2. Стандартизация качества банковской деятельности

Стандартизация банковской деятельности в Российской Федерации проводится в соответствии с общей концепцией стандартизации в Российской Федерации, изложенной в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» <1>, и заключается во внедрении в кредитных организациях единых стандартов качества банковской деятельности, разработанных банковским сообществом.

———————————

<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.

 

Под стандартом качества банковской деятельности (далее — СКБД) понимается документ, в котором в целях добровольного и регулярного использования кредитными организациями устанавливаются принятые в качестве типовых взаимосвязанные качественные характеристики кредитной организации (как объекта управления и системы управления), требования к организации процессов производства банковских продуктов (услуг), процессов управления и результатам деятельности кредитной организации, основанные на передовом международном и отечественном опыте управления, лучшей банковской практике и международных стандартах.

СКБД разрабатываются и внедряются в целях улучшения системы корпоративного управления, качественных показателей деятельности, снижения себестоимости банковских продуктов и повышения конкурентоспособности кредитных организаций Российской Федерации.

Стандартизация банковской деятельности позволит кредитным организациям Российской Федерации перейти на современный процессный подход к управлению деятельностью, повысить качество своих продуктов (услуг) за счет улучшения управления. В частности, кредитные организации смогут при внедрении стандартов выявить недостатки, слабые места (элементы) во всех процессах своей деятельности, что станет основой для повышения качества управления операционным риском. Внедрение СКБД позволит объективно оценивать качество деятельности каждой кредитной организации всеми заинтересованными сторонами, в том числе акционерами (участниками), руководством, персоналом, клиентами, контрагентами, органами регулирования и надзора и другими лицами.

Процедурно СКБД разрабатываются банковским сообществом и принимаются кредитными организациями на добровольной основе. В рамках совместной работы НП «Национальный платежный совет» и АРБ разработку СКБД осуществляет Координационный комитет по стандартам качества банковской деятельности (далее — ККС), в состав которого входят представители кредитных организаций, банковских ассоциаций, Банка России, органов государственной власти, аудиторских, консалтинговых организаций, высших учебных заведений, научно-исследовательских и прочих заинтересованных организаций.

Процесс разработки СКБД осуществляется в несколько этапов:

1) рассмотрение ККС предложения о необходимости разработки СКБД;

2) разработка проекта СКБД разработчиком (рабочей группой);

3) нормоконтроль на предмет оформления стандарта, терминологическая и методологическая экспертиза проекта СКБД, проводимые ответственными членами ККС;

4) рассмотрение ККС проекта СКБД;

5) публикация и публичное обсуждение проекта СКБД, в том числе на ежегодной специализированной научно-практической конференции;

6) получение отзыва Банка России на предмет соответствия проекта СКБД действующему банковскому законодательству, нормативным актам и лучшей банковской практике;

7) доработка проекта СКБД разработчиком и повторное рассмотрение ККС проекта СКБД.

Любые изменения в стандарты инициируются и вносятся в аналогичном порядке.

Утверждение проекта СКБД осуществляется после прохождения всех этапов разработки. Утвержденный стандарт публикуется и вносится в общую базу стандартов качества банковской деятельности, доступную всем кредитным организациям и любым заинтересованным пользователям.

Внедрение СКБД в кредитной организации осуществляется в следующей последовательности:

1) кредитная организация проводит самооценку уровня зрелости стандартизируемого процесса;

2) в случае наличия реальной возможности обеспечить выполнение требований СКБД, соответствующих «стандартному» уровню зрелости или «лучшей практике», кредитная организация разрабатывает внутренний стандарт деятельности, детализирующий требования СКБД к стандартизируемому процессу;

3) уполномоченный орган кредитной организации утверждает внутренний стандарт деятельности.

Подтверждение соответствия внутреннего стандарта кредитной организации требованиям СКБД, соответствующим «стандартному» уровню зрелости или «лучшей практике», осуществляется путем прохождения добровольной сертификации (по инициативе кредитной организации).

Органом по сертификации являются НП «Национальный платежный совет» и АРБ. Процедура прохождения кредитной организацией добровольной сертификации включает следующие этапы:

— аудит стандартизированного процесса, проводимый аккредитованной аудиторской компанией;

— принятие решения органом сертификации о выдаче сертификата.

Контроль за соблюдением внутреннего стандарта и его соответствием действующей редакции СКБД обеспечивается следующими способами:

1) самооценка;

2) независимый аудит, проводимый по требованию органа сертификации;

3) рыночная оценка и рыночная дисциплина.

