5. Внешние контрольные механизмы

5.1. Внешний аудитор.

Помимо внутреннего контроля закон предусматривает возможность (а иногда и обязательность) внешнего аудита деятельности некоторых организаций со стороны аудиторов, которые действуют на основании законодательства и Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696. В качестве аудитора может выступать либо аудиторская организация, либо физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 86 Федерального закона «Об акционерных обществах», ст. ст. 3, 4 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» разработан Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 4/2010) <1>, определяющий принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторов (ВККР), а также требования к организации указанного контроля. Стандарт подлежит применению саморегулируемыми организациями аудиторов и уполномоченным органом исполнительной власти (субъектами внешнего контроля). Основными принципами осуществления внешнего контроля, в частности, являются: независимость ВККР, обеспеченность финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами, компетентность работников, осуществляющих ВККР, прозрачность процедуры назначения контролеров для проведения ВККР, публичность результатов проверки. При организации ВККР должны быть обеспечены в том числе: систематичность внешних проверок, необходимые полномочия контролеров и их независимость от объекта ВККР, применение мер дисциплинарного воздействия в отношении лиц, отказывающихся от проведения проверок, препятствующих представлению необходимой информации и документов либо не применяющих необходимых действий по устранению допущенных нарушений.

———————————

<1> Приказ Минфина России от 24 февраля 2002 г. N 16н «Об утверждении федерального стандарта аудиторской деятельности «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля. ФСАД 4/2010» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 26.

 

В организациях в императивном порядке осуществляется проведение аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности (обязательный аудит):

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества.

Особое внимание, уделяемое законодательством об аудите открытым акционерным обществам, не случайно. Дело в том, что аудитор призван быть именно тем лицом, которое, осуществив проверку финансово-хозяйственной деятельности, засвидетельствует достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству.

В связи с тем что в открытых акционерных обществах должна ежегодно проводиться аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности (обязательный аудит), аудиторами в данном типе акционерных обществ могут быть только аудиторские организации (см. ч. ч. 1 и 3 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

Аудитор осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества на основании договора, заключаемого с акционерным обществом (п. 1 ст. 86 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

Помимо осуществления контроля над финансово-хозяйственной деятельностью общества, аудитор обладает полномочиями, связанными с процессом осуществления управления в акционерном обществе. Так, он вправе требовать проведения внеочередного общего собрания акционеров (абз. 1 п. 1 ст. 55 Федерального закона «Об акционерных обществах») и заседаний совета директоров общества (п. 1 ст. 68 Федерального закона «Об акционерных обществах»);

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных действующим законодательством.

Следует отметить, согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» аудит не может осуществляться:

1) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

3) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

4) аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц;

5) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

6) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

7) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся страховыми организациями, с которыми заключены договоры страхования ответственности этих аудиторских организаций.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация, аудитор обязаны:

1) проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;

2) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

5.2. Ревизионные союзы.

Статьи 31 — 33 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» предусматривают абсолютно другое отношение к ревизионной работе. Ревизию финансово-хозяйственной деятельности здесь осуществляет в лице ревизоров-консультантов ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов — союз, осуществляющий ревизию финансово-хозяйственной деятельности входящих в него кооперативов, союзов кооперативов, координацию этой деятельности, представление и защиту имущественных интересов кооперативов, оказание членам ревизионного союза сопутствующих ревизиям услуг, а также иные предусмотренные законом функции.

Ревизоры-консультанты должны являться работниками ревизионного союза или привлекаются ревизионным союзом к работе на основании гражданско-правовых договоров. В штате ревизионного союза по основному месту работы должно состоять не менее трех ревизоров-консультантов.

При этом ревизором-консультантом признается физическое лицо, получившее квалификационный аттестат ревизора-консультанта или имеющее квалификационный аттестат аудитора (п. 2 ст. 32 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации»).

Саморегулируемая организация ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов — некоммерческая организация, созданная в форме объединения (ассоциации, союза) ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов и соответствующая требованиям Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» (абз. 20 ст. 1 Закона). Ревизионный союз обязан являться членом одной из саморегулируемых организаций и быть включенным в единый реестр ревизионных союзов и ревизоров-консультантов.

Кооператив, союз кооперативов в обязательном порядке должны состоять в одном из ревизионных союзов по их выбору. В ином случае они подлежат ликвидации. При этом не менее чем 50% числа членов наблюдательного совета ревизионного союза должны составлять председатели наблюдательных советов кооперативов — членов данного союза.

5.3. Саморегулируемые организации.

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» устанавливает правовые основы деятельности саморегулируемых организаций, их основные функции, права и обязанности.

Саморегулируемыми признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Предусматривается, что саморегулируемые организации сами разрабатывают и устанавливают для своих членов стандарты и правила своей деятельности, которые являются обязательными для выполнения всеми ее членами; представляют интересы членов саморегулируемых организаций в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; осуществляют контроль за деятельностью своих членов.

Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;

2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;

3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;

8) осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;

9) рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

Статья 4 указанного Закона предусматривает, что стандарты и правила саморегулируемой организации должны соответствовать правилам деловой этики, устранять или уменьшать конфликт интересов членов саморегулируемой организации, их работников и членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации.

Согласно ст. 9 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации предпринимательской или профессиональной деятельности проводится саморегулируемой организацией путем проведения плановых и внеплановых проверок, предметом которых является соблюдение членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

Статьей 19 данного Закона к специализированным органам саморегулируемой организации, которые в обязательном порядке создаются постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, отнесен орган, осуществляющий контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации.

Законодательством РФ предусматривается создание отдельных СРО:

— саморегулируемая организация в сфере теплоснабжения (Федеральный закон «О теплоснабжении»);

— саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг (Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»);

— саморегулируемая организация управляющих компаний (Федеральный закон «Об инвестиционных фондах»);

— саморегулируемая организация в области энергетического обследования (Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1>);

———————————

<1> СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5711.

 

— саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания; саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации; саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство (Градостроительный кодекс);

— саморегулируемая организация оценщиков (Федеральный закон «Об оценочной деятельности»);

— саморегулируемая организация фондов и организаций, которые по договорам с фондами осуществляют ведение пенсионных счетов (Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»);

— саморегулируемая организация кредитных кооперативов (Федеральный закон «О кредитной кооперации»);

— саморегулируемая организация аудиторов (Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»);

— саморегулируемая организация медиаторов (Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»);

— саморегулируемая организации арбитражных управляющих (Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»);

— саморегулируемая организация в сфере рекламы (Федеральный закон «О рекламе»);

— саморегулируемая организация жилищных накопительных кооперативов (Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах»);

— саморегулируемая организация в сфере кадастровой деятельности (Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»);

— саморегулируемая организация патентных поверенных (Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 316-ФЗ «О патентных поверенных»);

— саморегулируемая организация ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов (Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации»).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code