым утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (согласно п. 1 данного документа ГИБДД МВД РФ осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения); Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 250 «Вопросы организации полиции»;

постановления и распоряжения Правительства РФ: Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения», которым утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации; Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720, утвердившее Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств; распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. N 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации» (рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции при формировании региональных программ развития предусматривать меры по реализации мероприятий, предусмотренных Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года);

приказы федеральных органов исполнительной власти: Приказ Министерства здравоохранения СССР от 4 января 1983 г. N 3 «О профилактике дорожно-транспортных происшествий и совершенствовании системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях»; Приказ Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. N 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств»; Методические рекомендации от 29 января 2002 г. «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения (Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств)», утвержденные Минздравом РФ и Минтрансом РФ <1>; Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185, которым утвержден Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

———————————

<1> Письмо Минздрава РФ от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств».

 

— а также другие нормативно-правовые акты, которые принимаются и действуют в соответствии с комментируемым Законом (подробнее см. комментарий к ст. 4).

2. Пункт 2 рассматриваемой ст. 1 непосредственно определяет задачи комментируемого Закона, ими являются:

1) охрана жизни, здоровья и имущества граждан;

2) защита их прав и законных интересов;

3) защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Как мы видим, Закон называет три задачи, рассмотрим их далее более подробно.

2.1. Задача охраны жизни, здоровья и имущества граждан.

Право на жизнь закреплено в ст. 20 Конституции РФ и провозглашается первым в числе личных прав и свобод человека и гражданина. Право на жизнь — необходимое условие всех остальных прав, и с этой точки зрения является высшей личной ценностью. Признание прав и свобод, включая право на жизнь, высшей ценностью обусловлено тем, что Конституция РФ является по своей природе актом ограничения власти именно в целях обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации. Право на жизнь относится к основным неотчуждаемым, принадлежащим каждому от рождения универсальным правам и не может быть ограничено <2>.

———————————

<2> См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, Н.С. Бондарь и др.; под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. М.: Норма, Инфра-М, 2011.

 

Обеспечение безопасности дорожного движения имеет целью предупреждение, предотвращение и устранение явлений и опасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, имуществу граждан, предприятий, учреждений и организаций, и их последствий. Интересы безопасности дорожного движения любых видов транспортных перевозок, охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав, законных интересов и имущества — это основные приоритеты дорожного движения и в России, и в зарубежных странах. Именно в этих целях устанавливаются разрешительные режимы в области безопасности дорожного движения путем предупреждения транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Поэтому безопасность дорожного движения следует рассматривать с конституционно-правовой точки зрения как одну из гарантий конституционного права на жизнь. Конституция РФ, к сожалению, не регулирует данный вопрос, относя лишь к предметам ведения Российской Федерации федеральный транспорт, пути сообщения (п. «и» ст. 71). Конституции некоторых зарубежных стран регулируют сферу дорожного движения, что составляет основу развития текущего законодательства и положительно сказывается на безопасности дорожного движения и обеспечении права на жизнь. В связи с тем что в России на современном этапе повышение безопасности дорожного движения является актуальным вопросом для снижения смертности на дорогах, следует обратиться к опыту конституционного регулирования сферы дорожного движения в зарубежных странах <3>.

———————————

<3> См.: Коняев С.А. Конституционное регулирование сферы дорожного движения в зарубежных странах // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 7. С. 62, 64.

 

Охрана жизни и здоровья граждан возможна несколькими способами. А.А. Батяев в своей работе указывает, что она осуществляется путем предотвращения дорожно-транспортных происшествий и оказания как можно более скорой и своевременной медицинской помощи пострадавшим от дорожно-транспортных происшествий (в частности, законодательство предусматривает, что каждое транспортное средство может быть допущено к дорожному движению только при наличии аптечки водителя в автотранспортном средстве) <4>. В плане реализации федерального законодательства о безопасности дорожного движения и с целью снижения числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях, своевременного оказания само- и взаимопомощи участниками дорожных происшествий был издан Приказ Минздравмедпрома РФ от 20 августа 1996 г. N 325 «Об утверждении Состава и Рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной)». Средства, входящие в состав автомобильной аптечки первой помощи, предусмотренные приложением N 1, применяются при оказании первой помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий.

———————————

<4> См.: Батяев А.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (постатейный). М., 2006.

 

Д.А. Попов и К.Ю. Беляев также указывают на то, что «предотвращение дорожно-транспортных происшествий и оказание как можно более скорой и своевременной медицинской помощи пострадавшим от дорожно-транспортных происшествий» <5> могут действительно спасти жизнь и здоровье граждан.

———————————

<5> См.: Попов Д.А., Беляев К.Ю. Цели и задачи государственного регулирования в области дорожного движения и обеспечения его безопасности на современном этапе // Транспортное право. 2009. N 3. С. 38.

 

В соответствии со ст. ст. 1, 23 и 29 комментируемого Закона одним из видов медицинского обеспечения безопасности дорожного движения является обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств, цель которого — определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности. Следует также отметить установленную законодательно обязанность собственников (независимо от формы собственности) транспортных средств по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии.

Пункт 12 Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» запрещает должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств:

— выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр;

— допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории.

Статья 12.24 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. При этом примечание ст. 12.24 КоАП РФ предусматривает, что:

— под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности;

— под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Если в результате нарушения водителем транспортного средства правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств наступили последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека, то действия виновного образуют состав преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».

