2. Ревизионные органы (контрольно-ревизионные органы), ревизоры

Ревизия (от лат. revisio — пересмотр) — основной способ контроля, предусматривающий наиболее глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, в процессе которого устанавливаются законность, достоверность и экономическая целесообразность совершаемых хозяйственных операций, а также ведения бухгалтерского учета в нескольких или во всех направлениях деятельности субъекта хозяйствования.

Законодательство предусматривает создание органа внутреннего контроля (обязательного для некоторых типов организаций) — ревизора или ревизионной комиссии. Возможность создания организациями такого органа предусмотрена многими нормативными актами, причем по-разному, в зависимости от формы, вида и типа организации.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» уставом общества может быть предусмотрено образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества. В обществах, имеющих более 15 участников, образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества является обязательным. Функции ревизионной комиссии (ревизора) общества, если это предусмотрено уставом общества, может осуществлять утвержденный общим собранием участников общества аудитор, не связанный имущественными интересами с обществом, членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, с лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, членами коллегиального исполнительного органа общества и участниками общества.

Из ст. 47 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» следует, что ревизионная комиссия (ревизор) вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности общества. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, члены коллегиального исполнительного органа общества, а также работники общества обязаны давать необходимые пояснения в устной или письменной форме; ревизионная комиссия (ревизор) общества в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием участников общества.

Статья 85 Федерального закона «Об акционерных обществах» предусматривает обязательность избрания ревизионной комиссии (ревизора) акционерного общества «для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества».

Следует подчеркнуть, что общество вправе самостоятельно выбрать структуру изучаемого органа — будет ли он коллегиальным (ревизионная комиссия) или единоличным (ревизор) — абз. 1 п. 1 ст. 85 Федерального закона «Об акционерных обществах».

В Законе предусмотрено, что ревизионная комиссия (ревизор) избирается для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества (абз. 1 п. 1 ст. 85 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

В то же время ревизионная комиссия (ревизор) обладает полномочиями, связанными с процессом осуществления управления в акционерном обществе. Так, этот орган вправе требовать проведения внеочередного общего собрания акционеров (абз. 1 п. 1 ст. 55 Федерального закона «Об акционерных обществах») и заседаний совета директоров общества (п. 1 ст. 68 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ее, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.

В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в них. Если у руководителя или главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе ее акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, виновные привлекаются к ответственности по возмещению причиненного материального ущерба, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Несколько иная модель организации ревизионной работы закреплена в ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» <1>. Здесь предусмотрено образование ревизионной (контрольной) комиссии народного предприятия, которая (ст. 14) «осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного предприятия, соблюдением прав акционеров, а также за выполнением правил внутреннего трудового распорядка народного предприятия». Полномочия контрольной комиссии, ее количественный состав, порядок избрания ее членов, срок их полномочий, порядок работы и принятия решений на заседаниях устанавливаются положением о контрольной комиссии.

———————————

<1> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3611.

 

Законодательством предусмотрено образование ревизионной комиссии или избрание ревизора также в следующих случаях:

1) в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О хозяйственных партнерствах» образование ревизионной комиссии или избрание ревизора партнерства может быть условием соглашения об управлении, но образование таких органов не является обязательным. В соответствии со ст. 18 Закона система, структура и полномочия органов управления партнерства, порядок осуществления ими деятельности и прекращения деятельности определяются соглашением об управлении партнерством. В соответствии со ст. 18 и иными статьями Закона вопрос о компетенции ревизионной комиссии (ревизора) отнесен на соглашение участников и устав;

2) ст. 18 Федерального закона «О производственных кооперативах» указывает на обязательность формирования ревизионной комиссии (избрания ревизора). При этом в компетенцию ревизионной комиссии (ревизора) входит: контроль финансово-хозяйственной деятельности, в том числе проверка финансового состояния кооператива по итогам работы за финансовый год; подтверждение финансовой отчетности;

3) Законом РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» <1> (ст. 20) предусмотрена ревизионная комиссия. Ревизионная комиссия контролирует соблюдение устава потребительского общества, его хозяйственную, финансовую деятельность, а также деятельность созданных потребительским обществом организаций, структурных подразделений, представительств и филиалов. Есть возможность расширения компетенции за счет устава и положения о ревизионной комиссии;

———————————

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1788.

