Глава 27. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА


 Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

Комментарий к статье 263

1. Непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта и метрополитена.

Дополнительным объектом преступления по ч. 1 выступает здоровье или собственность, по ч. ч. 2 и 3 — жизнь человека.

2. Объективная сторона по конструкции представлена материальным составом. Она характеризуется наличием трех обязательных признаков: общественно опасным деянием, вредными последствиями и причинной связью между ними. Общественно опасное деяние выражено в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта и метрополитена. Чтобы разобраться, какие правила были нарушены, необходимо посмотреть, в частности, Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в ред. от 28.07.2012), Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г. (в ред. от 19.07.2011), Кодекс РФ об административных правонарушениях, Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. (в ред. от 28.07.2012), Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. (в ред. от 25.06.2012).

Железнодорожный транспорт представляет собой производственный технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав. Инфраструктура железнодорожного транспорта — железнодорожные пути, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и т.п. К железнодорожному подвижному составу относятся все виды подвижного состава, используемые на железнодорожных путях общего пользования, подъездных путях предприятий и метрополитена. Подъездные пути, предназначенные для обслуживания предприятий и не связанные с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей, не относятся к железнодорожному транспорту по смыслу данной статьи.

Воздушный транспорт — совокупность судов гражданской авиации и иных средств воздухоплавания (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и т.п.). Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации военного воздушного транспорта квалифицируется по ст. 351 УК.

Водный транспорт может быть морским и речным. Морской и речной транспорт включают в себя: плавучие средства, осуществляющие перевозки людей и грузов; суда, проводящие научно-исследовательские и другие работы на море либо на реках, озерах, каналах, водохранилищах. Маломерные морские и речные суда также считаются водным транспортом. По смыслу ст. 263 УК не относятся к водным транспортным средствам военные корабли всех типов и видов, подводные лодки военного назначения, так как преступления по поводу их квалифицируются по ст. 352 УК. Водными транспортными средствами не признаются также подводные морские аппараты всех видов, спускаемые на те или иные морские глубины в исследовательских целях.

Нарушение правил может быть допущено как действием, так и бездействием. Нарушение правил безопасности движения означает различного рода отступления от установленного порядка управления транспортом — проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута и т.п. Нарушение правил эксплуатации включает в себя несоблюдение установленных требований, обеспечивающих безопасное использование железнодорожного, воздушного и водного транспорта: допуск к управлению транспортным средством посторонних лиц, выпуск в рейс воздушного судна в нелетную погоду и т.п.

3. Преступление считается оконченным с момента наступления общественно опасного последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью или крупного ущерба. Понятие тяжкого вреда здоровью человека раскрывается в ст. 111 УК.

Необходимо установить причинно-следственную связь между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта либо отказом такого лица от исполнения обязанностей, если такой отказ законодательно запрещен, и наступившим тяжким вредом здоровью или крупным ущербом (который согласно примечанию к статье должен превышать один миллион руб.). Следует учитывать, что последствия могут быть обусловлены несколькими деяниями, каждое из которых само по себе либо в совокупности с другими могло привести к причинению указанных в законе последствий.

4. Субъективная сторона характеризуется неосторожностью по отношению к наступившим последствиям в виде легкомыслия или небрежности. Виновный предвидит возможность наступления общественно опасных последствий нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта либо метрополитена, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает, что последствие в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека не наступит, либо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий нарушения правил, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть наступления такого вреда. По отношению к нарушению правил вина может быть и умышленной, и неосторожной. Умышленные действия по вождению и эксплуатации могут образовывать составы иных преступлений. Если нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства осуществлено умышленно в целях причинения тяжкого вреда здоровью человека, содеянное должно квалифицироваться как преступление против здоровья человека (ст. 111 УК).

5. Субъект преступления специальный — лицо, непосредственно управляющее железнодорожным, воздушным, водным транспортом, а также лицо, которое в силу занимаемой должности или выполняемой работы обязано соблюдать правила безопасности движения (механик, диспетчер, наземный руководитель полетов и др.) или выполнять свои трудовые обязанности.

6. Квалифицированный состав характеризуется совершением указанного деяния, влекущего по неосторожности смерть человека.

7. Особо квалифицированный состав предполагает ответственность за причинение смерти двум или более лицам.

8. Ответственность за указанные действия исключается при обстоятельствах, указанных в ст. 271.1 УК.

