Глава 4. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ЧАСТНОМ СЕКТОРЕ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ КАК ПРИМЕР ВКЛЮЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМУ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

В качестве условия принятия Сербии в члены ЕС было выдвинуто условие о необходимости принятия мер, направленных на противодействие коррупции. Одним из важнейших направлений противодействия коррупции является предотвращение конфликта интересов в публичной и частной сфере. В ст. 6 Конституции Республики Сербия от 8 ноября 2006 г. содержится норма о запрете конфликта интересов: «Никто не может осуществлять государственную или иную функцию, которая находится в конфликте с его другими функциями, занятиями и частными интересами» <1>. В целях координации деятельности государства по противодействию коррупции в 2008 году было учреждено Агентство по борьбе против коррупции на основании Закона об Агентстве по борьбе против коррупции 2008 года <2>. В своей деятельности Агентство по борьбе против коррупции основывается на положениях Закона о конфликте интересов 2011 года <3> и других нормативных актов. При разработке Закона о конфликте интересов были учтены требования международных конвенций о противодействии коррупции.

———————————

<1> Службени гласник. 2006. N 98.

<2> Службени гласник. 2008. N 97/08. 5210, 66/11.

<3> Службени гласник. 2011. N 53.

 

В Сербии особое место в противодействии коррупции в частном секторе занимает Хозяйственная палата Сербии. Закон о хозяйственных палатах 2001 года определяет хозяйственную палату как независимую организацию, объединяющую хозяйственные общества, предпринимателей и иные организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности.

Хозяйственная палата является юридическим лицом, которое ведет реестр своих членов.

В Сербии хозяйственные палаты учреждаются на республиканском, краевом и региональном уровне. Так, на республиканском уровне учреждена Хозяйственная палата Сербии и на краевом уровне Хозяйственная палата Воеводины. Кроме того, учреждены региональные хозяйственные палаты, которые объединяют хозяйственные общества и предпринимателей на территории нескольких общин.

Согласно изменениям и дополнениям Закона о хозяйственных палатах не менее 100 хозяйственных обществ могут учреждать другие хозяйственные палаты по интересам в соответствии с видом деятельности данных хозяйственных обществ.

В соответствии со ст. 8 Закона о хозяйственных палатах членами хозяйственной палаты являются хозяйственные общества, банки, финансовые организации и иные организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности.

Хозяйственная палата осуществляет следующие виды деятельности:

— оказание специализированной помощи своим членам в целях повышения эффективности их предпринимательской деятельности;

— мониторинг развития отраслей экономики, представленных в хозяйственной палате;

— развитие и содействие экономическому сотрудничеству с другими странами;

— представительство сербских хозяйственных обществ в других странах и включение их в международное разделение труда;

— стимулирование исследований в области научно-технологического развития;

— развитие предпринимательства и использование международного опыта в данной области;

— содействие деловым связям членов хозяйственной палаты и их информационное обеспечение;

— оказание организационно-правовой помощи при учреждении новых хозяйственных обществ и реструктуризации действующих хозяйственных обществ;

— оказание помощи в получении коммерческих кредитов и налаживании сотрудничества с коммерческими банками;

— разработка типовых договоров между хозяйственными обществами.

Кроме того, хозяйственная палата участвует в разработке законов, Кодекса деловой этики, Кодекса корпоративного управления, правил добросовестного ведения предпринимательской деятельности.

Органами управления хозяйственной палаты являются общее собрание, административный совет и президент.

Общее собрание хозяйственной палаты принимает устав, финансовый план, годовой отчет, а также избирает и отзывает членов административного совета.

Административный совет осуществляет функции коллегиального исполнительного органа. В компетенцию административного совета входит подготовка постановления общего собрания и выполнение его решений.

Президент (председатель) хозяйственной палаты представляет ее вовне и руководит ее деятельностью.

В соответствии с Законом о хозяйственных палатах при Хозяйственной палате Сербии учреждаются Суд чести и Суд (арбитраж), избираемый на постоянной основе.

