Глава 8. ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОГЕННЫМ ФАКТОРАМ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Развитие общества и рыночных отношений видоизменяет и разнообразит различные общественные отношения, одновременно являясь катализатором для формирования экономических, социальных и иных конфликтов. «Анализ самых разнообразных конфликтов свидетельствует о том, что, какие бы конкретные причины ни лежали в основе поведения противоборствующих сторон, в конечном счете они упираются в их интересы, которые в случае конфликта оказываются несовместимыми или противоположными» <1>. Конфликты в частноправовой сфере связаны с желанием одних участников гражданского оборота присвоить, захватить, получить больше благ за счет других участников. Поле конфликта интересов является благодатной почвой для роста деловой коррупции. Вместе с тем и коррупционные действия способны спровоцировать конфликт интересов как внутренний, так и внешний. Внешним конфликтом можно считать конфликт частных и публичных интересов, который возникает при ведении общественно полезной и предпринимательской деятельности.

———————————

<1> Юридическая конфликтология / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1995. С. 29.

 

Действующее законодательство не содержит общих положений о конфликте интересов, что порождает различную законодательную практику в отношении конкретных юридических лиц. В Гражданском кодексе РФ нет норм, которые определяли бы, что такое конфликт интересов, и обрисовывали контуры и содержание этого института. В специальных законах, регулирующих деятельность юридических лиц, созданных в определенных организационно-правовых формах, с разной степенью разработанности закрепляются положения о конфликте интересов, возникающем в конкретном юридическом лице.

В результате сложилась ситуация, когда в одних законах конфликт интересов урегулирован более менее подробно, в других — слегка, в третьих только упомянут, а в большинстве специальных законов, регулирующих деятельность юридических лиц, созданных в тех или иных организационно-правовых формах, и вовсе отсутствуют соответствующие положения <1>. Отсутствие норм, регулирующих конфликт интересов, еще не гарантирует от его возникновения в деятельности юридических лиц.

———————————

<1> См. Федеральные законы: «О производственных кооперативах»; «Об общественных объединениях»; от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340); от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465); «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»; «О профессиональных союзах, их правах и гарантии деятельности».

 

Конфликт интересов может возникнуть как во внешних отношениях, т.е. между некоммерческими юридическими лицами и обществом, государством, другими юридическими лицами, кредиторами, так и внутри самого некоммерческого юридического лица между его членами, учредителями и органами управления, работниками, между группами членов, между различными органами. Внешние конфликты некоммерческого юридического лица возможны при осуществлении общественно полезной деятельности, т.е. конфликт в сфере публичных интересов, равно как и при ведении предпринимательской деятельности, т.е. конфликт частных интересов, а также конфликт при ведении общественно полезной и предпринимательской деятельности (конкуренция двух видов деятельности).

Обобщая все сказанное, следует выделять внешние конфликты и внутренние. Внешние конфликты интересов, в свою очередь, делятся на коллизии публичных интересов и частных, частных интересов некоммерческих юридических лиц и других участников гражданского оборота. Внутренние конфликты юридического лица относятся к конфликтам частных интересов. «Противопоставление сферы частных интересов отдельных лиц публичным интересам общества в целом, имеющее юридическое выражение в разграничении правоотношений на публичные и частные, известно с древних времен» <1>. Некоммерческие юридические лица одновременно выступают участниками публичных правоотношений и частных, что предполагает возможность появления двух различных видов конфликтов: в сфере публичных и частных интересов.

———————————

<1> Михайлов С.В. Категория интереса в российском гражданском праве. М., 2002. С. 34.

 

Не вдаваясь подробно в исследование категории интереса, отметим лишь то, что развитие общества влечет за собой возникновение новых интересов у различных субъектов общественных отношений, а это, в свою очередь, потребует разработки соответствующих механизмов их координации и совмещения. Потребность в механизмах, регулирующих коллизию интересов различных субъектов, возникла, как только сложилось человеческое сообщество. Интересы субъектов общественных отношений могут совпадать, а могут и противоречить друг другу. Развитие экономических отношений только усиливает противоречие между участниками этих отношений.

Как справедливо отметил А.Г. Здравомыслов по этому поводу, рынок есть не что иное, как открыто признаваемый конфликт в области экономических интересов при наличии правил торга, купли-продажи, сделки <1>.

———————————

<1> См.: Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996. С. 9, 10.

 

Разграничение уже сложившихся и вновь возникших интересов участников различных общественных, включая и экономические, отношений требует совершенствования уже существующих и создания новых механизмов регулирования конфликта интересов. Как верно отмечает С.В. Михайлов, «в основу механизма регулирования коллизий интересов заложена идея правового регулирования общественных отношений. Сущность ее заключается в установлении признаваемых и соблюдаемых всеми субъектами общества, в том числе и государством, объективных правовых норм, в разрешении на их основе конфликтов между субъектами права» <1>.

———————————

<1> Михайлов С.В. Указ. соч. С. 30.

 

Гражданское законодательство по своей направленности является инструментом, призванным найти компромиссное решение коллизии интересов участников имущественных отношений. Среди участников имущественных отношений выделяется группа лиц, чьи интересы сами по себе представляют сложное правовое явление и требуют особых механизмов регулирования. Такими участниками являются юридические лица.

Признавая за юридическими лицами правосубъектность, гражданское право, тем самым, признает за ними и наличие собственных интересов, хотя на природу этих интересов существуют различные точки зрения. Следует согласиться с позицией тех авторов, которые считают, что интересы юридического лица не могут приравниваться к интересам лиц, благодаря воле которых юридическое лицо как самостоятельный участник оборота было создано, и лиц, формирующих его волю и осуществляющих (реализующих) его интересы вовне <1>. Наличие самостоятельных интересов у юридических лиц не исключает и возникновение интересов у отдельных групп лиц, тесно связанных с деятельностью юридических лиц.

———————————

<1> См.: Габов А.В. Сделки с заинтересованностью практика акционерных обществ. М., 2004. С. 30; Осокина Г. Косвенные иски: реальность и фикция // Хозяйство и право. 2001. N 1. С. 84.

 

Любое юридическое лицо можно рассматривать как перекресток интересов различных участников общественных отношений. Круг лиц, чьи интересы сталкиваются в деятельности юридического лица, определяется его организационно-правовой формой и основным видом деятельности, но при этом есть лица, чьи интересы существуют параллельно или пересекаются с интересами юридического лица независимо от его организационной формы и вида деятельности.