 

Статья 263.1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах

Комментарий к статье 263.1

 

1. Диспозиция комментируемой статьи носит бланкетный характер. Для правильного понимания сути транспортной безопасности и средств ее обеспечения необходимо знание норм Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (ред. от 18.07.2011). Нормы Закона раскрывают основные понятия, которые характеризуют объект посягательства и другие признаки, выделенные в диспозиции комментируемой статьи. Согласно ст. 1 Закона транспортная безопасность означает состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности состоит в реализации определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; объекты транспортной инфраструктуры — это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; транспортные средства — это воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.

2. Непосредственным объектом преступления следует признать общественные отношения по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и при обслуживании транспортных средств.

3. Данный состав преступления в теории уголовного права относят к деяниям с реальным причинением вреда. Стадии приготовления и покушения отсутствуют, моментом окончания преступления признается наступление указанных в законе последствий. Совершение лишь одних незаконных действий влечет ответственность иного рода (дисциплинарная, административная).

4. Объективная сторона включает три обязательных признака: деяние в форме бездействия (неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности); последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба иным интересам; причинная связь между бездействием и наступившими последствиями. По поводу тяжкого вреда здоровью человека см. комментарий к ст. 111 УК. Крупным ущербом, согласно примечанию к комментируемой статье, признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. рублей.

5. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины, которая может быть в виде легкомыслия или небрежности.

6. Субъект преступления специальный — физическое вменяемое лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности.

7. В ч. ч. 2 и 3 предусмотрена повышенная ответственность за действия виновного, повлекшие соответственно смерть одного человека или двух и более лиц.

 

Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Комментарий к статье 264

 

1. Непосредственный объект рассматриваемого состава преступления — общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения или эксплуатации транспортного средства. Дополнительным объектом выступают по ч. ч. 1 и 2 здоровье человека, по ч. ч. 3, 4, 5 и 6 — жизнь человека или многих людей.

2. Объективная сторона имеет свою специфику. Ответственность фактически наступает за причинение указанных в законе последствий, но при установлении причинной связи между наступившими последствиями и предшествующим им нарушением правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства. Для правильной квалификации необходимо уточнить, какие конкретные правила были нарушены, а для этого в обязательном порядке надо изучить Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196 «О безопасности дорожного движения» (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873; 2002. N 18. Ст. 1721) (в ред. от 28.07.2012), Правила дорожного движения РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (в ред. от 19.07.2012). В Постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 9 декабря 2008 г. N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением Правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» указывается, что, признавая лицо виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Под дорожным движением принято понимать движение наземных механических транспортных средств по автомагистралям, шоссе, городским улицам, иным дорогам и проездам. Под транспортным средством понимаются любые механические самоходные транспортные средства, оборудованные автономным двигателем объемом не менее 50 куб. см и способные развивать скорость не менее 50 км/ч.

Под транспортными средствами, о которых говорится в ст. ст. 264 — 268 УК, наряду с автомобилями следует понимать автомототранспортные средства, подлежащие регистрации в ГИБДД, пассажирские и грузовые трамваи и троллейбусы, все виды тракторов, а также строительные, погрузочные (автопогрузчик, автокран), уборочные, дорожные (автогрейдер, асфальтоукладчик и др.), сельскохозяйственные (например, комбайны) и тому подобные специальные самоходные машины, мотоциклы, мотоколяски, мотонарты и иные механические средства, выполняющие не только транспортные, но и иные функции. Транспортные средства делятся на эксплуатационные и учебные. В связи с тем что учебные машины сохраняют свойство повышенной опасности, при управлении ими тоже может быть совершено рассматриваемое преступление.

Безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения как водитель транспортного средства, пешеход, пассажир. Организация дорожного движения — комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Порядок эксплуатации регламентируется как указанными Правилами, так и другими нормативными документами, устанавливающими, например, требования к техническому обслуживанию и осмотру машин, транспортировке отдельных грузов, допуску водителей к управлению транспортом, хранению и сбережению машин и т.д.

Нарушение правил возможно путем как действия, так и бездействия. Нарушение Правил дорожного движения может выражаться в превышении установленной скорости движения, в выезде на встречную полосу движения, в игнорировании дорожных знаков и т.п. Нарушение правил эксплуатации транспортных средств — в перевозке пассажиров на не предназначенном для этого транспортном средстве, стоянке машины в неположенном месте, буксировке на слабом тросе и т.п. По ст. 264 УК не могут квалифицироваться нарушения правил технической эксплуатации и иных правил предосторожности при производстве ремонта автомобилей, тракторов, городских электротранспортных средств, при заправке горючим, производстве погрузочно-разгрузочных работ и т.д. В этих случаях посягательство направлено на иной объект — нормальные безопасные условия труда и т.д.

