5. Создание Национального платежного совета — новый этап развития саморегулирования на финансовом рынке

1. Ключевой проблемой оперативного и широкого внедрения новых банковских технологий в России сегодня является слабая кооперация игроков платежного рынка — банков, платежных систем, телекоммуникационных компаний, операторов по приему платежей, операторов электронных денег.

В то же время внедрение современных технологий в банковской и, шире, платежной сфере требует всесторонней совместной проработки соответствующих проектов максимально широким кругом участников рынка, при этом, желательно, представляющих различные его сегменты.

В настоящее время существует значительный пласт отношений, урегулированных или требующих урегулирования не на специальном (отраслевом), а на универсальном уровне. К числу таких вопросов можно отнести:

1) стимулирование расширения безналичного оборота;

2) формирование комплексной и эффективной правовой базы создания и функционирования институтов национальной платежной системы, а также организации и осуществления надзорных процедур;

3) содействие формированию и развитию частных платежных систем, разработка рекомендаций по различным аспектам их деятельности;

4) содействие формированию равной и добросовестной конкуренции на рынке платежных услуг;

5) разработка стандартов платежных инструментов и стандартов передачи информации, в том числе при осуществлении расчетов по операциям с ценными бумагами;

6) внедрение новых технологий и моделей платежей, в том числе с использованием сети Интернет и мобильной связи;

7) формирование требований к безопасности при осуществлении переводов, к уровню компетенции специалистов и их сертификация;

8) борьба с мошенничеством в сфере платежей и расчетов;

9) содействие обеспечению и защите прав потребителей при оказании платежных услуг;

10) совершенствование системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также борьба с незаконными финансовыми операциями;

11) совершенствование законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации;

12) совершенствование законодательства в сфере персональных данных.

Универсальный характер этих проблем требует по возможности выработки единого подхода к их решению или как минимум межотраслевого согласования позиций в целях обеспечения максимально эффективного внедрения новейших технологий, минимизации издержек и повышения качества оказания финансовых услуг гражданам и организациям, избежания открытого конфликта интересов при отстаивании позиции перед регуляторами.

Имевшие место за последние годы подобные столкновения интересов (установление специального режима приема платежей (Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» <1>), порядок приема платежей в пользу операторов мобильной связи (ст. 45 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» <2>), порядок осуществления мобильных платежей и переводов электронных денег (Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» <3>), попытка упрощения режима обработки персональных данных) явственно выявили крайне негативные для участников платежного рынка последствия отсутствия устойчивого и гарантированного диалога с представителями иных сегментов национальной платежной системы.

———————————

<1> СЗ РФ. 2009. N 23. Ст. 2758.

<2> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.

<3> СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3872.

 

Кроме того, формирование в ряде сегментов платежного рынка собственных отраслевых ассоциаций (ассоциация «Электронные деньги» (включающая Qiwi-кошелек, Яндекс Деньги и Webmoney), ассоциация «Национальный платежный совет» (включающая Visa, MasterCard и ЗАО «Золотая Корона»), некоммерческое партнерство «Национальное партнерство участников микрофинансового рынка») свидетельствует, с одной стороны, о повышении степени координации между представителями соответствующих отраслей, а с другой — о появившейся возможности организовать межассоциативный диалог, опираясь не на индивидуальные позиции отдельных игроков рынка, а на интегральные позиции секторов.

2. Представляется также крайне затруднительным и затратным индивидуальное внедрение международных стандартов в сфере платежей и расчетов, столь необходимое для создания основ формирования Международного финансового центра. Появление же национальных стандартов, равно как и адаптация международных, безусловно, требует совместной проработки для учета и баланса интересов различных групп участников рынка. По некоторым оценкам, именно из-за отсутствия необходимых стандартов в сфере услуг (в том числе финансовых) мы ежегодно теряем 1,5 — 2% ВВП.

В целях соблюдения равных условий конкуренции также крайне важно, чтобы решения в части внедрения новых технологий (юридические, технические, инфраструктурные) были максимально стандартизированы. Отсутствие системного подхода приводит к тому, что участники рынка дублируют друг друга, проводя независимые разработки. В то же время эволюция международных платежных систем свидетельствует, что магистральный путь — это системные решения, поддержанные всей отраслью.