К этой категории участников общественных отношений относятся физические лица, работающие по трудовому договору с юридическим лицом, члены органов управления юридического лица, кредиторы и учредители юридического лица. На первый взгляд целью всех перечисленных категорий лиц, включая и само юридическое лицо, является получение того или иного блага. Вступая в гражданско-правовые или трудовые отношения с юридическим лицом, участники этих отношений предполагают получить имущественное и (или) неимущественное благо, что соответствует и целям деятельности юридического лица. Вопрос в том, насколько возможно одновременное получение благ всеми заинтересованными лицами.

Для того чтобы выявить все точки пересечения интересов различных лиц и самого юридического лица, следует рассмотреть названную ситуацию с участием отдельных групп юридических лиц, имеющих общую природу.

Классификация юридических лиц проводится по целям создания и организационной структуре. По целям создания законодательство выделяет коммерческие и некоммерческие юридические лица. Для коммерческих юридических лиц основной целью их деятельности является получение прибыли и распределение ее между учредителями, для некоммерческих — ведение общественно полезной деятельности.

По организации юридические лица делятся на имеющие членство и не имеющие. В проекте изменений части первой Гражданского кодекса РФ юридические лица, имеющие членство, законодатели поименовали корпорациями, тем самым придав понятию «корпорация» правовой смысл. Согласно ст. 65.1 проекта все юридические лица делятся на корпоративные и унитарные. А корпорации, в свою очередь, на коммерческие и некоммерческие корпорации.

Названное законодательное закрепление лишь подчеркнуло выявленное в доктрине сходство всех юридических лиц, имеющих членство. Сходство обусловливается тем, что учредители юридического лица становятся его членами с определенным законом и учредительным документом набором прав и обязанностей.

Вместе с тем то обстоятельство, что коммерческие корпорации создаются для ведения предпринимательской деятельности, придает им определенное своеобразие и отличие от некоммерческих. Однако интересы участников гражданского оборота пересекаются и на деятельности некоммерческих юридических лиц. Некоммерческие юридические лица, так же как и коммерческие, делятся на имеющие членство и унитарные.

Некоммерческие корпорации создаются в форме общественных организаций, потребительских кооперативов, ассоциаций и союзов, а также пока еще и в форме некоммерческих партнерств (этой формы нет в проекте изменений части первой Гражданского кодекса РФ).

Некоммерческие корпорации создаются для защиты определенных интересов группы лиц, для содействия и создания благоприятных условий профессиональной, благотворительной, политической, просветительской и иной общественно полезной деятельности. Потребности физических и юридических лиц, не противоречащие закону, могут удовлетворяться через создание некоммерческих корпораций.

Для реализации вышеперечисленных целей юридические и физические лица вправе создавать юридические лица в вышеназванных организационно-правовых формах. Перечисленные организационно-правовые формы можно считать обобщающими, так как многие другие, предусмотренные различными законами, имея иные названия, являются по сути перечисленными выше формами.

Именно интересы той или иной группы лиц оформляются созданием некоммерческой корпорации, что и определяет единство интересов участников и самой корпорации в основном. В частности, интерес некоммерческой корпорации можно определить как заинтересованность в обеспечении баланса интересов ее членов, поскольку только он способен сохранить некоммерческую корпорацию как юридическое лицо.

Интерес самой некоммерческой корпорации, без сомнения, полностью совпадает с интересами ее членов, так как интересы некоммерческой корпорации — это сформулированные в обобщенной форме интересы членов корпорации, но это не означает, что у отдельных членов корпорации не могут возникнуть свои, отличные от корпорации интересы.

Участники некоммерческой корпорации, в отличие от коммерческой, имеют равные права и возможности. Разделение по имущественным вкладам в некоммерческих корпорациях не проводится, поскольку у корпорации иные цели. Это обстоятельство предопределяет большее единообразие интересов участников. И цели членства, и объем прав у всех участников корпорации одни и те же, что исключает дифференциацию участников по этим критериям.

Все члены некоммерческой корпорации, вступая в нее, предполагают получение определенных благ, льгот, возможностей организационных и по использованию имущества, предоставляемых корпорацией своим членам. Безусловно, для получения этих благ и возможностей среди участников могут складываться коалиции с тем, чтобы нарушить установленный порядок предоставления благ и возможностей или изменить его в пользу коалиции. Появление тех или иных группировок всегда связано с тем, какие возможности открывает перед членами конкретная некоммерческая корпорация и как скоро и в каком объеме их может получить каждый из участников.

Выявлять возможные группы участников с разными интересами среди участников некоммерческой корпорации возможно только при исследовании конкретного вида некоммерческой корпорации. Выгода корпорации обеспечивает и заявленные интересы как ее членов, так и работников корпорации. С другой стороны, без соподчинения интересов всех участников корпорации, включая и управленцев, существование корпорации невозможно.

Различие, а если быть более точным, столкновение интересов проявляется на этапе распределения полученных доходов между заинтересованными лицами. А кто относится к заинтересованным лицам?

В первую очередь это сама корпорация, в интересах которой полученный доход следует направить на развитие уставной общественно полезной деятельности, частично зарезервировать для обеспечения собственной финансовой безопасности и ведения предпринимательской деятельности, частично израсходовать на оплату труда работников и членов органов управления.

Полученные некоммерческой корпорацией доходы из любых законных источников, за названными исключениями, должны направляться на достижение уставных целей, а это значит — на ту деятельность, которая удовлетворяет интересы членов некоммерческой корпорации и отчасти общества и государства. Общество заинтересовано в деятельности некоммерческих корпораций, поскольку они развивают те общественные отношения, которые не приносят экономических результатов, а создают благоприятные условия формирования личности человека и гражданина, что, в свою очередь, влияет на повышение ответственности и добросовестности участников экономических отношений. Создание безопасной благоприятной среды для жизни и творческой активности граждан — одна из основных задач государства, и в решении этой задачи активно участвуют некоммерческие юридические лица, включая и некоммерческие корпорации.

