4. Органы (службы) внутреннего аудита (контроля)

Конвенция ООН против коррупции в ст. 12 предусматривает обязанность каждого государства-участника принимать меры по усилению стандартов бухгалтерского учета и аудита в частном секторе. В том числе эта статья указывает, что меры, направленные на достижение целей борьбы с коррупцией в частном секторе, могут включать меры по обеспечению того, чтобы частные организации, с учетом их структуры и размера, обладали достаточными механизмами внутреннего аудиторского контроля для оказания помощи в предупреждении и выявлении коррупционных деяний.

Международные документы подробно не поясняют того, что конкретно понимается под термином «внутренний аудиторский контроль», притом что вопрос организации внутреннего аудиторского контроля является для организаций весьма проблемным.

На практике имеется опыт создания внутри организаций отделов внутреннего аудита. Однако не имеется какой-либо внушительной правовой базы создания таких подразделений. Регулирование деятельности контролеров и отделов внутреннего контроля существует в определенной мере лишь для финансовых организаций. Так, ст. ст. 10.1 и 11 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» прямо указывают на возможность создания контрольного подразделения (контролера) профессионального участника рынка ценных бумаг.

Приказом ФСФР России от 21 марта 2006 г. N 06-29/пз-н утверждено Положение о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг <1>, которым определяется (п. 1.1) порядок организации и осуществления профессиональным участником рынка ценных бумаг внутреннего контроля за соответствием деятельности профессионального участника требованиям законодательства РФ о рынке ценных бумаг, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, законодательства РФ о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, законодательства РФ о рекламе, а также за соблюдением внутренних документов профессионального участника, связанных с его деятельностью на рынке ценных бумаг.

———————————

<1> БНА ФОИВ. 2006. N 21.

 

В соответствии с Планом реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства Российской Федерации на 2010 год, утвержденным Председателем Правительства РФ 2 марта 2010 г. N 972п-П13, подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и иные законодательные акты Российской Федерации». Основной идеей и целью законопроекта является совершенствование механизмов надзора со стороны федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг за деятельностью участников финансового рынка и создание на их основе системы пруденциального надзора, отвечающей международным требованиям, а также преодоление неоднородности норм, регулирующих деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и финансовых организаций, применение единых требований и стандартов деятельности на финансовых рынках.

Основной задачей системы пруденциального надзора на рынке ценных бумаг является прогнозирование и предупреждение рисков как отдельно взятых финансовых организаций, так и системных рисков с целью обеспечения устойчивости и надежности всего рынка в целом.

Законопроект вводит новые требования об обеспечении финансовой надежности профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющей компании инвестиционных фондов, устанавливает виды обязательных нормативов, которые обязаны соблюдать профессиональные участники рынка ценных бумаг и управляющие компании и призван обеспечить законодательное закрепление базовых принципов организации надзорной деятельности и организации управления рисками <1>.

———————————

<1> См. по данному вопросу: проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и иные законодательные акты Российской Федерации» // http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=469229-5&02.

 

Существуют положения об организации внутреннего контроля и для некоторых организаций других форм и видов. Кодекс корпоративного поведения, рекомендованный к использованию ФКЦБ России, отмечает что «внутренний контроль позволяет оперативно выявлять, предотвращать и ограничивать финансовые и операционные риски, а также возможные злоупотребления со стороны должностных лиц. Тем самым надлежаще организованный внутренний контроль сокращает расходы общества и способствует эффективному управлению его ресурсами».

Возможность использования аудита для осуществления антикоррупционной деятельности в части коррупции в бизнесе можно продемонстрировать на примере США, где правовое регулирование аудиторской деятельности претерпело серьезные изменения в связи с корпоративным скандалом вокруг корпорации «Энрон» и аудиторской фирмой Arthur Andersen <1>. В целях усовершенствования системы американского законодательства в части обеспечения защиты инвесторов на второй Сессии 107 Конгресса Палаты Представителей США 24 июля 2002 г. был принят Закон, названный по имени конгрессменов, инициировавших его принятие — «Акт Сарбанса-Оксли». При этом действие данного Закона распространилось не только на американские компании, но и на все компании, ценные бумаги которых зарегистрированы в Комиссии США по ценным бумагам и биржам (SEC) <2>.