Для определения тяжести вреда здоровью, причиненному потерпевшему или потерпевшим, обязательно назначение судебно-медицинской экспертизы. Кроме того, обязательным признано проведение автотехнической экспертизы для определения исправности транспортного средства.

Существенной новеллой следует признать дополнение комментируемой статьи указанием о повышенной ответственности лица, совершившего деяние при управлении транспортным средством в состоянии опьянения. Данный квалифицирующий признак положен в основание дифференциации ответственности. Поэтому по ч. 2 ответственность предусмотрена за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное лицом, управлявшим транспортным средством в состоянии опьянения. По ч. 3 ответственность наступает при гибели одного человека, а по ч. 4 — за то же самое, но при управлении транспортным средством в состоянии опьянения. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает ответственность при гибели двух или более человек, а ч. 6 — за аналогичное деяние, но при управлении транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения. В зависимости от количества погибших и состояния опьянения установлены жесткие санкции, вплоть до 9 лет лишения свободы. Следует признать обоснованным ужесточение ответственности при указанных обстоятельствах, но с точки зрения системности уголовного права нарушаются концептуальные подходы. Состояние опьянения не выделено в Общей части как обстоятельство, отягчающее наказание. За совершение других, более опасных умышленных преступлений состояние опьянения не имеет принципиального значения, что не позволяет говорить об универсальности количественных и качественных характеристик общественной опасности и их значении для дифференциации ответственности. Если в результате нарушений наступили последствия, предусмотренные разными частями ст. 264 УК, то инкриминируются все, но содеянное квалифицируется по той части, которая предусматривает более тяжкие последствия.

Причинение вреда личности при осуществлении на самоходных машинах производственных процессов не подпадает под признаки рассматриваемого состава и должно квалифицироваться в зависимости от конкретных обстоятельств дела как преступление против личности или как нарушение правил по технике безопасности.

3. Потерпевшими могут быть любые лица, которые пострадали от транспортной аварии, в том числе и родственники виновного или иные близкие ему лица.

Следует учитывать, что уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств наступает вне зависимости от места, где было допущено нарушение. Дорожное движение в основном осуществляется по дорогам, но может происходить и в условиях бездорожья, во дворе, поле, на автомобильных стоянках и т.п.

4. Субъективная сторона комментируемого преступления характеризуется по отношению к наступившим последствиям неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.

При привлечении к уголовной ответственности за преступление, совершенное по неосторожности в форме преступной небрежности, следует иметь в виду, что закон требует в каждом конкретном случае устанавливать не только обязанность, но и реальную возможность лица предвидеть наступившие вредные последствия. Последняя может быть ограничена как объективными условиями, в которых возникло дорожно-транспортное происшествие, так и субъективными особенностями человека.

Водитель автомашины не должен нести уголовной ответственности за аварию вследствие самоуправных действий другого лица, которые по обстоятельствам дела водитель не мог предвидеть и предотвратить.

Если по делу установлено, что причинение вреда здоровью или смерти потерпевшему охватывалось умыслом виновного, то содеянное следует рассматривать как умышленное преступление против здоровья и жизни.

В тех случаях, когда виновным последовательно совершены два самостоятельных преступления — одно автотранспортное, а другое — против здоровья и жизни личности, его действия надлежит квалифицировать по совокупности преступлений.

5. Субъект преступления специальный — вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет и управляющее транспортным средством. Состояние опьянения в настоящее время является квалифицирующим признаком, который включен в предмет доказывания. В каждом подобном случае требуется официальное заключение судебно-медицинской экспертизы, объективно подтверждающее состояние опьянения лица, управлявшего транспортным средством. Для квалификации деяния по ст. 264 УК не имеет значения, имел ли виновный водительские права. При поездке на учебной машине с двойным управлением ответственность за нарушенные правила вождения несет инструктор, так как согласно Правилам дорожного движения обучающий вождению приравнивается к водителю. Вместе с тем следует учитывать, что согласно Правилам дорожного движения обучаемый считается водителем транспортного средства. Поэтому в случаях, когда будет установлено, что нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств произошло по вине курсанта, пренебрегшего указаниями инструктора, то не исключается привлечение к уголовной ответственности обучаемого лица.