Некоммерческие корпорации, равно как и некоммерческие юридические лица, не имеющие членства, создаются для реализации самых разных интересов физических и юридических лиц, которые лежат в сфере как экономических, так и иных общественных отношений, что способно создать конфликт между ведением общественно полезной и предпринимательской деятельности и оказаться конфликтом публичных и частных интересов. Ведение предпринимательской деятельности не является основным видом деятельности некоммерческих юридических лиц и должно осуществляться исключительно для финансирования общественно полезной деятельности и создания благоприятных условий для осуществления этой деятельности.

Во вторую очередь заинтересованы в получении выгоды члены некоммерческой корпорации. Их интерес, с одной стороны, совпадает с интересом корпорации, а с другой — самостоятелен. Условно можно выделить стратегические интересы членов корпорации, которые связаны не только с получением выгоды в той или иной форме, но и с ее сохранением и устойчивым ростом, и краткосрочные интересы, суть которых в периодическом получении выгоды.

Все члены корпорации в идеале имеют интерес в успешной как общественно полезной, так и предпринимательской деятельности корпорации, для чего необходимо участвовать в управлении деятельностью корпорации.

Члены корпорации участвуют в управлении делами корпорации путем голосования на общем собрании участников по вопросам, отнесенным законом и уставом к его компетенции, а также участвуя в органах: управления, исполнительном и контролирующем.

В третью очередь заинтересованы лица, участвующие в управлении делами корпорации, являясь членами органа управления — совета директоров, членами исполнительного органа. Управленцы заинтересованы в получении большей части дохода и выгоды, полученной корпорацией как субъектом общественно полезной деятельности.

В этой группе следует разделить членов постоянно действующего органа управления при трехзвенной системе управления и членов исполнительных органов. При всей пестроте законодательных установлений системы управления различных некоммерческих юридических лиц общим для всех некоммерческих корпораций является то, что постоянно действующий орган управления, несмотря на его различные названия, формируется только из членов корпорации. Названное единое положение обеспечивает единство интересов членов постоянно действующего органа управления. Этот орган управления некоммерческих корпораций там, где он создается, является уменьшенной копией высшего органа управления — общего собрания участников некоммерческой корпорации. Законодатель не предусматривает оплату деятельности членов постоянно действующего органа управления, и чаще всего они не получают постоянного вознаграждения. Вопрос об оплате деятельности членов постоянно действующего органа управления оставлен законодателем на усмотрение членов некоммерческой корпорации, так как только у этих некоммерческих юридических лиц в структуру органов управления может включаться постоянно действующий орган управления, составляющий трехзвенную систему управления.

Однако за участие в работе постоянно действующего органа управления его члены могут получить какие-либо выгоды и поощрения. Отсутствие установленных в уставе способов поощрения членов постоянно действующего органа управления способствует созданию благоприятной среды для различного вида злоупотреблений с их стороны. Кроме того, у этой категории управленцев есть реальная возможность больше использовать ресурсы некоммерческой корпорации, чем у всех остальных членов, и тем самым вовлечь некоммерческую корпорацию как во внутренний, так и во внешний конфликт интересов.

Интересы этой группы лиц, которые одновременно являются и членами корпорации, и управленцами, с одной стороны, совпадают с интересами всех членов корпорации, с другой — могут быть направлены на недобросовестное перераспределение в свою пользу доходов и ресурсов корпорации.

Любая некоммерческая корпорация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, определенной в уставе и соответствующей основной уставной. Доходы от предпринимательской деятельности подлежат использованию на проведение основной общественно полезной деятельности, и распределение этих доходов между участниками корпорации прямо запрещено законом (ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). А вот оплата деятельности управленцев входит в те затраты, на которые может быть использован полученный от предпринимательской деятельности доход.

Если в некоммерческой корпорации не создается постоянно действующий орган управления, тогда третья группа заинтересованных лиц состоит только из наемных работников некоммерческой корпорации — управленцев, входящих в состав коллегиального исполнительного органа, и лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа.

Интересы этой категории управленцев те же, что и у управленцев — участников корпорации. Получение доходов, использование имущества корпорации или иных ее ресурсов в личных целях — вот те направления возможных злоупотреблений или превышения полномочий членов постоянно действующего органа управления и членов исполнительных органов. В целом интересы управленцев коммерческой и некоммерческой корпораций совпадают, различия возможны в деталях.

В четвертую очередь интерес присутствует у всех работников корпорации. При успешной работе корпорации все работники, с чьей помощью зарабатывается доход некоммерческой корпорации, рассчитывают на получение дополнительных благ (в виде премий, оплаты их культурных потребностей и т.п.). Иными словами, работники корпорации, как, впрочем, и любого иного юридического лица, заинтересованы в таком распределении дохода корпорации, при котором большая его часть направляется на оплату труда работников через различные механизмы (премии, материальная помощь, увеличение размера медицинского страхования, оплата проезда и других социальных нужд работников).

В пятую группу заинтересованных лиц можно отнести кредиторов некоммерческих корпораций. Интересы кредиторов сконцентрированы на исполнении некоммерческой корпорацией своих обязательств. Обязательства некоммерческих корпораций возникают как из общественно полезной деятельности, так и из предпринимательской. То, что некоммерческая корпорация вправе вести предпринимательскую деятельность, соответствующую основной уставной, обусловливает неоднородность интересов ее кредиторов.

Государство и общество также относятся к заинтересованным субъектам. Интересы государства и общества находятся в сфере как частных, так и публичных отношений, следовательно, конфликт интересов названных субъектов и некоммерческих юридических лиц также может возникнуть в сфере как частных, так и публичных отношений.

Некоммерческие юридические лица должны заниматься общественно полезной деятельностью, которая в общих чертах определена нормами законов.

Но если деятельность некоммерческих организаций наносит вред общественной нравственности, безопасности, подрывает основы государства, по другим основаниям не может считаться общественно полезной, органы государственной власти вправе принять соответствующие, законом установленные меры к подобной организации.

Уже на заре появления некоммерческих организаций государство пристально наблюдало за их деятельностью. Так, в Римской республике, «когда культ Вакха начинает выливаться в формы, угрожающие общественной нравственности, сенат принимает меры против него, запрещает соответствующие религиозные союзы» <1>. Когда создание религиозных союзов начинает прикрывать политические цели в конце Республики, государство принимает меры, направленные на борьбу с этими союзами. Так, в 64 году сенат распускает collegia, в 56 году издается сенатусконсульт против (Sodalitales) частных религиозных союзов, а Юлий Цезарь распускает все коллегии, кроме существующих с древних времен» <2>.

