Глава 9. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ И МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

Раздел III. РОЛЬ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

Глава 9. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ И МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

Торгово-промышленные палаты представляют собой старейшие объединения предпринимателей. Еще на начальном этапе предприниматели объединяли свои усилия, чтобы содействовать процветанию той или иной территории (области). Так, во Франции первая торгово-промышленная палата была создана еще в 1599 году в Марселе для содействия процветанию города. В 1898 году во Франции был принят специальный закон, закрепивший за торгово-промышленными палатами статус публичных учреждений, «представляющих интересы торгово-промышленных кругов в органах государственной власти».

В настоящее время во Франции насчитывается свыше 160 местных, 21 региональная торгово-промышленные палаты, которые возглавляются Ассамблеей французских торгово-промышленных палат, деятельность которых регулируется Законом 1898 г. «О торгово-промышленных палатах», Декретом 1972 г. N 72-950 «Об объединениях торгово-промышленных палат», Декретом 1991 г. N 91-739 «О торгово-промышленных палатах, региональных торгово-промышленных палатах, об Ассамблее французских торгово-промышленных палат, о межпалатных объединениях». Перечисленные законы подробно регламентируют порядок формирования палат и их управляющих органов, они входят в состав Французского торгового кодекса в качестве его составных частей — L-710-1 — L-710-5KK.

Торговая палата США (US Chamber of Commerce) <1> была учреждена в апреле 1912 г. по инициативе Президента США Вильяма Говарда Тафта, провозгласив в качестве своей главной задачи «содействие прогрессу человечества через индивидуальную свободу, намерение, инициативу, возможность и ответственность». Торговая палата США свою главную задачу видит в лоббировании интересов предпринимателей, преимущественно мелких (до 100 наемных рабочих) и средних. Особое направление в деятельности Торговой палаты США составляет поддержка национальных предпринимателей в зарубежных странах. Отделения Торгово-промышленной палаты США действуют во многих государствах за пределами США, в том числе и в России. В числе организаций, взаимодействующих с Торговой палатой США, называются, в частности:

———————————

<1> Информация о деятельности Торговой палаты США размещена на сайте Палаты: http://www.uschamber.com/.

 

— Институт правовой реформы (Institute for Legal Reform (ILR) <1>;

———————————

<1> http://instituteforlegalreform.org.

 

— Институт конкурентоспособной рабочей силы (Institute for Competitive Workforce (ICW) <1>;

———————————

<1> http://www.uschamber.com/ICW.

 

— Центр разрешения споров национальной палаты (National Chamber Litigation Center) <1>.

———————————

<1> http://www.uschamber.com/nclc.

 

В Российской Федерации деятельность торгово-промышленных палат регулируется Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» <1> (далее — Закон о ТПП). В соответствии со ст. 1 Закона о ТПП «торгово-промышленная палата является негосударственной, некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей». Согласно Закону о ТПП (ст. 3) торгово-промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран.

———————————

<1> Российская газета. 1993. 12 авг.

 

Обобщая опыт деятельности торгово-промышленных палат в различных государствах, в том числе международной торгово-промышленной палаты, можно обратить внимание на то, что на практике их деятельность сводится к следующему:

— оказание услуг частному бизнесу в поиске надежных деловых партнеров (в том числе через добровольную аккредитацию предпринимателей, филиалов и представительств иностранных фирм в России); в продвижении товаров на иностранный рынок (в том числе путем организации выставок и т.п.);

— содействие развитию конкуренции как на отечественном, так и на зарубежных рынках, включая устранение различного рода барьеров в торговле;

— сбор, анализ и формулирование обычаев и обыкновений делового оборота применительно к Международной торговой палате (МТП) (речь идет о широко известных ИНКОТЕРМС);

— содействие разрешению коммерческих споров и конфликтных ситуаций, связанных с осуществлением международного экономического сотрудничества (примеры — МКАС, Арбитражный институт при Торгово-промышленной палате г. Стокгольма, Арбитражный суд Международной торговой палаты в Париже).

Следует отметить, что применительно к ТПП РФ отдельный раздел информационного сайта ТПП РФ содержит информацию «ТПП РФ против коррупции» <1>. Борьба против коррупции выделена в качестве самостоятельного направления деятельности торгово-промышленных палат. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов стало одним из направлений деятельности территориальных палат. На сайте ТПП России размещены Методические материалы ТПП Саратовской области «Практика взаимодействия органов прокуратуры и торгово-промышленных палат при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов».

———————————

<1> http://www.tpprf.ru/ru/activities/safety/notcorruption/index.php.

 

В регулировании торгово-промышленных палат принято разделять регулирование, свойственное континентальной правовой модели, регулирование, характерное англо-американской модели. В рамках континентальной модели регулирования торгово-промышленные палаты учреждаются и осуществляют свою деятельность в рамках специального закона. При этом устанавливается требование об обязательном членстве предпринимателей (включая индивидуальных предпринимателей) в торговых палатах. Установление обязательности членства в торгово-промышленных палатах обеспечивает палатам стабильный доход за счет уплачиваемых членских взносов. Кроме того, такой подход обеспечивает представительство всех предпринимателей в данном государстве. Закон предусматривает также то, что в каждой административной единице — населенном пункте может существовать только одна торгово-промышленная палата. Торгово-промышленные палаты контролируются и должны представлять отчеты уполномоченному государственному органу.

В отличие от континентальной системы, англо-американская модель не предполагает наличие специального закона: торговые палаты создаются как некоммерческие объединения (ассоциации) предпринимателей. Членство в таких ассоциациях исключительно добровольное. При таком подходе отсутствует территориальная «привязка» торговой палаты: в населенном пункте может быть несколько торговых палат.

К континентальной модели относятся Франция, Германия, к англо-американской модели регулирования — Великобритания, США. В то же время выделяют также смешанные модели регулирования, сочетающие в себе элементы обоих подходов. К таким странам относятся Япония, страны Юго-Восточной Азии. Российское регулирование также позволяет отнести его к смешанному типу. В России действует специальный закон, однако в нем не установлено ни обязательное членство, ни принцип создания одной палаты на определенной территории.

В целом функционирование торгово-промышленных палат в России достаточно успешно и полезно для развития бизнеса. В то же время более активное вовлечение торговых палат способствовало бы более активному противодействию коррупции. Так, привлечение торгово-промышленных палат к рынку государственных закупок может способствовать, с одной стороны, сокращению долей так называемых откатов при размещении государственных заказов, с другой стороны, использованию механизмов добровольной аккредитации предпринимателей территориальными и/или региональными торгово-промышленными палатами. Сбор и предоставление информации о добросовестных предпринимателях и организациях, стабильно и добросовестно исполняющих свои договорные обязательства на внутреннем рынке, могут оказаться весьма полезной функцией не только для контрагентов, но и для государственных органов, если иметь в виду размещение государственных заказов, борьбу с фирмами-однодневками и иные формы информационного взаимодействия государства и частного бизнеса. Кроме того, торгово-промышленные палаты могут организовать осуществление независимых экспертиз конкурсной документации при размещении государственных заказов. Это также может существенно способствовать снижению коррупции <1>.

———————————

<1> См. подробнее: Примаков Е.М. Партнерство государства и бизнеса в противодействии коррупции. Роль Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, тезисы Доклада на совместном заседании Совета по противодействию коррупции, Совета по обеспечению законности в сфере экономической деятельности при полномочном представителе Президента РФ в Центральном федеральном округе и ТПП России; находятся на сайте ТПП России в разделе «ТПП в борьбе с коррупцией» // http://www.tpprf.ru/ru/activities/safety/notcorruption/index.php.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code