———————————

<1> См.: Грэй Д. Путь к доверию: что изменилось в отношениях аудиторских компаний и рынка // Рынок ценных бумаг. 2004. N 22 (277). С. 29.

<2> Там же. С. 29.

 

Кроме того, как свидетельствует международная практика, невозможно получить на льготных условиях кредиты в международных и транснациональных банках и фондах без наличия системы внутреннего контроля. Это требование международных финансовых организаций, таких как Международный банк реконструкции и развития или Международный валютный фонд, вытекает из положений Закона Сарбанса-Оксли <1>.

———————————

<1> См. по данному вопросу: Соколов Б.Н. Акционерное общество: вопросы корпоративного управления // http://gaap.ru/articles/78303/.

 

Тем не менее интерес к внутреннему аудиту в последнее время неуклонно возрастает, что, несомненно, обусловлено рядом объективных причин.

Во-первых, внутренний аудит является одним из немногих доступных и в то же время недооцененных ресурсов, правильное использование которого может повысить эффективность компании.

Во-вторых, череда громких корпоративных скандалов, прокатившихся по США и Западной Европе, показала, что институт внешнего аудита может давать серьезные сбои. Вследствие чего терпят банкротства даже крупнейшие компании.

В-третьих, внутренний аудит становится привлекательным для собственников компаний, которые отходят от непосредственного ведения дел, передавая бразды правления профессиональным менеджерам.

Наконец, внутренний аудит — это неотъемлемая часть отлаженного корпоративного управления. Исходя из этого соображения, большинство западных публичных компаний либо уже имеют, либо создают службу внутреннего аудита.

Кроме того, к факторам, побуждающим компании к организации внутреннего аудита, в российских условиях добавляется еще желание собственников и менеджмента упорядочить бизнес-процессы фирмы. Ведь в ряде случаев это может привести к весьма существенной экономии средств.

Но в то же время, по мнению отдельных специалистов и менеджеров, для российской практики организация внутреннего аудита является делом новым и в силу своей законодательной необязательности ненужным <1>.

———————————

<1> См.: Филипьев Д.Ю. Внутренний аудит: мифы и реальность // Учет и контроль. 2007. N 1. С. 22 — 25.

 

Такое отношение к внутреннему аудиту можно объяснить следующим:

— отсутствием необходимых теоретических разработок в области методологии и организации внутреннего аудита применительно к российским условиям;

— недостатком нормативных документов по регулированию деятельности внутренних аудиторов и недостаточным уровнем профессионализма аудиторских кадров;

— понятийной неопределенностью и ассоциацией деятельности внутренних аудиторов в процедурном плане с деятельностью ревизоров различного уровня, внешних аудиторов, ревизионной комиссии и т.д.

Итак, согласно Перечню терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности, внутренний аудит — это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля <1>.

———————————

<1> См. по данному вопросу: Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (утвержден Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ) // Аудиторские ведомости. 1997. N 6.

 

Можно выделить три основных подхода к организации внутреннего аудита. Первый из них — это создание собственной службы внутреннего аудита (СВА). Данный вариант обладает следующими преимуществами:

— сотрудники компании хорошо знакомы с внутренней организацией компании и отраслевыми особенностями бизнеса;

— когда аудиторские задания выполняют штатные сотрудники, то полученные навыки и опыт остаются внутри компании;

— руководство компании может использовать внутренний аудит как «площадку» для профессионального роста и карьерного развития будущих управленческих кадров.

Второй способ организовать внутренний аудит — это использовать аутсорсинг. То есть полностью передать функции внутреннего аудита специализированной компании или внешнему консультанту.

Применение внешнего аутсорсинга оправданно только в отношении очень небольших компаний, не связанных с промышленным производством, розничной торговлей или другими видами деятельности, требующими достаточно сложной системы учета. То есть речь идет об организациях, которым нецелесообразно содержать даже одного постоянного бухгалтера. Это могут быть, например, туристические фирмы или компании, занимающиеся оптовой торговлей. Часто внешний аутсорсинг применяют небольшие представительства иностранных компаний <1>.