———————————

<1> Ельяшевич В.Б. Союзы республиканского Рима // Избранные труды о юридических лицах, объектах гражданских правоотношений и организации их оборота. М., 2007. Т. I. С. 299.

<2> Там же. С. 308.

 

Меняются времена, изменяется содержание того, что считается общественно полезным, но неизменным остается положение некоммерческих юридических лиц с точки зрения их роли в жизни общества, а следовательно, и государства.

Как уже отмечалось выше, объектом конфликта, постоянно существующего при распределении выгод и дохода коммерческого и некоммерческого юридического лица, являются размер выгоды и доля дохода, причитающаяся всем участникам предприятия. Трудно не согласиться с мнением В.Я. Ядова, который считает, что «на самом деле во всех конфликтах речь идет о двух вещах или даже об одной: о ресурсах и о контроле над ними» <1>. Объектами конфликта, как правило, выступают те конкретные материальные или духовные ценности, к получению которых стремятся обе стороны конфликта.

———————————

<1> Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып. 1. М., 1991. С. 44.

 

«Объектом конфликта, по сути дела, может выступать любой элемент материального мира и социальной реальности, способный служить предметом личных, групповых, общественных, государственных интересов. Чтобы стать объектом конфликта, этот элемент должен находиться на пересечении интересов различных социальных субъектов, которые стремятся к единоличному контролю над ним» <1>.

———————————

<1> Юридическая конфликтология. М., 1995. С. 35.

 

Интересы корпорации, как коммерческой, так и некоммерческой, в первую очередь и защищаются законодательством, поскольку именно с интересами юридического лица вступают в коллизию интересы тех лиц, которые составляют названные группы участников гражданского оборота.

В этой связи следует различать внутренние и внешние конфликты интересов.

Внутренние конфликты могут повлечь за собой недостаточное обеспечение материальными ресурсами основной общественно полезной деятельности. Слабое материальное обеспечение, безусловно, сократит и со временем и вовсе сведет на нет основную уставную деятельность некоммерческого юридического лица. Перераспределение полученных доходов от предпринимательской деятельности в пользу работников, управленцев или небольшой группы членов приведет к названным последствиям.

Так, удовлетворение интересов отдельных лиц нанесет ущерб как всем остальным членам некоммерческой корпорации, самой корпорации, так и обществу в целом. Налицо ситуация, когда внутренний конфликт интересов, породив коррупцию, перешел в конфликт внешний. Невозможность некоммерческой корпорации (или некоммерческой организации, созданной в другой организационно-правовой форме) осуществлять свою деятельность по причине утраты или значительного уменьшения своего имущества, отсутствие финансовых средств, безусловно, ущемляет как интересы членов, собственников некоммерческой организации, так и общества.

Использование имущества некоммерческой организации не по целевому назначению, распределение доходов среди заинтересованных лиц, а не финансирование уставной деятельности являются нарушениями действующего законодательства. За нарушения законодательства некоммерческая корпорация (как и иное некоммерческое юридическое лицо) после соответствующего предупреждения подлежит ликвидации, что совсем не отвечает интересам членов некоммерческой корпорации.

Увлечение предпринимательской деятельностью, кроме возможной ликвидации (если эта деятельность не соответствует основной уставной), также увеличивает потенциальную возможность банкротства некоммерческого юридического лица, поскольку возрастают предпринимательские риски, исключить которые не в состоянии даже самое эффективное управление. Поэтому предпринимательская деятельность некоммерческого юридического лица, с одной стороны, является источником, позволяющим вести общественно полезную деятельность, с другой стороны, представляет серьезную угрозу для существования некоммерческого юридического лица.

С одной стороны, успешная предпринимательская деятельность позволяет вести общественно полезную деятельность некоммерческому юридическому лицу, с другой стороны, вступая в конкуренцию с основной уставной деятельностью, способствует снижению роли некоммерческой организации в общественных процессах и создает угрозу потери активов юридического лица, что может стать причиной ликвидации некоммерческого юридического лица либо в результате банкротства, либо по решению членов за невозможностью дальнейшего ведения общественно полезной деятельности. Ликвидацию некоммерческого юридического лица можно расценивать в большинстве случаев, особенно имеющую членство, как причинение вреда обществу. Как видим, последствиями внутреннего конфликта интересов и «деловой коррупции» может быть ликвидация некоммерческого юридического лица, добровольная или принудительная, за нарушение законодательства или в результате потери активов.

Ликвидация некоммерческого юридического лица — это самое серьезное, но не единственное последствие конфликта интересов внутреннего или внешнего. Утрата доверия со стороны определенных групп населения, снижение интереса в обществе к участию в некоммерческих корпорациях в силу их дискредитации, снижение творческой активности членов общества, не получающих поддержки со стороны определенных некоммерческих объединений, — вот далеко не полный перечень негативных последствий внешнего конфликта интересов.

Анализ негативных последствий, увлечения предпринимательской деятельностью некоммерческими корпорациями приводит к следующим выводам. Предпринимательская деятельность некоммерческих юридических лиц должна строиться на тех же принципах и осуществляться по тем же правилам, что и деятельность коммерческих корпораций, особенно в том, что касается контроля, открытости, прозрачности и отчетности.

Унитарные юридические лица, так же как и корпорации, испытывают на себе пересечение интересов разных лиц, которые дифференцируются на несколько групп.

Унитарные юридические лица следует разделить на коммерческие и некоммерческие, поскольку каждому виду присущи свои особенности. Некоммерческие унитарные юридические лица делятся на те, которые обладают правом собственности на свое имущество, т.е. совмещают в одном лице собственника и юридическое лицо, и те, у которых имущество находится на праве оперативного управления, т.е. собственниками имущества остаются учредители.

Не являются собственниками своего имущества учреждения, которые могут создать любые юридические и физические лица, а также публично-правовые образования. Учреждения имеют тот же круг заинтересованных лиц, что и унитарные и казенные предприятия, это собственник(-и) имущества учреждения, само учреждение и лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, назначаемого собственником. Совпадают и интересы перечисленных лиц, несмотря на то что учреждение — некоммерческое юридическое лицо и предпринимательская деятельность — это дополнительная деятельность.