 

4) ст. 23 Федерального закона «О кредитной кооперации» предусмотрено создание контрольно-ревизионного органа (наблюдательного совета, ревизионной комиссии или ревизора). В кредитном кооперативе с количеством членов более 200 полномочия контрольно-ревизионного органа осуществляет наблюдательный совет или ревизионная комиссия кредитного кооператива. Контрольно-ревизионный орган осуществляет контроль за деятельностью кредитного кооператива и его органов, а также осуществляет иные функции, предусмотренные уставом кредитного кооператива. Члены контрольно-ревизионного органа не могут совмещать исполнение своих обязанностей с работой в кредитном кооперативе по трудовому договору;

5) ст. 33 Федерального закона «О жилищных накопительных кооперативах» в числе органов кооператива называет ревизионную комиссию (ревизора). Ревизионная комиссия (ревизор) осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью. Уставом кооператива должны быть определены компетенция и срок полномочий ревизионной комиссии (ревизора) кооператива;

6) ст. 113 Жилищного кодекса РФ содержит упоминание об «органах контроля». Статья 120 Жилищного кодекса РФ указывает на обязательность формирования ревизионной комиссии (избрания ревизора) кооператива. Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива:

а) в обязательном порядке проводит плановые ревизии финансово-хозяйственной деятельности жилищного кооператива не реже одного раза в год;

б) представляет общему собранию членов кооператива (конференции) заключение о бюджете жилищного кооператива, годовом отчете и размерах обязательных платежей и взносов;

в) отчитывается перед общим собранием членов кооператива (конференцией) о своей деятельности.

При этом члены ревизионной комиссии одновременно не могут являться членами правления жилищного кооператива, а также занимать иные должности в органах управления жилищного кооператива;

7) в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указывается состав и компетенция органов контроля такого объединения.

Статья 21 Закона относит к компетенции общего собрания в том числе:

а) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения и досрочное прекращение их полномочий;

б) избрание членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочное прекращение их полномочий.

Статья 26 данного Закона указывает: в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении, число членов которого менее чем 30, комиссия по контролю за соблюдением законодательства может не избираться, ее функции в данном случае возлагаются на одного или нескольких членов правления такого объединения.

Статья 25 указанного Закона обязывает ревизионную комиссию (ревизора):

а) проверять выполнение правлением такого объединения и председателем правления решений общих собраний членов такого объединения (собраний уполномоченных), законность гражданско-правовых сделок, совершенных органами управления таким объединением, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность такого объединения, состояние его имущества;

б) осуществлять ревизии финансово-хозяйственной деятельности такого объединения не реже чем один раз в год, а также по инициативе членов ревизионной комиссии (ревизора), решению общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) либо по требованию одной пятой общего числа членов такого объединения или одной трети общего числа членов его правления;

в) отчитываться о результатах ревизии перед общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных) с представлением рекомендаций об устранении выявленных нарушений;

г) докладывать общему собранию членов такого объединения (собранию уполномоченных) обо всех выявленных нарушениях в деятельности органов управления таким объединением;

д) осуществлять контроль за своевременным рассмотрением правлением такого объединения и председателем данного правления заявлений членов такого объединения. Дополнительная компетенция определяется уставом.

Компетенция комиссии по контролю явно не прописана, но может быть выведена из целей ее создания (ст. 26 Закона): «В целях предупреждения и ликвидации загрязнения поверхностных и подземных вод, почвы и атмосферного воздуха бытовыми отходами и сточными водами, соблюдения санитарных и иных правил содержания земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, садовых, огородных и дачных земельных участков и прилегающих к ним территорий, обеспечения выполнения правил пожарной безопасности при эксплуатации печей, электросетей, электроустановок, средств пожаротушения, а также в целях охраны памятников и объектов природы, истории и культуры на общем собрании членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрании уполномоченных) может избираться комиссия такого объединения по контролю за соблюдением законодательства». В состав ревизионной комиссии (ревизором) не могут быть избраны председатель и члены правления, а также их супруги, родители, дети, внуки, братья и сестры (их супруги);

8) в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью корпорации названа ревизионная комиссия. Ревизионная комиссия призвана осуществлять контроль за финансово-хозяйственной деятельностью. К компетенции ревизионной комиссии корпорации относятся:

а) подтверждение достоверности сведений, содержащихся в годовом отчете корпорации;

б) проверка эффективности использования бюджетных средств;

в) проверка эффективности использования имущества корпорации и иных ресурсов, выявление причин непроизводственных расходов и потерь;

г) проверка выполнения мероприятий по устранению нарушений и недостатков, ранее выявленных ревизионной комиссией корпорации;

д) проверка соответствия решений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности корпорации, принимаемых наблюдательным советом, генеральным директором и правлением корпорации, названному Федеральному закону и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;

е) контроль за целевым расходованием средств специальных резервных фондов корпорации;

ж) подготовка рекомендаций наблюдательному совету и правлению корпорации по разработке финансового плана деятельности корпорации и его корректировке;

з) иные вопросы, отнесенные к компетенции ревизионной комиссии корпорации положением о ревизионной комиссии корпорации;

9) в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О Государственной корпорации «Ростехнологии» сама госкорпорация наделена полномочиями осуществлять проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций. В соответствии со ст. 10 Закона органом внутреннего финансового контроля признана ревизионная комиссия. Принятие решений о назначении председателя и членов ревизионной комиссии и о прекращении их полномочий, а также об утверждении положения о ревизионной комиссии отнесено к компетенции наблюдательного совета. Ревизионная комиссия проводит проверку финансово-хозяйственной деятельности Государственной корпорации «Ростехнологии» за календарный год. Ревизионная комиссия Государственной корпорации «Ростехнологии» вправе проводить внеочередные проверки финансово-хозяйственной деятельности Государственной корпорации «Ростехнологии» по собственной инициативе или по требованию не менее чем одной трети членов наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростехнологии». Члены ревизионной комиссии не могут одновременно занимать какие-либо должности в иных органах Государственной корпорации «Ростехнологии»;