———————————

<1> См. по данному вопросу: Ефремова А.А. О внешнем аутсорсинге и аутстаффинге // http://www.consultant.ru/law/consult/gk/gk20100115/Kart13864.

 

Наконец, третий вариант — косорсинг. Он заключается в том, чтобы создать службу внутреннего аудита в рамках компании, но в некоторых случаях привлекать экспертов специализированной компании или внешнего консультанта.

Существует достаточно много подходов в вопросе организационной подчиненности службы внутреннего аудита. Наилучшим вариантом считается функциональное подчинение руководителя СВА комитету по аудиту совета директоров либо напрямую совету директоров компании. Именно такой подход соответствует современным принципам корпоративного управления. В этом случае достигается высокий уровень независимости внутренних аудиторов от исполнительного руководства. Это позволяет, при прочих равных условиях, максимально использовать потенциал СВА. Если данный вариант по каким-либо причинам не может быть реализован, то следует, чтобы подразделение внутреннего аудита подчинялось генеральному директору <1>.

———————————

<1> См. по данному вопросу: Сонин А. Внутренний аудит для успешной компании. М., 2006; http://auditmodern.ru/pub1ic_sonin1.php.

 

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

Аудитор в ходе аудиторской проверки обязан получить достаточную убежденность в том, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемого экономического субъекта. Особенности системы внутреннего контроля могут способствовать формированию такой убежденности.

В том случае, если аудитор убеждается, что он может опереться на соответствующие средства контроля, он получает возможность проводить аудиторские процедуры менее детально и (или) более выборочно, чем он делал бы в противном случае, а также может внести изменения в суть применяемых аудиторских процедур и в предполагаемые затраты времени на их осуществление <1>.

———————————

<1> См. по данному вопросу: Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 г., Протокол N 6) // Аудиторские ведомости. 1997. N 6.

 

Служба внутреннего аудита (СВА) и служба внутреннего контроля (СВК) — это разные организации, что понимают далеко не все. Причина кроется в законодательстве: при листинге на бирже российские регуляторы требуют введения в действие службы внутреннего контроля, но это не одно и то же, что СВА.

В идеале (согласно международной практике) должны быть три службы: СВА, СВК и служба по анализу рисков. Службе внутреннего контроля не рекомендуется разрабатывать внутренние акты или проводить контрольные мероприятия, поскольку здесь кроется опасность возникновения конфликта интересов. Ее сотрудники проверяют то, что было, т.е. проверяют информацию после закрытия периода. Служба внутреннего аудита, с другой стороны, — это «форвард», который смотрит вперед. СВА оценивает эффективность проведения контрольных мероприятий, дает рекомендации по стратегии развития компании <1>.

———————————

<1> См. по данному вопросу: Курников А. Внутрикорпоративный контроль и аудит: принципы, проблемы и решения. М., 2011; http://gaap.ru/articles/84426/.

 

Метод внутреннего аудита организации — это способ достижения цели, который характеризуется использованием как общенаучных методических приемов исследования объектов контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, редукция, эксперимент и др.), так и собственных эмпирических методических приемов (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, логическая проверка, сканирование, письменный и устный опросы и др.), а также специфических приемов смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).

Для достижения указанной цели внутренний аудит должен быть нацелен на решение следующих задач:

1) оценки экономической эффективности деятельности организации как в целом, так и каждой из его управленческих структур и центров ответственности;

2) прогнозирования экономического развития организации на перспективу с учетом влияния всех возможных внешних и внутренних факторов;

3) минимизации расходов и потерь во взаимоотношениях с бюджетом, другими государственными структурами и партнерами.

В зависимости от специфики организации, особенностей ее организационной структуры и задач, поставленных администрацией, задачи конкретной аудиторской службы могут быть различными <1>.

———————————

<1> См. по данному вопросу: Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 27 апреля 1999 г., Протокол N 3) // Аудиторские ведомости. 1999. N 6. Документ утратил силу.