Согласно Инструкции Хозяйственной палаты Сербии от 18 апреля 2006 г. о Суде чести при Хозяйственной палате Сербии <1> в компетенцию данного суда входит разрешение споров хозяйствующих субъектов в следующих случаях:

———————————

<1> Службени гласник. 2006. N 39.

 

— нарушение общепринятых деловых обычаев и деловой этики в области корпоративного управления;

— монопольное и доминирующее положение на рынке;

— недобросовестная конкуренция и спекулятивные действия на рынке;

— причинение вреда гражданам и другим участникам правового оборота;

— нарушение положений Кодекса деловой этики и Кодекса корпоративного управления.

Суд чести при Хозяйственной палате Сербии может установить следующие виды ответственности для хозяйствующих субъектов, нарушивших положения Кодекса деловой этики и Кодекса корпоративного управления:

— запрещение участия в работе органов Хозяйственной палаты Сербии и в работе выставок и ярмарок;

— исключение из расписания движения железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта;

— запрещение занятия определенным видом экономической деятельности до устранения нарушений положений Кодекса деловой этики и Кодекса корпоративного управления.

В случае запрещения занятия определенным видом экономической деятельности Суд чести при Хозяйственной палате Сербии обязан известить о своем решении компетентный орган, который ведет реестр хозяйствующих субъектов.

Суд чести при Хозяйственной палате принимает решение большинством голосов в составе трех судей. При этом один из судей должен быть специалистом в определенной сфере экономики или предпринимательской деятельности.

Наряду с Судом чести при Хозяйственной палате учреждается Суд (арбитраж), в компетенцию которого входит разрешение спорных вопросов между хозяйствующими субъектами путем посредничества.

Хозяйственная палата Сербии избирает судей-арбитров из числа судей торговых судов, научных работников и специалистов в определенной сфере экономики или предпринимательской деятельности.

Согласно Инструкции Хозяйственной палаты Сербии от 25 июля 2002 г. о Суде (арбитраже), избираемом на постоянной основе, разрешение споров между хозяйствующими субъектами может осуществляться коллегиально в составе трех арбитров или одним арбитром по усмотрению сторон.

Каждая сторона наряду с арбитрами, утвержденными общим собранием Хозяйственной палаты, может предложить по одному арбитру из числа специалистов в определенной сфере экономики или предпринимательской деятельности.

В соответствии с Законом о хозяйственных палатах решение арбитражного суда стороны должны выполнять добровольно. В противном случае разрешение спора между хозяйствующими субъектами осуществляется компетентным хозяйственным судом.

В соответствии с Законом о хозяйственных палатах и Уставом Хозяйственной палаты Сербии общее собрание Хозяйственной палаты 15 декабря 2005 г. приняло Кодекс деловой этики и Кодекс корпоративного управления <1>.

———————————

<1> Службени гласник. 2006. N 1.

 

Кодекс деловой этики устанавливает принципы и правила деловой этики, которых должны придерживаться хозяйствующие субъекты — члены Хозяйственной палаты Сербии, в том числе их филиалы и зависимые общества.

Кодекс деловой этики относит к числу основных принципов деловой этики следующие:

1) принцип персональной ответственности хозяйствующего субъекта;

2) принцип неукоснительного соблюдения законов, подзаконных актов, договоров и деловых обычаев;

3) принцип добросовестности и уважительного отношения к деловым партнерам;

4) запрещение злоупотребления правом;

5) основные положения договоров между хозяйствующими субъектами не должны ставить под сомнение их смысл и значение;

6) запрещение заключения мнимых и фиктивных договоров;

7) договорные обязательства должны неукоснительно выполняться;

8) споры между хозяйствующими субъектами должны разрешаться прежде всего посредством переговоров.

В Кодексе деловой этики особое значение придается предупреждению конфликта интересов в хозяйствующих субъектах.

В целях предотвращения конфликта интересов в хозяйственных обществах вводится запрет на использование их активов в личных интересах, на злоупотребление руководящим положением и недобросовестное использование доверительной информации о хозяйственном обществе.

