1. Возрастание связи между корпоративным регулированием и противодействием коррупции

Раздел II. РОЛЬ КОРПОРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

Глава 5. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

1. Возрастание связи между корпоративным регулированием и противодействием коррупции

Как указывалось в разделе I настоящего пособия, одной из современных тенденций в развитии законодательства о противодействии коррупции является вовлечение в антикоррупционное регулирование субъектов предпринимательской деятельности. При этом предприниматели рассматриваются не столько как потенциальные нарушители антикоррупционного регулирования — потенциальные взяткодатели и получатели необоснованных незаконных выгод в результате подкупа должностного лица, сколько как союзники, обеспечивающие эффективность применения законодательства о противодействии коррупции.

К числу положений антикоррупционного законодательства, предполагающих эффективное взаимодействие с корпоративным, следует отнести, в частности, положения, из которых следует возможность применения антикоррупционного регулирования не только в отношении публичных (государственных) должностных лиц, но и в отношении лиц, ответственных за принятие решений в негосударственных частных организациях. В числе таких норм антикоррупционного регулирования следует в качестве примера привести, например, разд. 7 Закона о подкупе, в соответствии с которым организация несет ответственность за действия своих работников, которые были направлены на подкуп должностных лиц. При описании правонарушений, связанных с подкупом, рассматриваемый Закон не устанавливает разграничений между должностными лицами государственных организаций (публичными должностными лицами) и частными сотрудниками, в том числе коммерческих организаций.

Одним из первых государств, в котором был принят антикоррупционный закон, признавший преступлением подкуп иностранных лиц, были США. Речь идет о Законе США «О коррупционной практике в отношении иностранных лиц» 1977 года (Foreign Corrupt Practices Act). Последним со времени вступления Закона в силу является Закон Великобритании о взяточничестве 2010 года <1>. Принятие Закона 2010 года не означает отсутствие ведения борьбы с коррупцией в Великобритании до 2010 года. На самом деле в Великобритании существует старейшее законодательство, направленное на борьбу с коррупцией. Однако прежде борьба с коррупцией рассматривалась как уголовное деяние (criminal offence). Такой подход нашел отражение в Законе о коррупционной практике публичных лиц 1889 года (Public Bodies Corrupt Practices Act), Закон о предотвращении коррупции 1906 года (Prevention of Corruption Act) <2>. Особенностью Закона 2010 года является то, что данный Закон рассматривает дачу взятки в качестве уголовного деяния, совершаемого юридическим лицом. Такой подход хотя и вызвал критические замечания на стадии разработки Закона, тем не менее был воспринят в Законе <3>. В качестве санкции за нарушение требований антикоррупционных законов и в США, и в Великобритании предусматривается наложение штрафов, а в ряде случаев предусмотрены меры уголовной ответственности для юридического лица (см. гл. 3 разд. I настоящего пособия).

———————————

<1> См.: Bonneau J.L. Combating Foreign Bribery: Legislative Reform in the United Kingdom and Prospects for Increased Global Enforcement // Columbia Journal of Transnational Law. 2011. N 2. P. 367 — 410.

<2> Там же. P. 371, 372.

<3> См.: Raphael M., Summers B. At Last the United Kingdom Confronts Bribery: Will the draft Bribery Bill be Enough to Silence its Critics? // Business Law International. V. 10. 2009. N 3.

 

В целом принятие антикоррупционного законодательства, с одной стороны, делает необходимым повышение прозрачности в деятельности юридических лиц вообще и корпоративных организаций в частности. С другой стороны, совершенствование корпоративного регулирования, в свою очередь, позволяет формулировать новые требования, устанавливающие правила должного поведения для органов и работников корпоративных организаций, исполнение которых либо затрудняет, либо делает практически невозможным совершение правонарушений коррупционного характера.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code