3. Универсальной межотраслевой площадкой для обсуждения подходов и выработки консолидированной позиции различных сегментов Национальной платежной системы стало созданное 8 февраля 2012 г. (зарегистрировано Минюстом России 12 марта 2012 г.) некоммерческое партнерство «Национальный платежный совет» (НП «НПС»), позиционированное как федеральное межотраслевое объединение участников платежного рынка и их объединений.

Чрезвычайную заинтересованность в создании некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» проявили не только участники платежного рынка, но и Банк России, использующий НП «НПС» как единую интеграционную базу для выработки системных решений (в том числе в рамках разрабатываемой Стратегии развития национальной платежной системы), подготовки законодательных инициатив и согласования проектов нормативных актов Банка России.

4. Основной целью деятельности НП «НПС» является объединение усилий участников российской национальной платежной системы для:

— обеспечения стабильности, развития и повышения эффективности институциональной и инфраструктурной составляющих национальной платежной системы;

— консолидации позиций участников рынка по вопросам развития национальной платежной системы;

— аккумулирования, экспертизы и распространения лучших практик;

— развития и продвижения на российском рынке передовых технологий в рамках национальной платежной системы.

В рамках достижения основной цели НП «НПС» решает следующие основные задачи:

— координация деятельности членов НП «НПС» в сфере развития национальной платежной системы, участие в разработке Стратегии развития национальной платежной системы, разработка стандартов в рамках национальной платежной системы, в том числе с учетом международного опыта;

— подготовка предложений по совершенствованию законодательства о национальной платежной системе и оказании платежных и связанных с ними услуг, смежного законодательства и подзаконных актов, в том числе с привлечением на возмездной основе внешних консультантов, а также организация публичного обсуждения указанных предложений;

— организация и обеспечение общественной экспертизы проектов и инициатив, связанных с функционированием национальной платежной системы или ее отдельных сегментов, а также организация и осуществление контроля и мониторинга их реализации;

— повышение уровня безопасности услуг, оказываемых участниками национальной платежной системы, содействие борьбе с правонарушениями в сфере функционирования национальной платежной системы, выработка рекомендаций по обеспечению безопасности технологий, применяемых субъектами национальной платежной системы;

— координация деятельности членов НП «НПС», направленной на стимулирование роста доли безналичных платежей в платежном обороте;

— выработка мер и рекомендаций по расширению использования технологий безналичных платежей при осуществлении розничных расчетов;

— представление интересов членов НПС в российских и международных отраслевых комитетах, а также государственных органах и международных организациях;

— анализ рынка услуг, оказываемых участниками национальной платежной системы и его тенденций: сбор статистики, разработка рекомендаций для членов НПС в сфере технологического развития;

— организация отраслевых конференций, семинаров, выставок и иных мероприятий;

— организация обучения и повышения квалификации специалистов в сфере национальной платежной системы.

5. В состав учредителей НПС вошли: ОАО «Сбербанк России», Банк ВТБ (ОАО), ОАО «Альфа-банк», ООО «Дойчебанк», ОАО «Промсвязьбанк», ОАО «Вымпел-Коммуникации», ЗАО «Золотая Корона» и ОАО КБ «Юнистрим». Членами НП «НПС» уже стали: Внешэкономбанк, ЗАО КБ «Ситибанк», Банк «Открытие», «НОМОС-БАНК» (ОАО), ООО «ХОУМ КРЕДИТ энд ФИНАНС БАНК», ОАО «Банк «ЗЕНИТ», ЗАО «КИБЕРПЛАТ», ООО «НКО «Вестерн Юнион ДП Восток», НКО ЗАО «Лидер», Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Ассоциация российских банков (АРБ).

Свою заинтересованность участвовать в НП «НПС» выразили: «Газпромбанк» (ОАО), ОАО «Банк «Петрокоммерц», ОАО «Нордеа БАНК», Связной банк (ЗАО), ФГУП «Почта России», ОАО «БИНБАНК», ОКЕАН БАНК (ЗАО), ЗАО HandySolutions, ОАО АКБ «Связь-банк», НБ «Траст» (ОАО), НКО «Электронная платежная система», АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) и целый ряд других организаций.

