2. СРО и организации, выполняющие функции СРО, но не зарегистрированные в качестве СРО

Появившись впервые на финансовом рынке (в то время речь шла о рынке ценных бумаг), организации, являющиеся саморегулируемыми в соответствии с нормой закона, и организации, обеспечивающие саморегулирование, по существу, получают широкое распространение как за рубежом, так и в России.

Было бы логичным связывать появление СРО в России с принятием Федерального закона «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон о СРО). Однако нормы о саморегулируемых организациях предусматривались в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг). Согласно ст. 48 Закона под саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг понимается «добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (т.е. Законом о рынке ценных бумаг. — Н.С.) и функционирующее на принципах некоммерческой организации».

На начальном этапе формирования организованного рынка ценных бумаг предполагалось наделять саморегулируемые организации полномочиями по лицензированию профессиональной деятельности. Такой подход, однако, не находил поддержки у профессионального сообщества участников рынка ценных бумаг, которые усматривали в этом необоснованное наделение данных участников рынка (СРО) дополнительными полномочиями <1>.

———————————

<1> В этой связи следует упомянуть Постановление ФАС Московского округа от 11 апреля 2001 г. N КА-А40/1401-01. В приведенном споре речь шла о том, что ЗАО «Компания-регистратор «Панорама» обратилось с ходатайством о выдаче лицензии непосредственно в ФКЦБ России (в настоящее время этот орган именуется ФСФР России). ФКЦБ России отказала в выдаче лицензии, ссылаясь на необходимость членства участника рынка в соответствующей СРО — Профессиональной Ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД). ЗАО «Компания-регистратор «Панорама» обжаловало отказ в выдаче лицензии в суде. В решении суда указывалось на то, что п. 2.8 Положения о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг не соответствует Конституции РФ и ст. 48 Закона о рынке ценных бумаг. Согласно п. 2 ст. 30 Конституции РФ никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Согласно ст. 48 Закона о рынке ценных бумаг объединение профессиональных участников на рынке ценных бумаг в СРО строится на принципе добровольности. Таким образом суд признал неправомерным довод о необходимости членства в СРО для продления лицензии.

 

Закон о СРО, таким образом, принимался уже тогда, когда на территории РФ уже действовали (в целом достаточно успешно) саморегулируемые организации, учрежденные в качестве СРО как таковых в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг. К их числу относились, в частности, Национальная ассоциация участников фондового рынка (далее — НАУФОР); насчитывающая 403 участника; Национальная фондовая ассоциация (далее — НФА), насчитывающая 245 членов; Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (далее — ПАРТАД), насчитывающая 403 участника). Названные и некоторые другие СРО включены в реестр СРО, который ведет ФСФР России <1>.

———————————

<1> http://www.fcsm.ru/ru/contributors/self-regulated_organization/.

 

Закон о СРО также предусматривает необходимость ведения реестра саморегулируемых организаций, возлагая такую обязанность на уполномоченный Правительством федеральный орган исполнительной власти. Несмотря на наличие единого Закона о СРО и информационного сайта, в рамках которого предпринята попытка обобщить информацию о действующих СРО <1>, следует признать, что единого подхода к СРО и их роли в действующем законодательстве все же не существует. Для СРО большее значение имеют специальные законы, регламентирующие соответствующую область предпринимательской деятельности, в которых определяется место и значение СРО в данной области предпринимательской активности.

———————————

<1> http://www.all-sro.ru/register.

 

Сложившаяся ситуация осложняется также тем, что наряду с организациями, действующими в качестве СРО и внесенными в соответствующий реестр СРО, в Российской Федерации действует также некоторое количество организаций, по существу, выполняющих функции СРО, но формально не внесенных в соответствующий реестр и, следовательно, формально таковыми не являющихся. К числу подобных организаций можно, в частности, отнести Ассоциацию российских банков <1>, насчитывающую 712 членов (843 с учетом ассоциированных членов) (далее — АРБ); Национальную валютную ассоциацию (далее — НВА) <2>, насчитывающую 69 участников.

———————————

<1> Ассоциация российских банков (АРБ) является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей коммерческие банки и другие кредитные организации, а также организации, деятельность которых связана с функционированием финансово-кредитной системы Российской Федерации. Учредительный Съезд АРБ состоялся в Москве 27 — 28 марта 1991 г. Ассоциация выражает интересы как крупных банков (все 30 крупнейших банков — члены АРБ), так и малых и средних банков. Ассоциация российских банков в своей деятельности активно сотрудничает с региональными банковскими ассоциациями и союзами. По инициативе АРБ 7 октября 2002 г. на Первом Всероссийском совещании банковских объединений было подписано Генеральное соглашение о консолидации усилий банковских объединений по развитию и укреплению банковской системы Российской Федерации. Подробнее о работе АРБ см.: http://www.arb.ru/.

<2> НВА создана по инициативе региональных валютных бирж и ряда коммерческих банков для координации деятельности, направленной на развитие высокопрофессионального, высокотехнологичного валютного рынка, основанного на строгом соблюдении законодательства, принципов деловой этики, добросовестной конкуренции. Идею создания Ассоциации поддержал Центральный банк РФ. Учредительное собрание состоялось 20 октября 1999 г. Московской регистрационной палатой НВА зарегистрирована как некоммерческая организация 4 февраля 2000 г. Информация об НВА и ее деятельности размещена на сайте: http://www.nva.ru/.