Действие водителя, виновного в нарушении Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшем причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, и заведомо оставившего без помощи потерпевшего, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 264 и 125 УК.

Если водитель был виновен в нарушении указанных правил, но жизнь или здоровье были поставлены под угрозу в результате происшествия с управляемым им автомототранспортным средством, то неоказание помощи потерпевшему должно квалифицироваться по ст. 125 УК.

С учетом этих обстоятельств следует решать вопрос как об основном, так и о дополнительном наказании — лишении права управлять транспортными средствами (ч. 1 ст. 264 УК).

 

Статья 265. Утратила силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

 

Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

Комментарий к статье 266

 

1. Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие качественный ремонт транспортных средств и эксплуатацию транспортных средств, участвующих в движении. Дополнительным объектом выступают по ч. 1 — здоровье, по ч. ч. 2 и 3 — жизнь человека. Предметом признаются транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи либо иное транспортное оборудование.

2. О понятии транспорта разъясняется в комментарии к ст. ст. 263 и 264 УК.

Пути сообщения включают в себя: а) на железнодорожном транспорте — железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью. Их неотъемлемыми элементами также являются: дистанции пути, диспетчерские службы, линии электропередачи и др.; б) на воздушном — взлетно-посадочную полосу, рулежную дорожку и т.п.; в) на водном транспорте — пути следования морских либо речных судов из одного порта в другой; г) на автомобильном транспорте — проезжую часть дороги.

Под средствами сигнализации понимается процесс передачи сигналов, включающий в себя средства для подачи условной информации: команд, донесений, оповещения, опознания, управления, оповещения о бедствии, согласований и т.д. Сигнализация может быть звуковой (звонок, сирена), световой (зрительной — мигание лампочки, светофор, семафор, маяки и т.п.), радио.

Средствами связи признаются технические устройства, предназначенные для приема и передачи текстовой информации. Связь может быть телефонной, телеграфной, факсимильной, телевизионной, видеотелефонной, сигнальной и т.д. По средствам и среде распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную, космическую, оптическую, сотовую, лазерную и др. Возможна связь с подвижными средствами. По дальности действия связь может быть дальней и ближней.

Иное транспортное оборудование — это совокупность механизмов, технических устройств и приборов, обеспечивающих безопасность функционирования транспорта (эстакады, радиолокаторы и т.п.).

3. Объективная сторона выражается в: а) недоброкачественном ремонте транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования; б) выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств. Наиболее важный признак объективной стороны — наступление последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека. Между действием и последствиями должна быть установлена причинная связь.

Недоброкачественный ремонт — это такой ремонт указанных предметов, который не соответствует необходимым техническим требованиям, обеспечивающим безопасность функционирования транспортных средств, а также элементов технической системы их эксплуатации. Например, недоброкачественный ремонт может заключаться в устранении не всех неисправностей подвижного железнодорожного состава или в установке деталей, срок эксплуатации которых уже истек.

При недоброкачественной работе ремонтируемое транспортное оборудование не соответствует необходимым техническим требованиям, обеспечивающим безопасность функционирования транспорта и элементов технической системы его эксплуатации.

Выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств означает разрешение использовать транспортное средство, имеющее какие-либо технические неисправности, способные создать при движении аварийную ситуацию и в результате привести к опасным последствиям.

Разрешение может иметь как устную (например, устное разрешение, иное непринятие мер, способных пресечь использование транспорта в технически неисправном состоянии), так и письменную форму (например, выдача водителю путевого листа, пропуск транспорта через пункт технического контроля).

Рассматриваемое преступление может совершаться в форме действия (например, техническая ошибка в ремонте средств сигнализации и связи, выдача разрешения на выпуск в эксплуатацию транспортных средств с неисправным тормозом) или бездействия (например, непринятие мер к замене тормозных колодок, сокращению рельсовых зазоров, укреплению межрельсовых накладок). Оно считается оконченным с момента наступления последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека по ч. 1 или причинения смерти по ч. ч. 2 и 3 этой нормы. При отсутствии последствий, указанных в ст. 266 УК, недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями могут влечь лишь дисциплинарную, административную или материальную ответственность.

4. Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.

5. Субъект преступления специальный — физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет и обладающее следующими признаками: а) его служебная деятельность непосредственно связана с ремонтом транспорта; б) он является ответственным за техническое состояние транспортного средства и имеет правомочия по выпуску их в эксплуатацию; в) он — владелец либо водитель индивидуального транспортного средства, разрешивший другому лицу эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства.