Квалифицирующими признаками тяжести вреда, причиненного здоровью человека, в отношении тяжкого вреда являются:

— вред, опасный для жизни человека;

— потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;

— прерывание беременности;

— психическое расстройство;

— заболевание наркоманией либо токсикоманией;

— неизгладимое обезображивание лица;

— значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;

— полная утрата профессиональной трудоспособности.

Порядок проведения судебно-медицинской экспертизы и порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии со ст. 62 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522 и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 мая 2010 г. N 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации».

В отношении охраны имущества граждан при обеспечении безопасности дорожного движения обратимся к п. 2 ст. 35 Конституции РФ, который закрепляет, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. При этом п. 1 ст. 1079 ГК РФ определяет, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в частности, сюда относится использование транспортных средств, механизмов и т.п.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.). Такие случаи нанесения вреда источником повышенной опасности могут возникнуть в результате дорожно-транспортных происшествий. Вопросы возмещения вреда, причиненного имуществу граждан при дорожно-транспортных происшествиях, тесно связаны с вопросами защиты жизни и здоровья пострадавших граждан.

Большую роль в реализации данной задачи комментируемого Закона по охране жизни, здоровья и имущества граждан играют сотрудники полиции. Как справедливо отмечает в своей работе А.П. Рыжаков, «Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» и Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 250 «Вопросы организации полиции» обязывают полицию в рамках исполнения своих полномочий оказывать в пределах своей компетенции правовую, медицинскую и иную помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, лицам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья, а также принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях необходимые меры по спасению людей, оказанию им первой медицинской (доврачебной) помощи, а также по охране имущества и своевременному информированию об этих обстоятельствах дежурного по органу внутренних дел, при необходимости — органов местного самоуправления и населения» <6>.

———————————

<6> Рыжаков А.П. Организация полиции в Российской Федерации. Разъяснение норм, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 250 «Вопросы организации полиции» // М., 2011.

 

Отметим также, что в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, был принят Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ, который определяет правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

2.2. Задача защиты прав и законных интересов граждан в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Данная задача имеет отношение к лицам, принимающим непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства. Необходимо указать на то, что на сегодняшний день на всех уровнях власти стоит вопрос о повышении обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Недостаточное обеспечение безопасности дорожного движения заметно влияет на безопасность в Российской Федерации в целом, затрагивает права и законные интересы граждан, является фактором, оказывающим негативное социальное влияние на обеспечение общественной безопасности в Российской Федерации.

Под обеспечением прав и законных интересов граждан можно понимать действия органов государственной власти по:

— возмещению материального и морального вреда;

— привлечению виновных лиц к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, уголовной ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Для решения данной задачи необходимо, чтобы уполномоченные должностные лица качественно и своевременно выполняли процессуальные действия и объективно проводили расследования по фактам дорожно-транспортных происшествий. Как верно отмечает А.А. Батяев, «определенная недобросовестность наблюдается и со стороны страховых компаний, чьи агенты выезжают на место дорожно-транспортного происшествия и фиксируют его результаты. Своевременное установление виновного в случившемся дорожно-транспортном происшествии и надлежащая фиксация доказательств его вины как раз и обеспечивают достижение задачи по защите прав и законных интересов граждан, пострадавших от дорожно-транспортного происшествия» <7>.

———————————

<7> Батяев А.А. Указ. соч.

 

Необходимо указать, что в целях защиты прав и законных интересов граждан в области обеспечения безопасности дорожного движения органы исполнительной власти, комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации принимают меры по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения на территории субъекта, определяют приоритетные направления деятельности по предупреждению дорожно-транспортной аварийности и др.

2.3. Задача по защите интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Данная задача заключается в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, направленной на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий, увеличение пропускной способности улично-дорожной сети, улучшение эксплуатационного состояния объектов дорожно-транспортной инфраструктуры путем проведения ремонтных работ, а также установки новых знаков и нанесения разметки на дорогах (отсутствие дорожной разметки создает существенную угрозу безопасности дорожного движения) и улучшение информационного обеспечения деятельности системы профилактики правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Необходимость решения рассматриваемой задачи находит отражение и в региональных и муниципальных нормативных актах. Так, например, согласно Постановлению администрации г. Ставрополя от 13 ноября 2010 г. N 3500 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Лик города Ставрополя на 2011 — 2013 годы» одной из задач программы является защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

  1. Положения комментируемой статьи определяют задачи правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения. Они задают основной вектор правового регулирования в данной области, который должен прослеживаться и в правовых актах, принимаемых и действующих в соответствии с комментируемым Законом.

Пример: М.К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абз. 2 п. 10 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396, в части, предусматривающей возможность прохождения самостоятельной подготовки водителей на получение права на управление транспортными средствами категорий «A» и «B»; подп. 5 п. 16 Правил дорожного движения в части, устанавливающей, что лицо, желающее получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и получившее подготовку в индивидуальном порядке, не представляет в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения документ о прохождении обучения. В обоснование заявленного требования М.К. ссылался на то, что оспариваемые положения противоречат, в частности, ст. 1 комментируемого Закона, поскольку не содержат требований прохождения самостоятельной подготовки в объеме соответствующих программ и не обязывают представлять в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения сведения, подтверждающие прохождение такой подготовки, а также нарушают его права и права его близких на охрану жизни, здоровья и имущества, защиту прав и законных интересов, а также на защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (что закреплено в ч. 2 ст. 1 комментируемого Закона).

Решением ВС РФ от 7 июня 2012 г. в удовлетворении заявления М.К. было отказано (подробнее см. решение Верховного Суда РФ от 7 июня 2012 г. N АКПИ12-688).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code