 

Деятельность АРБ как по количеству участников, так и по региональной направленности деятельности в принципе сравнима с торгово-промышленными палатами только в области банковской деятельности. АРБ осуществляет активное взаимодействие с регулирующими органами, формулируя и направляя соответствующие запросы в Правительство РФ, Центральный банк РФ, в ФСФР России. АРБ активно участвует в формулировании стандартов деятельности на финансовых рынках. При АРБ существует третейский суд, разрешающий споры, связанные с банковской деятельностью.

В отличие от АРБ, деятельность НВА в большей степени привязана к функционированию регулируемых (биржевых) рынков и направлена не только на выработку стандартов (правил) совершения банковских операций, но и на формулирование рыночных индикативных показателей, которые могут использоваться и используются биржами при формулировании параметров финансовых инструментов, обращающихся на рынке <1>.

———————————

<1> К числу таких индикативных показателей может быть отнесен, в частности, публикуемый НВА индекс MosPrime Rate, который формируется путем опроса банков, входящих в список, утвержденный Советом НВА. Включение банка в число банков, входящих в соответствующий список, зависит от:

а) активности проведения операций, связанных с MosPrime Rate, и объема операций данного банка МБК (межбанковского кредитования) и РЕПО на российском рублевом рынке;

б) готовности банка ежедневно выставлять котировки для MosPrime Rate и заключать сделки по выставленным котировкам с другими банками — участниками MosPrime Rate;

в) готовности устанавливать взаимные лимиты на банки-участники MosPrime Rate для обеспечения возможности заключения соответствующих сделок;

г) роли банка в продвижении MosPrime Rate на международных рынках.

Решение о включении банка в число банков, участвующих в формировании MosPrime Rate, принимает Совет НВА. Порядок формирования индекса MosPrime Rate определяется Положением о MosPrime Rate, размещенным на сайте НВА (www.nva.ru). С 5 февраля 2008 г. впервые в истории российского финансового рынка Международная ассоциация свопов и деривативов (International Swaps and Derivatives Association — ISDA) официально опубликовала определение индикативной ставки MosPrime Rate, ежедневно рассчитываемой НВА, признав ее в качестве справочной рублевой процентной ставки, рекомендованной для использования при операциях с рублевыми финансовыми инструментами (в том числе деривативами) на мировых валютных и денежных рынках.

 

Представляется, что вступление в действие Закона о СРО привело в определенной степени к фетишизации СРО, независимо от того, насколько эффективно то или иное объединение предпринимателей выполняет функции по самоорганизации рынка. Вряд ли самоорганизации рынка способствует деятельность по сбору средств в так называемые гарантийные фонды, порядок использования которых и предназначение не являются прозрачными и понятными. Не является признаком самоорганизации рынка навязывание потребителю заведомо неудобных условий в виде «типовых условий договоров», в том числе и разрешения споров в третейском суде, о котором известно только его название. В ряде случаев условие о членстве в СРО препятствует развитию малого и среднего бизнеса в соответствующей отрасли. Подобные случаи должны являться предметом рассмотрения Федеральной антимонопольной службы.

В то же время налицо значительное число организаций, на деле облегчающих ведение предпринимательской деятельности путем разработки стандартов, индикативных показателей, осуществляющих действия, способствующие защите интересов потребителей и повышению качества оказываемых услуг, не зарегистрированных в качестве СРО и не стремящихся к приобретению формального статуса — СРО <1>. На наш взгляд, это свидетельствует о неработоспособности Закона о СРО, а также о том, что этот Закон представляет собой пример избыточного ненужного регулирования. СРО существовали до Закона о СРО и продолжат существовать без данного Закона. Объединения, представляющие собой саморегулируемые организации по сути, а не по названию и по факту регистрации, продолжат свою деятельность в силу ее востребованности на рынке и полезности.

———————————

<1> Примером организации, по существу являющейся СРО, но не стремящейся формализовать свой статус, является АРБ. См.: Две няньки одного банка. Банкиры не хотят объединяться в СРО // Российская газета. 2011. 4 окт.; http://www.rg.ru/2011/10/04/bank.html.

 

Следует обратить внимание на то, что в зарубежных странах также происходит эволюция отношения к СРО. Так, например, в Великобритании Закон о финансовых услугах 1986 года, предусматривавший специальный раздел, касавшийся СРО, наделял СРО элементами функций государственного регулирования, предусматривая лицензирование через членство в СРО. Как следовало из Закона о финансовых услугах, участник рынка получал право оказывать профессиональные услуги, будучи принятым в члены соответствующей саморегулируемой организации — Организация по ценным бумагам и фьючерсам (Securities and Futures Authority (SFA)).

В 2000 году Закон о финансовых услугах был отменен и введен в действие новый Закон о рынках финансовых услуг. При этом одной из ключевых новелл нового Закона был отказ от регулирования СРО и формирование государственного ведомства — мега-регулятора — FSA Financial Services Authority. Среди прочего данному органу были переданы полномочия по лицензированию профессиональных участников рынка финансовых услуг. Что касается СРО, то в связи с вступлением в действие нового Закона устанавливалось то, что не будут выдаваться новые лицензии на осуществление деятельности в качестве СРО. При этом действующие СРО могли продолжать свое существование, однако без выполнения функций, связанных с лицензированием профессиональной деятельности, так как эта функция была передана государственному органу — FSA.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code