Соглашения о взаимодействии заключены с Россвифтом, ассоциацией «Электронные деньги», ассоциацией торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), некоммерческим партнерством «Национальное партнерство участников микрофинансового рынка» (НАУМИР).

НП «НПС» на постоянной основе осуществляет взаимодействие с Банком России. Кроме того, в Наблюдательный совет НП «НПС» вошли представители Минфина России, Росфинмониторинга, Совета Федерации РФ, Минкомсвязи России, Роспотребнадзора, Агентства по страхованию вкладов, а также других профильных министерств и ведомств.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗДЕЛУ III

 

1. Совершенствование законодательства о торгово-промышленных палатах в направлении расширения их полномочий. Проведенное исследование показало, что объединения предпринимателей готовы и могут участвовать в противодействии проявлениям коррупции. Различные области действия и различные способы выполнения задач, стоящих перед объединениями предпринимателей, создают условия для оказания противодействия в различных плоскостях и направлениях деятельности. В то же время главным в действиях предпринимательских объединений является создание условий для прозрачности операций, проводимых на рынке. По существу, объединения предпринимателей позволяют сделать сопоставимыми стоимость услуг, товаров, сформулировать принципы наилучшей деловой практики. Благодаря такой среде предприниматель, добросовестно ведущий дела, получает конкурентное преимущество по сравнению с теми участниками, которые стремятся любой ценой получить быстрый доход, не обеспечив надлежащего исполнения своих обязательств.

Формулируя стандарты профессиональной деятельности, объединения предпринимателей подсказывают потребителю, что следует требовать от производителя и какая цена является объективно существующей на рынке. В России потенциал предпринимательских объединений использован недостаточно.

Потенциал торгово-промышленных палат, объединяющих как региональных предпринимателей в региональные палаты, так и крупнейших предпринимателей в рамках ТПП России, раскрыт не полностью. Стимулом к большему раскрытию потенциала торговых палат мог бы стать пересмотр законодательства и наделение торговых палат (как ТПП РФ, так и региональных палат) большими полномочиями в смысле сбора информации о предприятиях, эффективности как федерального, так и регионального законодательства и др.

2. Развитие института саморегулирования профессиональной деятельности. В то же время, как показал опыт, наделение СРО дополнительными административными полномочиями, связанными с получением доступа на рынок, формирование фондов для покрытия рисков профессиональной деятельности без должной и прозрачной регламентации порядка хранения представления отчетности и порядка использования таких средств само превращается в коррупциогенный фактор, препятствующий развитию рынка. Учитывая это, государство должно идти не столько по пути регулирования статуса отдельных субъектов — саморегулируемых организаций, сколько по пути принципа саморегулирования. Правовой оценки и признания заслуживают стандарты и правила, разрабатываемые саморегулируемыми и им подобными организациями, формально не имеющими специального статуса СРО, но пользующимися авторитетом у профессионального сообщества.

Определяя стандарты надлежащего ведения бизнеса, объединения предпринимателей создают механизмы, позволяющие как предпринимателям, так и потребителям быстро и экономично разрешать споры. Формирование третейских судов, создание условий для проведения примирительных процедур являются важной стороной деятельности объединения предпринимателей. Благодаря использованию данных механизмов выявляются направления дополнительного совершенствования норм, стандартов и т.п. документов, разрабатываемых объединениями предпринимателей.

3. Формирование системы разрешение споров и конфликтных ситуаций как форма противодействия коррупции. Важным направлением в деятельности объединений предпринимателей является создание дополнительных механизмов для защиты прав инвесторов/потребителей услуг, оказываемых предпринимателями, а также формирование механизмов, обеспечивающих разрешение споров и конфликтных ситуаций.

Необходим концептуальный подход к формированию системы устранения конфликтов и противоречий в обществе. Подобная система будет способствовать снятию социальной напряженности в обществе и в конечном итоге минимизирует коррупционный фактор. Неспособность разрешить конфликт путем переговоров может свидетельствовать о присутствии коррупционного фактора. Таким образом, формирование механизмов урегулирования споров и разногласий (начиная от проведения медиационных и примирительных процедур и завершая третейским разбирательством) надлежит рассматривать в качестве формы противодействия коррупции.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code