10) в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О Российской корпорации нанотехнологий» внутренний финансовый контроль осуществляется ревизионной комиссией;

11) в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1> органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью государственной компании является ревизионная комиссия государственной компании. Помимо этого, ст. 20 Закона предусматривает для осуществления внутреннего контроля в государственной компании создание структурного подразделения внутреннего аудита. К компетенции ревизионной комиссии государственной компании отнесено:

———————————

<1> СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3582.

 

а) подтверждение достоверности данных, содержащихся в годовом отчете о выполнении программы деятельности государственной компании на долгосрочный период;

б) проверка эффективности использования бюджетных средств, предоставленных государственной компании;

в) проверка эффективности использования имущества государственной компании, выявление причин непроизводственных расходов и потерь;

г) проверка выполнения мероприятий по устранению нарушений и недостатков, ранее выявленных ревизионной комиссией государственной компании;

д) проверка соответствия решений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности государственной компании, принимаемых наблюдательным советом государственной компании, председателем правления государственной компании, правлением государственной компании, закону о государственной компании и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;

е) контроль за эффективностью использования средств государственной компании;

ж) контроль за целевым использованием средств фонда государственной компании;

з) подготовка рекомендаций наблюдательному совету государственной компании и правлению государственной компании по разработке финансового плана государственной компании и его изменению;

и) иные отнесенные к компетенции ревизионной комиссии государственной компании положением о ревизионной комиссии государственной компании вопросы;

12) ст. 14 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» <1> указывает на избрание ревизионной комиссии. Теоретически в силу общего указания о том, что компетенция органов управления определяется уставом, остается возможность определить любую компетенцию ревизионной комиссии;

———————————

<1> СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122.

 

13) ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» упоминает о возможности создания контрольно-ревизионных органов. Положение названной статьи распространяется также на общественные организации, общественные движения и на органы общественной самодеятельности;

14) ст. 21 Федерального закона «О политических партиях» предусматривается обязательность избрания контрольно-ревизионных органов;

15) ст. 6 Федерального закона «О национально-культурной автономии» указывает, что национально-культурные автономии образуют руководящие и контрольно-ревизионные органы. В соответствии со ст. 6 названия таких органов определяются уставом национально-культурной автономии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) ст. 150 и др. Жилищного кодекса РФ указывают на необходимость формирования ревизионной комиссии (избрания ревизора) товарищества собственников жилья. Ревизионная комиссия (ревизор):

а) проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества;

б) представляет общему собранию членов товарищества заключение по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества;

в) представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов;

г) отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности.

В состав ревизионной комиссии товарищества собственников жилья не могут входить члены правления товарищества;

17) ст. 6 Федерального закона «О взаимном страховании» указывает, что устав общества должен содержать обязательно порядок управления обществом, состав и компетенцию органов управления общества и органа контроля общества, порядок их создания и порядок принятия ими решений. Статья 9 этого же Закона указывает, что органом контроля общества, осуществляющим контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества, является ревизионная комиссия (ревизор) общества. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) урегулирована несколькими положениями. С одной стороны, общая норма ст. 9 Закона указывает, что «деятельность… ревизионной комиссии (ревизора) общества… регламентируется в соответствии с настоящим Федеральным законом уставом общества и положениями об органах управления общества и органе контроля общества, утвержденными общим собранием членов общества». С другой стороны, ст. 14 Закона прямо устанавливает часть компетенции, в частности:

а) осуществляет контроль за соблюдением устава общества, работой органов управления общества, а также рассматривает обращения членов общества в случае нерассмотрения их правлением общества;

б) проводит проверки финансово-хозяйственной деятельности общества, представляет общему собранию членов общества заключение по результатам проверки годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности общества;

в) созывает общее собрание членов общества в случае, если деятельность правления общества не обеспечивает достижение целей и выполнение задач общества, а также в случае неисполнения правлением общества требования одной трети от общего числа членов общества о созыве общего собрания членов общества;

18) ст. 38 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» указывает на обязательность формирования ревизионной комиссии потребительского союза. Она контролирует соблюдение устава союза, хозяйственную, финансовую и иную деятельность союза. Есть возможность расширения компетенции за счет устава и положения;

19) в соответствии со ст. 55.21 Градостроительного кодекса РФ всероссийский съезд саморегулируемых организаций избирает членов ревизионной комиссии Национального объединения саморегулируемых организаций. В компетенцию ревизионной комиссии Национального объединения саморегулируемых организаций входит подготовка отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности Национального объединения саморегулируемых организаций.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code