 

Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Комментарий к статье 267

 

1. Непосредственным объектом выступает общественное отношение, характеризующее исправное состояние транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а также транспортной коммуникации. Дополнительный объект по ч. 1 — здоровье и собственность, по ч. ч. 2 и 3 — жизнь. К предмету анализируемого преступления относятся транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи и иное транспортное оборудование, понятие которых дано в комментарии к предыдущей статье, а равно транспортные коммуникации. Под последними понимаются постоянные маршруты движения транспортных средств, а также сооружения, специально оборудованные в целях обеспечения безопасности движения транспорта.

2. С объективной стороны рассматриваемое деяние характеризуется тремя обязательными признаками: деянием, выразившимся в разрушении, повреждении, приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние перечисленных выше предметов либо блокировании транспортных коммуникаций; последствиями в виде тяжкого вреда здоровью человека или причинения крупного ущерба; причинной связью между деянием и последствиями.

Под разрушением понимается приведение в полную негодность транспортного средства или транспортного оборудования, полный распад системы, в силу которого она теряет способность функционировать и не подлежит восстановлению либо из-за технической возможности, либо из-за экономической нецелесообразности.

Повреждение — частичное изменение в структуре и форме технической системы, в силу которого она полностью или частично теряет свои функциональные способности, но может быть восстановлена. Способы разрушения или повреждения могут быть самыми разнообразными (например, отвинчивание гаек, прикрепляющих рельсы к шпалам).

Приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние может заключаться в любых действиях, в результате чего транспортные средства или технические системы не могут быть использованы по предназначению (например, затопление транспортного средства, вложение в механизмы посторонних предметов и т.п.).

Блокирование транспортных коммуникаций заключается в создании препятствий для свободного передвижения транспорта (например, преграждение дороги, взлетной полосы, акватории порта и т.д.).

Под крупным ущербом можно понимать как материальный ущерб, так и дезорганизацию работы транспорта. Следует учитывать, что понятие крупного ущерба относится к разряду оценочных. Вопрос о признании причиненного ущерба крупным решается судом с учетом обстоятельств конкретного дела.

3. Состав преступления — материальный. Преступление считается оконченным при наступлении указанных в законе последствий.

4. Деяние с субъективной стороны предлагает неосторожную форму вины в виде легкомыслия или небрежности.

5. Субъектом преступления является физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 14 лет.

6. Квалифицирующим признаком настоящего преступления является неосторожное причинение смерти одному человеку (ч. 2) либо двум или более лицам (ч. 3).

7. От преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 167, 214 УК, комментируемое преступление отличается предметом посягательства. Разрушение или повреждение путей и средств сообщений, совершенные в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, образуют признаки состава диверсии (ст. 281 УК). Те же деяния, совершенные путем взрыва, поджога либо иным способом, создающим опасность гибели людей или наступления иных общественно опасных последствий в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие решений органами власти, квалифицируются по ст. 205 УК.

 

Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

Комментарий к статье 268

 

1. Непосредственным объектом данного преступления является общественное отношение, обеспечивающее безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, а дополнительным объектом — здоровье (ч. 1) и жизнь человека (ч. ч. 2 и 3).

Безопасность обеспечивается соблюдением соответствующих правил как лицами, ответственными за вождение и эксплуатацию транспорта, так и другими участниками движения.

Правила, охраняющие безопасность движения и эксплуатацию транспорта, регламентируются различными нормативными актами (положениями, наставлениями, инструкциями, памятками и т.д.), особыми для каждого вида транспорта (автомобильного, городского электротранспорта, железнодорожного, водного и воздушного), в том числе и ведомственного.

2. Объективная сторона содержит три обязательных признака: деяние в виде нарушения участником движения соответствующих правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств; последствия в виде тяжкого вреда здоровью человека; причинная связь между ними. В связи с этим состав преступления считается материальным. Преступление окончено при наступлении указанных преступных последствий.

Деяние выражается в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации любого вида транспорта любым участником движения, кроме лиц, указанных в ст. ст. 263 и 264 УК.

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта заключается в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении действующих на железнодорожном, воздушном, водном и городском наземном видах транспорта правил, обеспечивающих указанную безопасность. Нарушение может заключаться, например, в переходе улицы в неположенном месте.