Процесс внедрения стандартов качества банковской деятельности в Российской Федерации осуществляется в три этапа.

На I этапе — предварительном (2006 — 2010 гг.) — были реализованы следующие мероприятия:

— разработка СКБД по основным банковским процессам;

— опытное внедрение стандартов в ряде пилотных банков с привлечением заинтересованных аудиторских, консалтинговых компаний для уточнения содержания стандартов по конкретным банковским процессам, подходов к оценке соответствия деятельности кредитных организаций принятым стандартам и организации перехода кредитных организаций на более высокие уровни зрелости процессов;

— во взаимодействии с аудиторскими компаниями создание системы сертификации качества деятельности кредитных организаций в соответствии с принятыми стандартами;

— разработка рекомендаций Банку России по определению дифференцированного режима надзора в зависимости от степени соответствия кредитной организации СКБД (снижение интенсивности инспекционных проверок, объема и периодичности отчетности и т.д. по мере повышения уровня качества).

Так, в частности, 2 апреля 2009 г. была утверждена Концепция стандарта качества банковского продукта <1>, призванная стать основой для разработки конкретных СКБД.

———————————

<1> http://www.old.arb.ru/site/docs/docs.php?doc=716.

 

В 2010 году проводился анализ разработанных стандартов, а также были подготовлены и одобрены четыре новых стандарта:

1) Стандарт качества организации работы по управлению бизнес-процессами в кредитных организациях <1>;

———————————

<1> http://www.arb.ru/b2b/docs/412151.

 

2) Стандарт «Программа управления непрерывностью деятельности организаций банковской системы Российской Федерации» <1>;

———————————

<1> http://www.old.arb.ru/site/docs/docs.php?doc=1073.

 

3) Стандарт процесса инновационного кредитования <1>;

———————————

<1> http://www.arb.ru/site/docs/other/kom32_stand4_2010_02_16.doc.

 

4) Стандарт качества управления репутационным риском в кредитных организациях <1>.

———————————

<1> http://www.arb.ru/site/docs/other/kom32_stand7_2010_02_16.doc.

 

Таким образом, уже к началу 2011 года были подготовлены, обсуждены и проходили апробацию три методологических документа и 14 стандартов качества банковской деятельности.

ККС определил подходы к разработке стандартов качества кредитных продуктов и принципы их использования для развития системы рефинансирования Банка России. Для разработки стандартов кредитных продуктов была создана рабочая группа из представителей ряда банков.

На II этапе — переходном (2011 — 2015 гг.) — осуществляется массовое внедрение СКБД в кредитных организациях на добровольной основе. Одновременно будет внедрена система сертификации банков на соответствие стандартам и инициировано применение Банком России методик оценки качества управления кредитными организациями на основе СКБД.

На III этапе — завершающем (2016 — 2020 гг.) — в условиях глобализации конкуренции на финансовых рынках предстоит обеспечить соответствие СКБД наилучшей мировой практике, определив дополнительные меры по переходу российских кредитных организаций на наиболее высокие уровни стандартов.

В Резолюции прошедшей в Уфе 21 июня 2011 г. VII ежегодной научно-практической конференции «Банки. Процессы. Стандарты. Качество» отмечалась необходимость активизировать усилия банковского сообщества по повышению качества деятельности банков. Актуальность этого направления усиливается в связи с недостатками в организации управления, рефинансирования банковских кредитов, а также по причине высокого объема проблемных активов, отсутствия эффективных механизмов реструктуризации задолженности, а также в связи с претензиями к качеству потребительских и других кредитов.

В качестве приоритетных на сегодня рассматриваются следующие направления стандартизации:

— регулятивные стандарты, в том числе международные стандарты Базельского комитета по банковскому надзору (Базель II и Базель III). Особое значение имеет адаптация международных стандартов в национальных условиях развития экономики России, разработка национальных стандартов;

— стандарты банковских продуктов, и прежде всего те из них, которые должны способствовать модернизации и инвестиционной активности экономики, развитию приоритетных сфер (малый и средний бизнес, жилищное строительство и т.д.);

— стандарты качества управления банков, выработка оптимальных процессов по управлению банковской деятельности;

— стандарты банковских технологий и банковских операций, в том числе разработка и внедрение стандартов национальной платежной системы, отраслевые стандарты по раскрытию кредитными организациями информации, безопасности банков и др.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code