Кодекс деловой этики подробно регламентирует наличие личного интереса у представителей органов управления хозяйственными обществами. Среди представителей органов управления хозяйственными обществами Кодекс деловой этики выделяет прежде всего совет директоров, единоличных директоров, членов коллегиальных исполнительных органов, членов наблюдательных советов, представителей хозяйственных обществ, внешних и внутренних ревизоров, которые при принятии решений должны руководствоваться прежде всего интересами хозяйственных обществ.

Принятие в 2004 году нового Закона о хозяйственных обществах послужило стимулом для принятия Кодекса корпоративного управления, который был разработан Хозяйственной палатой Сербии при участии юридического и экономического факультетов Белградского университета.

Кодекс корпоративного управления от 15 декабря 2005 г. состоит из восьми глав: глава I — Общие положения; глава II — Общее собрание акционеров и права акционеров; глава III — Исполнительный орган; глава IV — Надзорный орган в хозяйственном обществе; глава V — Информирование общественности; глава VI — Ревизия финансовой отчетности; глава VII — Нарушение Кодекса; глава VIII — Переходные и заключительные положения.

Основные положения Кодекса корпоративного управления нашли свое отражение в Законе о хозяйственных обществах от 27 мая 2011 г. <1>.

———————————

<1> Службени гласник. 2011. N 36.

 

В Кодексе корпоративного управления особое внимание уделяется конфликту интересов в хозяйственном обществе. Так, согласно ст. 245 конфликт интересов между членами исполнительного органа хозяйственного общества и обществом в целом возникает в следующих случаях:

1) если член исполнительного органа хозяйственного общества или члены его семьи имеют личный интерес, который противостоит интересам хозяйственного общества;

2) если член исполнительного органа прямо или косвенно принимает участие в деятельности другого хозяйствующего субъекта, который является конкурентом на внутреннем или внешнем рынке.

При наличии конфликта интересов член исполнительного органа хозяйственного общества должен действовать прежде всего в интересах хозяйственного общества, а не в своих интересах.

Любой член исполнительного органа хозяйственного общества должен незамедлительно известить исполнительный орган о наличии конфликта интересов. В свою очередь, председатель исполнительного органа должен в кратчайшие сроки созвать заседание исполнительного органа и принять по данному вопросу соответствующее решение.

Общее собрание акционеров должно освободить от занимаемой должности члена исполнительного органа, если между членом исполнительного органа и хозяйственным обществом существует конфликт интересов в течение длительного периода времени.

В случае нарушения правил Кодекса корпоративного управления Хозяйственная палата Сербии, компетентные государственные органы или гражданин могут возбудить дело перед судом чести при Хозяйственной палате Сербии.

Суд чести при Хозяйственной палате Сербии выносит решение на основании закона, устава хозяйственной палаты и инструкции о Суде чести при Хозяйственной палате Сербии.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗДЕЛУ I

 

1. Значение противодействия коррупции для российского экономического развития. Проведенный анализ как международного регулирования, так и зарубежного законодательства показывает то, что на современном этапе происходит существенная активизация противодействию коррупции. Отчасти такая активизация связана с пересмотром роли государства в регулировании рынка и экономики в целом. Такой пересмотр наметился в связи с действиями, предпринимавшимися государствами для преодоления экономического кризиса, начиная с конца 2008 года. Пересмотр оценок роли и места государства сделал необходимым также и анализ опасностей, связанных с повышением роли государства в управлении экономикой.