При причинении вредных последствий на гужевом транспорте виновный должен нести ответственность по статьям УК о преступлениях против личности. Однако если работник гужевого транспорта нарушает своими действиями работу указанных выше видов механического транспорта (неправильно выезжает на шоссейную дорогу, нарушает правила проезда железнодорожных переездов, оставляет груз на проезжей части и т.п.) и тем самым вызывает его аварию, его действия подпадают под признаки ст. 268 УК.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности, которая определяется по отношению к последствиям. При этом виновный сознательно либо по невнимательности нарушает установленные на транспорте правила, обеспечивающие порядок и безопасность движения, но действует легкомысленно или по небрежности.

4. Субъектом преступления может быть пассажир, пешеход или иной участник движения, достигший возраста 16 лет, за исключением лиц, указанных в ст. ст. 263 и 264 УК.

5. Квалифицированный и особо квалифицированный составы характеризуются более тяжкими последствиями: гибелью в результате нарушения правил одного человека (ч. 2 ст. 268 УК) или гибелью двух и более лиц (ч. 3 ст. 268 УК).

 

Статья 269. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов

Комментарий к статье 269

 

1. Непосредственным объектом рассматриваемой нормы выступает общественное отношение, обеспечивающее безопасность функционирования магистральных трубопроводов. Дополнительный объект — здоровье (ч. 1) и жизнь (ч. ч. 2 и 3).

2. Предмет преступления — магистральный трубопровод, под которым понимается комплекс сооружений и технических средств, предназначенных для транспортировки нефтяных газов и нефтепродуктов. Они могут быть магистральными, т.е. несущими основной поток содержимого вещества, вспомогательными (ответвляющиеся по потребителям линии) и складскими (наземные, подземные, подводные). Нарушение правил, обеспечивающих безопасное функционирование иных нефтепродуктопроводов, должно рассматриваться в зависимости от наступивших последствий как повреждение или уничтожение имущества, либо как нарушение правил по технике безопасности, либо как преступление против личности. При отсутствии последствий деяние может влечь дисциплинарную, материальную или административную ответственность.

3. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражено в деянии в виде нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистрального трубопровода. Для правильной квалификации преступных деяний необходимо обратиться к специальным ведомственным нормативным правовым актам, регулирующим строительство, эксплуатацию и ремонт магистрального трубопровода. К ним относятся, в частности, Правила технической эксплуатации магистральных трубопроводов, Правила охраны магистральных трубопроводов.

4. Строительство магистрального трубопровода включает в себя как непосредственно его сооружение, так и проектирование, испытание на прочность и проверку на герметичность. Эксплуатация магистрального трубопровода предлагает безопасное его функционирование в соответствии с предназначением. Ремонт означает устранение неисправностей магистрального трубопровода. Он может быть текущим, средним и капитальным.

5. Преступление считается оконченным с момента наступления тяжкого вреда здоровью (ч. 1) или смерти (ч. ч. 2 и 3).

6. Субъективная сторона рассматриваемого преступления включает в себя вину в форме неосторожности. При этом виновный сознательно нарушает известные ему правила безопасности, предвидит возможность наступления тяжкого вреда здоровью или смерти, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие) либо не предвидит наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть (преступная небрежность). Умышленное отношение к наступлению последствий должно влечь ответственность по иным статьям УК (например, за преступления против личности, имущественное преступление, а при наличии цели подрыва экономической безопасности и обороноспособности страны — за преступления против безопасности государства и пр.).

7. Субъект — физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 лет, которое осуществляет работы, связанные со строительством, ремонтом и эксплуатацией магистрального трубопровода, т.е. субъект — специальный.

 

Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Комментарий к статье 270

 

1. В качестве непосредственного объекта выступает общественное отношение, обеспечивающее безопасность движения и эксплуатации водного транспорта. Дополнительным объектом являются интересы жизни, здоровья и собственности. Потерпевшими признаются терпящие бедствие люди (один человек), находящиеся в воде, на борту тонущего судна, в лодке или на плоту, жизни и здоровью которых угрожает серьезная опасность.

2. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в невыполнении капитаном судна его международно-правовой обязанности по оказанию помощи терпящим бедствие на море или на ином водном пути (судоходном озере или реке) при наличии в создавшейся обстановке реальной возможности оказания помощи людям, терпящим бедствие, без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Ведомственными нормативными правовыми актами, действующими на морском и речном флоте, а также отдельными положениями международного права предусмотрены требования, согласно которым капитан корабля, получивший сигнал бедствия или обнаруживший на водных путях находящегося в опасности человека, плот, судно, обязан оказывать помощь терпящим бедствие, одновременно принимая все меры к тому, чтобы не подвергнуть опасности свое судно. В случае, когда оказание помощи сопряжено с серьезной опасностью для судна, экипажа и пассажиров, капитан освобождается от указанной обязанности. Серьезной признается опасность, угрожающая судну в целом, а также жизни и здоровью пассажиров и членов экипажа (наличие реального риска взрыва, пожара на судне, опасность оказаться за бортом и т.д.). По общему правилу не может признаваться серьезной опасность, угрожающая материальным ценностям, находящимся на судне. Не могут служить обстоятельствами, оправдывающими неоказание помощи терпящим бедствие, такие аргументы, как нарушение графика плавания, сроков прибытия в пункт назначения, наступление имущественного ущерба (как в виде прямого материального вреда, так и упущенной выгоды) и т.п.

Отказ терпящих бедствие от принятия помощи, по общему правилу, исключает состав данного преступления.

3. Состав формальный, и преступление считается оконченным с момента бездействия капитана в условиях необходимости оказания помощи терпящим бедствие на море или ином водном пути. При решении вопроса об ответственности капитана за неприбытие к месту, где терпит бедствие водное судно, надлежит установить, что капитаном корабля получен сигнал SOS. Информация о бедствии может поступить как от экипажа судна, терпящего бедствие, так и от третьих лиц. Кроме того, необходимо установить, что получившее просьбу о помощи водное судно находилось от терпящих бедствие на расстоянии, позволяющем прибыть к месту происшествия для ее оказания. Ответственность наступает независимо от того, спаслись или погибли терпящие бедствие люди.

Состав неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие опирается на положения ст. 98 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., согласно которой каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров, оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать; после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет.

4. По объективной стороне преступления на квалификацию влияют место совершения преступления и обстановка. Местом совершения выступают водные пути. Под водными путями понимается водное пространство, которое используется для судоходства. К ним относятся открытые и внутренние моря, территориальные воды Российской Федерации и другого государства. Обстановка — терпящее бедствие судно, лодка и т.д.

5. С субъективной стороны это преступление совершается с прямым умыслом, т.е. капитан судна осознает наличие серьезной опасности для людей, которые терпят бедствие на водном пути, и то, что у него имеется возможность оказать им помощь без ущерба для своего корабля, но желает уклониться от оказания необходимой людям помощи. Мотив и цель преступления на квалификацию не влияют. Мотивами поведения капитана могут быть враждебное отношение к экипажу и пассажирам судна другой страны, ложно понятые интересы службы, карьеристские соображения и другие побуждения.

6. Субъект преступления специальный — капитан судна либо лицо, исполняющее обязанности капитана во время его болезни или в связи с его отдыхом.

Действия членов экипажа, не выполнивших приказ капитана об оказании помощи терпящим бедствие, могут быть квалифицированы по ст. 125 УК. По этой же статье несет ответственность капитан судна, терпящего бедствие, за неоказание помощи членам своего экипажа или пассажирам. Оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, влечет ответственность по ст. 345 УК.

 

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

Комментарий к статье 271

 

1. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются отношения, затрагивающие безопасность международных полетов. Диспозиция носит бланкетный характер и требует знания специальных нормативных актов. Международным считается полет воздушного судна, который происходит в воздушном пространстве более чем одного государства. Под воздушным средством понимаются пилотируемые самолет, вертолет, дирижабль и т.п. Вид воздушного транспорта, а также его принадлежность какому-либо государству не оказывают влияния на квалификацию. Правилами международных полетов признаются правила пользования воздушным пространством того или иного государства. Правила международных полетов над территорией Российской Федерации регламентируются не только национальными нормативными правовыми актами, в частности, Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012), Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г. и др., но и некоторыми положениями международного права.

2. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в несоблюдении командиром воздушного судна и его экипажем во время международного полета указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил международных полетов. В частности, в ст. 6 Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. указывается, что никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции. В ст. 9 этой Конвенции также предусматривается, что каждое государство вправе по соображениям военной необходимости или общественной безопасности ограничить или запретить полеты воздушных судов других государств над определенными зонами своей территории при условии, что в этом отношении не будет проводиться никакого различия между занятыми в регулярных международных воздушных сообщениях воздушными судами данного государства и воздушными судами других государств, занятых в аналогичных сообщениях. Такие запретные зоны должны иметь разумные размеры и местоположение, с тем чтобы без необходимости не создавать препятствий для аэронавигации. В Российской Федерации такие участки воздушных трасс для международных полетов определены Приказом Министерства транспорта РФ от 9 июля 2007 г. N 90 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации при подготовке к выполнению международных полетов».