Не вступая в дискуссию о том, могут ли у государства и муниципального образования быть свои интересы, отметим, что, создавая учреждения, государство и муниципальное образование преследуют вполне конкретные цели, связанные с обеспечением населения страны отдельными товарами и услугами или с обеспечением исполнения отдельными органами государственной власти своих функций.

К первой группе заинтересованных лиц относится собственник имущества, создавший государственное, муниципальное или частное учреждение. Собственником выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, физические и юридические лица. Интересы собственника в целом сводятся к обеспечению нужд органов власти, отдельных групп физических и юридических лиц, развитию общественно полезной деятельности некоммерческих юридических лиц и выполнению некоторых функций органов власти.

Управление учреждениями любого вида осуществляет единоличный исполнительный орган согласно действующему законодательству <1>. Лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, назначается собственником имущества учреждения. И хотя полномочия единоличного исполнительного органа изрядно ограничены Законом по сравнению с компетенцией единоличного исполнительного органа юридических лиц, созданных в иных организационно-правовых формах, тем не менее это обстоятельство не исключает наличие у директора своих интересов, отличных от интересов учреждения.

———————————

<1> Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

 

Интересы директора в какой-то части совпадают с интересами работников юридического лица, но в отличие от них у директора есть управленческие возможности для реализации своих интересов, а у коллектива таких ресурсов нет. Поэтому рассматривать работников как группу лиц, у которых есть свои интересы, способные вступить в конфликт с интересами юридического лица и собственника имущества, не имеет смысла.

Носителями интересов, которые могут вступить в противоречие, являются само унитарное юридическое лицо, собственник имущества этого юридического лица и единоличный исполнительный орган.

Факторами, повышающими эффективность деятельности государственных и муниципальных учреждений, улучшающими качество оказываемых ими услуг и снижающими возможности злоупотреблений, по мнению законодателей, должны стать:

— формирование для каждого учреждения государственного (муниципального) задания, содержащего показатели объема и качества его выполнения; обеспечение контроля за его выполнением;

— зависимость бюджетного финансирования от объема и качества выполненного государственного либо муниципального задания;

— утверждение перечня услуг, финансируемых из соответствующего бюджета, а также требований к порядку оказания платных услуг учреждениями и исчисления их стоимости для потребителя.

Однако совмещение некоммерческим юридическим лицом и, как следствие, его единоличным исполнительным органом статуса исполнительного органа власти и ведение предпринимательской деятельности само по себе уже может рассматриваться как коррупционный фактор. Соединение у одного лица: учреждения, государственной корпорации, государственной компании — отдельных властных полномочий и права вести предпринимательскую деятельность не может не спровоцировать конфликта частных и публичных интересов, тем самым создав почву для коррупции. Конкуренция двух разнонаправленных видов деятельности, проводником которых является исполнительный орган некоммерческого юридического лица, создает благоприятные условия для коррупции. Слияние в одном субъекте органа государственной власти и предпринимателя, даже в форме некоммерческого юридического лица, очевидно, ведет к ограничению или полному искоренению конкуренции на рынке тех услуг или производства товаров, которые оказывает или производит это некоммерческое юридическое лицо.

Самое удивительное, что эта коррупционная ситуация создана противоречием ряда действующих законов. Так, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» <1> (ст. 41) позволяет государственному органу существовать в форме муниципального учреждения, т.е. совмещать властные полномочия и одновременно заниматься предпринимательской деятельностью. В то же время Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» <2> в ч. 3 ст. 15 прямо запрещает совмещать властные функции со статусом хозяйствующего субъекта. Хозяйствующим субъектом следует считать любое юридическое лицо, имеющее право заниматься предпринимательской деятельностью, и индивидуального предпринимателя.

———————————

<1> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

<2> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434.

 

Ко второй группе унитарных некоммерческих юридических лиц относятся фонды, некоммерческие автономные организации, государственные корпорации и государственные компании. Все эти некоммерческие организации являются собственниками своего имущества, и поэтому такая фигура, как собственник имущества, совпадает с самим юридическим лицом, а круг заинтересованных лиц сокращается до некоммерческого юридического лица и членов его исполнительных органов.

Выделенные группы лиц, чьи интересы пересекаются на деятельности юридических лиц, постоянно находятся в зоне возможных конфликтов, которые могут причинить вред юридическим лицам, нанести убытки и попортить деловую репутацию. В этой ситуации уместно вспомнить высказывание О.С. Иоффе: «Основное же назначение гражданского права состоит в юридическом опосредовании нормальных экономических процессов. Отыскать соответствующие этим процессам самые совершенные юридические формы, исследуется ли ответственность или какой-либо иной гражданско-правовой институт, — такова главная задача непрерывно развивающейся цивилистической доктрины в СССР» <1>.

———————————

<1> Иоффе О.С. Гражданское право. Избранные труды. М., 2000. С. 506.

 

Действующее российское законодательство пока не разработало единого понятия «конфликт интересов» в гражданском обороте. Для описания и определения условий, при которых состязание интересов различных лиц способно повлечь за собой вредоносные последствия для юридических лиц как участников гражданского оборота, законодатели закрепили в различных законах такие правовые конструкции, как «заинтересованность в совершении сделки» <1>, «конфликт интересов» <2>. Правовая конструкция конфликта интересов по своему содержанию шире и чаще используется в законодательстве о некоммерческих организациях.

———————————

<1> См. Федеральные законы: «Об акционерных обществах» (ст. 81); «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст. 45); «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ст. 22); «Об автономных учреждениях» (ст. 16).

<2> Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (ст. 27).

 

Поиск, разработка способов и механизмов урегулирования внутренних и внешних конфликтов интересов (частных и публичных и частных), закрепление этих механизмов в законодательных актах, рекомендательных актах, стандартах саморегулируемых организациях, уставах и регламентах некоммерческих юридических лиц является одним из направлений деятельности, направленной на противодействие коррупции. Все существующие механизмы по урегулированию конфликта интересов смело можно отнести к мерам противодействия коррупции.