Государства, в которых экономика была основана на государственной собственности и которая управлялась централизованно преимущественно методами административного управления, к числу которых, в частности, относится и Россия, в наибольшей степени оказываются уязвимыми. Для таких государств вопрос эффективности противодействия коррупции равноценен вопросу эффективности экономики в целом. Дело в том, что для таких государств приверженность к управлению традиционными методами делает экономику наиболее уязвимой и неспособной противодействовать коррупционным преступлениям. В таких государствах, к числу которых относится и Россия, вопрос подкупа должностного лица диктуется не столько стремлением предпринимателя получить преимущества или льготы при ведении бизнеса. Речь идет о том, что предприниматель поставлен в такие условия, что для него взятка должностному лицу является условием выживания. В таких условиях подкуп должностного лица (или по-иному «откат») является условием ведения предпринимательской деятельности в принципе. Учитывая это, эффективное противодействие коррупции становится условием национального экономического развития, а также привлечения инвестиций, в том числе иностранных. При этом, учитывая истоки и глубину проникновения коррупции в экономическую структуру общества, представляется недостаточным проведение отдельных антикоррупционных мероприятий поиска и нахождения коррумпированных должностных лиц и/или коррумпирующих предпринимателей. Речь должна идти о выстраивании системы взаимоотношений между органами государственного управления и предпринимательскими объединениями (организациями), обеспечивающей такой уровень прозрачности отношений между отдельным предпринимателем и органом власти (должностным лицом), при котором получение (предоставление) предпринимателем(-ю) и условия такого получения (предоставления) права становятся всегда очевидными и понятными для любых третьих лиц.

2. Важность использования опыта международного и зарубежного регулирования для организации национальной системы противодействия коррупции. Усиление международного взаимодействия, глобализация международных хозяйственных связей привели к постепенной эволюции международной и национальных систем противодействия коррупции. Эволюционировало как само понимание категории «коррупция», так и порядок применения норм, направленных на противодействие коррупционным проявлениям.

Что касается понимания категории «коррупция», то постепенно стало формироваться более широкое и глобальное понимание этого явления. Во-первых, коррупция связывается не только и не столько с подкупом должностного лица. Речь идет о действиях активного и пассивного характера (предложение и получение взятки (см. выше), следствием которых является не только и не столько получение необоснованных льгот, преимуществ или выгод, сколько дестабилизация рынка в целом.

Во-вторых, расширяется круг лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за совершение правонарушений, связанных с коррупцией. Так, предпринимательские организации все активнее вовлекаются в противодействие коррупции. Это происходит за счет того, что лицом, которое может быть обвинено в совершении коррупционного правонарушения, может быть не только государственный служащий, но и служащий (работник) частной компании. Кроме того, правонарушение, связанное с коррупцией, может состоять в том числе в неспособности компании (юридического лица) построить систему внутреннего управления образом, исключающим возможность совершения коррупционных правонарушений со стороны работников такого лица (см. разд. 7 Закона о подкупе).

Наконец, в-третьих, применение антикоррупционных норм становится все более глобальным. Иными словами, любая компания (юридическое лицо) рискует подвергнуться применению в отношении себя норм антикоррупционного законодательства «чужого для него» государства.

Вступление России в ВТО, развитие международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности российских предпринимателей делает необходимым изучение зарубежного опыта с тем, чтобы максимально исключить возможность применения антикоррупционного законодательства.

Таким образом, учитывая складывающиеся тенденции, представляют интерес два аспекта изучения зарубежного опыта. В первом случае речь идет скорее о прагматическом аспекте изучения в смысле обеспечения условий, которые позволят российским предпринимателям избежать неадекватного применения антикоррупционного регулирования. Во втором случае речь идет о возможном заимствовании положительного зарубежного опыта и применении его в отечественном законодательстве.

3. Важность активной позиции органов государственного управления в противодействии коррупции. Анализ практики применения антикоррупционного законодательства в зарубежных странах позволяет сделать вывод о том, что в этих странах государственные органы занимают весьма активную позицию в противодействии коррупции. Активность позиции государственных регулирующих органов проявляется прежде всего в активном сотрудничестве органов государственного регулирования с предпринимательскими структурами как в лице отдельных предпринимателей, так и в лице объединений предпринимателей. Такое сотрудничество проявляется в достаточной открытости органов государственного регулировании в смысле разъяснения своей позиции в части толкования и применения законодательства, находящегося в компетенции соответствующего органа <1>. Другой формой взаимодействия регулирующих органов и предпринимателей является совместное открытое публичное обсуждение проектов нормативных актов. Предварительное опубликование проектов нормативных актов уже практикуется отдельными ведомствами (например, ФСФР России). Гласное и открытое обсуждение проектов документов обеспечивает качественную разработку документов и в определенной степени снижает коррупционные риски, поскольку открытое обсуждение проекта правового акта позволяет выявить места, требующие более конкретного и детального описания. Обсуждение проектов отдельных законодательных актов уже начинает входить в практику российских органов законодательной власти.