Данное преступление считается оконченным с момента нарушения указанных Правил.

3. С субъективной стороны рассматриваемое преступление может быть совершено как с умышленной формой вины, так и по неосторожности. Мотив и цель на квалификацию не влияют, но могут учитываться при назначении наказания.

4. Субъектом преступления может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и ответственное за соблюдение правил международных полетов. В частности, это командиры кораблей, другие лица, осуществляющие пилотирование воздушного судна, члены экипажа, авиационные диспетчеры. Это может быть гражданин России, иностранного государства либо лицо без гражданства.

Ответственность экипажа исключается, если он действует по принуждению (например, в случае захвата самолета террористами, согласно ст. 40 УК). Также исключается уголовная ответственность за нарушение правил международных полетов, если они были вынужденными, что возможно, например, вследствие стихийного бедствия, технических неполадок, плохой видимости, действия различных помех естественного или искусственного происхождения. Однако и в этих случаях судно при наличии технической возможности должно подать сигнал бедствия, совершить посадку в указанном месте, выполнить другие требования; иначе возможно признание нарушений правил международных полетов.

5. Нарушение правил международных полетов может быть сопряжено с другими преступлениями: контрабанда (ст. 229.1 УК), террористический акт (ст. 205 УК), захват заложников (ст. 206 УК), угон воздушного судна (ст. 211 УК), диверсия (ст. 281 УК) и т.п. В этом случае нарушение правил международных полетов квалифицируется по совокупности. Если нарушение правил международных полетов с целью совершить такие преступления было пресечено, представляется, что содеянное образует совокупность оконченного преступления, квалифицируемого по рассматриваемой статье, и приготовление к иному преступлению. Нарушение правил полета воздушных судов на внутренних линиях при наличии соответствующих оснований должно квалифицироваться по ст. 263 УК.

 

Статья 271.1. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации

Комментарий к статье 271.1

 

1. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность использования воздушного пространства Российской Федерации. При этом согласно Федеральным правилам использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 27.09.2011), под безопасностью использования воздушного пространства понимается комплексная характеристика установленного порядка использования воздушного пространства, определяющая его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам. Диспозиция носит бланкетный характер и требует знания специальных нормативных актов. Таковыми главным образом выступают Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (ред. от 25.06.2012), Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 06.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 23.02.2012), а также Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138; Приказ Минтранса РФ от 22.09.2011 N 253 «Об утверждении границ зон и районов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, границ районов аэродромов, аэроузлов, вертодромов, границ классов воздушного пространства» (зарегистрирован в Минюсте РФ 11.11.2011 N 22278).

Дополнительный объект — общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья человека.

2. Объективная сторона содержит три обязательных признака: деяние в виде использования воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации; последствия в виде тяжкого вреда здоровью или смерти человека; причинная связь между ними.

Состав преступления является материальным по конструкции. Преступление окончено при наступлении указанных преступных последствий.

В том случае, если лицо использовало воздушное пространство Российской Федерации без соответствующего обязательного разрешения и эти действия не повлекли последствий в виде тяжкого вреда здоровью или смерти человека, содеянное при наличии к тому оснований может повлечь административную ответственность (ст. 11.4 «Нарушение правил использования воздушного пространства» КоАП РФ).

В соответствии со ст. 1 Воздушного кодекса РФ под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Согласно ч. 1 ст. 11 Воздушного кодекса РФ использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

В соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства Федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. Так, согласно Федеральным правилам использования воздушного пространства Российской Федерации использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.

Границы соответствующих зон воздушного пространства Российской Федерации определены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. N 253 «Об утверждении границ зон и районов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, границ районов аэродромов, аэроузлов, вертодромов, границ классов воздушного пространства».

3. Субъектом данного преступления может выступать как «пользователь воздушного пространства», так и общий субъект.

Согласно ст. 11 Воздушного кодекса РФ пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Следует отметить, что, в отличие от ст. 11.4 «Нарушение правил использования воздушного пространства» КоАП РФ, ст. 271.1 УК РФ не дифференцирует ответственность лица в зависимости от наличия у него права на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности, которая определяется по отношению к последствиям.

5. Квалифицированный состав характеризуется совершением указанного деяния, влекущего по неосторожности причинение смерти двум или более лицам.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code