Порядок заключения сделки с заинтересованностью закрепляется законами о коммерческих юридических лицах (Федеральными законами «Об акционерных обществах»; «Об обществах с ограниченной ответственностью»; «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Различие в этих двух конструкциях обусловливается целевой направленностью деятельности коммерческих и некоммерческих юридических лиц. Основным способом получения прибыли коммерческим юридическим лицом является заключение сделок, а поскольку виды доступных сделок не ограничиваются для коммерческого юридического лица с общей правоспособностью, то и механизм разграничения интересов направлен на порядок заключения сделок. Коммерческое юридическое лицо с общей правоспособностью не ограничено в использовании своего имущества, чего нельзя сказать о некоммерческих юридических лицах. То обстоятельство, что некоммерческие юридические лица создаются для ведения общественно полезной деятельности, определяет и виды имущества, которые они могут иметь на различных вещных правах, и то, как это имущество они вправе использовать.

Специальная правоспособность и общеполезная направленность деятельности некоммерческих юридических лиц и обусловили применение более широкого механизма урегулирования интересов, чем порядок заключения сделок с заинтересованностью. Порядок заключения сделок с заинтересованностью составляет один из элементов конструкции конфликта интересов. «Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации» <1>.

———————————

<1> Пункт 1 ст. 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

 

Приведенное определение раскрывает категорию конфликта интересов, возникающего в некоммерческой организации. Одновременно названная конструкция определяет и способы урегулирования и предупреждения конфликта интересов, что позволяет отнести ее к механизмам разрешения конфликтов, которые возникают в некоммерческих юридических лицах.

Задача названных механизмов — не допустить причинение вреда юридическим лицам (как имущественного, так и деловой репутации), который может возникнуть из-за желания заинтересованных лиц получить по сделке или в результате иного действия несоизмеримо больше, чем отдать, или присвоить имущество юридического лица.

Соблюдение установленного порядка заключения сделок, в которых имеется заинтересованность у лиц, прямо перечисленных в законах, а также тех сделок, которые уставы некоммерческих юридических лиц отнесли к категории сделок с особым порядком заключения, призвано исключить появление договоров, ущемляющих интересы юридических лиц и позволяющих произвольно пользоваться их имуществом. Круг лиц, чьи интересы могут пересечься с интересами юридического лица, примерно одинаково очерчен в законах о коммерческих и некоммерческих юридических лицах.

В первую очередь к ним относятся члены органов управления юридического лица, а именно члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа.

Все перечисленные лица принимают решение или влияют на принятие решения о заключении сделки. Согласно действующему законодательству юридическое лицо осуществляет деятельность через свои исполнительные органы. Именно исполнительный орган действует от имени юридического лица, и его действия считаются действиями юридического лица.

Второй группой заинтересованных лиц могут оказаться участники юридического лица, составляющие группу участников, имеющих одинаковый статус, общественный вес или заслуги, имеющие одни и те же обременения переданного им имущества, что формирует у них свои интересы, предполагающие перераспределение получаемых благ некоммерческим юридическим лицом в свою пользу в большем объеме. Все перечисленные лица будут считаться заинтересованными в заключении юридическим лицом сделки, если стороной по сделке, выгодоприобретателем или посредником в совершении сделки будут супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные названных лиц и (или) их аффилированные лица, а также если перечисленные родственники владеют (каждый в отдельности или все вместе) 20% и более акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки, выгодоприобретателем, выступающим в интересах третьих лиц в их отношениях с юридическим лицом или занимают должности в органах управления юридического лица (управляющей компании), являющегося стороной сделки, выгодоприобретателем или посредником в совершении сделки.

Заинтересованность перечисленных лиц, строго говоря, необязательно будет направлена на получение преимуществ за счет юридического лица, но конфликт между личными интересами и профессиональными обязанностями сложится непременно, для чего и устанавливается специальный порядок заключения сделок с заинтересованностью. Одновременно этот порядок призван снизить возможность урегулирования конфликта интересов через коррупционные действия (взятку в той или иной форме).

Порядок заключается в том, что лица, формально попадающие в категорию заинтересованных лиц, обязаны сообщить об этом органу, принимающему решение о заключении сделки или осуществлении иного действия, и не участвовать в обсуждении: условий сделки и целесообразности ее заключения, необходимости и порядке осуществления конкретного действия, в результатах которого имеется заинтересованность. Заинтересованные лица должны воздерживаться от любых действий, направленных на содействие заключению соответствующей сделки или осуществлению иного действия. Все сделки с заинтересованностью должны быть одобрены высшим органом управления юридического лица или, как в случаях с унитарными юридическими лицами, учредителями. Отстранение всех лиц, потенциально попадающих в категорию заинтересованных лиц, от обсуждения и принятия решения по соответствующим сделкам или иным действиям является тем механизмом, который направлен на защиту интересов юридического лица.

Строгое следование требованиям законодательства и устава, в котором могут быть предусмотрены и иные случаи, угрожающие нарушением интересов юридического лица, безусловно, можно отнести к действиям, направленным на регулирование конфликта интересов.

Вместе с тем система органов управления и их взаимодействие друг с другом должна обеспечить надлежащий контроль за соблюдением участниками юридического лица, членами его органов управления правил заключения сделок с заинтересованностью и совершения действий, создающих конфликт интересов как внутри юридического лица, так и с внешними участниками гражданского оборота.

Взаимодействие органов управления друг с другом регулируется законодательством и положениями уставов и документов, устанавливающих порядок работы всех органов юридического лица: управления, контроля и иных. Законы, регулирующие деятельность некоммерческих юридических лиц, позволяют участникам отнести в уставе наиболее значимые вопросы управления имуществом юридического лица к компетенции общего собрания участников как высшего органа управления некоммерческой корпорации. Законодательство не ограничивает компетенцию общего собрания членов некоммерческого юридического лица как высшего органа управления.

Требования к порядку предоставления информации о деятельности органов юридического лица, отчетов органов юридического лица определяются внутренними документами. Учредители и участники юридического лица наряду с органом контроля вправе знакомиться со всеми документами, касающимися деятельности юридического лица.

Эффективное управление деятельностью юридического лица может стать профилактическим фактором, влияющим на снижение возможностей заинтересованных лиц извлекать пользу для себя из своего положения, тем самым нанося вред юридическому лицу и его участникам.

Усиление внутреннего контроля через привлечение в попечительские советы (если их создание предусмотрено законодательством) независимых представителей общественности, создание ревизионной комиссии из числа участников юридического лица способны решить названные задачи. Невозможно переоценить роль ревизионной комиссии в обеспечении эффективного внутреннего контроля деятельности органов юридического лица.

