3. Организации инфраструктуры рынка и выполнение ими функции саморегулирования рынка

Как следует из изложенного выше, объединение предпринимателей как в форме торгово-промышленных палат, так и в форме саморегулируемых и иных организаций, объединяющих профессиональных участников, иных субъектов предпринимательской деятельности, является важным фактором, существенным образом способствующим прозрачности операций, совершаемых на рынке (на соответствующем сегменте рынка). Первоначально функциями СРО наделялись также и фондовые биржи, и клиринговые организации.

Особенностью деятельности таких организаций является то, что предметом их деятельности является оказание услуг, способствующих заключению сделок или проведению расчетов по итогам заключенных сделок. При этом сами организации не принимают непосредственного участия в сделках, как в их заключении, так и в совершении расчетов. Такие организации оказываются как бы «над» рынком. Речь идет о профессиональной деятельности, связанной с организацией торговли на рынке, осуществлением клирингового обслуживания участников рыночных операций.

Первоначально (до внедрения компьютерных технологий) необходимость физической передачи ценных бумаг и физического перемещения товаров, наделенных родовыми признаками, передачи денежных средств с использованием аккредитивной формы расчетов или расчетов посредством платежных поручений влияла не только на объемы операций, но и на прозрачность проведения подобных операций. Использование компьютерных технологий, таким образом, существенно повлияло на прозрачность рынка и сформировало дополнительные благоприятные факторы для противодействия коррупции как явления, «подрывающего демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость» и наносящего ущерб устойчивому развитию и правопорядку.

Появление и расширение использования компьютерных технологий существенным образом изменили подходы к организации рынка. Возрастающая конкуренция изменила и характер деятельности организаций инфраструктуры рынка, заставив их реорганизоваться в коммерческие организации. Соответственно регулирующие органы корректировали законодательство и требования, предъявляемые к подобным организациям <1>.

———————————

<1> См. подробнее: Семилютина Н.Г. Регулирование биржевой деятельности: мировые тенденции и российское законодательство // Российская юстиция. 1997. N 11; Она же. Регулирование деятельности организаторов торговли: мировые тенденции и российское законодательство // Право и экономика. 1998. N 1 и 2.

 

В наиболее концентрированном выражении такое кардинальное изменение понятия «рынок» нашло в принятой в апреле 2004 г. Директиве ЕС N 2004/39/ЕС «О рынках финансовых инструментов» <1> (далее — MIFID). Принятие данной Директивы означало переход к кардинально новой схеме организации рынка и экономики в целом. Ключевыми для MIFID стали понятия «многосторонняя торговая система» — multilateral trading facility (далее — MTF) и «регулируемый рынок» (regulated market). Под MTF в MIFID понимается многосторонняя система под управлением инвестиционной фирмы или организатора торгов, которая обеспечивает сведение заявок на покупку и продажу финансовых инструментов в соответствие с установленными правилами таким образом, что ведет к заключению договоров. Регулирование деятельности MTF осуществляется путем регулирования деятельности инвестиционной фирмы, в управлении (в собственности) которой находится MTF.

———————————

<1> Полное наименование указанной Директивы: Directive 2004/39/EC of the European Parliament and of the Council of April 21, 2004 on markets in financial instruments amending Council Directives 85/611/EEC and 93/6/EEC and Directive 2000/12/EC of the European Parliament and of the Council and repealing Council Directive 93/22/EEC // Official Journal of the European Union, L. 145/1, 2004. P. 145.

 

Под регулируемым рынком понимается MTF, которая обеспечивает сведение заявок на покупку и продажу финансовых инструментов в соответствие с установленными правилами таким образом, что ведет к заключению договоров (сделок) между участниками торгов. В отношении регулируемого рынка устанавливаются более жесткие требования, касающиеся как внутренних документов, регламентирующих порядок совершения операций на регулируемом рынке, так и применения правил корпоративного регулирования (речь идет, в частности, о требованиях, к органам управления организации, являющейся регулируемым рынком. В данной ситуации правила корпоративного управления организации, выступающей в качестве MTF или регулируемого рынка, налагаются также и на правила совершения операций, также утверждаемых такой организацией.

Отказ от требований, адресованных фондовым биржам, осуществлять деятельность в виде некоммерческой организации в США привел к пересмотру некоторых взглядов в отношении саморегулируемых организаций. Результатом подобных изменений стало появление новой СРО — Financial Industry Regulatory Authority, Inc. (далее — FINRA), объединившей в себе изменившую характер деятельности Нью-Йоркскую фондовую биржу (New-York Stock Exchange — NYSE), которая трансформировалась из некоммерческой (non-for-profit) в коммерческую (for-profit organization) и Национальную ассоциацию дилеров на рынке ценных бумаг (National Association of Securities Dealers — NASD), сохранившую некоммерческий характер деятельности <1>. Изменение характера деятельности NYSE не повлекло перерегистрации NYSE, пересмотра или переутверждения учредительных документов NYSE. Новая же СРО — FINRA была учреждена в форме корпорации, не преследующей цели извлечения прибыли (non for profit corporation). Главной задачей FINRA была заявлена: «защищать, обучать и информировать инвесторов».

———————————

<1> Информация о FINRA доступна на сайте: http://www.finra.org/.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code