———————————

<1> Примером разъяснения позиции органов государственного регулирования является форма так называемых no action letters — «писем о невмешательстве» или писем о непредъявлении исковых требований. По своей природе такие письма представляют собой официальное разъяснение позиции ведомства в отношении толкования нормы права применительно к конкретной ситуации. Примером разрешения спорной ситуации может служить постепенное появление первых электронных торговых систем на финансовом рынке США. В конце 60-х гг. XX в. возможность и юридическая корректность (законность) использования электронных вычислительных систем на финансовом рынке не была столь очевидной как в настоящее время. Не ясны были юридическая безупречность проводимых операций, требования, предъявляемые к таким системам. Прежде чем сформулировать первые правовые нормы в форме Положения 15c2-10 (Rule 15c2-10), Комиссия по ценным бумагам и биржам США опубликовала 11 писем о невмешательстве, разъясняющих позицию органа государственного регулирования. Подробнее см.: Jan De Bel. Automated trading systems and the concept of an «exchange» in an international conext proprietary systems: s regulatory headache! // Unty of Pennsylvania Journal of Int’l Business Law. 1993. V. 14. N 2. P. 169 — 211.

 

Установление открытого профессионального диалога между органами власти и предпринимателями позволяет минимизировать коррупционные риски, с одной стороны. С другой стороны, открытое взаимодействие между органами власти и предпринимателями позволяет также в определенной степени минимизировать риски применения санкций, предусматриваемых зарубежным антикоррупционным законодательством в отношении российских предпринимателей <1>.

———————————

<1> Предварительное обсуждение проектов правовых актов является условием членства России в ВТО, и такая практика должна рассматриваться не только как форма противодействия коррупции, но и как выполнение принятых международно-договорных обязательств России, связанных с членством в ВТО. «В соответствии с условиями ВТО мы обязаны будем публиковать проекты всех нормативных актов общего применения таким образом, чтобы экономические операторы, индивидуальные предприниматели могли с ними познакомиться и внести свои предложения, которые должны быть учтены при доработке этих документов. Все, что касается движения товаров, услуг и капиталовложений, поскольку они связаны с услугами, мы должны публиковать. У нас это делается, но не всегда и не везде». См.: ВТО или не ВТО: Интервью с главой российской делегации на переговорах о вступлении в ВТО М.Ю. Медведковым // Российская газета (Неделя). 2012. 16 авг. С. 8, 9.

 

4. Необходимость усиления интеграционного взаимодействия государств Таможенного союза для противодействия коррупции. Нельзя не обратить внимание на то, что на сегодняшний день все государства, входящие в Таможенный союз, ранее относились к числу государств с планово-административной системой управления экономикой. До сих пор методы и различные способы государственного управления сохраняют свое значение, что делает эти государства уязвимыми для применения в отношении предпринимателей из таких государств различных норм антикоррупционного законодательства, включая применение санкций.

В то же время борьба с коррупционными проявлениями является весьма актуальной и жизненно необходимой для каждого из государств — членов Таможенного союза и участников ЕврАзЭС по соображениям, изложенным в п. 1 настоящих выводов и рекомендаций по разделу I. В этой связи представляется актуальным:

1) исследование состояния национальных законодательств и мер, направленных на противодействие коррупции;

2) разработка форм и программ координации действий по противодействию коррупции; разрабатываемые программы должны предусматривать также и формы вовлечения и координации действий предпринимательских структур в противодействие коррупции;

3) имея в виду возможную перспективу расширения Таможенного союза, было бы целесообразно разработать примерные требования в отношении системы мер по противодействию коррупции с тем, чтобы в дальнейшем при приеме новых членов принимать новых членов с учетом соответствия нового члена требованиям о противодействии коррупции, подобно тому, как то было сделано ЕС при решении вопроса о вступлении Сербии (см. выше).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code