Скупое законодательное регулирование статуса ревизионной комиссии позволяет учредителям юридического лица наделить этот орган самыми широкими полномочиями в области контроля и соблюдения интересов как самого юридического лица, так и его учредителей и участников. Именно ревизионная комиссия как независимый орган контроля, который подчиняется только высшему органу управления юридического лица и формируется им, а не внутренние комитеты, комиссии, создаваемые внутри совета директоров, является глазами и ушами учредителей и участников юридического лица.

Только этот орган оценивает и законность, и целесообразность действий других органов, насколько принимаемые ими решения отражают интересы самого юридического лица, а не отдельных его участников, членов совета директоров и членов коллегиального исполнительного органа, лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа.

К механизмам выявления и урегулирования конфликта интересов, который может сложиться в юридическом лице, также следует отнести отчетность управленцев.

Система отчетности и дополнительные требования к членам органов управления также являются элементами внутреннего контроля юридического лица. К тем требованиям, которые закреплены законодательством, учредители вправе добавить и свои, как общего характера, так и отражающие специфику деятельности юридического лица.

Внутренняя отчетность членов органов управления и контроля формирует внешнюю отчетность юридических лиц.

Внешнюю отчетность можно рассматривать как самостоятельный механизм контроля со стороны участников, собственника имущества, попечительских советов, государственных органов за деятельностью органов юридического лица, самого некоммерческого юридического лица.

В отчетность некоммерческого юридического лица включаются не только документы бухгалтерского учета и статистической отчетности, но и информация о деятельности (общественно полезной) некоммерческого юридического лица за год, о направлениях использования доходов от целевого капитала, если он был создан. Согласно п. 2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе ее имущества, расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческого юридического лица не могут быть предметом коммерческой тайны.

Для отдельных групп некоммерческих юридических лиц Федеральный закон «О некоммерческих организациях» устанавливает обязанность размещать отчет о своей деятельности в средствах массовой информации и сети Интернет дополнительно к предоставлению его в уполномоченный орган.

К первой группе некоммерческих юридических лиц относятся те, учредителями, членами которых являются иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также те некоммерческие юридические лица, которые в течение отчетного года получали от иностранных граждан, юридических лиц, государственных органов имущество или денежные средства. Согласно предлагаемым изменениям в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» некоммерческие юридические лица, входящие в эту группу, должны зарегистрироваться как агенты иностранных государств и предоставлять дополнительную информацию о расходовании получаемых средств и их источниках.

Вторую группу составляют государственные и муниципальные учреждения всех видов (казенные, бюджетные, автономные), чьи отчеты размещаются на официальном сайте Государственного казначейства РФ в сети Интернет.

К третьей группе относятся все некоммерческие юридические лица, имеющие статус саморегулируемых организаций. Публичную отчетность, с одной стороны, можно рассматривать как механизм урегулирования конфликта частных интересов, с другой — это безусловно способ предотвращения коллизии частных и публичных интересов. Названный способ позволяет оценить, насколько интересы некоммерческого юридического лица не вступают в противоречие с интересами общества в целом и государства.

Равноправие всех участников некоммерческих корпораций, установленное законодательством, и невозможность изменить это положение нормами уставов снимает огромное количество возможных конфликтов между членами некоммерческих организаций. Принцип равноправия всех членов является основополагающим принципом существования некоммерческой организации, имеющей членство. Этот принцип реализуется в праве любого участника некоммерческой корпорации выйти из нее и в праве высшего органа управления корпорацией исключить из ее членов участника, нарушившего устав корпорации или причинившего ей вред. Механизм свободного выхода из числа участников некоммерческой корпорации направлен в том числе и на исчерпание конфликта интересов внутри некоммерческой корпорации, так же как и механизм исключения участника из числа членов корпорации по причинам, определенным уставом юридического лица и действующим законодательством.

Право участников в любое время покинуть некоммерческую корпорацию, с одной стороны, и право высшего органа управления корпорацией исключить члена корпорации из числа ее участников за действие и поведение, противоречащие положением устава корпорации и нормам законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих юридических лиц, с другой стороны, составляют один из механизмов урегулирования конфликта интересов в некоммерческой корпорации. Этот механизм установлен законодательством только для некоммерческих юридических лиц, имеющих членство.

Еще одним механизмом снятия конфликтов, включая предупреждение, является установление особого режима отдельных видов имущества некоммерческого юридического лица.

Особый режим недвижимого имущества учреждений и особо ценного движимого установлен ст. ст. 296, 298 Гражданского кодекса РФ. Поскольку учреждения не являются собственниками переданного им или приобретенного ими имущества, то и порядок использования определяется правом оперативного управления. Право оперативного управления имуществом сильно ограничивает возможности единоличного исполнительного органа распоряжаться недвижимым и движимым имуществом учреждения. Во-первых, все имущество должно использоваться только по целевому назначению, т.е. для ведения той общественно полезной деятельности, которая является основной уставной деятельностью некоммерческого юридического лица. Во-вторых, единоличный исполнительный орган может распоряжаться только тем недвижимым имуществом, которое было приобретено на доходы от предпринимательской деятельности и только с письменного согласия учредителя. Недвижимым имуществом, переданным учреждению собственником или приобретенным на денежные средства, выделенные собственником, а также особо ценным движимым имуществом единоличный исполнительный орган вообще распоряжаться не может.

Некоммерческие юридические лица, созданные в других организационно-правовых формах, без ущерба для своей деятельности вправе установить более жесткий режим использования и распоряжения своим имуществом с тем, чтобы исключить его использование отдельными участниками и членами органов управления для своих целей. Некоммерческие юридические лица вполне могут использовать механизм жесткого контроля за использованием имущества или его отдельных видов для предотвращения коллизии интересов участников юридического лица, его учредителей, управленцев и самого юридического лица.

Все перечисленные механизмы урегулирования сталкивающихся интересов различных участников корпоративных и иных отношений доступны для всех видов некоммерческих юридических лиц, созданных в установленных законом организационно-правовых формах, и направлены на урегулирование частных интересов участников гражданского оборота.