 

Оценка целесообразности, разрешенности и законности совершаемых сделок является одним из основных направлений аудиторского контроля в области финансово-хозяйственных операций. Однако этим деятельность аудиторов не ограничивается.

Аудиторы могут принимать участие в решении проблемы чистоты информации, собранной для принятия решения, касающегося совершения какой-либо важной сделки.

Как известно, исход дела (сделки) зависит от возможности повлиять на предпосылки решения, на выбор альтернатив, на информацию, собранную по этим альтернативным вариантам. Возможности могут оказаться в руках сотрудников, преследующих сугубо личные или узкогрупповые цели.

В этом случае внутренний аудитор при санкции руководителя или собственников должен проявить свою компетентность и практические навыки в критическом подходе к каждому принимаемому решению <1>.

———————————

<1> См. по данному вопросу: Бурцев В.В. Организация внутреннего аудита // Финансовый менеджмент. 2005. N 6; http://www.finman.ru/articles/2005/6/3561. html.

 

В связи с этим следует сказать, что деятельность внутренних аудиторов должна осуществляться только на базе детального регламента, чтобы исключить необъективность и опасность узкого видения проблем на каждом из соподчиненных уровней объектов, вовлеченных в систему аудирования.

При перманентно меняющемся отечественном законодательстве, особенно налоговом, внутренние аудиторы должны поддерживать свои знания на должном уровне, быть в курсе всех свежих новостей и актуальных вопросов, имеющих отношение к деятельности организации <1>.

———————————

<1> См. по данному вопросу: Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. М., 2003.

 

Многие компании создают из нескольких штатных внутренних аудиторов отдельное подразделение — отдел внутреннего аудита.

Создание такого отдела позволит:

1) совету директоров фирмы или ее исполнительному органу управления наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;

2) выявить резервы производства и наиболее перспективные направления развития посредством целевых контрольных проверок и анализа, проводимых внутренними аудиторами;

3) эффективно консультировать сотрудников финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в головной организации, ее филиалах и дочерних компаниях.

Место отдела (сектора, бюро, группы и т.п.) внутреннего аудита в организационной структуре организации, его функциональная направленность, численность и квалификационные характеристики кадрового состава, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение отдела, особенности структуры взаимоотношений и порядка функциональной и административной подчиненности внутри этого подразделения, в том числе при наличии у него разнообразных отделений, структура взаимоотношений этого отдела с другими подразделениями организации зависят от многих факторов. Это, прежде всего, цели создания отдела; организационно-правовая форма, размеры, ресурсы, структура, масштабы и виды деятельности организации; региональная неоднородность месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний.

Структура и иерархический ранг отдела внутреннего аудита во многом зависят от позиции руководства организации по отношению к внутреннему контролю (т.е. от того, насколько правильно понимает высший менеджмент роль внутреннего контроля в управлении организацией). Позиция отдела в организационной структуре фирмы определяется также по мере организационного развития управления, накопления финансового, кадрового, интеллектуального потенциала.

Отдел внутреннего аудита может вначале формироваться как штабное звено с чисто консультативными функциями. По мере возрастания его влияния на деятельность организации в его функции будут передаваться непосредственно реализация контрольных задач и разработка рекомендаций по совершенствованию всех уровней управления в компании.

В настоящее время во многих крупных компаниях уже идет работа по формированию единого подхода к системе внутреннего контроля и оценке ее функционирования менеджментом. Внутренний аудит со своей рискоориентированной методологией играет при этом важную роль в формировании эффективной системы внутреннего контроля, включая процесс управления рисками. В некоторых компаниях внутренний аудит даже берет на себя роль инициатора этого процесса, без дальнейшего участия в формировании самой системы внутреннего контроля, так как это могло бы повлечь за собой нежелательное воздействие на независимость внутреннего аудита в компании <1>.

———————————

<1> См. по данному вопросу: Кудрин В. Внутренний аудит: перестройка имиджа // ЮКОС Ревю. 2004. N 4; http://auditmodern.ru/pub1ic_audit_kudrin.php.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code