Интересы некоммерческого юридического лица не должны при их реализации причинять вред отдельным членам общества, всему обществу и государству. Если это происходит, то налицо конфликт частных и публичных интересов, который законодатели во все времена решали в пользу общества и государства. Действующее законодательство содержит целый набор механизмов урегулирования частных интересов некоммерческих юридических лиц и публичных интересов общества и государства, к ним можно отнести следующее:

— публичная отчетность о своей деятельности и использование имущества;

— отказ в государственной регистрации некоммерческого юридического лица;

— публичное подтверждение продолжения своей деятельности некоммерческим юридическим лицом;

— обеспечение открытости и доступности учредительных документов;

— судебная ликвидация некоммерческого юридического лица;

— лишение статуса саморегулируемой организации;

— запрещение деятельности некоммерческого юридического лица;

— регистрация в качестве агента иностранного государства.

Как видим, все предложенные механизмы из арсенала административного права.

Подводя итоги, следует отметить, что тема конфликта интересов занимает юристов и ученых все больше и больше, и внимание к этой правовой ситуации вполне оправданно. Поиск новых механизмов предотвращения, выявление и урегулирование конфликта интересов как законодателями, так и самими участниками гражданского оборота имеет большое значение в достижении всеми участниками своих целей. Баланс интересов всех лиц, заинтересованных в деятельности юридического лица, способен обеспечить устойчивое развитие тех экономических направлений, в которых осуществляют свою деятельность различные виды юридических лиц, и снизить деловую коррупцию в некоммерческих юридических лицах.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗДЕЛУ II

 

Проведенный выше анализ продемонстрировал, что корпоративная форма организации деятельности, позволяющая объединять усилия значительного числа индивидуумов для достижения единых целей, как связанных с извлечением прибыли, так и не направленных на извлечение прибыли, получает все большее и большее распространение. В то же время сама по себе корпоративная форма скрывает в себе внутренние противоречия, которые могут в случае стечения обстоятельств превращаться в коррупциогенный фактор. К числу такого рода противоречий относятся:

— противоречие между собственниками (учредителями, инвесторами) и управляющими (менеджментом) корпоративной организации;

— противоречие между интересами собственников (инвесторов), заинтересованных в максимальном получении доходов (дивидендов) и интересами социума (работниками предприятия, населением, проживающим в месте нахождения предприятия, потребителями услуг и т.п.).

Безусловно, без совершенствования законодательства невозможно эффективно снимать данные противоречия или минимизировать негативные последствия. Однако, учитывая, что настоящее научно-практическое пособие адресовано в первую очередь предпринимательским структурам, глобальные предложения по совершенствованию законодательства будут вынесены «за скобки» настоящего пособия. Основное же внимание будет уделено практическим шагам, которые было бы целесообразно предпринимать в рамках отдельных корпоративных организаций с тем, чтобы минимизировать коррупциогенный фактор и минимизировать риски возможного применении антикоррупционного законодательства.

1. Общие принципы корпоративного управления; формирование кодексов корпоративного управления для разных видов корпоративных организаций.

Принятие кодексов корпоративного управления направлено на минимизацию негативных последствий противоречия между собственниками (учредителями, инвесторами) и управляющими организаций. Цель подобных кодексов — описание правил поведения, которым должно следовать руководство корпоративных организаций с тем, чтобы избежать обвинений во внутрикорпоративной коррупции. Написание и принятие подобных кодексов — внутреннее дело каждой корпоративной организации, и по своей природе подобный кодекс является внутренним документом организации, подобно должностным инструкциям, внутреннему распорядку и т.п. внутренним документам. Однако с учетом того, что в значительном числе принципы корпоративного управления едины по своей сути, возможна разработка типовых документов, которые могут быть положены в основу кодекса, принятого в отдельной организации.

Необходима экстраполяция положений кодексов корпоративного управления (с учетом соответствующей специфики соответствующего вида организации) как на предпринимательские организации, работающие в различных областях предпринимательской деятельности, например на организации ЖКХ, строительные организации, предприятия розничной торговли и т.п., так и на некоммерческие организации. Разработка таких кодексов необходима для обеспечения прозрачности функционирования различных разновидностей юридических лиц. Наличие же кодексов может учитываться, например, при распределении государственных заказов, при предоставлении кредитов, государственных гарантий и т.п.

2. Определение принципов и форм участия государства в корпоративных организациях.

Особенностью современного периода развития является определенная переоценка воззрений на роль государства и возможные формы участия государства в экономической жизни общества. Для преодоления кризисных явлений первого десятилетия XXI в. оказалось необходимым задействование государства. В силу исторических причин для России характерна значительная доля участия государства в экономических структурах.

Участие государства в экономической жизни приобретает различные формы: начиная от размещения государственных заказов и завершая деятельностью государственных корпораций. Следует отметить, что такие формы участия государства не совсем прозрачны. Более того, эти формы достаточно дифференцированы, поскольку в каждом случае заинтересованные лица указывают на особый путь развития соответствующей сферы экономической деятельности. Стремление обеспечить всякий раз «особость» регулирования делает его уязвимым с точки зрения предъявления к субъектам регулирования претензий, вытекающих из антикоррупционного регулирования.

Вместе с тем выше на примере защиты общественных интересов в ситуации, связанной с компанией VW (см. гл. 5 настоящего раздела), было продемонстрировано, каким образом участие государства может обеспечить прозрачность регулирования.

Подводя итог анализу зарубежного опыта, приведенного выше, следует подчеркнуть важность обеспечения высокого уровня прозрачности при регулировании любых форм участия государства в экономической жизни. Во избежание рисков применения антикоррупционных санкций представляется разумным предложить разработку и принятие кодексов корпоративного управления (поведения) для государственных корпораций и/или для корпоративных организаций с долей государственного участия.

3. Вовлечение в корпоративное управление наемного персонала (работников) корпоративных организаций.

Зарубежный опыт регулирования (в частности, приведенный выше опыт Германии) продемонстрировал, что привлечение к управлению корпоративной организации работников (персонала) может рассматриваться также и в качестве формы антикоррупционного противодействия. Кроме того, такой опыт для России мог бы быть полезным ввиду определенной степени неудовлетворенности населения России формами и итогами приватизации. Включение представителей работников предприятий в органы управления предприятием сможет:

— повысить интерес работников и их ответственность к конечному результату работы предприятия;

— воспрепятствовать злоупотреблению полномочиями со стороны управляющих предприятием;

— повысить уровень прозрачности предприятия, поскольку работники, участвующие в управлении предприятием, смогут иметь реальную информацию о состоянии предприятия.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code